Наша палатка рядом с пальмой на побережье анаклии

День 13 (25 августа, четверг)

Ночью душно спать, просыпаюсь периодически от того, что меня что-то тихонечко покалывает. Думаю, наверное, мошки какие-то залетели (откуда вообще тут могут быть мошки мне в голову не пришло). Завернулась в спальник, чтоб отстали. Такая же ерунда продолжается и в спальнике. Поспать не дают совершенно. Разлепляю глаза, ищу фонарик, ничего в палатке нет вроде. Снова какие-то едва заметные ощущения на теле, подсвечиваю фонариком – муравей, начинаю осматривать все остальное. Да это один сплошной муравейник в палатке, а с моей стороны полностью отстегнута сетка, которую я точно закрывала перед сном! Муравьи нашли еду в тамбуре палатки, и потихоньку переползли через открытый вход в саму палатку. Что мне приснилось ночью, что я его открыла, даже представить не могу. Но вылетела я из палатки быстро. Разбудила Кристину, которая спала как убитая, и не совсем поняла сначала, что мне надо от нее. Я начала вытряхивать все вещи из палатки на улице, а Кристина давила муравьев в самой палатке. Еще полночи я нервно вздрагивала от каждого ложного и не ложного ощущения на теле от оставшихся единиц муравьев, забившихся до этого в углы палатки. В общем, к утру я чувствовала себя нисколько не отдохнувшей.

С утра первым делом искупались в море. Местечко оказалось не очень приглядным. На узкой песчаной полоске пляжа много мусора и объедков. Само море тоже какое-то мутное. Пособирали на берегу красивые раковины и решили ехать отсюда искать другое место. Анаклия – достаточно молодой город-курорт и какой-то совершенно нелогичный и странный.

Место нашей ночевки на утро

Машин на дорогах не было совсем, что в принципе нормально для тупикового населенного пункта, поэтому чтоб не тянуть время поехали на маршрутке сначала до Зугдиди, а там пересели в Поти. Поти – это портовый город, поэтому даже не стали заморачиваться искать здесь береговую линию с пляжем и поехали дальше, отойдя немного от вокзала, где была уйма народу и все пытались навязать какие-то свои услуги. Нас подбросил молодой парень до Григорети. Мы не видели этого названия на карте, но объяснили, что нам нужен тихий, спокойный, чистый берег. Григорети оказался именно таким местом. Не пройдя там и ста метров, нас позвали к себе Антонио (из Кутаиси) и Дима (из Питера), чтобы мы ставили палатку рядом с ними. Дима рассказал, что живет в Грузии уже 9 месяцев, а в данный момент работает с Антонио, который возит туристов в различные туры и владеет хостелом в Кутаиси. Как я и предположила, Дима знаком с большей частью людей из АВП, в том числе и с Аленой, которая приезжает вместе с Андреем уже через пару дней. Вместе мы сообразили перекус и кофе. Впереди еще полдня, поэтому покупавшись в горячем море, мы пошли гулять и искать магазины.

Магазины оказались кафешками, лавочками с овощами, фруктами и сыром на трассе, взяли себе фруктиков и пошли гулять в сторону моря. Нашли пустынный берег, но там где было пустынно, были откровенные свалки мусора. А среди них коровы и цапля. Но море чистое, и мы с удовольствием прыгали на волнах, плавали в парной воде, и радовались жизни.

На обратном пути захотелось позволить себе снова самостоятельно посетить кафе и заказать шашлык. Хозяин угостил бокалом домашнего вина. Оно было очень странного вкуса, как будто сливовое, хотя на самом деле обычное виноградное. Может домашнее вино как-то особенно готовят в этих местах.

Вернулись к своей палатке уже к вечеру. Вообще в Грузии все отлично с безопасностью, и можно было всегда оставлять свои вещи где-нибудь в сторонке и не переживать, что они пропадут.

Мечта посмотреть закат в ясную погоду на море и шторм в этот раз не сбылась, но зато мы наблюдали шикарную грозу. Каждую секунду в небе разгорались вспышки за облаками, а иногда из облаков вырывалась горизонтальная молния. Долго так сидели, пытаясь параллельно отвязаться от навязчивого Антонио, который хотел уговорить нас попить с ним чай в душном номере. Но, наконец, ушел, со стопятьсотого раза поняв, что бесполезно. Гроза ушла с моря за лес, где ее не было видно, и я ушла спать. Завтра надо за один день вернуться в Тбилиси за вещами, и ехать к ребятам в Казбеги, где был забронирован отель.

Закат на море в Григорети

День 14 (26 августа, пятница)

Вставать нужно было рано, часов в семь. Вместе с нами проснулся в своем номере Антонио и успел с утра нам вынести мозг своим присутствием. То, стоя на балконе, он бесперебойно кричал «разбудите Диму!», то он бегал вокруг меня с фотоаппаратом, то он кричал Диме, чтоб он вставал. Они хотели ехать на утренней электричке в Кутаиси, до которой было еще часа два. Мне было интересно, как Дима его выносит во время работы. «Старики как дети», - сказал Дима. И верно, один в один.

Уходим на трассу. Наш отворот на Тбилиси с трассы вдоль моря был буквально метров через 500 от нашего берега, там мы и голосовали. Грузия – страна маленькая, размером может с наш Пермский край, поэтому за день доехать из одного конца страны в другой мы посчитали возможным, и не ошиблись.

Сначала нас забрал водитель из Кутаиси – Лаша. Он сразу хотел заехать с нами в кафе, чтобы угостить завтраком. Но мы с Кристиной в один голос объяснили ему, что мы только что позавтракали самостоятельно и не можем пока есть, иначе лопнем. Но он все равно угостил нас большими холодными молочно-кофейными коктейлями, что в жару всегда было радостно и вкусно пить. И все не мог найти себе места, не зная как проявить свое гостеприимство, есть мы не хотели, в различные достопримечательности Кутаиси мы тоже ехать не могли из-за времени, как бы это не хотелось. Остановились у большой сувенирной лавки. Лаша подарил нам на память о Грузии по три больших сувенира, и был рад, что хоть в этом мы были согласны и приятно удивлены. С ним мы доехали до отворота на небольшой городок чуть дальше Кутаиси, обменялись телефонами (как и со всеми водителями до этого) и начали голосовать дальше.

Следующая машина забирает нас прямо до Тбилиси. Но когда этот водитель сказал нам, что мы заедем в хорошее место пообедать, мы уже не были против, поскольку к тому моменту проголодались. Тем боле знали, что от Тбилиси в случае чего всегда можно уехать на недорогой маршрутке. Это было великолепное место. Когда едешь на машине или автобусе, никогда не догадаешься свернуть в нужной точке, чтобы увидеть достопримечательности, которые нам успели показать за эту неделю путешествий. А на самом деле вдоль трасс можно увидеть много интересных мест.

Водитель нам выбрал лучший столик расположенный посередине проточного пруда, образованного горной речкой, внутри отдельной беседки. В пруду плавали три больших уточки, периодически ныряя в воду. Через вторую речку рядом с прудом стоит красивый гостевой дом с шикарными мостами к нему. Но это все не самое интересное. Первое, что нас удивило, когда мы пришли, - медведь в клетке рядом с кафе. Просто в клетке, небольшого размера взрослый медведь. У нас в зоопарке двойная защита от крупных зверей, а тут различные девушки кидают ему в клетку еду или кормят прямо из руки. А он как собачка подпрыгивает за этой едой. В качестве поилки – речка, вытекающая из пруда, на котором мы сидели. Хозяин, скорее всего, нормально его кормит и сам, но это развлечение у приезжающих людей подкармливать медведя.

Когда мы заехали в Тбилиси, нас подвезли прямо до нашего отеля, где нас дожидалась наша снаряга с похода. Поблагодарили Лику (работницу гостиницы) и решили не тратить время на поиск выезда из города в сторону Казбегов, а доехать на метро до станции Дидубе и сесть на маршрутку за 10 лари. На рынке перед метро Кристина купила съедобные сувениры домой, и мы поехали к ребятам в Казбеги (Степанцминда). Вез нас водитель – единственный человек в Грузии, который знает Пермь по сериалу Реальные пацаны. Все остальные знали Пермь, потому что либо там служили, либо там сидели, либо там служили их родственники, либо там сидели их родственники, либо не знали Пермь вообще, только примерно понимали, где это.

Первое, что я увидела в Казбегах – это Василия, кипишуещего на главной площади среди таксистов. Мы позвонили в наш гест хаус, где Дима Антонов бронировал номер еще в Перми. Нас встретили хозяева и подвезли на машине до места, рассказав по пути, что сегодня в городе праздник Казбекоба и скоро будет выступать грузинская группа Мгзавреби. Мы обрадовались этой новости и полные счастья и радости от проведенной недели в путешествии по Грузии пришли к ребятам в номер.

Нас встретили грустно-тоскливо-печальные лица ребят, которые как вареные передвигались по помещениям. Маша заболела, и Сережа тоже. Маша с Димой рассказали нам, как прошла вторая часть похода, в гостиницу они были еще с утра, спустившись 4-5 км от Троицкой церкви Гергети. Все прошло благополучно с шикарной погодой, а до вершины не дошел 300 м только Дима. Это нас очень удивило, потому что он был самым опытным и натренированным человеком в походе. Странная вещь эта горная болезнь. Когда-нибудь узнаю, как она проявиться в моем случае.