Часть 4. История экономических учений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 4. История экономических учений.



 

Тема 7. Основные этапы эволюции и представители экономической мысли.

 

После изучения данной темы студент должен знать основные научные школы и направления в экономической теории в настоящем и ретроспективном анализе, вклад ведущих экономистов в становление ее основ, что должно способствовать систематизации ранее полученных теоретических знаний, более глубокому пониманию предмета в целом.

Студент должен уметь читать, анализировать и конспектировать первоисточники, находить связи между воззрениями экономистов прошлого и настоящего, между эволюцией экономической практики и ее теоретического отражения в различных направлениях учений об экономики, что в конечном итоге должно внести определяющий вклад в его становление как самостоятельно мыслящего и способного принимать рациональные решения экономиста и гражданина.

Содержание темы: Основные этапы эволюции экономической мысли. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Экономика и хрематистика в трудах Аристотеля, Платона, Ксенофонта. Схоластика средневековья – первая систематизация экономических знаний в трудах Фомы Аквинского. Первые теоретические системы объяснения сущности и путей возрастания богатства – меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо, Ж-Б.Сэй, Дж.С.Милль, К.Маркс). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналисткая революция (австрийская школа К.Менгера, У.С.Джевонс, общее экономическое равновесие Л.Вальраса, теория предельной производительности Дж.Б.Кларка); неоклассическое направление (неоклассический синтез А.Маршалла, А.Пигу, Дж.Робинсон), кейнсианство и неокейнсианство (Дж.М.Кейнс, Дж.Хикс,Б.Улин, Р.Харрод, Е.Домар), монетаризм (М.Фридман), институционализм (Т.Веблен, Р.Коуз, Дж.Гэлбрейт, У.Митчелл,О.Уильямсон). Вклад российских ученых в развитие экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад Д.Н.Кондратьева и М.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов и динамики, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства, традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).

Практическая работа по теме 7:

1. Ксенофонт о разделении труда и товарно-денежных отношениях

2. "Политика или государство" Платона

3. Проблемы разделения труда и товарно-денежных отношений в трудах Аристотеля.

4..Роль У.Петти в разработке основных проблем рыночной экономической системы:

5. а. Экономическая теория физиократов:

6.. Экономическая теория А. Смита:

7.. Развитие экономической теории в трудах Д. Рикардо:

8. Значение марксизма для современной экономической науки.

9. Неоклассический синтез А.Маршалла и современная неоклассика

10. Кейсианство и неокейсианство

11. Институциональное направление в экономической мысли(Т.Веблен, Р.Коуз, Дж.Гэлбрейт, У.Митчелл,О.Уильямсон)

12. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли (Д.Н.Кондратьев, М.И.Туган-Барановский, А.В.Чаянов, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2007 г

2. Экономика/ под ред. А.С.Булатова- М.:Юристъ, 2005 г

3. Курс экономической теории/ под ред.М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой -Киров:Аса,2007

4. Бартенев С.А. История экономических учений. М.:Инфра-М, 2007

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2007

Дополнительная:

1. Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.

Самостоятельная работа по теме 7 (аудиторная) подумайте и выполните следующие задания:

Задание 1 Каждый выдающийся мыслитель Древней Греции имел свой государственный идеал, который в той или иной мере отличался от действительно существующего. Самая знаменитая из этих идеальных систем государства принадлежит Платону. Идея о подчиненности личности государству выразилась у него в самой крайней своей форме:

1. Правящий класс общества является представителем высшего типа жизни; там господствует общность имущества и жен.

2. Такая общественная организация является наиболее верным и подходящим средством для того, чтобы подавить все частные интересы; в этом случае личность может всецело посвятить себя служению государству.

3. У тех семей общества, которые непосредственно заняты промышленностью, должно быть установлено, насколько это возможно, равенство собственности.

4. Все экономические отношения должны быть подчинены деятельному контролю государства и не только для того, чтобы предупредить обман, но и для того, чтобы устранить стремление к роскоши. Эта мера должна также обеспечить население государства запасом необходимых для жизни вещей.

5. Необходимо нерушимое единство общества и полное единомыслие всех его членов; в гражданах следует воспитывать такие нравственные качества, которые способны привести их к этому единству и единомыслию. (Платон. Государство. Соч. Т.З. Ч.1.).

Оцените выводы Платона. Можно ли рассматривать его взгляды на государство как своеобразную античную форму социалистической утопии? Можно ли утверждать о близос­ти этих взглядов к некоторым современным теориям соци­ализма?

Самостоятельная работа по теме 7 (внеаудиторная) по данной теме курса предполагает чтение и конспектирование основных первоисточников («Исследование природы и причин богатства народов» А.Смита, «Капитала» К.Маркса, «Основные принципы экономикс» А.Маршалла и др.), чтение рекомендованной учебной литературы. Промежуточной формой контроля знаний является написание рефератов по предложенной тематике.

Литература для самостоятельной работы:

 

1. Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.


Список литературы к курсу «Экономическая теория»

 

Основной:

 

  1. Киселева Е.А. Макроэкономика.-М.:Изд-во Эксмо, 2006.
  2. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2007.
  3. Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.: КНОРУС, 2006.
  4. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, Юданова – М.: КНОРУС, 2006.
  5. Ивашковский С.Н.Макроэкономика.-М.:Дело, 2006
  6. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева- М.:Владос, 2006.
  7. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М:Норма, 2007.
  8. Нуреев Р.М.Курс макроэкономики. М.:Норма,2006

 

Дополнительный:

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М:Республика, 2006.

2. Экономическая теория: макро, микро, мегаэкономика/ под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича- СПб.: Питер, 2004.

3. Экономика/ под ред. А.С. Булатова- М.: Юристъ, 2005.

4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ.-М.:Дело, 2006.

5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.- М: Республика, 2005.

6. Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.: Норма, 2006.

 


Контроль знаний

Вопросы к экзамену по курсу

«Экономическая теория. Микроэкономика» (семестр II)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.26.112 (0.01 с.)