Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву».
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
I. Лирика петербургского периода Во вступительном слове следует подчеркнуть, что становление Пушкина-поэта происходило в атмосфере осмысления «грозы двенадцатого года», под влиянием декабристских идей «вольности святой». Молодой поэт мечтает о конституции, ограничивающей самодержавную власть («Вольность»), обличает ужасы крепостничества и надеется на восстановление социальной справедливости «по манию царя» («Деревня»), призывает Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» и верить в осуществление свободы — «звезды пленительного счастья» («К Чаадаеву»). Фрагменты оды «Вольность», стихотворений «Деревня» и «Сказки» позвучат в исполнении учащихся. «Вольность» можно сопоставить с одноименной одой Радищева.
II. Проблема свободы, служения Родине. «К Чаадаеву» Перед изучением стихотворения «К Чаадаеву» необходимо небольшое сообщение об этой незаурядной личности. Вопросы и задания к стихотворению «К Чаадаеву» Докажите, что мысли и чувства Чаадаева и лирического «я» сходны. В чем их близость? — К какому жанру можно отнести стихотворение? Есть ли в нем элементы других лирических жанров? — Какие описательные обороты (парафразы) использует автор для обозначения понятия свобода? Как вы думаете, эстетический или иносказательный смысл скрыт в этих оборотах? Обоснуйте свой ответ. — Какой смысл в том, что Пушкин сравнивает ожидание свободы с близким любовным свиданием?
Индивидуальное задание Составьте лексический словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив слова по двум группам: гражданская и политическая лексика (1), романтическая и любовная лексика (2). Сделайте вывод об авторском значении и новых смыслах слов второй группы. Для усиления эмоционального воздействия на уроке могут прозвучать стихотворение М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» и «Песенка кавалергарда» на слова Б. Ш. Окуджавы из кинофильма «Звезда пленительного счастья».
III. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» Тема «вольности святой» получила свое развитие и в годы ссылок. Так, в Михайловском Пушкин создает стихотворение «К морю», в котором свобода морской стихии, с одной стороны, сродни мятежному духу человека, а с другой стороны, противостоит земному существованию, которое «душит» гордые порывы одинокого и чуждого этому миру поэта.
Вопросы и задания к стихотворению «К морю» — Почему мотив свободы связан для лирического «я» с образом моря? — Чем близки «свободная стихия» моря и душа человека? — Как в стихотворении отразились социально-политические воззрения Пушкина? — Почему «на страже» «блага» людей стоят в одном ряду и «тиран», и «просвещенье»?
Индивидуальное задание О каких реальных личностях и событиях повествует и скорбит лирический герой стихотворения «К морю»? Составьте к этим строчкам историко-культурный комментарий. Тема вольности, уничтожения «рабства», «падшего по манию царя», постепенно перерастает у Пушкина в проблему противостояния свободы и власти. Поэт задумывается о противоречиях бытия и современного общества, отразившихся в стихотворении «Анчар».
Вопросы и задания к стихотворению «Анчар» — О чем это стихотворение? Докажите, что оно имеет иносказательный смысл. В чем особенности его композиции? — Докажите, что в стихотворении осуждается самодержавная власть. Почему она губительна и для «владыки», и для «бедного раба»? — Найдите в стихотворении смыслообразующие изобразительно-выразительные средства и прокомментируйте их смысл.
Подберите примеры, подтверждающие антитезу «владыка — раб» на уровне лексики и словосочетаний.
II. Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.008 с.) |