Кафедра Экономической теории и корпоративного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Экономической теории и корпоративного управления



Кафедра Экономической теории и корпоративного управления

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ____________________

подпись.

Протокол №6 от 28 февраля 2008г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины Экономическая теория Блок дисциплин ОПД

Специальность Бухгалтерский учет, Финансы и кредит, Налоги и налогообложение

Факультет финансов-экономический

Форма обучения дневная

 

Финансы и кредит: Курс: 1 Семестр: 1-2 Форма обучения дневная ВСЕГО - 270 час. Лекции: 68 час. Практические занятия:68 час. Самостоятельная работа: 134 час. Форма итогового контроля: два экзамена Курсовая работа 2 семестр по «Экономической теории»   Бухгалтерский учет: Курс: 1 Семестр: 1-2 Форма обучения дневная ВСЕГО - 296 час. Лекции: 68 час. Практические занятия: 68 час. Самостоятельная работа160 час. Форма итогового контроля: два экзамена Курсовая работа: 2 семестр по «Экономической теории»   Налоги и налогообложение Курс: 1 Семестр: 1-2 Форма обучения дневная ВСЕГО 120 час. Лекции - 34 час. Практические занятия: 52 час. Самостоятельная работа - 34 час. Форма итогового контроля: два экзамена  

 

 

Сыктывкар, 2008


 

Пояснительная записка

Формирование объемного и всестороннего экономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Экономическая теория» изучается на всех экономических специальностях. В свой макроэкономической части он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

Учебной целью данного курса в первом семестре является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

Во втором семестре, учебной целью микроэкономической части курса является изучение закономерностей рационального экономического поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, при различных типах рыночных структур, и на этой основе – оценка влияния на общее благосостояние государственного вмешательства в функционирование рынков. Изучение основ истории экономических учений в конце курса имеет своей целью углубление полученных теоретических знаний за счет понимания этапов эволюции экономической мысли и вклада великих мыслителей прошлого в современную экономическую науку.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности и успешно к ним приспосабливаться.

Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, критического мышления, без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для специалиста в области финансов и бухгалтерского учета знание макро- и микроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы аналитические и прогностические навыки, умение сопоставлять будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Курс «Экономическая теория» тесно связан с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов, как «Финансы», «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеждмент», «Финансовый менеждмент», «Ценообразование», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Налогообложение», «Денежное обращение и кредит», «Банковское дело».

Таким образом, место и роль курса экономической теории заключается в создании методологический и терминологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, опирающегося на универсальные экономические принципы и закономерности.

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и важнейших закономерностей;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», «IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной и кредитно-денежной политики.

- изучение теорий и моделей поведения потребителя, видов и эластичности спроса;

-изучение моделей производства и равновесия производителя;

-изучения сущности, видов, издержек и моделей поведения фирм при различных типах рыночных структур;

- изучение сущности, видов, влияния на общественное благосостояние монополий и их государственного регулирования;

- изучение особенностей функционирования рынков ресурсов и формирования первичных факториальных доходов;

-изучение рисков хозяйствования и способов их снижения;

- изучение базовых этапов эволюции экономической мысли и основных экономических школ прошлого и настоящего.

После изучения данного курса студент должен иметь следующие компетентностные характеристики:

-иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики;

- понимать взаимосвязи между экономическими и политическими процессами;

- знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики;

- понимать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

-знать содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной, внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики;

- освоить принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

На основе изучения данного курса студент должен уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций,

предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать экономическую информацию;

- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере принятия экономических решений;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- проводить анализ программ социально-экономического развития, определять стратегии развития хозяйствующих субъектов и их подразделений;

- владеть специальной экономической терминологией, навыками самообучения, профессиональной аргументации.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет большого количества контрольных работ, которые являются формой промежуточного контроля знаний. По истории экономических учений в рамках самостоятельной работы предусмотрено написание реферата. Формой итогового контроля является экзамен после первого семестра и экзамен после второго семестра, а также защита курсовой работы, написание которой призвано научить студента применять теоретические знания к анализу конкретных экономических проблем современной экономики России и других стран.

 


3. Содержание учебной дисциплины

 

 

«Микроэкономика».

Семестр 2.

 

Список литературы к курсу «Экономическая теория»

 

Основной:

 

  1. Киселева Е.А. Макроэкономика.-М.:Изд-во Эксмо, 2006.
  2. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2007.
  3. Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.: КНОРУС, 2006.
  4. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, Юданова – М.: КНОРУС, 2006.
  5. Ивашковский С.Н.Макроэкономика.-М.:Дело, 2006
  6. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева- М.:Владос, 2006.
  7. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М:Норма, 2007.
  8. Нуреев Р.М.Курс макроэкономики. М.:Норма,2006

 

Дополнительный:

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М:Республика, 2006.

2. Экономическая теория: макро, микро, мегаэкономика/ под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича- СПб.: Питер, 2004.

3. Экономика/ под ред. А.С. Булатова- М.: Юристъ, 2005.

4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ.-М.:Дело, 2006.

5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.- М: Республика, 2005.

6. Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.: Норма, 2006.

 


Контроль знаний

Вопросы к экзамену по курсу

«Экономическая теория. Микроэкономика» (семестр II)

 

  1. .Предмет, субъекты и особенности анализа микроэкономики.
  2. .Спрос: сущность, виды, особенности потребительского спроса.
  3. .Эластичность спроса по цене: определение, измерение, факторы и свойства.
  4. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса: измерение и анализ.
  5. .Понятие избытка потребителя и производителя при частичном рыночном равновесии, их значение в микроанализе.
  6. .Эластичность предложения: измерение и факторы.
  7. Полезность благ и ее измерение в кардиналистком подходе. Законы Госсена. Правило максимизации полезности (равновесие потребителя)
  8. Ординалисткая(порядковая) теория поведения потребителя. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия и условия равновесия потребителя.
  9. Равновесие потребителя в условиях жесткого взаимодополнения или абсолютного взаимозамещения благ. Кривые Энгеля и «цена-потребление»
  10. Производство: сущность и факторы. Закономерности производства с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности переменного ресурса.
  11. Модель производства с двумя переменными факторами. Изокванта и предельная норма технического замещения. Изокоста. Условие равновесия производителя (правило минимизации издержек).
  12. Кривая «путь развития» и моделирование экономии на масштабах через изокосты и изокватнты.
  13. Сущность и виды фирм, технологический подход к определению фирмы.
  14. .Институциональный подход к определению фирмы. Виды ресурсов и контрактов, образующих фирму.
  15. Издержки фирмы: сущность и виды (внешние и внутренние, производственные и трансакционные, возвратные и безвозвратные).
  16. Сущность, виды и значение прибыли для деятельности предпринимательской фирмы.
  17. Издержки фирмы в краткосрочный период. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки, их динамика и факторы изменения.
  18. Издержки фирмы в долгосрочный период. Минимально-эффективный размер фирмы. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
  19. Границы фирмы, формы и причины их изменения. Внутренняя и внешняя концентрация. Основные показатели концентрации продавцов на рынке.
  20. Рыночная структура – сущность и виды. Структурообразующие факторы.
  21. Барьеры для входа (выхода) на рынок: определение, виды, значение.
  22. Конкуренция: сущность, формы и виды, значение в рыночной экономике
  23. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочный период (два метода определения).
  24. Фирма и отрасль при совершенной конкуренции. Долгосрочное равновесие фирмы.
  25. Монополия – сущность, виды, причины возникновения.
  26. Равновесие фирмы в условиях абсолютной монополии. Монопольная цена и монопольная прибыль.
  27. Экономические последствия монополии.
  28. Естественная (технологическая) монополия: особенности, сферы, формы государственного регулирования.
  29. Ценовая дискриминация: понятие, типы, последствия.
  30. Монополистическая конкуренция: особенности, равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
  31. Олигополия: понятие, виды, особенности, причины возникновения.
  32. Модели нескоординированной олигополии (дуополии): Курно, Бертрана, Нэша (теория игр).
  33. Модель Суизи (ломаная кривая спроса олигополиста)
  34. Скоординированная олигополия: модель картеля, лидерство в ценах (модель Стакелберга), ценообразование «издержки плюс».
  35. Особенности спроса на ресурс в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Предельный продукт в денежной форме. Факторы изменения спроса на ресурс и факторы его эластичности.
  36. Правило наименьших издержек и правило максимизации прибыли, выраженные через рынок ресурсов.
  37. Рынок труда: особенности спроса и предложения. Равновесие на конкурентном и монопсоническом рынке труда.
  38. Модель двухсторонней монополии на рынке труда. Роль профсоюзов.
  39. Особенности спроса и предложения на рынке земли. Экономическая чистая и дифференциальная рента. Цена земли.
  40. Спрос и предложение на рынке капитала. Временное предпочтение и дисконтирование. Приведенная стоимость будущих доходов. Внутренняя норма окупаемости инвестиций.
  41. Неопределенность и риск хозяйствования. Виды и факторы риска. Отношение к риску и способы его снижения.
  42. Антимонопольная политика – цели, инструменты, формы.
  43. Измерение затрат и результатов в экономической теории
  44. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Открытие, закрытие, санация и банкротство фирмы

Кафедра Экономической теории и корпоративного управления

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ЭТиКУ,

д.э.н., профессор, академик РАЕН

А.П. Шихвердиев ____________________

подпись.

Протокол №6 от 28 февраля 2008г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины Экономическая теория Блок дисциплин ОПД

Специальность Бухгалтерский учет, Финансы и кредит, Налоги и налогообложение

Факультет финансов-экономический

Форма обучения дневная

 

Финансы и кредит: Курс: 1 Семестр: 1-2 Форма обучения дневная ВСЕГО - 270 час. Лекции: 68 час. Практические занятия:68 час. Самостоятельная работа: 134 час. Форма итогового контроля: два экзамена Курсовая работа 2 семестр по «Экономической теории»   Бухгалтерский учет: Курс: 1 Семестр: 1-2 Форма обучения дневная ВСЕГО - 296 час. Лекции: 68 час. Практические занятия: 68 час. Самостоятельная работа160 час. Форма итогового контроля: два экзамена Курсовая работа: 2 семестр по «Экономической теории»   Налоги и налогообложение Курс: 1 Семестр: 1-2 Форма обучения дневная ВСЕГО 120 час. Лекции - 34 час. Практические занятия: 52 час. Самостоятельная работа - 34 час. Форма итогового контроля: два экзамена  

 

 

Сыктывкар, 2008


 

Пояснительная записка

Формирование объемного и всестороннего экономического мышления – неотъемлемая часть экономического образования. Именно поэтому курс «Экономическая теория» изучается на всех экономических специальностях. В свой макроэкономической части он позволяет понять всеобщие взаимозависимости в границах национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

Учебной целью данного курса в первом семестре является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

Во втором семестре, учебной целью микроэкономической части курса является изучение закономерностей рационального экономического поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, при различных типах рыночных структур, и на этой основе – оценка влияния на общее благосостояние государственного вмешательства в функционирование рынков. Изучение основ истории экономических учений в конце курса имеет своей целью углубление полученных теоретических знаний за счет понимания этапов эволюции экономической мысли и вклада великих мыслителей прошлого в современную экономическую науку.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности и успешно к ним приспосабливаться.

Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, критического мышления, без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для специалиста в области финансов и бухгалтерского учета знание макро- и микроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы аналитические и прогностические навыки, умение сопоставлять будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Курс «Экономическая теория» тесно связан с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов, как «Финансы», «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеждмент», «Финансовый менеждмент», «Ценообразование», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Налогообложение», «Денежное обращение и кредит», «Банковское дело».

Таким образом, место и роль курса экономической теории заключается в создании методологический и терминологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, опирающегося на универсальные экономические принципы и закономерности.

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и важнейших закономерностей;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», «IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной и кредитно-денежной политики.

- изучение теорий и моделей поведения потребителя, видов и эластичности спроса;

-изучение моделей производства и равновесия производителя;

-изучения сущности, видов, издержек и моделей поведения фирм при различных типах рыночных структур;

- изучение сущности, видов, влияния на общественное благосостояние монополий и их государственного регулирования;

- изучение особенностей функционирования рынков ресурсов и формирования первичных факториальных доходов;

-изучение рисков хозяйствования и способов их снижения;

- изучение базовых этапов эволюции экономической мысли и основных экономических школ прошлого и настоящего.

После изучения данного курса студент должен иметь следующие компетентностные характеристики:

-иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики;

- понимать взаимосвязи между экономическими и политическими процессами;

- знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики;

- понимать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

-знать содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной, внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики;

- освоить принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

На основе изучения данного курса студент должен уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций,

предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать экономическую информацию;

- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере принятия экономических решений;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- проводить анализ программ социально-экономического развития, определять стратегии развития хозяйствующих субъектов и их подразделений;

- владеть специальной экономической терминологией, навыками самообучения, профессиональной аргументации.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет большого количества контрольных работ, которые являются формой промежуточного контроля знаний. По истории экономических учений в рамках самостоятельной работы предусмотрено написание реферата. Формой итогового контроля является экзамен после первого семестра и экзамен после второго семестра, а также защита курсовой работы, написание которой призвано научить студента применять теоретические знания к анализу конкретных экономических проблем современной экономики России и других стран.

 


3. Содержание учебной дисциплины

 

 

«Микроэкономика».

Семестр 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.058 с.)