Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 4. Методы научного (социо-гуманитарного и естественно-научного) исследования↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(2 часа) Структура занятия 1. Понятие о методе исследования. Метод, методика, исследовательская процедура. 2. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. 3. Эвристическая ценность гуманитарных методов: педагогическая интерпретация различных текстов; автобиографий, самоотчётов, эмпатических бесед, результатов творческой деятельности, дневников, художественной и документальной прозы и др. 4. Сущность педагогического эксперимента. Его роль в получении нового педагогического знания. Типы педагогического эксперимента (естественный, лабораторный, массовый, локальный, лонгитюдный). Планирование эксперимента, специфика его проведения на отдельных этапах (метод первичных срезов, созидательный, или формирующий, контрольный, параллельный, перекрёстный). Эксперимент и опытно-экспериментальная работа. Оценка результативности эксперимента. 5. Моделирование как метод педагогического исследования 6. Общая характеристика количественных методов исследования, их функциональная роль и эвристическая ценность. Характеристика отдельных методов измерения (регистрация, ранжирование, шкалирование, рейтинг, квантификация, метод равных интервалов и т.д.). Различные виды анализа (факторный, дисперсионный, кластерный). Формы и способы графической интерпретации количественных данных. Взаимосвязь качественных и количественных методов исследования. Задание: Изучить рекомендуемую литературу, сравнить методы педагогического исследования и исследования в своей предметной области; подготовиться к анализу автореферата с точки зрения выбранных методов исследования. Рекомендуемая литература Базовый учебник: Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Борытко Николай Михайлович, Моложавенко А. В., Соловцова И. А. - М.: Академия, 2008. Дополнительная литература: 1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Борытко Николай Михайлович; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.- 288 с. 2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Загвязинский Владимир Ильич. - М.: Академия, 2006. - 176 с. 3. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер,2000. 4. Рогожникова Р.А. Учителю – исследователю. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2000. Электронные ресурсы: 1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru 2. Савченко А.И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2008 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru 3. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com Семинар 5. Оформление научного аппарата исследования (2 часа) Структура занятия 1. Определение объектно-предметной области исследования. Проблема как обозначение направления научного поиска. Различные виды научных проблем. Определение их актуальности. Формулирование темы. 2. Целевой компонент исследования. Его прогностическое значение в исследовании. Соотношение цели и задач исследования. 3. Выбор и оценка методологических оснований педагогических исследований. Разработка концептуальных основ исследования. Критерий непротиворечивости методологических основ исследования. 4. Значение теоретического анализа научных источников в реализации задач подготовительного этапа исследования. 5. Гипотеза как компонент исследования. Её эвристическая ценность. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений в педагогическом исследовании (логика, структура, обоснованность, функциональная роль). Роль гипотезы и выбора методов исследования. Задание: Изучить рекомендуемую литературу; объединившись в группы, подготовить информацию по вопросам семинара; подготовиться к анализу научного аппарата автореферата. Рекомендуемая литература Базовый учебник: Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Борытко Николай Михайлович, Моложавенко А. В., Соловцова И. А. - М.: Академия, 2008. Дополнительная литература: 1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Краевский Володар Викторович, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с. 2. Новиков А.М.. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. 3. Рогожникова Р.А. Учителю – исследователю. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2000. Электронные ресурсы: 1. Савченко А.И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2008 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru 2. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Лабораторные работы (лабораторный практикум) учебным планом не предусмотрены.
6. Формы и методы обучения Преподавание педагогики рекомендуется осуществлять в логике экспериментально-аналитического обучения студентов педагогике (Л.А. Косолапова). Методологическую основу разработки экспериментально-аналитической модели обучения педагогике составляют идеи: - «встроенности» процесса преподавания педагогики в педагогическом вузе в социальный и научный контекст; - зависимости цели, содержания логики и методики преподавания педагогики от уровня развития педагогики как научной дисциплины и существующих подходов к научно-педагогическому знанию; - дополнительности познавательной и профессионально-педагогической деятельности в процессе преподавания педагогики; - понимания образовательного процесса как поэтапного перевода студента в позицию субъекта, способного переводить теоретические знания и эмпирический опыт в обобщенные личностные знания, а также в ценности и алгоритмы профессиональной деятельности. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике представляет собой процесс взаимодействия студента и преподавателя в вариативной образовательной среде вуза, обеспечивающий многократные вариативные переходы «теория-практика» и «практика-теория» благодаря использованию многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельностей, интегрирующих в процессе обучения педагогике в профессионально-исследовательскую деятельность. Результатом обучения педагогике становится формирование у будущего учителя как общекультурных и профессиональных компетенций, так и саморазвивающейся компетентности как готовности и способности решать типичные и нестандартные профессиональные задачи на основе знания которого не было. Существенно расширяется представление о содержании процесса обучения студентов педагогике. В содержании обучения педагогике выделяются подлежащие усвоению: базовые категории педагогики (с учетом вариативности протекания педагогического процесса в разных педагогических системах); педагогические феномены (системы, педагоги и дети в педагогическом процессе), знакомство с которыми должно произойти; базовые (нормативные) педагогические умения, которые должен освоить студент; умения творческой познавательной деятельности, рефлексивные умения, развитие которых предполагается в проектируемых формах работы. В качестве вариативной части содержания (предполагающей дополнительное изучение как со стороны преподавателя, так и самим студентом) выступают: личный педагогический и жизненный опыт студента, педагогические традиции, бытовые педагогические знания, привычные способы решения педагогических задач. Обозначенные концептуальные основы, цель, принципы и содержание обучения педагогике определяют системное использование современных форм и методов обучения. В определённой логике предлагается использовать формы проблемного (проблемные лекция, семинар), интерактивного (практикум, мозговой штурм), контекстного (ролевая, деловая игра, анализ кейсов ‑ фрагментов педагогического процесса – реального или в записи), рефлексивного обучения (практикум, индивидуальные задания рефлексивного характера), микроисследования. С амостоятельная работа студентов также предполагает систему заданий, опирающихся как на анализ информации, отраженной в текстах, так и на исследование практики педагогической работы, самостоятельную практическую педагогическую деятельность (профессиональные пробы), ее само- и взаимоанализ. Соответственно, предпочтение отдаётся таким методам как: квази-исследование (анализ фактов и эмпирическое обобщение, создание теоретической модели и её проверка); проблемное изложение, игровое моделирование и анализ педагогической ситуации с точки зрения изучаемой теоретической закономерности; сравнение эмпирических и научных данных. Важную роль играют дискуссия, активное слушание, анализ педагогической литературы (периодические, популярные, научные, учебные издания); «кодирование» (представление педагогического понятия через текст, образ, символ, модель), анализ реальных или зафиксированных в методических и художественных текстах, в видеозаписи педагогических феноменов; рефлексия и анализ собственного жизненного и педагогического опыта; моделирование и проектирование собственной педагогической деятельности.
7. Структура и трудоемкость самостоятельной работы магистрантов 7.1. Методические рекомендации
Задания базовой самостоятельной работы (30 часов / 0,84 ЗЕ)
Задания дополнительной СРС (на выбор магистранта в суммарном объеме 24 часа/ 0,67 ЗЕ)
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы магистрантов
7.3. План-график самостоятельной работы магистрантов
7.4. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению
Выполнение рефератов не предусмотрено планом.
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1.Основная литература 1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд.,стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. 288с. 2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. ‑ М.: Изд.центр «Академия», 2008. 320 с. 3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Краевский Володар Викторович, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006 (2007). - 400 с. 8.2. Дополнительная литература 1. Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект) / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер цена, 2001. 104 с. 2. Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: научно-методические материалы. – СПб: Книжный дом, 2008. 200с. 3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. 176 с. – (Профессионализм педагога). 4. Сериков В.В. «Прикладной потенциал» фундаментальной педагогической теории // Методологические ориентиры педагогических исследований: Материалы Всероссийского методологического семинара: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Н.В. Бордовской. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 220 с. – С. 34–39. 5. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики. М., 2003. 6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. 288с. 7. Косолапова Л.А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин: монография [Текст] / Л.А. Косолапова. – М.: Флинта: Наука, 2010. 80с. 8. Новиков А.М.. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. 9. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010. 10. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. ‑ СПб.: Питер,2000. 11.Титова Е.В. Характеристика структуры педагогической науки //Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект) /Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2001. 104 с – С. 27–36. 12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской – М.: АCADEMIA 2008. 256c. 8.3. Учебно-методические материалы - Рогожникова Р.А. Учителю – исследователю. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2000.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.01 с.) |