Семинар 4. Методы научного (социо-гуманитарного и естественно-научного) исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 4. Методы научного (социо-гуманитарного и естественно-научного) исследования



(2 часа)

Структура занятия

1. Понятие о методе исследования. Метод, методика, исследовательская процедура.

2. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

3. Эвристическая ценность гуманитарных методов: педагогическая интерпретация различных текстов; автобиографий, самоотчётов, эмпатических бесед, результатов творческой деятельности, дневников, художественной и документальной прозы и др.

4. Сущность педагогического эксперимента. Его роль в получении нового педагогического знания. Типы педагогического эксперимента (естественный, лабораторный, массовый, локальный, лонгитюдный). Планирование эксперимента, специфика его проведения на отдельных этапах (метод первичных срезов, созидательный, или формирующий, контрольный, параллельный, перекрёстный). Эксперимент и опытно-экспериментальная работа. Оценка результативности эксперимента.

5. Моделирование как метод педагогического исследования

6. Общая характеристика количественных методов исследования, их функциональная роль и эвристическая ценность. Характеристика отдельных методов измерения (регистрация, ранжирование, шкалирование, рейтинг, квантификация, метод равных интервалов и т.д.). Различные виды анализа (факторный, дисперсионный, кластерный). Формы и способы графической интерпретации количественных данных. Взаимосвязь качественных и количественных методов исследования.

Задание: Изучить рекомендуемую литературу, сравнить методы педагогического исследования и исследования в своей предметной области; подготовиться к анализу автореферата с точки зрения выбранных методов исследования.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Борытко Николай Михайлович, Моложавенко А. В., Соловцова И. А. - М.: Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Борытко Николай Михайлович; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.- 288 с.

2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Загвязинский Владимир Ильич. - М.: Академия, 2006. - 176 с.

3. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер,2000.

4. Рогожникова Р.А. Учителю – исследователю. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2000.

Электронные ресурсы:

1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Савченко А.И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2008 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

3. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

Семинар 5. Оформление научного аппарата исследования

(2 часа)

Структура занятия

1. Определение объектно-предметной области исследования. Проблема как обозначение направления научного поиска. Различные виды научных проблем. Определение их актуальности. Формулирование темы.

2. Целевой компонент исследования. Его прогностическое значение в исследовании. Соотношение цели и задач исследования.

3. Выбор и оценка методологических оснований педагогических исследований. Разработка концептуальных основ исследования. Критерий непротиворечивости методологических основ исследования.

4. Значение теоретического анализа научных источников в реализации задач подготовительного этапа исследования.

5. Гипотеза как компонент исследования. Её эвристическая ценность. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Построение системы гипотетических суждений в педагогическом исследовании (логика, структура, обоснованность, функциональная роль). Роль гипотезы и выбора методов исследования.

Задание: Изучить рекомендуемую литературу; объединившись в группы, подготовить информацию по вопросам семинара; подготовиться к анализу научного аппарата автореферата.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Борытко Николай Михайлович, Моложавенко А. В., Соловцова И. А. - М.: Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Краевский Володар Викторович, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

2. Новиков А.М.. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.

3. Рогожникова Р.А. Учителю – исследователю. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2000.

Электронные ресурсы:

1. Савченко А.И. Подготовка и организация педагогического исследования. Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2008 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие М., 2011 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

 

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

 

Лабораторные работы (лабораторный практикум) учебным планом не предусмотрены.

 

6. Формы и методы обучения

Преподавание педагогики рекомендуется осуществлять в логике экспериментально-аналитического обучения студентов педагогике (Л.А. Косолапова).

Методологическую основу разработки экспериментально-аналитической модели обучения педагогике составляют идеи:

- «встроенности» процесса преподавания педагогики в педагогическом вузе в социальный и научный контекст;

- зависимости цели, содержания логики и методики преподавания педагогики от уровня развития педагогики как научной дисциплины и существующих подходов к научно-педагогическому знанию;

- дополнительности познавательной и профессионально-педагогической деятельности в процессе преподавания педагогики;

- понимания образовательного процесса как поэтапного перевода студента в позицию субъекта, способного переводить теоретические знания и эмпирический опыт в обобщенные личностные знания, а также в ценности и алгоритмы профессиональной деятельности.

Экспериментально-аналитическое обучение педагогике представляет собой процесс взаимодействия студента и преподавателя в вариативной образовательной среде вуза, обеспечивающий многократные вариативные переходы «теория-практика» и «практика-теория» благодаря использованию многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельностей, интегрирующих в процессе обучения педагогике в профессионально-исследовательскую деятельность.

Результатом обучения педагогике становится формирование у будущего учителя как общекультурных и профессиональных компетенций, так и саморазвивающейся компетентности как готовности и способности решать типичные и нестандартные профессиональные задачи на основе знания которого не было.

Существенно расширяется представление о содержании процесса обучения студентов педагогике. В содержании обучения педагогике выделяются подлежащие усвоению: базовые категории педагогики (с учетом вариативности протекания педагогического процесса в разных педагогических системах); педагогические феномены (системы, педагоги и дети в педагогическом процессе), знакомство с которыми должно произойти; базовые (нормативные) педагогические умения, которые должен освоить студент; умения творческой познавательной деятельности, рефлексивные умения, развитие которых предполагается в проектируемых формах работы.

В качестве вариативной части содержания (предполагающей дополнительное изучение как со стороны преподавателя, так и самим студентом) выступают: личный педагогический и жизненный опыт студента, педагогические традиции, бытовые педагогические знания, привычные способы решения педагогических задач.

Обозначенные концептуальные основы, цель, принципы и содержание обучения педагогике определяют системное использование современных форм и методов обучения.

В определённой логике предлагается использовать формы проблемного (проблемные лекция, семинар), интерактивного (практикум, мозговой штурм), контекстного (ролевая, деловая игра, анализ кейсов ‑ фрагментов педагогического процесса – реального или в записи), рефлексивного обучения (практикум, индивидуальные задания рефлексивного характера), микроисследования. С амостоятельная работа студентов также предполагает систему заданий, опирающихся как на анализ информации, отраженной в текстах, так и на исследование практики педагогической работы, самостоятельную практическую педагогическую деятельность (профессиональные пробы), ее само- и взаимоанализ.

Соответственно, предпочтение отдаётся таким методам как: квази-исследование (анализ фактов и эмпирическое обобщение, создание теоретической модели и её проверка); проблемное изложение, игровое моделирование и анализ педагогической ситуации с точки зрения изучаемой теоретической закономерности; сравнение эмпирических и научных данных.

Важную роль играют дискуссия, активное слушание, анализ педагогической литературы (периодические, популярные, научные, учебные издания); «кодирование» (представление педагогического понятия через текст, образ, символ, модель), анализ реальных или зафиксированных в методических и художественных текстах, в видеозаписи педагогических феноменов; рефлексия и анализ собственного жизненного и педагогического опыта; моделирование и проектирование собственной педагогической деятельности.

 

7. Структура и трудоемкость самостоятельной работы магистрантов

7.1. Методические рекомендации

 


Задания базовой самостоятельной работы (30 часов / 0,84 ЗЕ)

Раздел № Час ЗЕ Задание Час ЗЕ
1.   0,22 Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по двум темам (на выбор) - Знание. (Виды педагогического знания. Их эвристическая ценность и взаимодействие. Виды педагогического сознания.) - Особенности научного познания в педагогике. (Научная рациональность в педагогической науке. Функции педагогической науки. Художественно-образное познание в педагогике; его взаимодействие с естественнонаучным познанием в педагогике (принцип дополнительности). - Теория как наиболее развитая форма научного знания. (Структура теории. Значимые педагогические теории.) - Парадигмы. Многозначность понятия «парадигма». Сущность гуманитарной и естественнонаучной парадигм.   0,22
2.   0,17 Подготовить презентацию (8-10 слайдов), характеризующую исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска (методологию) в своей научной области: отразить, какие философские, общенаучные, конкретно-научные подходы чаще всего выступают основой исследований.   0,11
Письменно ответить на вопрос: можно ли утверждать, что большинство исследований в Вашей научной области соответствуют духу постнеклассического этапа в развитии науки?   0,056
3.   0,11 Подготовить Словарь исследователя, дав определения основным понятиям курса (прил 1). Сгруппировать понятия в 3 блока на основе степени их субъективной новизны: 1) смысл понятия хорошо известен; 2) в целом, смысл понятен, но выявились новые нюансы; 3) это новое понятие.   0,11
4.   0,11 Представить в виде схемы (или опорного конспекта – уточнить что это такое!): Понятие «Методологическая культура», выделить его структурные компоненты, их проявления.   0,11
5.   0,11 Представить методы научного исследования в виде схемы.   0,11
6.   0,11 Изучить рекомендуемую литературу, составить таблицу:1) элемент научного аппарата исследования; 2) требования к его правильному оформлению; 3) возможные (типичные) ошибки (риски).   0,11

 

 

Задания дополнительной СРС (на выбор магистранта в суммарном объеме 24 часа/ 0,67 ЗЕ)

Раздел № Час ЗЕ Задание Час ЗЕ
1.   0,22 Подготовить устное сообщение с презентацией для определённой группы населения (указать – для кого), характеризующее новинки современной науки   0,22
Разработать программу просветительской работы для определённой группы населения (указать – для кого), характеризующую новинки современной науки   0,22
Подготовить и разместить в Интернет на одном из сайтов статью, характеризующую новинки современной науки   0,22
Подготовить игру- путешествие по сайтам Интернет «Новинки …. науки» для учащихся (возраст указать).   0,22
2.          
3.   0,11 Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по теме: Концепты. Научная и языковая картина мира. Их соотношение. Педагогические концепты. Научно-исследовательские программы.   0,11
Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) Концепциякак определенный способ понимания явления, руководящая идея. Примеры концепций в педагогике.   0,11
4.   0,17 Выполнить два задания на выбор. Представить в виде схемы (или опорного конспекта – уточнить что это такое!) - Субъективно-личностная позиции исследователя в научном поиске (сущность, проявления). - Сравнительный анализ понятий «этика ученого» и «нравственная ответственность ученого-исследователя». - Отношение исследователя к ранее выполненным исследованиям. - Научная кооперация в исследовательской деятельности. Виды и формы коллективного взаимодействия в науке. - Типы научных школ и их организация. Научные школы в педагогике. - Организация исследований в различных научно-педагогических школах. Влияние выдающихся педагогов на становление молодого исследователя.   0,17
5.   0,11 Сопоставить методы социогуманитарного и естествеено-научного исследования в виде схемы.   0,11
Провести сравнительный анализ методов педагогического исследования и исследования в своей предметной области (табл./ текст, 1 стр., 14 кегль, интервал 1, поля 2см.).   0,11
6.   0,056 Представить тему и научный аппарат собственного исследования (магистерская диссертация)   0,056
Изучить тематику магистерских диссертаций коллег-магистрантов, сделать вывод об их соответствии современным тенденциям в науке   0,056
Подготовить список иностранных публикаций (3-4 наименования) по теме магистерского исследования с кратной аннотацией на русском языке (3-5 фраз).   0,056

 

 


7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы магистрантов

Наименование дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)  
Методология и методы научного исследования   Микроисследование Схема Письменная работа/Устный доклад с презентацией Творческая работа с монографией, авторефератом, научной статьёй Творческая разработка Аналитическая таблица Микроисследование Схема Письменная работа/Устный доклад Творческая работа с монографией, авторефератом, научной статьёй Творческая разработка Аналитическая таблица  
  8/ 0,22   12/ 0,34   6/ 0,17 4/ 0,11 2/ 0,056 10/ 0,28 4/ 0,11 4/ 0,11 10/ 0,28 4/ 0,11 54/ 1,5  
Дополнительная с/р –24 часа/ 0,67 ЗЕ – на выбор магистранта  
  Базовая самостоятельная работа – 30 часов / 0,84 ЗЕ  

 

7.3. План-график самостоятельной работы магистрантов

№ п/п Формы самостоятельной работы Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Микроисследование   2/ 0,056   Проверка представленных микроисследований, рекомендации по ним
2. Презентация 4/ 0,11   2-6 Просмотр презентаций, беседа по увиденному материалу
3. Схема 8/ 0,22   10/ 0,28   Анализ, обсуждение логики выделения элементов и установления связей
4.   Письменная работа/Устный доклад 8/ 0,22   4/ 0,11 2,3,4,5 Проверка письменных работ/ Собеседование по итогам устного доклада
5. Творческая работа с монографией, авторефератом, научной статьёй   4/ 0,11 2,3,4,5,6 Беседа (актуальность, основное содержание, главные идеи, вывод)
6. Аналитическая таблица 4/ 0,11 4/ 0,11   Проверка аналитических таблиц
7. Творческая разработка 6/ 0,17 10/ 0,28 5-6 Анализ разработки по критериям: целенаправленность, креативность, эффективность

7.4. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению

 

Выполнение рефератов не предусмотрено планом.

 

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1.Основная литература

1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд.,стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. 288с.

2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. ‑ М.: Изд.центр «Академия», 2008. 320 с.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Краевский Володар Викторович, Е. В. Бережнова. - М.: Академия, 2006 (2007). - 400 с.

8.2. Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект) / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер цена, 2001. 104 с.

2. Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: научно-методические материалы. – СПб: Книжный дом, 2008. 200с.

3. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. 176 с. – (Профессионализм педагога).

4. Сериков В.В. «Прикладной потенциал» фундаментальной педагогической теории // Методологические ориентиры педагогических исследований: Материалы Всероссийского методологического семинара: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Н.В. Бордовской. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 220 с. – С. 34–39.

5. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики. М., 2003.

6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. 288с.

7. Косолапова Л.А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин: монография [Текст] / Л.А. Косолапова. – М.: Флинта: Наука, 2010. 80с.

8. Новиков А.М.. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.

9. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

10. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. ‑ СПб.: Питер,2000.

11.Титова Е.В. Характеристика структуры педагогической науки //Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект) /Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2001. 104 с – С. 27–36.

12. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской – М.: АCADEMIA 2008. 256c.

8.3. Учебно-методические материалы

- Рогожникова Р.А. Учителю – исследователю. Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.04 с.)