Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ



 

Статья 758. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

Договор на выполнение проектных и изыскательских работ отнесен к отдельным видам подряда, положения, предусмотренные § 1 "Общие положения о подряде" гл. 37 ГК "Подряд", применяются к рассматриваемому договору, если иное не установлено правилами § 4 гл. 37 (см. п. 2 ст. 702 ГК).

Проект, смета и сопутствующие инженерные изыскания - это прежде всего, предпосылка строительства, определенный норматив, содержащий требования технического, технологического и экономического характера и позволяющий дать качественную характеристику строительного объекта. Нормативно-техническая документация в строительстве является товарной продукцией и предметом подрядных договоров.

Осуществление юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями инженерных изысканий для строительства и деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности подлежат лицензированию. Подлежат лицензированию также специальные виды проектной деятельности, в частности деятельность по проведению проектных работ, связанных с реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с правилами гл. 6 Градостроительного кодекса 2004 г.

Градостроительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков.

Проектно-сметная документация входит в состав инвестиционного проекта, содержащего обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений. Все инвестиционные проекты до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ (ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

В необходимых случаях субъекты РФ, органы исполнительной власти на основе общенормативных актов и документов могут разрабатывать и утверждать территориальные и отраслевые нормативные документы.

 

Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ

1. Состав задания устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства. Номенклатура, порядок и сроки представления исходных данных оговариваются в договоре.

В п. 1 ст. 759 ГК задание на проектирование характеризуется как разновидность исходных данных. Это не вполне точно. В нормативных документах различаются рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование, основные данные и требования к нему и исходные материалы, передаваемые подрядчику вместе с заданием на проектирование.

По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик. В этом случае заказчик должен утвердить задание на проектирование, и с момента утверждения оно становится обязательным для сторон.

2. В п. 2 ст. 759 ГК устанавливается обязательность требований, содержащихся в задании на проектирование и исходных данных; подрядчик вправе отступить от них только с согласия заказчика.

 

Статья 760. Обязанности подрядчика

1. В случаях когда в договоре не обусловлены специальные требования о составе выдаваемой заказчику проектной документации, в ее состав не включаются расчеты строительных конструкций, технологических процессов и оборудования, а также расчеты объемов строительно-монтажных работ, потребности в материалах, трудовых и энергетических ресурсах. Государственные, отраслевые и республиканские стандарты, а также чертежи типовых конструкций, изделий и узлов, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, не входят в состав рабочей документации и могут передаваться проектировщиком заказчику, если это оговорено в договоре.

В состав и содержание проекта входят архитектурно-строительные решения, включающие сведения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, а также обоснование решений и их соответствие архитектурному замыслу и функциональному назначению с учетом градостроительных требований. Одно из самых распространенных ныне нарушений связано с тем, что значительное количество строек ведется без архитектурных проектов. Между тем в ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 18.12.2006)*(289) указывается, что заказчик обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим соответствующую лицензию. Архитектурный проект определяется в ст. 2 названного Закона как архитектурная часть документации для строительства.

Архитектурный проект, а также разработанная на его основе документация для строительства, как и сам архитектурный объект, являются объектами авторского права. Отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры, регулируются частью четвертой ГК и ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 16-19). Авторы произведений архитектуры обладают исключительными правами на созданные ими произведения.

Проектная документация, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, удостоверяется соответствующей записью ответственного за проект лица (главного инженера, главного архитектора проекта и т.п.). Согласование с органами государственного надзора и другими организациями необходимо в случаях, предусмотренных законодательством РФ и субъектов РФ.

Проекты (ТЭО) и рабочие проекты на строительство подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации. Установлен особый порядок проведения экологической экспертизы в соответствии с ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в ред. от 17.12.2009)*(290).

Обязанности подрядчика завершаются передачей заказчику готовой технической документации и результатов изыскательских работ. При этом подрядчик не может передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком удостоверяются актом за подписями обеих сторон. Порядок сдачи-приемки выполненной работы (ее результата) определяется правилами ст. 720 ГК.

2. Положение п. 2 ст. 760 ГК о гарантиях заказчику со стороны подрядчика об отсутствии у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение связано, в частности, с использованием изобретений при проектировании объектов строительства.

 

Статья 761. Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ

Данная норма не предусматривает каких-либо ограничений ответственности проектировщика (изыскателя) за ненадлежащее качество работ.

В соответствии со ст. 400 ГК по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Применительно к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ закон не содержит специальной нормы об ограниченной ответственности подрядчика.

Определенные ограничения ответственности проектировщика (изыскателя) за недостатки и дефекты технической документации можно установить в договоре.

 

Статья 762. Обязанности заказчика

1. Статья 762 ГК относит цену договора к его существенным условиям. Заказчик обязан уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ и их приемки. В договоре может быть установлена поэтапная оплата работ. Применение сметных норм (цен) на проектирование к конкретным условиям производства работ по данному договору определяется соглашением сторон при соблюдении правил, установленных в ст. 709 ГК.

2. На заказчика возлагаются определенные обязанности по строго целевому использованию результата работ на основе принципа конфиденциальности. Заказчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам и разглашать содержащиеся в ней сведения конфиденциального характера без согласия подрядчика. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (в ред. от 23.09.2005)*(291).

3. Договорные отношения в области проектирования строятся на сотрудничестве сторон. Заказчик оказывает подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательных работ, участвует в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами надзора и контроля (см. п. 1 ст. 760 ГК).

4. Изменение заказчиком исходных данных, выданных подрядчику вместе с заданием на проектирование, может вызвать у подрядчика дополнительные, сверх цены договора, расходы. В этом случае заказчик обязан возместить их подрядчику.

5. Недостатки и дефекты составленной технической документации или выполненных изыскательских работ могут быть выявлены на стадии строительства и эксплуатации. Как следствие этого возможны иски к заказчику со стороны третьих лиц.

 

§ 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
(в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

 

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Необходимость специального регулирования подряда для государственных или муниципальных нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных интересов в условиях рыночной экономики. В отношении подряда для государственных или муниципальных нужд устанавливается специальный правовой режим, характеризующийся рядом особенностей, к которым прежде всего относится следующее:

во-первых, объектом правоотношений являются не любые подрядные отношения, а лишь отношения, связанные со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных или муниципальных потребностей и финансирующиеся за счет государственных средств, что означает специальное предметное действие рассматриваемых в § 5 гл. 34 ГК норм;

во-вторых, рассматривая действие указанных норм по кругу лиц, можно говорить о специальном субъекте правоотношений - государственном или муниципальном заказчике;

в-третьих, в целях компенсации подрядчику ограничения принципа свободы договора устанавливаются специальные льготы и гарантии для подрядчиков;

в-четвертых, размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд производится, как правило, путем проведения торгов в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

Следует отметить, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, является Федеральная антимонопольная служба, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу (постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 (в ред. от 27.10.2008)*(292)).

 

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Одной из сторон в государственном или муниципальном контракте на стороне заказчика выступает специальный субъект, приобретающий статус соответственно государственного или муниципального заказчика. В качестве такого субъекта по общему правилу выступает государственный или муниципальный орган. В этом качестве могут выступать также организации - казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета. Основным правом государственных заказчиков является право распоряжения инвестиционными ресурсами, под которыми следует понимать финансовые средства соответствующего бюджета либо внебюджетных источников, выделенные для реализации федеральных инвестиционных (целевых) программ или инвестиционных (целевых) программ субъектов РФ.

На стороне подрядчика в государственном или муниципальном контракте могут выступать как юридические лица, так и физические лица.

 

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Основанием заключения государственного или муниципального контракта является задание государственного или муниципального заказчика, выраженное в форме государственного или муниципального заказа, принятого подрядчиком. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, принятый подрядчиком, заключение контракта является обязательным. Для подрядчика заключение государственного или муниципального контракта является добровольным, за исключением отдельных случаев, установленных законодательством. Так, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для подрядчика при монопольном положении последнего на определенном рынке (сегменте) подрядных работ и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением контракта. Указанное условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия, а также в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 527 ГК.

 

Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Государственный или муниципальный контракт определяет права и обязанности государственного или муниципального заказчика и подрядчика и регулирует отношения подрядчика с государственным или муниципальным заказчиком при выполнении государственного или муниципального контракта. Статьей 766 ГК определяется перечень существенных условий государственного или муниципального контракта. К обязательным относятся также требования по качеству производимых работ, обеспечивающие их безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (п. 11 ст. 9 Закона о размещении заказов), а также условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным контрактом. Для проверки соответствия качества выполненных работ заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.

 

Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Порядок и условия изменения государственного или муниципального контракта регламентируются ст. 9 Закона о размещении заказов.

 

Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта (в ред. ФЗ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

До принятия закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд следует руководствоваться положениями гл. 37 ГК, положениями Закона о размещении заказов, а также действующими Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ от 14.08.1993 N 812 (в ред. от 18.02.1998)*(293)). Допустимо применение положений § 4 гл. 30 ГК. При производстве работ по выполнению оборонного заказа следует применять положения Закона об оборонном заказе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.02 с.)