Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упругие элементы – детали, жёсткость которых намного меньше, чем у остальных, а деформации выше.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Благодаря этому своему свойству упругие элементы первыми воспринимают удары, вибрации, деформации. Чаще всего упругие элементы легко обнаружить при осмотре машины, как, например, резиновые покрышки колёс, пружины и рессоры, мягкие кресла водителей и машинистов. Иногда упругий элемент скрыт под видом другой детали, например, тонкого торсионного вала, шпильки с длинной тонкой шейкой, тонкостенного стержня, прокладки, оболочки и т.п. Однако и здесь опытный конструктор сможет распознать и применять такой "замаскированный" упругий элемент именно по сравнительно малой жёсткости. На железной дороге из-за тяжести транспорта деформации деталей пути достаточно велики. Здесь упругими элементами, наряду с рессорами подвижного состава, фактически становятся рельсы, шпалы (особенно деревянные, а не бетонные) и грунт путевой насыпи. Упругие элементы находят широчайшее применение: è для амортизации (снижение ускорений и сил инерции при ударах и вибрации за счёт значительно большего времени деформации упругого элемента по сравнению с жёсткими деталями); è для создания постоянных сил (например, упругие и разрезные шайбы под гайкой создают постоянную силу трения в витках резьбы, что препятствует самоотвинчиванию); è для силового замыкания механизмов (чтобы исключить нежелательные зазоры); è для аккумуляции (накопления) механической энергии (часовые пружины, пружина оружейного бойка, дуга лука, резина рогатки, согнутая вблизи студенческого лба линейка и т.д.); è для измерения сил (пружинные весы основаны на связи веса и деформации измерительной пружины по закону Гука). Обычно упругие элементы выполняются в виде пружин различных конструкций.
Основное распространение в машинах имеют упругие пружины сжатия и растяжения. В этих пружинах витки подвержены кручению. Цилиндрическая форма пружин удобна для размещения их в машинах.
Основной характеристикой пружины, как и всякого упругого элемента, является жёсткость или обратная ей податливость. Жёсткость K определяется зависимостью упругой силы F от деформации x. Если эту зависимость можно считать линейной, как в законе Гука, то жёсткость находят делением силы на деформацию K = F / x.
Если зависимость нелинейна, как это и бывает в реальных конструкциях, жёсткость находят, как производную от силы по деформации K = ∂ F/ ∂ x. Очевидно, что здесь нужно знать вид функции F = f ( x ). Для больших нагрузок при необходимости рассеяния энергии вибрации и ударов применяют пакеты упругих элементов (пружин). Идея состоит в том, что при деформации составных или слоистых пружин (рессор) энергия рассеивается за счёт взаимного трения элементов. Пластинчатые пакетные рессоры успешно применялись с первых шагов транспортного машиностроения – ещё в подвеске карет, применялись они и на электровозах, и электропоездах первых выпусков, где были из-за нестабильности сил трения позже заменены витыми пружинами с параллельными демпферами, их можно встретить в некоторых моделях автомобилей и строительно-дорожных машин. Пластинчатые рессоры обладают большим демпфированием (способностью рассеивать вибрацию). Пакет тарельчатых пружин используется для амортизации ударов и вибрации в межтележечной упругой муфте электровозов ЧС4 и ЧС4Т.
В развитие этой идеи по инициативе сотрудников нашей академии на Куйбышевской Дороге применяются тарельчатые пружины (шайбы) в болтовых соединениях накладок рельсовых стыков. Пружины подкладываются под гайки перед затяжкой и обеспечивают высокие постоянные силы трения в соединении, к тому же разгружая болты. Материалы для упругих элементов должны иметь высокие упругие свойства, а главное, не терять их со временем. Основные материалы для пружин – высокоуглеродистые стали 65,70, марганцовистые стали 65Г, кремнистые стали 60С2А, хромованадиевая сталь 50ХФА и т.п. Все эти материалы имеют более высокие механические свойства по сравнению с обычными конструкционными сталями. В 1967 году в Самарском Аэрокосмическом университете был изобретён и запатентован материал, названный металлорезиной "МР". Материал изготавливается из скомканной, спутанной металлической проволоки, которая затем прессуется в необходимые формы. Колоссальное достоинство металлорезины в том, что она великолепно сочетает прочность металла с упругостью резины и, кроме того, за счёт значительного межпроволочного трения рассеивает (демпфирует) энергию колебаний, являясь высокоэффективным средством виброзащиты.
Густоту спутанной проволоки и силу прессования можно регулировать, получая заданные значения жёсткости и демпфирования металлорезины в очень широком диапазоне. Металлорезина, несомненно, имеет перспективное будущее в качестве материала для изготовления упругих элементов. Упругие элементы требуют весьма точных расчётов. В частности, их обязательно рассчитывают на жёсткость, поскольку это главная характеристика. Однако конструкции упругих элементов столь разнообразны, а расчётные методики столь сложны, что привести их в какой-либо обобщённой формуле невозможно. Тем более в рамках нашего курса, который на этом закончен.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ s По какому признаку в конструкции машины можно найти упругие элементы? s Для каких задач применяются упругие элементы? s Какая характеристика упругого элемента считается главной? s Из каких материалов следует изготавливать упругие элементы? s Каким образом на Куйбышевской дороге применяются тарельчатые шайбы-пружины?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ За полтора века преподавания курса "Детали машин" лучшие учёные, преподаватели и инженеры написали множество прекрасных учебников [9,10,11,14,16,18,22,23,32]. Чтобы не потеряться в океане учебной и научной информации студенту необходим хотя бы простенький компас, которым, надеюсь, послужит предлагаемый конспект лекций. Именно для этого он и создавался. Учитывая же скромный объём, конспект является, образно говоря, путеводителем по незнакомой стране, и не может заменить само путешествие. Для получения глубоких, прочных знаний (и, как результат, положительной оценки на экзамене), кроме чтения этого конспекта необходимо скрупулёзное изучение учебников, хранящихся в достаточном объёме в библиотеке нашей академии. Ниже приводится список рекомендованной литературы, непосредственно использованной при составлении конспекта, однако этим не исчерпываются все возможности. На тему проектирования и расчёта деталей машин написано множество книг и ни в одной из них не содержится вредных сведений. Не стоит пренебрегать учебниками и справочниками для учащихся техникумов и ПТУ. В них многие сложные вопросы изложены ясным и лаконичным языком. Любая поисковая система найдёт в интернете десятки и сотни сайтов по ключевым словам "Детали", "Машины", "Прочность", "Расчёт", "Проектирование" и т.п. Кроме того, студентам было бы вдвойне полезно чтение новейшей научной периодики, в том числе и на иностранных языках. Самостоятельный поиск помогает студенту развить в себе важнейший и нужнейший навык – способность к добыванию и переработке информации. Во всяком случае, в таком крупном университетском городе, как Самара студенты найдут любую литературу. Ищите и найдёте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х тт. – М.: Машиностроение, 1999. 2. Байзельман Р.Д. и др. Подшипники качения.– М.: Машиностроение, 1975. 3. Беляков В.М., Жарков М.С., Фёдоров В.В., Янковский В.В. Зубчатые передачи подвижного состава: Учебное пособие для студентов. Куйбышев.: КИИТ, 1990. 4. Биргер И.А., Иосилевич Г.Б. Резьбовые соединения.– М.: Машиностроение, 1973. 5. Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иосилевич Г.Б. Расчёты на прочность деталей машин.– М.: Машиностроение, 1979.
6. Волков Д.П., Крайнев А.Ф. Трансмиссии строительных и дорожных машин.– М.: Машиностроение, 1984. 7. Валы и оси. Конструирование и расчёт/ Под ред. Серенсена. М.: Машиностроение, 1980. 8. Голованов Н.Ф. и др. Планетарные передачи.– М.: Машиностроение, 1980. 9. Гузенков П.Г. Детали машин.– М.: Высшая школа, 1986. 10. Детали машин: Справочник/ Под ред. Ачеркана.Н.С. В 3-х тт.– М.: Машиностроение, 1968-1969. 11. Детали машин: Атлас конструкций/ Под ред. Решетова Д.Н. – М.: Машиностроение, 1988. 12. Детали машин в примерах и задачах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Ничипорчика С.Н.– Минск: Вышэйша Школа, 1981. 13. Динамика машин и управление машинами: Справочник/ Под ред. Крейнина Г.В.– М.: Машиностроение, 1988 14. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.– М.: Высшая школа, 2001. 15. Единая система конструкторской документации: Основные положения.–М.: Издательство стандартов, 1985. 16. Иванов М.Н. Детали машин.– М.: Высшая школа, 1991. 17. Иванов М.Н. Волновые зубчатые передачи.– М.: Высшая школа, 1981. 18. Иосилевич Г.Б. Детали машин.–М.: Машиностроение,1988. 19. Кац Г.Б., Ковалёв А.П. Технико-экономический анализ и оптимизация конструкций машин.– М.: Машиностроение, 1991. 20. Климов К.И. Антифрикционные пластичные смазки.– М.: Химия, 1988. 21. Крайнев А.Ф. Детали машин: Словарь-справочник. М.: Машиностроение, 1992. 22. Куклин Н.Г, Куклина Г.С. Детали машин.– М.: Высшая школа, 1984. 23. Кудрявцев В.Н. Детали машин.– М.-Л.: Высшая школа, 1980. 24. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Ицковича Г.М.– М.: Высшая школа, 1970. 25. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для учащихся машиностроительных специальностей/ Под ред. Чернавского С.А.– М.: Машиностроение, 1988. 26. Машиностроение. Энциклопедия: Детали машин. Конструкционная прочность. Т. IV/ Под общ. ред. Решетова Д.Н.– М.: Машиностроение, 1995. 27. Николаев Г.А. и др. Проектирование сварных конструкций в машиностроении.– М.: Машиностроение, 1975. 28. Подшипники качения: Справочник-каталог / Под общ. ред. Косташевского Р.В.– М.: Машиностроение, 1984. 29. Проектирование механических передач: Учебное пособие для машиностроительных техникумов/ Под ред. Чернавского С.А.– М.: Машиностроение, 1984. 30. Проблемы надёжности и ресурса в машиностроении. – М.: Наука, 1988. 31. Расчёт и выбор подшипников качения: Справочник/ Под ред. Спицына Н.А.– М.: Машиностроение, 1974. 32. Решетов Д.Н. Детали машин.– М.: Машиностроение, 1989. 33. Решетов Д.Н. и др. Надёжность машин.– М.: Высшая школа, 1988.
34. Ряховский О.А., Иванов С.С. Справочник по муфтам.– Л.: Политехника, 1991. 35. Сборник задач и примеров расчёта по курсу деталей машин / Под ред. Ицковича Г.М.– М.: Машиностроение, 1975. 36. Серенсен С.В. и др. Несущая способность и расчёты деталей машин на прочность.– М.: Машиностроение, 1975. 37. Сомов Ю.С. Композиция в технике.– М.: Машиностроение, 1987. 38. Тарабасов Н.Д., Учаев П.Н. Проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций: Справочник.– М.: Машиностроение, 1983. 39. Толстоногов А.А. Янковский В.В., Жарков М.С. Проектирование планетарного редуктора: Методические указания для студентов.– Самара.: СамИИТ, 1993. 40. Толстоногов А.А., Жарков М.С., Янковский В.В. Проектирование волнового редуктора. Методические указания для студентов.– Самара: СамИИТ, 1995. 41. Трение, изнашивание, смазка: Справочник/ В.В. Алисин и др.– М.: Машиностроение, 1980. 42. Трухман В.М., Фёдоров В.В.. Янковский В.В. Расчёт закрытых цилиндрических передач на ЭВМ: Методические указания для студентов.– Куйбышев: КИИТ, 1985. 43. Чернавский С.А. Подшипники скольжения.– М.: Машгиз, 1963. 44. Янковский В.В., Фёдоров В.В. Расчёт червячных передач на ЭВМ: Методические указания для студентов.– Куйбышев: КИИТ, 1987. 45. Янковский В.В. Фёдоров В.В. и др. Расчёт конической зубчатой передачи: Методические указания для студентов. – Куйбышев: КИИТ, 1980.
План 2003г.
Учебное издание
ТОЛСТОНОГОВ Андрей Арленович
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.25.216 (0.011 с.) |