Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация научных методов исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. По области применения: Общенаучные и конкретно-предметные. Конкретно-предметные: универсальные (применимые для любых объектов данного класса) и специальные (применимые только для определенного вида объектов). 2. По уровню исследования: 1) Эмпирические: наблюдение и эксперимент. Эмпирические методы – это методы познания реальности, действующие на уровне опыта. Они нацелены на установлении новых фактов. Т.е. предполагается обоснованное эмпирическое знание о событиях и явлениях реальности. Наблюдение – целенаправленное восприятие объектов или процессов, когда исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики. Эксперимент – активное целенаправленное вмешательство в ход процесса или поведение объекта; изменение объекта или его воспроизведение в специальных (созданных и контролируемых) условиях с целью получения информации о его характеристиках. Эксперименты: мысленные; математические; компьютерные; реальные (социологические эксперименты на малых группах; эксперименты с оплатой труда; в ходе предвыборной кампании). Процедуры эмпирических методов: · Планирование · Измерение: способ определения фактических численных значений измеряемой величины в принятых единицах измерения. Может применяться метрическая числовая шкала или семантическая (в зависимости от сферы). Т.о. при измерении объекты (т.е. характеристики объектов) отображаются в некоторой математической системе (т.е. в измерительной шкале). · Описание · Статистическая обработка
2) Эмпирико-теоретические: абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, анализ, синтез. Эмпирико-теоретические методы – это методы, направленные на теоретическое осмысление фактов и разработку научных гипотез. Процедуры эмпирико-теоретических методов: · Сравнение · Обобщение · Классификация · Оценка Сравнение – выявление сходства и различия объектов. Критерии сравнения: · Однородность объектов · Наиболее существенные и важные для цели исследования признаки Обобщение – установление общих признаков у сравниваемых объектов и образования множества (класса) из объектов с общими признаками. Классификация – разбиение некоторого множества объектов на определенные подмножества (классы) таким образом, чтобы в один класс попадали объекты с одинаковым значением (диапазоном значений) общего признака. Если выделяются несколько общих признаков, то строится совокупность классификаций.
Оценка – отображение объектов в определенной шкале (см. «измерение»). Обобщение процедуры измерения, относящееся не только к эмпирическим, но и к абстрактным объектам. Абстрагирование – выделение определенных свойств и связей объекта и отвлечение от других присущих ему характеристик, считающихся несущественными для цели исследования. 3 этапа абстрагирования: 1 этап – дифференциация признаков на существенные и второстепенные 2 этап – вводится абстрактный объект, имеющий сокращенный набор характеристик или свойств (т.е. только существенных). 3 этап – замена исследуемого объекта абстрактным. Индукция – «восхождение» от частного к общему; перенос суждений, справедливых для отдельных объектов класса, на другие его объекты или на класс в целом. Индукция позволяет перейти от данных наблюдения или эксперимента (фактов) к общим теоретическим выводам. Социологические теории являются преимущественно индуктивными. Индукция – основной метод установления причинно-следственных связей. Но следует помнить, что об индукции (в формальной логике) говорят и тогда, когда заключение не следует с логической необходимостью из посылок, но и не противоречит им. Дедукция – «нисхождение» от общего к частному; перенос суждения, справедливых для всех объектов некоторого класса, на отдельные его объекты. В отличие от индукции, при истинности исходных суждений всегда будет истинным и то суждение, которое получают при помощи дедукции. Метод аналогии заключается в том, что на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их характеристикам делаются выводы об их сходстве и подобии и по другим признакам. Аналогия позволяет перенести знания, полученные из рассмотрения какого-либо объекта на другой, подобный первому, но менее изученный. Моделирование – воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для изучения (т.е. на модели). Модель – объект, специально созданный для изучения определенных характеристик объекта моделирования (прототипа). Моделирование соединяет абстрагирование и аналогию. Модель создается не для исследования объекта (прототипа) вообще, а для изучения лишь некоторых его конкретных характеристик. Следовательно, для изучения одного и того же объекта могут потребоваться разные модели. Модели: материальные (предметные) и знаковые (описательные).
Основное требование к модели – адекватность цели исследования, т.е. способность замещать исследуемый объект. Анализ – рассмотрение отдельных сторон, частей, свойств и отношений объекта с последующим соединением (синтезом) их в единое целое. Цель анализа – новые свойства или характеристики объекта.
3) Теоретические: идеализация, формализация, аксиоматический метод (применяется в математике и теоретической физике; в социальных науках не используется). Теоретические методы – методы, используемые только на теоретическом уровне и направленные на синтез накопленных знаний в форме научной теории. Научная теория – логически взаимосвязанная система понятий и обоснованных суждений, дающая целостное отражение определенной области действительности. Основные характеристики теории: · Полнота описания объекта · Проверяемость утверждений на практике · Возможность объяснения объектов · Возможность предсказания поведения объектов и появления новых свойств и связей. Идеализация – мысленное создание абстрактных объектов путем не только игнорирования отдельных свойств и характеристик (абстрагирование), но и наделения дополнительными, практически не существующими признаками. Идеализированные объекты проще реальных, они обладают ограниченным числом свойств и связей, что позволяет применить к ним более сложные методы. Формализация – выявление и фиксация при помощи искусственных языков устойчивых характеристик объекта с целью эффективного получения логически выводимых результатов. Эффективное использование формализации возможно лишь в сочетании с методом моделирования, когда строятся формальные описательные модели, использующие языки математики, программирования, графические и т.п. языки. Модель, использующая как искусственный, так и естественный язык, называется формализованной.
3. По источнику информации, используемому при применении метода. Источники информации: - Сам объект исследования (социальная система) в своем взаимодействии в внешней средой. - Другие социальные системы, схожие с объектом исследования. - Эксперты – специалисты, обладающие полученными в результате своей предшествующей деятельности знаниями об объекте исследования. - Знания об объекте исследования, представленные в виде документов (книг, статей, рукописей) научного или специального характера. - Формальные модели исследуемых объектов. Характерные методы исследования, применяемые при использовании различных источников информации:
Приложение 11
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.009 с.) |