Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 2 . Методические материалы↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение истории Древнего мира ориентирует обучаемых по бакалаврской программе студентов на образовательную и культурно-просветительскую профессиональную деятельность, в связи с чем изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: Развитие общекультурных компетенций (ОК): - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15) Формирование специальных компетенций (СК): - способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-1); - способен характеризовать модели общественного развития, ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке, формировать у школьников понимание многообразия подходов к анализу исторического процесса (СК-2); - способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях, использовать региональный и краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной работе, формировать у школьников картографические умения (СК-3); - способен анализировать исторические события, явления и процессы в их причинно-следственной связи и хронологической последовательности, формировать хронологические знания у учащихся (СК-4); - готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов, обучать школьников многоуровневому анализу исторических источников (СК-5); - способен к применению различных видов изобразительной наглядности в учебной деятельности, обучать школьников критическому и аксиологическому анализу объектов изобразительной наглядности (СК-6); - способен работать с исторической информацией, представленной в учебной, научной, научно-популярной, справочной литературе, Интернет-ресурсах, и представлять ее в различных знаковых системах, обучать школьников критическому подходу к ее использованию (СК-7).
2. ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ составляет 4 зачетных единицы Общее количество 145 часов, из них: лекций – 36, практических занятий – 54, СРС – 28 часов. В первом семестре – зачет, во втором семестре – экзамен 27 часов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Дисциплина «История древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин направления «Педагогическое образование» (050100), профиль «История». Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, формируемые в ходе сопряженного изучения дисциплин «История», «Культурология», «Философия», «Иностранный язык», «Естественнонаучная картина мира». Освоение дисциплины «История Древнего мира» является необходимой основой для одновременного изучения дисциплин «История Средневекового Запада», «История Средневекового Востока», «История Древней Руси», и всех последующих дисциплин по всеобщей истории, а также «Религиоведение», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Археология».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения данной дисциплины студент должен: знать: - современные теории цивилизаций, - место древних цивилизаций в мировом процессе, - отличие цивилизаций Востока и Запада. Уметь: - приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; - анализировать исторические события, явления и процессы в их причинно-следственной связи и хронологической последовательности; - формировать хронологические знания у учащихся; - вести индивидуальную работу с учащимися на базе содержания профильной дисциплины истории Древнего мира; - реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области. Владеть навыками: - работы с исторической информацией, представленной в учебной, научной, научно-популярной, справочной литературе; - использования базового понятийного аппарата для осмысления последующих курсов мировой истории; - определения пространственных рамок исторических процессов и явлений, формирования у школьников картографических умений; - работы с Интернет-ресурсами по истории; - представлять историческую информацию в различных знаковых системах, обучать школьников критическому и аксиологическому подходу к ее использованию.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Содержание разделов дисциплины
6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
Лабораторный практикум не предусмотрен 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ: 1. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. – М., 2008. – Т.1. 2. Вигасин А.А. История Древнего Востока.: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2006. 3. Гуляев В.И. Тайны древних городов. Ближний Восток и Мезоамерика.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. 4. Древний Рим / под ред. В.П. Будановой. М.: ЭКСМО, 2006. 5. Сергеев В. С. История Древней Греции. / Под ред. Э. Д. Фролова. М.: АСТ, 2008 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции: Учебное пособие /Под ред. В.И.Кузищина. СПб.: Алетейя, 2000. 2. Барфилд Т. Дж. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н. э. — 1757 г. н. э.) / Пер. Д. В. Рухлядева, В. Б. Кузнецова; науч. ред. и пред. Д. В. Рухлядева. СПб., 2009. 3. Бейкер С. Древний Рим. Взлет и падение империи. СПб.: Амфора, 2008. 4. Блаватская Т.В. Черты истории государственности Эллады. СПб. : Алетейя, 2003. 5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в Древности. СПб., 2000. 6. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000. 7. Герни О.Р. Хетты. М., 1982, 2002. 8. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск: Русич, 2000. 9. Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы. М., 2008. 10. Грант М. Цивилизация Древнего Рима / М. Грант. М., 2003 11. Гуляев В.И. Древние цивилизации Америки. М.: Вече, 2008. 12. Гуляев В.И. История Мезоамериканской археологии. М.: ИА РАН, 2010. 13. Древние цивилизации/ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина и др. М., 1989. 14. Древний Рим / под ред. В.П. Будановой. М.: ЭКСМО, 2006. 15. Дройзен Г. История эллинизма. Т. 1-3. М.: Наука, 2002. 16. Зелинский Ф.Ф. Римская республика / Ф.Ф. Зелинский; пер. с пол. и подбор ил. Н.А. Папчинской. СПб.: Алетейя, 2002. 17. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие/ Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. 18. История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – М., 2005. Ч. 3. 19. История древнего Рима./Под ред. Кузищина В.И. М.: Высшая школа. 2000. 20. История Древнего Рима. Тексты и документы: учеб.пособие: В 2 ч. Ч.1. Общество. Государство. Религия./Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высш.шк. 2004. 21. История древних цивилизаций. Государство и право Древнего Рима: Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. /Под общ. ред. В.И.Кузищина. Нижний Новгород, 2006. 22. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М.: ИВИ РАН, 2003. 23. Кахил Т. Греческое наследство. М.: Ладомир, 2006. 24. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М.: Вече, 2005. 25. Коллис Дж. Кельты: истоки, история, миф. М.: Вече, 2007. 26. Котрелл Л. Во времена фараонов/ Пер. с англ. М.: Наука, 1982 27. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 28. Малявин В.В. Китайская цивилизация.М.: Астрель, 2000. 29. Малявин В. Империя ученых. М.: Европа, 2007. 30. Мансуэлли, Г. Цивилизации древней Европы / Гвидо Мансуэлли в соавторстве с Раймоном Блоком; пер. с фр. Е. Абрамовой. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 31. Мануэль А.-М. Ацтеки. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 2011. 32. Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. История Древнего мира. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. 33. Махлаюк А.В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб.: СПбГУ, 2006. 34. Мифы народов мира: Энциклопедия, Под ред. С.А. Токарева. М., 1991-1992. Т.1-2. 35. Москати С. Цивилизации Древнего Востока. М., 2010. 36. Мурадова А. Кельты анфас и в профиль. М.: Ломоносов, 2010. 37. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу. Вторая волна. СПб., 2001. 38. Наговицын А. Этруски. Мифология и религия. М.: Рефл-бук, 2000. 39. Никольская К.Д., Клочков И.С., Томашевич О.В., Ткаченко Г.А. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. М., 2008. 40. Расширение греческого мира. VIII–VI века до н. э. (Кембриджская история древнего мира. Т. III, Ч. 3) / Под ред. Дж. Бордмэна, Н. Дж. Л. Хэммона. М.: Ладомир, 2007. 41. Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. М.: Центрполиграф, 2004. 42. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учеб. Пособие для вузов/ Сост. Б.С. Ерасов. М., 1999. 43. Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. СПб., 2008 44. Тейлор У. Микенцы: Подданные царя Миноса / пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2003. 45. Тодд М. Варвары. Древние германцы. М., 2005. 46. Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной империи. СПб.: Ювента, 2003 47. Туманс Х. Рождение Афины (афинский путь к демократии от Гомера до Перикла). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002. 48. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса / Э.Д. Фролов. – 2-е изд. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. 49. Хаген В. Ацтеки, майя, инки. М., 2004. 50. Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002. 51. Циркин Ю.Б. Гражданские войны в Риме. Побежденные. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 52. Шайд Дж. Религия римлян. М.: Новое изд-во, 2006 7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Журнал «Вестник Древней истории», сокращенно ВДИ http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/medieast.htm - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова http://gumilevica.kulichki.net/ - сайт Gumilevica включает проект «Анналы» содержит труды историков, коллективные монографии институтов РАН по истории Востока в древности, средневековья, Европы до падения Рима. Древний Египет http:// maat.ru/ История и культура Древнего Египта http:// kemet.ru/ История и культура Месопотамии http://mesopotamia.nm.ru/;http://ancient.ru/ История Древнего Востока http://oedipus.ru/orientalia/print.htm История античности http://centant.pu.ru/ История античности http://ancientrome.ru/ Военное искусство античности http://xlegio.enjoy.ru
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения учебного процесса данной дисциплины необходимы следующие технические средства обучения: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, звуковые колонки; учебно-наглядные пособия: учебные карты.
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 9.1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Контрольные вопросы по истории Древнего Востока 1. Историография Древнего Востока. 2. Религия древней Индии. 3. Законы Ману как исторический источник. 4. Зарождение древнекитайской цивилизации. Государство Шан (Инь) во II тыс. до н.э. 5. Государства древнего Китая в XI-III вв. до н.э. 6. Империя Цинь. 7. Империя Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.). 8. Религия древнего Китая. 9. Периодизация и источники по истории древнего Китая. 10. Культура Древнего Китая. 11. «Книга правителя области Шан» как исторический источник. 12. История Хеттского государства. 13. Библия как исторический источник по истории народов Передней Азии и Египта. 14. «Артхашастра» как исторический источник. 15. Индийская культура. 16. Периодизация и источники по истории древней Индии. 17. «Ведийский» период в истории древней Индии. Становление ранних государств. 18. Индия в V-III вв. до н.э. 19. Древние государства Двуречья: Шумер и Аккад. 20. Вавилония во II тыс. до н.э. 21. Политическая история Нововавилонского царства. 22. Древняя Ассирия во II тыс. до н.э. 23. Ассирийская держава в I тыс. до н.э. 24. Религия древнего Двуречья. 25. Периодизация и источники по истории древнего Двуречья. 26. Законы Хаммурапи как исторический источник. 27. Культура народов древней Месопотамии. 28. Персидская держава в VI-IV вв. до н.э. 29. «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник. 30. Культура древнего Ирана.
Контрольные вопросы по истории Древней Греции и Рима 1. Как соотносится правление царей и строй военной демократии в Риме? 2. Можно считать, что реформы Сервия Туллия уничтожили родовые порядки? 3. Являлся ли римский полис военной организацией? 4. Какое политическое объединение образовалось в результате покорения Римом всей Италии? 5. Почему в Риме не сложилась демократия? 6. Была ли система магистратур в Риме гражданской по своему характеру? 7. Что было в основе морально - нравственных ценностей римского полиса - человек или государство? 8. Можно ли утверждать, что Пунические войны Рим вел только за преобладание над Карфагеном? 9. Оправданно ли мнение о том, что Ганнибал лучшим военно-политическим лидером по сравнению с римскими полководцами? 10. Что явилось причиной формирования классического рабства в Риме? 11. Что вызвало реформаторскую деятельность братьев Гракхов и насколько она была результативной для народа Рима? 12. Чем можно объяснить появление и распространение во II в. до н.э. виллы? 13. Что означают «гражданские войны» в Риме, и с каким результатом они завершились? 16. Какие особенности были у рабских восстаний? 17. Была ли необходимой в политической истории Рима диктатура? 18. Первый триумвират: историческое место и значение? 19. Какой формой правления был принципат: республика или империя? 20. Какое место в истории Древнего Рима можно отвести диктатуре Суллы? 21. Чем можно объяснить многовековую славу как политического деятеля Гая Юлия Цезаря? 22. Насколько был исторически неизбежным кризис республики в Древнем Риме? 23. Почему правление династии Антонинов называют «золотым веком» Римской истории? 24. Какие события дали основание считать III в. н.э. периодом кризиса Римской империи? 25. Причины и сущность реформ Диоклетиана и Константина? 26. Почему Римская империя IV-V вв. н.э. получила название доминат? 27. Причины принятия христианского вероучения, как государственной религии в поздней Римской империи? 28. Какие последствия для Римского государства имело наделение гражданскими правами населения завоеванных стран? 29. Процесс формирования системы римских провинций. 30. Причины и последствия кризиса идеологии и духовной культуры римского полиса. Примерный перечень вопросов к зачету. 1. Основные теории и определения цивилизаций в отечественной и зарубежной науке 2. Доцивилизованный период в истории человечества 3. Генезис ранних цивилизаций. Основные признаки появления цивилизаций. 4. Шумеро-Аккадское государство. 5. Старовавилонский период, правление и кодификация Хаммурапи. 6. Религия и мифология Месопотамии. 7. Основные этапы в развитии государства Древнего Египта 8. Система государственного управления и древнеегипетская бюрократия. 9. Роль письменности и писцов в египетском обществе. 10. Древнеегипетские боги и учение о человеке. 11. Египет в додинастический период и периоды Раннего и Древнего царств. 12. Египет в периоды Среднего и Нового царств. 13. Египетская религия и мифология. 14. Периодизация и источники по истории древнего Египта. 15. Культура Древнего Египта. 16. Мохенджо-Даро и Хараппа – городские центры индской цивилизации. 17. Древние культы Индии. Возникновение буддизма. 18. Основные черты индуизма. 19. Социальная структура и роль семьи в древнеиндийском обществе. 20. Особенности зарождения древнекитайской цивилизации: Шан Инь. 21. Формирование империи на Дальнем Востоке: империя Хань. 22. Конфуций, легизм и китайская государственная доктрина. 23. Технические и научные открытия Китая. 24. Знания в Древнем Китае. 25. Хеттское царство 26. Новоассирийская держава. 27. Иран и Ахемениды. 28. Создание Персидской империи. 29. Культурное пространство «мира варварства»: кельты и германцы. 30. Технологии в германском варварском мире. 31. Менталитет варваров-германцев, культ войны. 32. Религия и эпос викингов. 33. Майяская цивилизация. 34. Инкская цивилизация. 35. Тольтекско-ацтекская цивилизация.
Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Природа и население Древней Греции. Характеристика источников. 2. Периодизация древнегреческой истории. 3. Гомеровский вопрос. Поэмы Гомера как исторический источник. 4. Характерные черты Крито-Микенской цивилизации. 5. Культура Греции архаического периода. 6. Греция в архаический период. Великая греческая колонизация. 7. Реформы Солона и Афинский полис. 8. Афинское общество и законодательство Клисфена. 9. Возникновение спартанского полиса и «общины равных». 10. Сущность и виды древнегреческого полиса. 11. Греко-Персидские войны, их последствия для полисной системы Древней Греции. 12. Афинский полис в эпоху Перикла. 13. Пелопоннесская война: причины, периоды и основные их результаты, итоги войны. 14. Политическая история Греции в IV в. до н.э. 15. Образование и характеристика державы Александра Македонского. 16. Культура Греции в классический период. 17. Природные условия и население Апеннинского полуострова. 18. Периодизация древнеримской истории. Источники. 19. Царский период Древнего Рима. 20. Реформы Сервия Туллия. 21. Политический строй Римской республики. 22. Завоевание Римом Италии. 23. Борьба патрициев и плебеев: основные этапы и итоги. 24. Пунические войны. Превращение Рима в Средиземноморскую державу. 26. Триумвират и диктатура Цезаря. 27. Культура Рима в период республики. 28. Принципат Августа. 29. «Золотой век» Римской империи. 30. Кризис III в. н.э. в Римской империи. 31. Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина 32. Культура Рима периода империи. 9.3. Примерная тематика курсовых работ (рефератов) 1. Археология древнего Востока: особенности работы с памятниками культуры и артефактами. 2. Археология Мезоамерики: особенности интерпретации памятников. 3. Роль французской археологической школы в исследовании Древнего Египта. 4. Реконструкция строительных технологий Древнего Египта. 5. Использование камня в художественной культуре и повседневности Древнеегипетской цивилизации. 6. Социальность, преломленная в художественной культуре Древнего Востока. 7. Строй военной демократии у истоков древних цивилизаций: древние греки и древние германцы. 8. Отношение к миру природы древних греков (римлян). 9. Миф о Дионисе (Вакхе) и дионисийские мистерии (вакханалии). 10. Возникновение и особенности организации частной жизни римской виллы. 11. Образ виллы в сочинениях античных авторов. 12. Военное искусство древних греков: от Троянской войны до Александра Македонского. 13. Греко-персидские войны в образах древнегреческой цивилизации. 14. Проникновение восточных культов в религиозную систему античной цивилизации. 15. Политика и комедия в эпоху Перикла. 16. О пользе демократии для женщин Афин (эпоха классики).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ История Древнего мира, как часть всеобщей истории, включает пять разделов: Теория и предыстория Древнего мира, Древневосточные цивилизации, Древние Европейские цивилизации (кельто-германский мир), Цивилизации Доколумбовой Америки, Античные цивилизации Средиземноморья. Согласно учебному плану БГПУ, 4 раздела изучаются в первом семестре, раздел 5 - во втором семестре. В первом семестре студенты аттестуются в форме зачета, а по истории Античных цивилизаций во втором семестре – в форме экзамена. По дисциплине, начиная с третьего курса, студенты могут писать курсовую работу, выбрав тему из предлагаемого списка. В течение учебного года по дисциплине история Древнего мира студенты выполняют ряд самостоятельных задний, которые составляют рейтинговый балл прохождения дисциплины, который учитывается в контрольных точках технологической карты, а также при сдаче зачета и экзамена. Курс истории Древнего мира относится к вариативной части профессионального цикла специальных дисциплин направления «Педагогическое образование» (050100), формирующих общую и профессиональную культуру бакалавров педагогического образования. Ее изучают студенты профиля «история». Согласно учебному плану изучение проблем истории Древнего мира является частью модуля дисциплин Всеобщей истории. Также ее изучение идет параллельно с изучением этого же периода времени в рамках дисциплин «История», «История Средних веков», что позволяет студентам понять единство исторического процесса и его вариативное многообразие. Помимо исторических дисциплин история Древнего мира связана с изучением таких дисциплин общегуманитарной подготовки, как: культурология, история педагогики, философия; а также специальных и вариативных дисциплин по выбору: археология, вспомогательные исторические дисциплины, этнология.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Не предусмотрена Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100 № 788 от 22.12.2009 г. Разработчик:
К.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия Т.А. Леонова
Эксперты: зав. кафедрой всеобщей истории и культурного наследия д.и.н., профессор В.А. Иванов
к.и.н., доцент БГУ Е.А. Круглов
Тема 16. Период эллинизма. Возвышение Македонии. Установление Македонской гегемонии в Греции. Завоевания Александра Македонского, образование Великой державы Александра. Политика на завоёванных территориях: отношение к городам, народам и религиям. Распад державы Александра. Войны диадохов и создание системы эллинистических монархий. Понятие "эллинизм", его сущность и значение в истории. Синтез элементов эллинистической и древневосточной цивилизаций. Наиболее крупные центры эллинистической цивилизации: Эллинистический Египет, царство Селевкидов, царство Пергам, Македония. Завоевание центров эллинистических государств Римом. Характерные черты эллинистического мировоззрения. Новые явления в идеологии и культуре античности. Тема 19. Римская империя Установление системы принципата, ее сущность в оценке историографии. Политика Октавиана Августа. Соотношение власти принцепса и сената. Усиление роли исполнительной власти принцепса: создание бюрократического аппарата. Развитие товарно-денежных отношений на основе рационального, рентабельного высокодоходного рабского производства. Оформление римского классического права. Противоречия культуры эпохи принципата. Романизация провинций. Образование, литература, искусство. Философия стоицизма. Сенека. Римская религия и раннее христианство. Первые гонения на христиан. Причины гонений. Апологеты христиан: Юстин-мученик, Тертуллиан.
Литература Введение. Цивилизация: Слово – термин - теория// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. вузов/ Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 8-35. Вернадский В.И. Живое вещество/ Предисл. Н.П. Флоренского. М.: Наука, 1978. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста: Сб. М.: Наука, 1988. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций/ Пер. с итал. М.-Киев: REFL- book- ИСА, 1994. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества/ Пер. и примеч. А.В. Михайлова. М.: Наука, 1977. Гизо Ф. История цивилизации во Франции. Т.1. М., 1877. Глава I. Становление цивилизационной теории// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. вузов/ Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 36-78. Гречко П.Н. Концептуальные модели истории. М., 1995. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Изд-во ун-та, Глаголъ, 1995. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения/ Сост. В.М. Бондаренко, В.В. Иванов, С.Л. Комлев и др. М.: Экономика, 1993. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа: отдельные главы. Петрозаводск: Петроком, 1993. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. Н.А. Рубакина. М.: Совр. литератор, 1998. Спенсер Г. Синтетическая философия: В сокращ. излож. Г. Коллинза / Пер. с англ. П.В. Мокиевского. Киев: Ника-Центр, 1997. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб./ Пер. с англ. М., 1995. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. Фукуяма Фр. Конец истории? // ВФ. М., 1990. № 3. С. 134-148. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций// Полис, 1994. № 1. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М.: Мысль, 1993. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Литература Законы Хаммурапи // История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие/ Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. С.167-191. Белявский В.А. Тайны Вавилона. М.: Вече, 2001. Древние цивилизации/Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М.: Прогресс, 1979. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983. Клочков И.С. Человек и имущество в древней Месопотамии // Народы Азии и Африки. 1989. № 3. С. 86-91. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Прогресс, 1990. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего Востока. Ч. I. Месопотамия. М., 1983. С. 370-384.
Литература Древнеегипетская «Книга мёртвых»/ Вступ. ст. М.А. Чегодаева// Вопросы истории. М., 1994. № 8 (С. 145-164); № 9 (С. 141-152). Египетская книга мёртвых// Книги мёртвых: Антология/ Сост., вступ. ст. И.Ю. Стогова. СПб.: Амфора, 2001. С. 13-50. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие/ Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. Бадж Э.А. Уоллис. Египетская религия. Египетская магия/ Пер. с англ. М.: Новый Акрополь, 1996. Бадж Э.А. Уоллис. Путешествие души в царство мёртвых. Египетская книга мёртвых. М.: Золотой век, 1995. Большакова В.А. Царица Египта Хатшепсут// Вопросы истории. М., 2000. № 4-5. С. 142-147. Египетская мифология// Садовская И.Г. Мифология. СПб.: Алетейя, 2000. С. 125-160. Замаровский В. Их величества пирамиды/ Пер. со словац. М.: Наука, 1981. Керам К.В. Боги, гробницы, учёные/ Пер. с нем. М.: Вече, 2005. Котрелл Л. Во времена фараонов/ Пер. с англ. М.: Наука, 1982. Крол А.А. Хеб-сед и становление древнеегипетского государства// Вестник древней истории. М., 2001. № 4. С. 3-11. Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. История Древнего мира. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов/ Пер. с фр. М.: Наука, 1989. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 2. М.: Наука, 1984. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. СПб.: ТОО «Нева», Университетская книга, 1997. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М.: Наука, 1971. Элебрахт П. Трагедия пирамид: 5000 лет разграбления египетских усыпальниц/ Пер. нем. М.: Прогресс, 1984.
Литература Веды. Брахманы. Араньяки. Упанишады// Антология мировой философии: Древний Восток. Мн.: Харвест; М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. С. 285-473. Законы Ману/ Пер. с санскрит. С. Д. Эльмановича; провер. и испр. Г.Ф. Ильиным. М.: Изд-во вост. лит., 1960. Законы Ману// Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учеб. пособ. / Сост-ль В.Н. Садиков. М., 1994. С. 25-28. Махабхарата. Книга третья, Лесная/ Пер. с санскрит., предисл., коммент. Я.В. Василькова и С.Л. Невеловой. М., 1987 (или любое другое издание). Рамаяна/ Пер. с санскр. В. Потаповой. М.: Худож. лит., 1986. С. 269. Ригведа, Атхарваведа/ Пер. Т.Я. Елизаренковой// История и культура древней Индии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 7-46. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М.: Наука. Изд. фирма “Вост. лит-ра”, 1994. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 2000. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра». Проблемы социальной структуры и права. М.: Наука, 1984. Глава XI. Индийская цивилизация// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. вузов/ Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 366-392. Древняя Индия: страна чудес/ Пер. с англ. И. Опимах. – М.: ТЕРРА, 1997. Индийская мифология// Садовская И.Г. Мифология. СПб.: Алетейя, 2000. С. 161-224. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М.: Наука, 1991. Пугаченкова Г. Искусство Гандхары. М.: Искусство, 1982. Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988. Эрдман В.Г. Мифы Индии. М., 1976.
Литература Афоризмы старого Китая / Пер. с кит. В. Малявина. М.: Наука, 1988. Васильев Л.С. Древний Китай. В 3 тт. М.: Вост. Лит., 1995. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. Люб. Изд. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. Древние цивилизации/ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина и др. М., 1989. Конфуций. Я верю в древность/ Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. М.: ТЕРРА, 1998. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000. Малявин В. Империя ученых. М.: Европа, 2007. Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002.
Литература. Васильев Л.С. Древний Китай. В 3 тт. М.: Вост. Лит., 1995. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. Древние цивилизации/ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина и др. М., 1989. Жизнь и нравы старого Китая. Смоленск, 2003. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000. Мао Цзо-бэнь. Это изобретено в Китае. Люб. изд. Цивилизация. Всё о Китае. М., 2002.
Литература Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Люб. Изд. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: наука, 1984. Аллен С. Кельты. Властители битв. М.: Эксмо, 2010. Буркхан Г. Кельты: история и культура/ Пер. с нем. Чехонадской Н. М.: Аграф, 2007. Гюйнварх К.-Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация/ Пер. с фр. Г.В. Бондаренко, Ю.Н. Стефанова. СПб.: Культурная Цивилизация, 2001. Кокс С., Оксбрау М. Король Артур и Святой Грааль от А до Я/ Пер. с англ. И.В. Лобанова. М.: Аст: АСТ МОСКВА, 2008. Коллис Д. Кельты: истоки, история, миф. М.: Вече, 2007. Мифы народов мира: Энциклопедия, Под ред. С.А. Токарева. М., 1991-1992. Т.1-2. Мурадова А. Кельты анфас и в профиль. М.: Ломоносов, 2010. Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. М.: Центрполиграф, 2004.
Литература Исландские саги. М.: Госполитиздат, 1956. Ирландские саги. М.: Госполитиздат, 1961. Младшая Эдда. М.: Наука, 1970. Саги Севера. М.: Худ.лит., 1974. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Худ. лит., 1976. Викинги: набеги с севера/ Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: ТЕРРА, 1996. Гуревич А.Я. История и сага. М.: Наука, 1972. Гуревич А.Я. Походы викингов. Люб.изд. Гуревич А.Я. Викинги// Словарь средневековой культуры/ Под. ред. А.Я. Гуревича. М., 2003. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. Мюссе Л. В
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.013 с.) |