Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уравнение теплового баланса для судовой энергетической установки

Поиск

 

Потоки энергии в СЭУ имеют сложный ха­рактер, обусловленный на­личием нескольких видов энергии: химической энер­гии топлива, механической, электрической, тепловой — в виде энергии пара, горя­чей воды, выпускных газов, нагретого масла, потенци­альной сжатого воздуха или пара.

Для судовой энергетической установки с дизельной установкой, уравнение теплового баланса можно записать в виде:

 

где

- сумма химической теплоты, выделившаяся при сгорании топлива в главных и вспомогательных двигателях, парогенераторах, другом оборудовании;

- сумма эффективных мощностей главных двигателей, дизельгенераторов, котлов, другого оборудования, выраженная в мощностях потоков энергии;

- сумма потерь теплоты, раздельно для каждого вида потерь.

 

При расчете теплового баланса необходимо учесть использование вторичных источников энергии: теплоту и давление отработавших (выхлопных) газов, теплоту, отводимую от охлаждающего контура пресной воды самого дизеля и наддувочного компрессора и т.д. Например, сокращение паропроизводительности вспомогательных котлов за счет установки утилизационных котлов, или использование охлаждающей воды ДВС в водоопреснительных установках и т.д.

Судно в процессе эксплуатации имеет несколько режимов работы. Для промысловых судов основными режимами работы являются:

- ходовой режим перехода к месту промысла;

- работа на промысле;

- ходовой режим перехода от места промысла с продукцией;

- стоянка в порту;

- стоянка на рейде;

- аварийный режим;

- другие режимы.

На каждом из режимов двигатели и другое оборудование имеет разную загрузку. Так, для промысловых судов, если судно находится в ходовом режиме перехода к месту промысла, то главные двигатели работают в номинальном режиме, электростанция загружена на 20…30%, в случае установки утилизационных котлов – вспомогательные котлы практически без нагрузки, рефрижераторная установка загружена также мало. Если судно находится в ходовом режиме перехода от места промысла (с продукцией), то главные двигатели работают в номинальном или максимальном режиме, электростанция загружена на 30…40%, вспомогательные котлы загружены на 50…100 %, рефрижераторная установка загружена на 90…100%. То есть, в соответствии с загрузкой оборудования, для каждого режима работы судна существует свой тепловой баланс СЭУ.

Общий порядок расчета баланса и выбор расчетного режима работы судна изложен в разделе 2.

Если объектом дипломного проектирования является вспомогательное оборудование или механизм, то дополнительно к расчету общего теплового баланса СЭУ необходимо выполнить расчет теплового баланса указанного оборудования.

Тепловой баланс ДВС

 

Тепловой баланс ДВС имеет вид:

 

или

 

где

- теплота, выделившаяся при сгорании топлива, кВт;

- расход топлива, кг/час;

- низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;

- эффективная мощность двигателя – это мощность, измеряемая на выходном фланце коленчатого вала, для дизельредукторных агрегатов (ДРА) эффективная мощность измеряется на выходном фланце редуктора, кВт;

- сумма потерь теплоты, раздельно для каждого вида потерь, кВт.

Двигатели внутреннего сгорания относятся к числу наиболее экономичных двигателей. КПД лучших образцов ДВС достигает 50—51 %, однако и в них теряется значительное количество теп­лоты: около 30—40 % с выпускными газами, 10—20 % с охлаждающими средами (вода, масло).

На рисунке 1 представлена типовая диаграмма теплового ба­ланса судовых ДВС. Все потоки энергии выражены в процентах, причем за 100 % принята химическая энергия сжигаемого топлива qт.

 

 

Рисунок 1 — Типовая диаграмма теплового баланса судовых ДВС

 

Полезная работа — qпол характеризуется эффективным КПД двигателя – ηе .

К потерям энергии относятся: qн — теплота, рас­сеиваемая двигателем в окружающую среду и неучтенные потери; qM — теплота, отводимая с охлаждающим маслом; qвод — теплота, отводимая от двигателя с охлаждающей водой; qв — теп­лота, отбираемая от воздуха в воздухоохладителе турбонагнетателя, данный вид потерь имеет существенное значение и учитывается при высоких степенях наддува; qвг теплота, отводимая с выпускными газами двигателя.

Большие значения КПД – для ДВС большей мощности, меньшие для ДВС небольшой мощности. При мощности ДВС менее 200 кВт, нижнее значение КПД может уменьшиться на 5%.

Анализируя диаграмму можно сделать несколько выводов:

1 Наибольшие потери – это потери с выхлопными газами, далее, по степени убывания, идут потери с охлаждающей водой, потери теплоты, отбираемые от воздуха в воздухоохладителе турбонагнетателя, потери теплоты, отводимые с охлаждающим маслом, потери теплоты, рас­сеиваемые двигателем в окружающую среду и прочие неучтенные потери.

2 Наибольшие потери – это потери с выхлопными газами, далее, по степени убывания, идут потери с охлаждающей водой, потери теплоты, отбираемые от воздуха в воздухоохладителе турбонагнетателя, потери теплоты, отводимые с охлаждающим маслом, потери теплоты, рас­сеиваемые двигателем в окружающую среду и прочие неучтенные потери.

3 Тепловой баланс дизеля зависит от его типа. При этом принята следующая классификация дизелей по частоте вращения n об/мин:

Малооборотные дизеля (МОД) n = 90…300 об/мин;

среднеоборотные дизеля (СОД) n = 300…1000 об/мин;

высокооборотные дизеля (ВОД) n≥ 1000 об/мин.

4 Наибольший КПД и соответственно наименьший удельный расход топлива, у МОД, наибольший – у ВОД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.007 с.)