Родовая организация в Гомеровском обществе. Социальная структура гомеровского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родовая организация в Гомеровском обществе. Социальная структура гомеровского общества



В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов - так называемые филы и фратрии - составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет очага, т. е. дома и семьи. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола. Имущественное и социальное расслоение. Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую эпоху. Основной вид богатства, каким была в глазах греков гомеровского времени земля, считался собственностью всей общины. Время от времени в общине устраивались переделы принадлежащей ей земли. Теоретически каждый свободный общинник имел право на получение надела (эти наделы назывались по-гречески клерами, т. е, "жребиями", так как их распределение производилось при помощи жеребьевки). Однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Гомер уже знает, что рядом с богатыми "многонадельными" людьми (поликлерой) в общине есть и такие, у которых совсем не было земли (аклерой). Очевидно, это были крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем небольшом наделе. Доведенные до отчаяния, они уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков-фетов.

Рабство гомеровского периода существенно отличается от рабства позднего времени. В своей основе оно носило патриархальный характер. В гомеровское время рабы фактически входили в состав семьи хозяина и наравне с ее прочими членами участвовали в общей хозяйственной жизни. Рабство в гомеровское время является не следствием дифференциации общества, а войны. Оно было не только следствием войны, но зачастую ее причиной. Во времена Гомера делали набеги, нападали на города, чтобы добыть пленников. Морской разбой шел рядом с войной или даже сливался с ней, разделяя с ней одинаковый почет, так как предполагал одни с нею труды и давал тот же результат. Основную часть подневольных работников составляли женщины-рабыни. Как военная добыча, рабы распределялись по заслугам, по рангу. Раба можно было подарить, выменять, наградить им победителя на играх. Раба можно было подарить, выменять, наградить им победителя на играх. Рабы выполняли все работы в доме и в поле. В деревне их заботам были предоставлены уход за различными видами культур, охрана стад. Мужчины-рабы практически всегда являлись пастухами, они выбирались из молодых. Зрелый возраст подходил, по мнению хозяина, больше для раба, который занимался обработкой земли. Стариков сохраняли для домашних работ. домашние работы в основном все же выполнялись женщинами и именно их количеством определяется состояние хозяина.

 

7.Политический строй в Гомеровской Греции (народное собрание, басилеи, совет старейшин, судопроизводство)

Строй древнегреческого общества I тыс. до н. э. еще не дошел до государственности. Однако в каждой из многочисленных общин, о которых идет речь в поэмах, налицо уже элементы общественного устройства, восходящие к глубокой древности и, вместе с тем, представляющие собой зачатки государственных органов. В каждой общине существует царь-басилей, реже два басилея, совет старейшин (геронтов), ее народное собрание. Политическая организация была далека от подлинной демократии. Однако гомеровские цари были тесно связаны со знатью и были в ее среде первыми среди равных. Естественно, что полномочия царя в мирное время были еще более скромными. Главная же его функция сводилась к участию в суде. Правосудию в гомеровском эпосе придается большое значение. Само собой разумеется, что в рассматриваемое время еще не успели сложиться сколько-нибудь развитые правовые нормы. В гомеровскую эпоху суд происходил в присутствии народа, и решение выносилось старейшинами. На основании других указаний поэм можно заключить, что в подавляющем большинстве случаев царь разделял свои судебные функции с советом старейшин. Кроме судебных и военных функций, царь выполнял обязанности жреца, посредника между племенем и богами. Во время больших общенародных празднеств баси лей совершал жертвоприношения богам и молил их о благе и процветании для всей общины. Наследственность царской власти не установилась еще окончательно. При избрании царя большую роль среди прочих условий играли и личные качества кандидата. Что касается совета старейшин, то он в гомеровскую эпоху не представлял собой органа, действительно состоящего из самых пожилых и уважаемых людей племени. В этот совет входили прежде всего представители самых знатных и богатых родов, вне зависимости от возраста. Все вместе они составляли подобие правящей коллегии или совета и сообща решали все насущные вопросы управления, прежде чем их представить на окончательное утверждение в народное собрание (эта формальность соблюдалась далеко не всегда). Народное собрание в гомеровское время представляло собой совокупность всех свободных общинников. Созывалось оно обычно царем по различным поводам. На народном собрании могли обсуждаться всякого рода предложения «о пользе народной». Созыв собрания осуществлялся при помощи вестников. Однако в народном собрании гомеровского времени уже отсутствует равноправие всех его участников. Отношение к рядовым членам презрительное. На народных собраниях, описания которых неоднократно встречаются в поэмах, с речами, как правило, выступают цари и герои «благородного происхождения». Народ, присутствовавший при этих словопрениях, мог выражать свое отношение к ним криками или бряцанием оружия (если собрание происходило в военной обстановке), подобно зрителям в театре или болельщикам на стадионе. Решение выносилось фактически лишь советом старейшин и царем. Никаких упоминаний о голосовании в народном собрании в поэмах не содержится.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)