Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 4. История экономических учений. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Тема 7. Основные этапы эволюции и представители экономической мысли.
После изучения данной темы студент должен знать основные научные школы и направления в экономической теории в настоящем и ретроспективном анализе, вклад ведущих экономистов в становление ее основ, что должно способствовать систематизации ранее полученных теоретических знаний, более глубокому пониманию предмета в целом. Студент должен уметь читать, анализировать и конспектировать первоисточники, находить связи между воззрениями экономистов прошлого и настоящего, между эволюцией экономической практики и ее теоретического отражения в различных направлениях учений об экономики, что в конечном итоге должно внести определяющий вклад в его становление как самостоятельно мыслящего и способного принимать рациональные решения экономиста и гражданина. Содержание темы: Основные этапы эволюции экономической мысли. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Экономика и хрематистика в трудах Аристотеля, Платона, Ксенофонта. Схоластика средневековья – первая систематизация экономических знаний в трудах Фомы Аквинского. Первые теоретические системы объяснения сущности и путей возрастания богатства – меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо, Ж-Б.Сэй, Дж.С.Милль, К.Маркс). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналисткая революция (австрийская школа К.Менгера, У.С.Джевонс, общее экономическое равновесие Л.Вальраса, теория предельной производительности Дж.Б.Кларка); неоклассическое направление (неоклассический синтез А.Маршалла, А.Пигу, Дж.Робинсон), кейнсианство и неокейнсианство (Дж.М.Кейнс, Дж.Хикс,Б.Улин, Р.Харрод, Е.Домар), монетаризм (М.Фридман), институционализм (Т.Веблен, Р.Коуз, Дж.Гэлбрейт, У.Митчелл,О.Уильямсон). Вклад российских ученых в развитие экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад Д.Н.Кондратьева и М.И.Туган-Барановского в понимание экономических циклов и динамики, А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства, традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, Г.А.Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).
Практическая работа по теме 7: 1. Ксенофонт о разделении труда и товарно-денежных отношениях 2. "Политика или государство" Платона 3. Проблемы разделения труда и товарно-денежных отношений в трудах Аристотеля. 4..Роль У.Петти в разработке основных проблем рыночной экономической системы: 5. а. Экономическая теория физиократов: 6.. Экономическая теория А. Смита: 7.. Развитие экономической теории в трудах Д. Рикардо: 8. Значение марксизма для современной экономической науки. 9. Неоклассический синтез А.Маршалла и современная неоклассика 10. Кейсианство и неокейсианство 11. Институциональное направление в экономической мысли(Т.Веблен, Р.Коуз, Дж.Гэлбрейт, У.Митчелл,О.Уильямсон) 12. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли (Д.Н.Кондратьев, М.И.Туган-Барановский, А.В.Чаянов, В.В.Новожилов, Л.В.Канторович).
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2007 г 2. Экономика/ под ред. А.С.Булатова- М.:Юристъ, 2005 г 3. Курс экономической теории/ под ред.М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой -Киров:Аса,2007 4. Бартенев С.А. История экономических учений. М.:Инфра-М, 2007 5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2007 Дополнительная: 1. Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. Самостоятельная работа по теме 7 (аудиторная) подумайте и выполните следующие задания: Задание 1 Каждый выдающийся мыслитель Древней Греции имел свой государственный идеал, который в той или иной мере отличался от действительно существующего. Самая знаменитая из этих идеальных систем государства принадлежит Платону. Идея о подчиненности личности государству выразилась у него в самой крайней своей форме: 1. Правящий класс общества является представителем высшего типа жизни; там господствует общность имущества и жен. 2. Такая общественная организация является наиболее верным и подходящим средством для того, чтобы подавить все частные интересы; в этом случае личность может всецело посвятить себя служению государству. 3. У тех семей общества, которые непосредственно заняты промышленностью, должно быть установлено, насколько это возможно, равенство собственности.
4. Все экономические отношения должны быть подчинены деятельному контролю государства и не только для того, чтобы предупредить обман, но и для того, чтобы устранить стремление к роскоши. Эта мера должна также обеспечить население государства запасом необходимых для жизни вещей. 5. Необходимо нерушимое единство общества и полное единомыслие всех его членов; в гражданах следует воспитывать такие нравственные качества, которые способны привести их к этому единству и единомыслию. (Платон. Государство. Соч. Т.З. Ч.1.). Оцените выводы Платона. Можно ли рассматривать его взгляды на государство как своеобразную античную форму социалистической утопии? Можно ли утверждать о близости этих взглядов к некоторым современным теориям социализма? Самостоятельная работа по теме 7 (внеаудиторная) по данной теме курса предполагает чтение и конспектирование основных первоисточников («Исследование природы и причин богатства народов» А.Смита, «Капитала» К.Маркса, «Основные принципы экономикс» А.Маршалла и др.), чтение рекомендованной учебной литературы. Промежуточной формой контроля знаний является написание рефератов по предложенной тематике. Литература для самостоятельной работы:
1. Блауг М.. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. Список литературы к курсу «Экономическая теория»
Основной:
Дополнительный: 1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М:Республика, 2006. 2. Экономическая теория: макро, микро, мегаэкономика/ под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича- СПб.: Питер, 2004. 3. Экономика/ под ред. А.С. Булатова- М.: Юристъ, 2005. 4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ.-М.:Дело, 2006. 5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.- М: Республика, 2005. 6. Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М.: Норма, 2006.
Контроль знаний Вопросы к экзамену по курсу «Экономическая теория. Микроэкономика» (семестр II)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.26.112 (0.01 с.) |