Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и принципы организации

Поиск

Подобно большой организации, большая компьютерная сеть нуждается в центра­лизованном хранении как можно более полной справочной информации о самой себе. Решение многих задач в сети опирается на информацию о пользователях сети — их именах, используемых для логического входа в систему, паролях, пра­вах доступа к ресурсам сети, а также о ресурсах и компонентах сети: серверах, клиентских компьютерах, маршрутизаторах, шлюзах, томах файловых систем, принтерах и т. п.

Приведем примеры наиболее важных задач, требующих наличия в сети центра­лизованной базы справочной информации:

Q Одной из наиболее часто выполняемых в системе задач, опирающихся на спра­вочную информацию о пользователях, является их аутентификация, на осно­ве которой затем выполняется авторизация доступа. В сети должны каким-то образом централизованно храниться учетные записи пользователей, содержа­щие имена и пароли.

□ Наличия некоторой централизованной базы данных требует поддержка про­зрачности доступа ко многим сетевым ресурсам. В такой базе должны хра­ниться имена этих ресурсов и отображения имен на числовые идентификаторы (например, IP-адреса), позволяющие найти этот ресурс в сети. Прозрачность может обеспечиваться при доступе к серверам, томам файловой системы, ин­терфейсам процедур RPC, программным объектам распределенных приложе­ний и многим другим сетевым ресурсам.

□ Электронная почта является еще одним популярным примером службы, для которой желательна единая для сети справочная служба, хранящая данные о почтовых именах пользователей.

□ В последнее время в сетях все чаще стали применяться средства управления качеством обслуживания трафика (Quality of Service, QoS), которые также требуют наличия сведений обо всех пользователях и приложениях системы, их требованиях к параметрам качества обслуживания трафика, а также обо всех сетевых устройствах, с помощью которых можно управлять трафиком (маршрутизаторах, коммутаторах, шлюзах и т. п.).

□ Организация распределенных приложений может существенно упроститься, если в сети имеется база, хранящая информацию об имеющихся программ­ных модулях-объектах и их расположении на серверах сети. Приложение, ко­торому необходимо выполнить некоторое стандартное действие; обращается с запросом к такой базе и получает адрес программного объекта, имеющего возможность выполнить требуемое действие.

□ Система управления сетью должна располагать базой для хранения информа­ции 6 топологии сети и характеристиках всех сетевых элементов, таких как маршрутизаторы, коммутаторы, серверы и клиентские компьютеры. Наличие полной информации о составе сети и ее связях позволяет системе автомати­зированного управления, сетью правильно идентифицировать сообщения об аварийных событиях и находить их первопричину. Упорядоченная по подраз­делениям предприятия информация об имеющемся сетевом оборудовании и установленном программном обеспечении полезна сама по себе, так как по­могает администраторам составить достоверную картину состояния сети и разработать планы по ее развитию.

Такие примеры можно продолжать, но нетрудно привести и контраргумент, за­ставляющий усомниться в необходимости использования в сети централизо­ванной базы справочной информации — долгое время сети работали без единой справочной базы, а многие сети и сейчас работают без нее. Действительно, суще­ствует много частных решений, позволяющих достаточно эффективно организо­вать работу сети на основе частных баз справочной информации, которые могут быть представлены обычными текстовыми файлами или таблицами, хранящи­мися в теле приложения. Например, в ОС UNIX традиционно используется для хранения данных об именах и паролях пользователей файл passwd, который охватывает пользователей только одного компьютера. Имена адресатов элек­тронной почты также можно хранить в локальном файле клиентского компью­тера. И такие частные справочные системы неплохо работают — практика это подтверждает.

Однако это возражение справедливо только для сетей небольших и средних раз­меров, в крупных сетях отдельные локальные базы справочной информации теряют свою эффективность. Хорошим примером, подтверждающим непримени­мость локальных решений для крупных сетей, является служба имен DNS, рабо­тающая в Интернете. Как только размеры Интернета превысили определенный предел, хранить информацию о соответствии имен и IP-адресов компьютеров сети в локальных текстовых файлах стало неэффективно. Потребовалось создать рас­пределенную базу данных, поддерживаемую иерархически связанными сервера­ми имен, и централизованную службу над этой базой, чтобы процедуры разре­шения символьных имен в Интернете стали работать быстро и эффективно.

Для крупной сети неэффективным является также применение большого числа справочных служб узкого назначения: одной для аутентификации, другой — для управления сетью, третей — для разрешения имен компьютеров и т. д. Даже если каждая из таких служб хорошо организована и сочетает централизованный ин­терфейс с распределенной базой данных, большое число справочных служб при­водит к дублированию больших объемов информации и усложняет админист­рирование и управление сетью. Например, в Windows NT имеется по крайней мере пять различных типов справочных баз данных. Главный справочник доме­на (NT Domain Directory Service) хранит информацию о пользователях, которая требуется при организации их логического входа в сеть. Данные о тех же пользо­вателях могут содержаться и в другом справочнике, используемом электронной почтой Microsoft Mail. Еще три базы данных поддерживают разрешение адресов: WINS устанавливает соответствие Netbios-имен IP-адресам, справочник DNS (сервер имен домена) оказывается полезным при подключении NT-сети к Ин­тернету, и наконец, справочник протокола DHCP используется для автоматиче-скогсуназначения IP-адресов компьютерам сети. Очевидно, что такое разнообразие справочных служб усложняет жизнь администратора и приводит к дополнитель­ным ошибкам, когда учетные данные одного и того же пользователя нужно вве­сти в несколько баз данных. Поэтому в новой версии Windows 2000 большая часть справочной информации о системе может храниться службой Active Directory — единой централизованной справочной службой, использующей рас­пределенную базу данных и интегрированной со службой имен DNS.

Результатом развития систем хранения справочной информации стало появле­ние в сетевых операционных системах специальной службы — так называемой службы каталогов (Directory Services), называемой также справочной службой (directory — справочник, каталог). Служба каталогов хранит информацию обо всех пользователях и ресурсах сети в виде унифицированных объектов с опреде­ленными атрибутами, а также позволяет отражать взаимосвязи между хранимы­ми объектами, такие как принадлежность пользователей к определенной группе, права доступа пользователей к компьютерам, вхождение нескольких узлов в одну подсеть, коммуникационные связи между подсетями, производственную при­надлежность серверов и т. д. Служба каталогов позволяет выполнять над храни­мыми объектами набор некоторых базовых операций, таких как добавление и удаление объекта, включение объекта в другой объект, изменение значений атрибута объекта, чтение атрибутов и некоторые другие. Обычно над службой каталогов строятся различные специфические сетевые приложения, которые ис­пользуют информацию службы для решения конкретных задач: управления се­тью, аутентификации пользователей, обеспечения прозрачности служб и других, перечисленных выше. Служба каталогов обычно строится на основе модели кли­ент-сервер: серверы хранят базу справочной информации, которой пользуются клиенты, передавая серверам по сети соответствующие запросы. Для клиента службы каталогов она представляется единой централизованной системой, хотя большинство хороших служб каталогов имеют распределенную структуру, вклю­чающую большое количество серверов, но эта структура для клиентов прозрачна.

Важным вопросом является организация базы справочных данных. Единая база данных, хранящая справочную информацию большого объема, порождает все то же множество проблем, что и любая другая крупная база данных. Реализация справочной службы как локальной базы данных, хранящейся в виде одной ко­пии на одном из серверов сети, не подходит для большой системы по несколь­ким причинам, и в первую очередь вследствие низкой производительности и низкой надежности такого решения. Производительность будет низкой из-за того, что запросы к базе от всех пользователей и приложений сети будут поступать на единственный сервер, который при большом количестве запросов обязательно перестанет справляться с их обработкой. То есть такое решение плохо масштаби­руется в отношении количества обслуживаемых пользователей и разделяемых ресурсов. Надежность также не может быть высокой в системе с единственной копией данных. Кроме снятия ограничений по производительности и надежно­сти желательно, чтобы структура базы данных позволяла производить логиче­ское группирование ресурсов и пользователей по структурным подразделениям предприятия и назначать для каждой такой группы своего администратора.

Проблемы сохранения производительности и надежности при увеличении мас­штаба сети обычно решаются за счет распределенных баз данных справочной ин­формации. Разделение данных между несколькими серверами снижает нагрузку на каждый сервер, а надежность при этом достигается за счет наличия несколь­ких реплик каждой части базы данных. Для каждой части базы данных можно назначить своего администратора, который обладает правами доступа только к объектам своей порции информации обо всей системе. Для пользователя же (и для сетевых приложений) такая распределенная база данных представляется единой базой данных, которая обеспечивает доступ ко всем ресурсам сети вне за­висимости от того, с какой рабочей станции поступил запрос.

Существуют два популярных стандарта для служб каталогов. Во-первых, это стан­дарт Х.500, разработанный ITU-T (во время разработки стандарта эта организа­ция носила имя CCITT). Этот стандарт определяет функции, организацию спра­вочной службы и протокол доступа к ней. Разработанный в первую очередь для использования вместе с почтовой службой Х.400 стандарт Х.500 позволяет эф­фективно организовать хранение любой справочной информации и служит хо­рошей основой для универсальной службы каталогов сети.

Другим стандартом является стандарт LDAP (Light-weight Directory Access Pro­tocol), разработанный сообществом Интернета. Этот стандарт определяет упро­щенный протокол доступа к службе каталогов, так как службы, построенные на основе стандарта Х.500, оказались чересчур громоздкими. Протокол LDAP полу­чил широкое распространение и стал стандартом де-факто в качестве протокола доступа клиентов к ресурсам справочной службы.

Существует также несколько практических реализаций служб каталогов для се­тевых ОС. Наибольшее распространение получила служба NDS компании Novell, разработанная в 1993 году для сетевой ОС NetWare 4.0, а сегодня реализованная также и для Windows NT/2000. Большой интерес вызывает служба каталогов Active Directory, разработанная компанией Microsoft для Windows 2000. Обе эти службы поддерживают протокол доступа LDAP и могут работать в очень круп­ных сетях благодаря своей распределенности.

Служба каталогов NDS

Служба NDS (NetWare Directory Services) — это глобальная справочная служба, опирающаяся на распределенную объектно-ориентированную базу данных сете­вых ресурсов.

База данных NDS содержит информацию обо всех сетевых ресур­сах, включая информацию о пользователях, группах пользователей, принтерах, томах и компьютерах. ОС NetWare (а также другие клиенты NDS, работающие на других платформах) использует информацию NDS для обеспечения доступа к этим ресурсам.

База данных NDS заменила в свое время справочник bindery предыдущих версий NetWare. Справочник bindery — это «плоская», или одноуровневая база данных, разработанная для поддержки одного сервера. В ней также использовалось понятие «объект» для сетевого ресурса, но трактовка этого термина отличалась от общепри­нятой. Объекты bindery идентифицировались простыми числовыми значениями и имели определенные атрибуты. Однако для этих объектов не определялись яв­ные взаимоотношения наследования классов объектов, поэтому взаимоотноше­ния между объектами bindery устанавливались администратором произвольно, что часто приводило к нарушению целостности данных.

База данных службы NDS представляет собой многоуровневую базу данных, поддерживающую информацию о ресурсах всех серверов сети. Для совмести­мости с предыдущими версиями NetWare в службе NDS предусмотрен меха­низм эмуляции базы bindery.

Служба NDS — это значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими вер­сиями за счет:

· распределенности;

· реплицируемости;

· прозрачности;

· глобальности.

Распределенность заключается в том, что информация не хранится на одном сер­вере, а разделена на части, называемые разделами (partitions). NetWare хранит эти разделы на нескольких серверах сети (рис. 10.8). Это свойство значительно упрощает администрирование и управление большой сетью, так как она пред­ставляется администратору единой системой. Кроме того, обеспечивается более быстрый доступ к базе данных сетевых ресурсов за счет обращения к ближайше­му серверу.

Реплика — это копия информации раздела NDS. Можно создать неограниченное количество реплик каждого раздела и хранить их на разных серверах. Если один сервер останавливается, то копии этой информации могут быть получены с дру­гого сервера. Это увеличивает отказоустойчивость системы, так как ни один из серверов не отвечает за всю информацию базы данных NDS.

Прозрачность заключается в том, что NDS автоматически создает связи между про­граммными и аппаратными компонентами, которые обеспечивают пользователю до­ступ к сетевым ресурсам. NDS при этом не требует от пользователя знаний физиче-' ского расположения этих ресурсов. Задавая сетевой ресурс по имени, вы получите к нему корректный доступ даже в случае изменения его сетевого адреса или места рас­положения.

Глобальность NDS заключается в том, что после входа вы получаете доступ к ре­сурсам всей сети, а не только одного сервера, как было в предыдущих версиях. Это достигается за счет процедуры глобального логического входа (global login). Вместо входа в отдельный сервер пользователь NDS входит в сеть, после чего он получает доступ к разрешенным для него ресурсам сети. Информация, предос­тавляемая во время логического входа, используется для идентификации поль­зователя. Позже, при попытке пользователя получить доступ к ресурсам, таким как серверы, тома или принтеры, фоновый процесс идентификации проверяет, имеет ли пользователь право на данный ресурс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.008 с.)