Люди с инвалидностью активно борются за равные права и возможности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Люди с инвалидностью активно борются за равные права и возможности



Социальная модель признает, что ограничение возможности это не проблема связанная со здоровьем индивидуумов, а отношения общества к их особым потребностям. Соответственно, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении инвалидности и предоставить равные возможности, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли стать полноправными членами общества.

Необходимо ясно представлять различия в двух подходах к пониманию инвалидности – «медицинском» и «социальном» для того что бы вся система образования смогла стать инклюзивной. Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

 

 

 

Социальный подход предполагает, что инклюзия учащихся с особыми образовательными потребностями требует изменений в системе образования как таковой, и эта система должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации и пренебрежения. Препятствием к этому зачастую служат барьеры в образовании.

3.2. Барьеры в образовании

Школе, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно определить барьеры, как в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной политике, которые мешают включению ребенка в общеобразовательную систему. Важно, определить проблемы, которые являются конкретной причиной возникновения трудностей в обучении того или иного ученика.

Барьерами на пути образования и полноценного участия учеников с инвалидностью во всех сферах школьной жизни могут стать: сложившийся характер взаимоотношений в школе между учениками, педагогами и родителями; культурные различия; несоответствие учебных планов, содержания и методов обучения потребностям учащегося; проводимая администрацией школьная политика; недостаток ресурсов.

Важно отметить, что ресурсные барьеры – это достаточно емкое понятие, объединяющее в себя:

• Ресурсы, связанные с персоналом: отношения между персоналом, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления, конкуренция, страх.

• Информационные ресурсы: отсутствие доступа к информации, слабая школьная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем.

• Материальные ресурсы: нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов.

Многие ресурсные барьеры, школы могут преодолеть самостоятельно. Важно на пути к инклюзивному образованию изменить культуру, политику и практику работы общих школ. Преодолеть дискриминационные профессиональные установки сотрудников и администраций школ и изменить их мышление.

 

3.3. Концепция инклюзивного образования и правила инклюзивной школы

Для принятия концепции инклюзивного, необходимо четко представлять, в чём состоит различие между обычным образованием, инклюзивным образованием и другими формами обучения детей с особенностями развития.

 

 

 

Основное различие выше представленных систем обучения заключается в том, что ими берется за основу в образовании, либо адаптация ребёнка к образовательной системе, либо изменение системы образования в зависимости от потребностей ребенка.

 

Очень важно понять различие между интегрированным и инклюзивным образованиями, так как зачастую эти понятия подменяются один другим.

 

Интегрированное образование. В 70 годы началось движение интегрированного обучения, когда детей с особенностями развития включали в обычную школу, но в отдельный класс. Дети иногда общались со сверстниками на перемене, но учились отдельно. Либо эти дети помещались в обычный класс, но при этом ему не оказывалось никакой специальной поддержки, или он получал некую отдельную специальную помощь, которая смогла бы ему быть наравне с другими школьниками. Интегрированное образование обычно предназначено для детей, имеющих незначительные особенности развития, дети с тяжелыми и выраженными дефектами, как правило, не включены в этот процесс. Нельзя говорить об интегрированном образовании как новом веянии для России, так как всегда в классах находились дети, которые плохо слышали, видели или недостаточно внятно изъяснялись, которым с трудом давались учебные предметы, чье поведение характеризовалось как девиантное. При этом можно найти много фактов успешного обучения детей с особыми образовательными потребностями в данных условиях.

Инклюзивное образование. Многие станы целенаправленно пришли к смене интегрированного образования на инклюзивное. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе, где система меняется под ребенка, другая методика, где ребенок принимается как на уровне школы, так и вне. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. В результате этих изменений преподавание и обучение становятся более эффективными от этого выиграют все дети.

 

Цель инклюзивной школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

Таким образом, инклюзия в образовании – это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования. В этом заключается определённая «революционность» данного подхода, причём революционные изменения при инклюзии затрагивают в значительно большей степени массовые школы, нежели специальные.

 

 

Инклюзия в образовании включает в себя:

• Признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов

• Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся

• Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой

• Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности

• Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы

• Различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

• Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ

• Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе

 

Эти концептуальные положения инклюзивного образовательного процесса формируют правила инклюзивной школы:

Инклюзивная школа рассматривает многообразие культур как новую реальность. Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащим разным этническим группам и культурам, говорящим на разных языках, имеющих различный экономический и социальный статус, различные способности, интересы и цели обучения. Таким образом, школа не должна ограничиваться одним учебным планом и единым подходом к обучению всех детей.

Инклюзивная школа должна обеспечивать доступ к знаниям, навыкам и информации. Предоставление такого доступа увеличивает шансы каждого ученика, обеспечивая ему свободу выбора, и создаёт условия для преодоления барьеров в образовании и участия во всех сферах школьной жизни.

Инклюзивная школа сохраняет индивидуализацию процесса обучения. В педагогическом процессе учителя инклюзивной школы используют различные методы и подходы, добиваясь при этом персонализации обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями и целями обучения учащихся. Инклюзивная школа всегда предоставляет своим ученикам возможность добиться более высоких результатов в обучении.

Инклюзивная школа предполагает использование командного стиля работы. Ни один преподаватель не преуспеет, обучая большое количество очень разных детей: ему обязательно понадобится помощь со стороны коллег. Командная работа различных специалистов помогает достичь наилучших результатов в развитии каждого ребёнка и способствует формированию подлинного школьного сообщества.

Инклюзивная школа работает в сотрудничестве с семьями, государственными и общественными организациями. Привлечение членов всех заинтересованных сторон к участию в деятельности школы ведёт к расширению школьного сообщества и является источником привлечения ресурсов в деятельности школы.

Инклюзивная школа ожидает успехов в обучении от каждого своего ученика. Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребёнка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре, языка, пола, способностей или семейных обстоятельств. Инновационные виды деятельности, такие как театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, выставки, круглые столы и т.д. очень хорошо зарекомендовали себя в инклюзивных школах.

Инклюзивная школа способствует социальному развитию общества. Школа поддерживает философию принятия каждого ребёнка и гибкости в подходах к обучению, и в этом её важнейшая социальная ценность. Инклюзивная школа способствует формированию общества, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена и в котором каждый может получить помощь и поддержку.

 

Итак,

инклюзивная школа – это:

Равенство всех учеников в школьном сообществе, независимо от происхождения, языка, пола, религии, состояния здоровья

Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня

У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов

Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом

Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления инклюзивного образовательного процесса

Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика

Семьи активно участвуют в жизни школы

Все сотрудники школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности

Участники инклюзии

Инклюзивное образование должно способствовать развитию личности и способностей, независимо от физических, социальных, эмоциональных. Между тем, в современном обществе существуют группы детей, молодых людей, подверженных большему, по сравнению с остальной популяцией, риску маргинализации и изоляции, риску социальной эксклюзии. Это: дети, подвергшиеся насилию; дети из семей мигрантов; дети из бедных семей; дети из семей этнических меньшинств; дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИД; дети с инвалидностью; дети с нарушением поведения; бездомные дети; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

 

Истоки социальной эксклюзии лежат в пересечении экономической, политико-правовой и психолого-педагогической сфер социальной жизни. Каждая из этих сфер привносит свой дискурс понимания причин социальной отчуждённости, возникающей в отношении тех или иных групп социальных меньшинств. Создание инклюзивной культуры школы, преодоление эксклюзии тесным образом связано с формированием школьного сообщества и принятием инклюзивных ценностей не только учителями, родителями и помогающими специалистами, но, что не менее важно, всеми учениками, в том числе и учениками с особенностями развития.

Очень важно формировать в учащихся с особенностями развития понимание того, что в субъектно-объектных отношениях ему необходимо выступать не только «объектом» инклюзии, но и её субъектом. А для этого необходим опыт принятия своих возможностей и ограничений, адекватное к ним отношение. Так, например, в процедуре составления индивидуального учебного плана очень часто сам учащийся, особенно в старшем возрасте, становится точно таким же участником группы планирования, а в работе помогающих специалистов важнейшим направлением является формирование у учеников адекватной самооценки. Технологии и программы работы в социальной сфере, такие как развитие рефлексии, толерантности, наделение клиента властью над собственной жизнью (empowerment), необходимо использовать в работе инклюзивной школы не только по отношению к специалистам, педагогам, но и по отношению к учащимся, в том числе, с особенностями развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.095 с.)