Неверные представления и мифы об инклюзии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неверные представления и мифы об инклюзии



Инклюзия, зачастую, окружена в обществе некими мифическими предположениями и определениями, которые связаны с недостаточностью информации по данной проблематике, отсутствием позитивного опыта знакомства с работой инклюзивных школ, либо вызваны изначальным предубеждением в отношении лиц и групп социальных меньшинств. Опыт, который имеется в сообществах разных стран в отношении инклюзивного образования, свидетельствует о том, что эти неверные представления так или иначе могут циркулировать в любом обществе, независимо от того, когда начались инклюзивные процессы в образовании. Важно понять истоки этих неадекватных представлений об инклюзии, и попытаться восполнить этот информационный пробел.

Итак – некоторые мифы об инклюзивном образовании гласят, что:

 

«Инклюзия – это модное западное заимствование, красивое название системы, при которой все ученики просто «свалены в одну кучу». Нет, это не так!

Прежде всего, для российских педагогов, родителей и администраторов образования важно знать, что инклюзивное образование – это компонент международного права в области образования лиц, которые могут быть подвергнуты дискриминации по состоянию здоровья, особенно, принимая во внимание положения Конвенции ООН о правах инвалидов (рассмотренные в первой главе), поэтому термины «мода» и «заимствование» в данном случае совершенно неуместны. Последовательное соблюдение норм международного права является признаком цивилизованного государства, и никак не может быть просто «модным поветрием».

Инклюзия – это не значит собрать всех детей «в одну кучу», используя для этого «новомодный термин». Это подход, учитывающий всё разнообразие учеников школы, при котором образовательная среда, учебные планы и программы подстраиваются под индивидуальные потребности «особого» ученика, а все дети получают преимущества в плане учёбы и социальной жизни. Инклюзия не сводится к физическому перемещению детей из системы специального образования в общее образование. Инклюзия – это реализация права и создание условий.

 

 

«При инклюзивном образовании ученики, имеющие специальные потребности, не будут получать необходимой помощи и поддержки».

Этот миф опирается, во многом, на представление о том, что учитель класса не будет в состоянии перестроить свою работу в инклюзивном классе таким образом, чтобы оказывать детям со специальными потребностями необходимую индивидуальную помощь. Между тем, инклюзивная школа – это гибкая по своей природе система, которая позволяет получить учителям и ученикам необходимую поддержку и услуги, когда это необходимо. Кроме того, инклюзивная школа предполагает командный стиль работы, при котором учитель никогда не остаётся один на один с проблемой. Соответственно, при таком характере работы объём и характер специальной помощи и поддержки определяется коллективно, всей командой, и с учётом всех особых потребностей ребёнка.

 

 

«Дети-инвалиды в обычном классе всегда будут изгоями, над которыми смеются и издеваются одноклассники»

Бесспорно, многие из нас знают, что детей-инвалидов в школах могут дразнить, причём достаточно жестоко и обидно. Но мы знаем также, что подвергаться жестоким насмешкам и оскорблениям в школе могут и ученики, не имеющие инвалидности, а отличающиеся от остальных детей лишним весом, или другими физическими особенностями (например, с угревой сыпью), или те, чья семья является нетипичной и т.д. Может быть, убрав группу детей с инвалидностью из школы, мы решим раз и навсегда вопрос насмешек и издевательств учеников над теми, кто чем-то отличается от других? Разумеется, нет. То есть вопрос заключается не столько в том, будут ли дети с инвалидностью всегда объектом школьных насмешек или травли, а в том, может ли данная школа создать у себя такой климат, в котором ВСЕ дети чувствуют себя уверенно и в безопасности? Инклюзивная школа именно такой и должна быть!

Построение инклюзивного пространства школы невозможно без работы по выстраиванию таких отношений между самими учениками, учениками и взрослыми, когда все принимают и ценят различия, чувствуют и понимают необходимость своего взаимодействия с другими членами школьного сообщества, а в школе царит дух сплочённости. Преодоление педагогами своих собственных дискриминационных установок может также играть здесь немаловажную роль, ибо дети в своём поведении в школе во многом копируют взрослых.

 

«Качество обучения при появлении в школе детей с особенностями развития снижается»

Дети «без особенностей развития» не являются неким монолитом – они очень разные и по уровню способностей, и по национальной и социальной принадлежности – любой учитель подтвердит это. Инклюзивная школа должна обеспечивать индивидуальный подход ко ВСЕМ детям, а это означает, что ученики без особенностей также будут обучаться в индивидуализированных условиях, и с использованием разных подходов к обучению. И конечно, высокие ожидания по отношению ко всем учащимся школы, а не только какой-либо одной группы – это важнейший принцип работы инклюзивной школы.

«Инклюзивные школы – это хорошая идея. Но у нас её невозможно воплотить, для учителей и директоров школ это очень трудно».

Безусловно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Но учителя говорят о том, что труден не сам процесс обучения как таковой, а обучение таких детей в огромном переполненном классе, при отсутствии поддержки и ограниченных ресурсах. То есть, учителя обычно хорошо справляются с обучением разных детей, если они к этому подготовлены, имеют необходимые знания и навыки, дополнительные приспособления и время. То есть, важно не перепутать причину и следствие.

 

 

«Инклюзия – это слишком дорого, и стоит дороже традиционного специального образования»

 

Во многих странах, для которых инклюзивное образование является устойчивой практикой образовательной политики, многократно проводились исследования стоимости инклюзии. Выводы этих исследований показывают, что инклюзивное образование не дороже специального, а в некоторых компонентах существенно ниже (например, транспортные расходы сокращаются, поскольку дети обучаются по месту жительства).

Исследования, проведённые Фондом «Институт экономики города» в 2006 году в ряде российских регионов также показывают, что стоимость инклюзивного образования дороже, чем стоимость стандартного образования, но ниже стоимости специального. Многие затраты при переходе на инклюзивное образование оказываются достаточно большими, но однократными (например, создание доступной архитектурной среды в школе).

 

 

«Специальные классы и подразделения в общеобразовательной школе – это тоже вариант инклюзивного образования»

 

Специальные классы в общеобразовательной школе не могут рассматриваться как реализация инклюзивных подходов в образовании по многим причинам.

Прежде всего, инклюзивной может быть только вся школа в целом, а не отдельный класс или подразделение. Если в школе есть 2-ой «инклюзивный» класс А, то что происходит в «неинклюзивном» 2-ом Б? Вероятно, это эксклюзия – исключение детей с особыми потребностями из классного сообщества. Почему тогда эти взаимоисключающие процессы происходят в одном школьном пространстве? Как должно называться такое пространство? Частично инклюзивным? Инклюзивно-эксклюзивным? Полагаем, что ограниченность такого подхода очевидна для всех.

Конечно, школа при таких вариантах комплектования классов не может называться инклюзивной. Инклюзия — это целостная школьная политика, практика и культура, которая пронизывает все, буквально все аспекты школьной жизни, и она не может концентрироваться только в каком-либо отдельном подразделении школы.

Специальные классы в общеобразовательной школе — это не инклюзия, это «географический» процесс перехода детей с одной школьной территории на другую. Специальные классы не меняют политику и практику преподавания в общей школе, не стимулируют развитие индивидуального подхода и учёта индивидуальных потребностей в каждом классе, не делают школьное пространство адаптивным для любого ученика, что является самым важным для инклюзивной школы. Специальные классы в общей школе можно рассматривать только в плане территориальной интеграции, а если работа с учащимися обычных и специальных классов во второй половине дня будет достаточно успешной, то такой школьный дизайн будет заключать в себе и элементы социальной интеграции.

Инклюзия – это принадлежность КАЖДОГО ученика к школьному сообществу,

это обучение в классах, отражающих в своём составе естественную структуру местного сообщества,

это пространство, в котором дети не отделены друг от друга табличкой «специальный».

 

Обучение детей в специальных классах зачастую стигматизирует учащихся, выводит их на самую низшую ступень школьной академической и социальной иерархии, а это никак не может соотноситься с инклюзией, с целями и задачами этого процесса.

 

4. Педагогические технологии инклюзивного образования

 

Использование «технологий» во многих областях человеческой деятельности (не только производственных, но и социально-гуманитарных) предполагает, что в результате их применения может быть получен некий качественный результат, достижение которого возможно спланировать, а сам результат будет получен с минимизированными издержками.

В современном образовании использование педагогических технологий обучения также предполагает получение качественного результата учебно-воспитательного процесса.

Поэтому столь характерным для современной школы является «технологизация» процесса обучения, т.е. стремление придать обучению все те положительные черты, которые характерны для любого технологического процесса:

• чёткое планирование целей и результатов обучения,

• достижение эффективности обучения

• и, соответственно, связанная с этим возможность проведения стандартизированной оценки полученных результатов.

Вместе с тем, важной чертой использования технологий обучения является их центрированность на ребёнке, поскольку педагогические технологии, как правило, фокусируются и описывают деятельность самого учащегося, в то время как методики обучения обращены, прежде всего, к деятельности учителя.

Инклюзивное образование, как одно из направлений развития современной системы образования, предполагает, что включение детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения в несегрегационных условиях также может основываться на неких педагогических технологиях. Кроме того, традиционные подходы к обучению (в противоположность современным педагогическим технологиям), такие как классно-урочная система обучения, не могут в полной мере содействовать реализации концептуальных основ инклюзивного образования, поскольку преобладание консервативных и единообразных фронтальных форм работы и равнение на «среднего» ученика, характерное для подобного подхода, никак не может учитывать особые образовательные потребности учащегося, что необходимо для реализации инклюзивного подхода.

Конечно, данная тема не может исчерпываться тем небольшим обзором, который мы предлагаем в данной главе. Педагогические технологии инклюзии – это важная и очень обширная тема, которая обязательно должна стать предметом исследований и анализа наших методистов, дидактов, антропологов, учителей, психологов общего и специального образования, содержанием экспериментальной деятельности в складывающихся школьных инклюзивных образовательных пространствах.

Мы полагаем, что наш обзор позволит наметить некоторые линии и направления для размышления о том, какими педагогическими технологиями можно воспользоваться для того, чтобы инклюзивное образование в России стало «технологичной» педагогической практикой, а не только набором догадок, предположений и интуитивных действий педагога, решившегося воплотить концепцию образовательной инклюзии и одиноко стоящего перед вызовами инклюзивной практики обучения.

Обучение в сотрудничестве

Сотрудничество в процессе обучения – это основной принцип построения инклюзивного образовательного процесса, в котором каждый член школьного сообщества/класса несет ту или иную ответственность за успех общего дела.

 

В школах с организационной структурой учебного процесса, выстроенной с ориентацией на всеобщее сотрудничество, всегда сильна атмосфера работы в команде, кооперации, общей ответственности за успех дела и уверенности в достижимости конечной цели.

Для наиболее благоприятного развития и становления всех учащихся, в школе необходима позитивная социальная атмосфера, которая упразднит изолированность, отталкивание и стереотипное мышление, внесет в процесс инклюзивного обучения высокую интерактивность, характеризуемую поддержкой, уважением и вовлечением всех без исключения детей в учебный процесс.

 

Преимущества технологии обучения в сотрудничестве можно сформулировать следующим образом:

 

интерактивность и кооперация вместо индивидуализма и конкуренции в обучении;

возможность достижения индивидуализированных целей обучения наряду с индивидуальной ответственностью;

структурированное и позитивное обучение в гетерогенных группах;

более высокий уровень вовлеченности учащихся в процесс обучения по сравнению с традиционным методом односторонней подачи материала;

улучшение у учеников самооценки и их отношения к предмету обучения;

повышение уровня участия в работе класса всех учеников;

более высокая успеваемость и улучшение качества усвоения знаний;

создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала, решения задач и демонстрации позитивных социальных примеров поведения;

улучшение взаимоотношений учителя с учениками, а также взаимоотношений в среде учащихся;

формирование уважительного отношения к возможности многообразия школьной среды;

формируются навыки совместной работы – важное качество в работе и социальной жизни современного общества.

Как мы видим, использование этой технологии обучения как нельзя более соответствует концепции инклюзивного образования, рассмотренной выше, целям и задачам инклюзивной школы, хотя следует учесть, что данная педагогическая технология не разрабатывалась исключительно для нужд инклюзивного образования.

Разработка и использование данной технологии обучения лежит в русле гуманистического подхода, для которого характерно внимание не только к интеллектуальному развитию человека, но и к формированию нравственных основ личности, таких необходимых качеств как самостоятельность, критичность мышления, доброжелательность, уважение и принятие человеческого многообразия, позитивность.

Использование данной технологии обучения характерно для образовательных систем многих стран мира, в том числе для стран, наиболее развитых в социально-экономическом отношении, таких как страны Западной Европы, США, Великобритания, Япония. Можно сказать, что технология обучения в сотрудничестве является глобальным трендом, хотя, разумеется, существуют значительные локальные вариации, обусловленные теми или иными педагогическими и социально-психологическими контекстами различных стран.

 

Одним из основных способов реализации данной педагогической технологии является структурированная работа в малых группах.

Суть такого способа организации учебной деятельности состоит в том, что учащиеся кооперируются в работе друг с другом с целью достижения совместного результата.

То есть, для группы ставится одно задание для всех, и в то же время, в фокусе находится улучшение индивидуального понимания и качество усвоения того учебного материала, над которым дети работают в группе. Другая задача – развитие положительного отношения к предмету изучения и к процессу учебы в целом. Кроме того, очевидно, что обучение в сотрудничестве способствует развитию навыков решения задач межличностного и социального характера.

 

Совершенно очевидно, что для того, чтобы эффективно использовать данную педагогическую технологию, совершенно недостаточно просто разбить учеников на группы и дать им какое-либо задание.

 

Существуют многие пути оптимизации использования данной педагогической технологии обучения, из которых наиболее актуальными будут следующие:

 

• Создание гетерогенных (смешанных по составу) групп, в которых есть учащиеся с разным уровнем и мотивацией к обучению;

• Оптимальный размер групп должен быть не более 4-6 человек;

• Формирование групп должно проводиться с учетом уровня активности и возможности взаимодействия ее участников;

• Постоянный анализ состава групп и их изменение, отсутствие постоянно закреплённых участников групп;

• Круговое расположение учебных мест в группе, чтобы все участники видели друг друга и никто не оказывался в «лидирующем» положении;

• Выбор для работы в группе такого задания по теме изучения, которое ученики станут выполнять с интересом и желанием;

• Подбор раздаточного материала, стимулирующего участие в работе группы и концентрацию на предмете обучения;

• Определение академических задач и навыков для достижения в совместной работе;

• Установка правил взаимного участия в групповой работе;

• Распределение в группе «ролей», необходимых для выполнения данного задания, – например, «мотиватор», «генератор идей», «обозреватель», «документатор», «исследователь», «проверяющий» и т.д.;

• Обучение участников правилам работы в группе – как следует задавать вопросы, слушать друг друга, делиться, перефразировать и т.д.;

• Анализ и наблюдение за взаимодействием учеников в группах;

• Для каждого учащегося необходимы обучение и практика в роли координатора группы;

• Расположение отдельных групп на достаточном расстоянии друг от друга для снижения отвлекающего фактора;

• Использование различных форм индивидуальной и групповой ответственности;

• Применение индивидуальных критериев и требований к заданию для максимальной вовлеченности всех участников группы в ее работу;

• Комментарии о работе учеников в группе и успешности выполнения задания;

• Оценка вклада каждого ученика в отдельности в работу группы и всей группы в целом;

• Признание и поощрение наиболее успешных в работе групп.

Таким образом, мы видим, что «технологический» процесс обучения в сотрудничестве с использованием структурированной работы в малых группах имеет свои чётко фиксированные и обозначенные критерии и правила.

 

Одним из важных факторов для успеха использования данной технологии в инклюзивном классе будет вопрос организации физического пространства класса.

Он отнюдь не случаен, поскольку именно от того, как организовано учебное пространство в классе, будет во многом зависеть, сможет ли ученик с особыми потребностями реально включиться в процесс обучения, или его пребывание в классе будет всего лишь одним из вариантов процесса «географического» перемещения из пространства специального обучения в пространство общей школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.057 с.)