Поражения левого полушария мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поражения левого полушария мозга



В случае поражения теменно-затылочных отделов левого полушария нарушается удержание зрительных структур, включающих симультанные (пространственные) отношения. Симптом нарушения припоминания названий предметов, широко известный в клинике под названием амнестической афазии, возникает при поражениях именно этой области коры.

Поражения медиальных и базальных отделов лобных долей мозга. Следующая форма модально-неспецифических нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных и базальных отделов лобных долей мозга, которые нередко поражаются при аневризмах передней соединительной артерии. В этих случаях возникают относительно узко локальные зоны поражения, что и позволяет изучать их симптоматику. Именно такая группа больных изучалась А.Р. Лурия, А.Н. Коноваловым и А.Я. Подгорной для оценки роли медиальных отделов мозга в мнестических процессах.

Базальные отделы лобных долей мозга (см. Иллюстрация 2) сравнительно часто поражаются опухолями разной этиологии, что также дает возможность исследовать нейропсихологические проявления этих поражений. Нередко наблюдаются смешанные медиобазальные очаги поражения. У таких больных возникают нарушения памяти в целом также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако, кроме того, нередко к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия. Они смыкаются с нарушениями сознания по типу конфабуляции, которые также нередко наблюдаются у таких больных, особенно в острой стадии заболевания.

Расстройства семантической памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни (или какого-либо другого логически связного текста), в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», то есть тех, которых не было в списке, слов-ассоциаций (смысловых или звуковых). Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала (словесного, наглядно-образного), но и при решении разного рода интеллектуальных задач (на аналогии, определение понятий и др.). У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга.

32)

Таким образом, сфера действия внимания расширяется до познавательных процессов в целом. А. Р. Лурия дает еще более широкое определение внимания - как фактора, способствующего селективности протекания
любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых. Из подобного понимания внимания следует, что существует несколько форм внимания, соответственно тем процессам, в которых оно реализуется. К этим формам относятся: а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.); б) двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции; в) эмоциональное внимание, привлекаемое эмоционально-значимыми стимулами; следует отметить особые закономерности протекания этой формы внимания, ее тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации (процессами импритинга); г) интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к интеллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).
Указанные четыре формы внимания изучены в разной степени. Сенсорное внимание - одна из наиболее подробно изученных форм; все основные закономерности внимания были получены при изучении именно этой формы. Сравнительно хорошо изучено и двигательное внимание – его роль в регуляции движений и действий, навыков, автоматизированных актов. Однако эмоциональная и особенно интеллектуальная формы внимания изучены существенно меньше. Нейропсихологическое исследование разных форм нарушений внимания может дать
важные сведения для выявления как общих закономерностей, свойственных всем формам внимания, так и специфических, характерных только для той или иной формы. Как известно, существуют два
самостоятельных уровня внимания: непроизвольный и произвольный. Л. С. Выготский обозначает их как первичное и вторичное, считая, что первичное, непроизвольное внимание - то, с которым ребенок рождается; вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является
прежде всего социально опосредованным типом внимания. Известно, что произвольное внимание у взрослого человека направляется прежде всего речевыми стимулами, т. е. тесно связано с речевой системой. Это одно из важнейших положений психологии внимания, которое входит в теорию «умственных действий», в современные представления о формировании произвольного внимания у ребенка и в представления о механизмах регуляции произвольных движений и действий. Этот раздел общей психологии внимания нейропсихология также уточняет и развивает своими исследованиями. Таким образом, изучение нарушений внимания (его разных форм, уровней) у больных с локальными поражениями мозга не только составляет самостоятельный раздел нейропсихологии, но и открывает широкие возможности для разработки общепсихологических аспектовпроблемы внимания. Нейропсихология внимания - сравнительно молодая область нейропсихологии. Еще совсем недавно считалось, что внимание не связано специально с какими-то определенными
структурами мозга и что его нарушения (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации, повышенной истощаемости, резких колебаний и т. д.) свойственны любому больному человеку независимо от локализации поражения мозга. Иными словами, полагали, что нарушения внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в топической нейропсихологической диагностике. Эта точка зрения связывала
нарушения внимания (как и нарушения памяти) только с общемозговыми механизмами, с работой мозга как целого. Однако нейропсихологические исследования последних лет доказали, что эта точка зрения
несправедлива.


40. Модально-неспецифические нарушения внимания. Модально-специфические нарушения внимания. Симптомы
«игнорирования» раздражителей. Вопреки этому мнению, в последнее время принято выделять два самостоятельных типа нарушений внимания. Первые — модально-неспецифические нарушения внимания. Они распространяются на любые формы и уровни внимания. Подобного рода нарушения характерны для поражения неспецифических срединных структур мозга — верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной формации, проникающей в средний мозг и поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее генерализованное состояние внимания. Для реализации его избирательных, селективных форм необходимо участие высоко расположенных образований головного мозга — таламуса, лимбических образований и лобной области больших полушарий. Исследования, проведенные на нейронном уровне, показали, что в лимбической области

— гиппокампе, миндалине и связанных с ними аппаратах хвостатого ядра — значительное место занимают нейроны, проводящие как бы компарацию (сличение) старых и новых раздражителей, что обеспечивает реакцию на
новые сигналы или их свойства и гашение реакций на уже привычные раздражители. Кроме того, по данным оценки локального кровотока, независимо от характера решаемой задачи, сосредоточенность на ней обусловливает активацию средней части префронтальной коры. Это так называемая «передняя система внимания». Вовлечение
других участков больших полушарий обусловливается спецификой стимуляции и характером обработки актуальной информации. «Задняя система внимания» включает широко реализуемый исполнительный механизм пространственной селекции зрительных стимулов. Поэтому при известной общности проявлений, модально- неспецифические нарушения обнаруживают некоторые различия в зависимости от уровня поражения. Продолговатый и средний мозг — появляется быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания (постепенно увеличивается латентный период и число ошибок при серийных математических действиях). Сосредоточение облегчается при наличии заинтересованности или при усилении
мотивации, возможна компенсация дефекта сопровождением действий громкой речью, что иллюстрирует у таких больных относительную сохранность произвольного уровня внимания. Диэнцефальные отделы и лимбические
структуры — нарушения внимания возникают в более грубых формах — больные вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности. Компенсация почти невозможна, поскольку на этом уровне (опухоли в области таламуса и
гипоталамических структур, третьего желудочка, лимбической коры) доминирует ослабление произвольной регуляции. В рядеслучаев подобная патология сочетается с нарушениями сознания и памяти. Медиобазальные отделы лобных и височных долей — также преимущественно страдают произвольные формы внимания, но при
одновременном усилении непроизвольных. Это так называемые «лобные» больные, характеризующиеся «полевым поведением» — чрезвычайной бесконтрольной реактивностью на все стимулы, обусловленной
растормаживанием элементарных форм ориентировочной деятельности. Если такие больные не могут перевести взор по инструкции, но сопровождают взглядом движущийся объект, то это является признаком крайней степени нарушения произвольного контроля за действиями. Речевая стимуляция к улучшению результата
не приводит. Вторые — модально-специфические нарушения внимания. Проявляются лишь в конкретной сфере и описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности. Однако ничего общего с нарушением собственно гностических функций (например, восприятия) они не имеют. Их нельзя также оценивать как результат интеллектуальных дефектов или непонимания инструкций. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторным системам.

 

33. Внимание, его неспецифические и специфические расстройства Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. В отличие от аффективно-волевых и познавательных процессов (восприятия, памяти и мышления), внимание проявляется внутри них, а своего содержания не имеет, и, будучи неотделимым, характеризует динамику их протекания. Его результатом является улучшение любого психического действия, на котором оно сосредотачивается. В настоящее время принято отождествлять внимание с «уровнем бодрствования» или «уровнем активации». Эти категории (особенно первая) в основном соответствуют базовойхарактеристике сознания и различным
степеням его ясности. Вместе с тем, внимание к сознанию не сводимо, а лишь составляет определенный компонент внешнего с ним сходства. Внимание – это психический процесс селекции и избирательности любой психической деятельности, направленный на улучшение контроля за деятельностью, связанной с ситуативно или устойчиво значимым объектом. Одним из приспособительных психофизиологических механизмов, объясняющих эволюционный генез внимания как особой психической реальности, является несоответствие между широчайшим по спектру и объему сенсорным входом информации и ограниченным по возможностям одномоментной обработки потенциалом мозговых центральных структур. Как вытекает из определения, может существовать несколько форм внимания, соответствующих тем процессам, которые реализуются в данной деятельности: а) сенсорное; б) двигательное; в)
эмоциональное; г) интеллектуальное. По уровням внимание делится на непроизвольное и произвольное. С первым ребенок рождается, и оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов,организующих протекание рефлексов по известному физиологическому принципу доминанты (в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров, одновременно подавляя их). У новорожденного есть только две доминанты
- пищевая и связанная с переменой положения. Позднее формируется зрительная и слуховая. В основе развития внимания в этот период (первые годы) лежит органический процесс роста, созревания и
развития нервных аппаратов ребенка. Классическим примером непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, выделяющий наиболее интенсивный, новый или биологически значимый
(соответствующий потребностям организма) раздражитель и придающий всему поведению
организованный характер. Произвольное внимание (это его высшая форма) качественно отлично и обусловливается социальной и культурной средой. В период своего формирования оно совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми, которые кроме предметного стимула предъявляют ему и речевые стимулы, связывая одно с другим. В более или менее законченном виде произвольное внимание формируется к дошкольному возрасту (оно начинает подчиняться не только громкой речи взрослого - инструкции, но и собственной внутренней речи). Как специальное психологическое явление оно возникает тогда, когда человек ставит перед собой сознательные цели (то есть связывает деятельность не с предметом, а с целью). А это, в свою очередь, для сохранения объекта сосредоточения требует усилия воли - поддержания определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям. Поэтому произвольное внимание во многом является вниманием волевым. Категория, которая характеризует длительное удержание внимания на каком-то объекте, явлении или ситуации, называется бдительностью. Одним из отличительных аспектов произвольного внимания является то, что оно способно ориентироваться как на прошлое, так и на будущее (в форме сознательного ожидания вероятного события).
По данным физиологии, изменения, вызванные речевой инструкцией, окончательно формируются к 12-15 годам.
Внимание характеризуется: 1) устойчивостью (длительным сохранением интенсивности, концентрированности), в норме подверженной непроизвольным колебаниям; 2) быстротой переключения (переходом от одной деятельности или операции к другой) 3) распределенностью (характеризуемой успешностью одновременного выполнения двух или более деятельностей). К содержательным характеристикам внимания относится его предметность (обязательная направленность на реальный или воображаемый предмет или явление) и ограниченность (конечное число элементов, одномоментно вовлекаемых в психический процесс). В силу того, что ослабление внимания, снижение его объема, нарушение концентрации, повышенная истощаемость и резкие колебания свойственны любому
больному человеку независимо от локализации поражения мозга, долгое время считалось, что расстройства внимания не имеют локального значения и их анализ не может быть использован в нейропсихологической диагностике. Вопреки этому мнению, в последнее время принято выделять два самостоятельных типа
нарушений внимания. Первые - модально-неспецифические нарушения внимания. Они распространяются на любые
формы и уровни внимания. Подобного рода нарушения характерны для поражения
неспецифических срединных структур мозга - верхних отделов ствола мозга и части ретикулярной формации, проникающей в средний мозг и поддерживающей уровень общего бодрствования или наиболее
генерализованное состояние внимания. Для реализации его избирательных, селективных
форм необходимо участие высоко расположенных образований головного мозга - таламуса, лимбических образований и лобной области больших полушарий. Исследования, проведенные на нейронном уровне, показали,
что в лимбической области - гиппокампе, миндалине и связанных с ними аппаратах хвостатого ядра - значительное место занимают нейроны, проводящие как бы компарацию (сличение) старых и новых раздражителей, что обеспечивает реакцию на новые сигналы или их свойства и гашение реакций на уже привычные раздражители. Кроме того, по данным оценки локального кровотока, независимо от характера решаемой задачи, сосредоточенность на ней обусловливает активацию средней части префронтальной коры. Это так называемая «передняя система внимания». Вовлечение других участков больших полушарий обусловливается спецификой стимуляции и характером обработки актуальной информации. «Задняя система внимания» включает широко реализуемый исполнительный механизм пространственной селекции зрительных стимулов. Поэтому при известной общности проявлений,
модально-неспецифические нарушения обнаруживают некоторые различия в зависимости от уровня поражения. Продолговатый и средний мозг – появляется быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания (постепенно увеличивается латентный период и число ошибок при серийных математическихь действиях). Сосредоточение облегчается при наличии заинтересованности или при усилении
мотивации, возможна компенсация дефекта сопровождением действий громкой речью, что иллюстрирует у таких больных относительную сохранность произвольного уровня внимания. Диэнцефальные отделы и лимбические
структуры - нарушения внимания возникают в более грубых формах - больные вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности. Компенсация почти невозможна, поскольку на этом уровне (опухоли в области таламуса и гипоталамических структур, третьего желудочка, лимбической коры) доминирует
ослабление произвольной регуляции. В ряде случаев подобная патология сочетается с нарушениями сознания и памяти. Медиобазальные отделы лобных и височных долей - также преимущественно страдают произвольные формы внимания, но при одновременном усилении непроизвольных. Это так называемые «лобные» больные,
характеризующиеся «полевым поведением» - чрезвычайной бесконтрольной реактивностью
на все стимулы, обусловленной растормаживанием элементарных форм ориентировочной деятельности. Если такие
больные не могут перевести взор по инструкции, но сопровождают взглядом движущийся объект, то это является признаком крайней степени нарушения произвольного контроля за действиями. Речевая стимуляция к улучшению результата не приводит. Вторые - модально-специфические нарушения внимания. Проявляются лишь в конкретной
сфере и описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности. Однако ничего общего с нарушением собственно

ВОПРОС 34

Согласно современным представлениям, мыслительная деятельность при наличии устойчивой познавательной потребности и задачи состоит из сложной иерархически организованной системы отдельных звеньев и этапов, представляющих собой взаимодействующие друг с другом разноуровневые мыслительные процессы (умственные действия и операции).

Схематично различные этапы мышления представляются в следующем виде. На первом этапе осуществляется предварительная ориентировка в условиях задачи, анализ входящих в нее компонентов, выделение ее существенных признаков и связей. На втором этапе выбирается один из путей, по которому в дальнейшем развивается мыслительная деятельность (выработка общей стратегии мышления). На третьем – исполнительном – этапе производится поиск соответствующих способов (операций), направленных на выполнение задания. Поиск этот ведется, как правило, через выделение промежуточных целей и осуществление промежуточных вспомогательных умственных действий и операций. Такими операциями служат общественно выработанные и усвоенные в течение жизни автоматизированные и интериоризованные предметные действия, значения и логические схемы. На четвертом этапе совершается собственно решение мыслительной задачи – нахождение окончательного ответа. Затем на последнем, пятом этапе происходит сличение полученного результата с исходными условиями задачи. Если результат согласуется с исходными условиями, мыслительный процесс заканчивается. Если не согласуется, то процесс мыслительной деятельности возобновляется с этапов дополнительной ориентировки в исходных условиях и поисков других путей решения задачи. И так до тех пор, пока не будет найдено адекватное решение, согласующееся с исходными условиями.

Все эти этапы с входящими в них компонентами составляют психологическую структуру всякой мотивированной целенаправленной мыслительной деятельности.

В свою очередь этапы сами имеют сложно организованную внутреннюю структуру, включающую в себя такие «единицы» мыслительной деятельности, как умственные действия и операции (А. Н. Леонтьев, 1975).

В существующей общепринятой классификации выделяются три основные формы мышления, которые являются одновременно и генетическими уровнями: наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Каждый из этих видов мышления имеет принципиально общую психологическую структуру в соответствии с описанными выше этапами. Вместе с тем, в зависимости от уровня мыслительного процесса и характера задачи, действия и операции могут быть наглядно-действенными (функционирование в плане зрительно-предметных манипуляций), наглядно-образными (на основе образных представлений и конкретных словесных значений) и отвлеченными (на базе обобщенных языковых значений, чисел и логических схем).

Нарушения мышления.

Теменно-затылочная область: 2 блок (пространственный синтез элементов в группы)

апрактоагнозия – нарушение пространственной ориентировки; нарушение понимания условий задачи; нарушение операциональной стороны мышления (операции, требующие пространственной ориентировки); трудно выделять наглядные признаки и их пространственные отношения; сохраняется установка на решение! Больной может составить план решения;

акалькулии (нарушения счетных операций): зеркальность восприятия цифр и нарушение их разрядного строения.

Височная область ЛП – 2 блок: (последовательные дискурсивные вербальные операции) акустико-мнестические и сенсорные афазии (см. слухоречевые агнозии):

– сужение объема воспринимаемой на слух информации (ни одна предъявляемая строчка не хочет запоминаться); сохраняется наглядно-действенное и логическое мышление, но нарушена способность выполнять последовательные дискурсивные вербальные операции, для осуществления которых нужна опора на речевые связи или их следы (помогает опора на зрительные стимулы); при устном счете – трудности в выполнении счетных операций.

Премоторная область: 3 блок (временная организация всех психических процессов)

персеверации – застревание на первом же действии (стереотипные ответы, круг крестом); нарушение динамики мыслительного процесса (динамические афазии); трудно отказаться от неправильного алгоритма; нарушение автоматизированных интеллектуальных операциях в арифметических, вербальных, наглядно-образных заданиях; но (по Микадзе) сохранена способность к выполнению автоматизированных действий при выполнении неавтоматизированных; затруднено понимание сложных семантически текстов, в т.ч. арифметических задач; при счете – застревание на отдельных элементах программы.

Лобная префронтальная область ЛП – 3 блок: (распад структуры интеллектуальной деятельности) Симптомы: - инактивность – недостаточная интенция к организации и выполнению деятельности на всех этапах - игнорирование или резкое сокращение ориентировочного этапа деятельности (не выделяются существенные признаки задачи, решение на основе фрагментов):

- импульсивные, случайные действия вместо продуманных

- нарушение избирательности (контаминации – смешение двух текстов, конфабуляции – при пересказе двухсоставных историй проблемы с второй половиной, голубка и муравей)

- нарушение понимания сложных текстов (смущает необходимость выбора из двух альтернатив в текстах с множественным значением), контекста

- нарушение понимания переносного смысла (Биструп: при поражении ЛП чувство юмора сохраняется, при поражении ПП – нет)

- нарушение процесса классификации

- акалькуляции по фрагментарному типу (100-7=93-7=83)

- диспозитивный синдром

 


 

ВОПРОС 35
Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного.

3 области, при которых возникает нарушение эмоциональной сферы.

1) лобные отделы мозга

при массивных поражениях лобных долей. Выражается в благодушии, некритичности, эйфории, исчезновении чувства ответственности, эмоциональное безразличие.

если поражены базальные структуры - у больного возникает вспыльчивость, раздражительность. Даже у легких больных - нарушение социально-обусловленных эмоций: чувства юмора, ответственности. Социально-детерминированные эмоции нарушены.

левосторонние поражения лба: вялость, заторможенность, пассивность, подавленность, вплоть до депрессивных состояний

если поврежден правый лоб - благодушие, эйфория, у больного все хорошо, анозогнозия (отрицание собственного дефекта), некритичность, беспечность, импульсивность. Если больному предъявить картинки с людьми, испытывающими какие-либо эмоции, то у левосторонних больных проявится предпочтение эмоционально-отрицательных слов, максимум отрицательных эмоций, нейтральные эмоции они тоже отнесут к отрицательным. При правосторонних повреждениях лба - предпочтение положительных эмоций. Как можно больше эмоций относят к положительным.

2) височные области:

левая

правая

медиабазальная

- Если поражения в медиабазальном виске - у больного проявляется агрессивность, негативизм вплоть до состояния социально-опасных.

- Если левый висок - у больного проявляется постоянное эмоциональное расстройства - как фон. В основном депрессивного характера. Плаксивость, тревожно-фобические расстройства.

- Если поврежден правый висок - приступообразные аффекты страха, тоски, ужаса. Наблюдаются явные сдвиги вегетативной системы: покраснения, побледнения, потливость, дрожь. Также бывают пароксизмы (приступы) ярости, тревоги.

Может быть деперсонализация. Если сочетается со слуховой агнозией - может развиться дереализация.

3) Диэнцефальные области: гипофизарные, гипоталамические.

• в грубых случаях возникает гипофизарная деменция. На фоне деменции - общее психическое возбуждение, эйфория или наоборот возбуждение с агрессией. Постепенное обеднение эмоциональной сферы. Голос не интонированный, интонации нет. В эмоциональной сфере возникает утомляемость, лабильность - человек становится обидчивым. Астения, повышение эмоциональной лабильности. Склонность к подавленному настроению возрастает. При усилении может возникнуть ажитированная депрессия с яростью, тревогой. Все это на фоне пониженного настроения. Критичность сохранна.

Адипозо-генитальная дистрофия. Связана с гипофункцией гипофиза. Множество изменений на телесном уровне. Может быть неполовозрелость. Может возникнуть на разных возрастных этапах. Эмоциональная сфера в основном вялая, проявляется сонливость, безразличие или тупая эйфория. Возможны эпилептифорные припадки - выпадение сознания, и не судороги. Постепенно происходит обеднение эмоциональной сферы.

• Гипоталамический синдром. Может страдать от многих факторов. Даже от незначительных, но в последствии прогрессирует. Например: нарушение функции надпочечников, половых желез. Нарушение полового поведения. Расторможенность влечения. Часто возникает смена сна и бодрствования.

Эмоциональная сфера - сказывается тесная связь гипоталамуса со лбом. Снижение чувства ответственности, склонность к депрессиям, подавленное настроение, сонливость, плаксивость. При этом критичность сохранна. Возможны вегетативные сдвиги.

Гипертимия (маниакальный аффект, мания') — повышенное радостное настроение с усилением влечений и неутомимой деятельностью, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости, силы, когда все воспринимается в розовом свете; над всем госнодствует оптимизм. Для маниакального аффекта характерны изменчивость внимания, отвлекае-мость, поверхностность суждений, многоречивость, гипермнезия (обострение памяти). Больным свойственна переоценка собственной личности, передко достигающая степени сверхценных идей величия. Маниакальный аффект сопровождается витальными изменениями с неистощаемостыо, неутомляемостыо, сокращением сна (иногда с унорпой бессонницей). Больные выглядят помолодевшими, у пих учащается пульс, бывает гиперсаливация, у женщин нарушается мепструальпый цикл. Если интенсивность маниакальног аффекта невелика, то говорят о гипомании.

Эйфория — повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, безмятежным блаженством в сочетании с замедлением мышления (вплоть до персеверации).

Повышение настроения может принимать форму экстаза — переживания восторга, необычайного счастья.

Гипотимия (депрессивный аффект, депрессия) — угнетенное, меланхолическое настроение, глубокая печаль, уныние, тоска с неопределенным чувством грозящего несчастья и физически тягостными ощущениями — угнетение самоощущения в виде стеснения, тяжести в области сердца, груди. Ничто не приносит радости, удовольствия, весь мир становится мрачным. Настоящее и будущее видятся безрадостными и безысходными. Прошлое рассматривается как цепь ошибок. Больным свойственны чувство собственной малоцености, неверие в свои силы. Депрессивный аффект сопровождается замедлением н затруднением всех психических актов, снижением влечений, отсутствием аппетита (отвращение к еде или утрата вкусовых ощущений), нарушением сна. Больные выглядят постаревшими, у них выпадают волосы, ногти становятся ломкими, больные худеют, у них бывают запоры, у жепщин — нарушения менструального цикла. При нерезком депрессивном аффекте говорят о субдепрессии.

В обобщенном виде, вне отдельных симптомов депрессию характеризует триада когнитивных свойств: отрицательная, уничтожающая оценка собственной личности; отрицательная, уничтожающая' оценка внешнего мира; отрицательная, уничтожающая оценка будущего.

Аффективное оцепенение (аффект застывший, аффект застойный) — утрата аффективпой модуляции, стойкое напряженное аффективное состояние, не зависящее от внешней ситуации.

д еф е к т и в н о е исключительное состояние — бурная эксплозивная реакция гнева с сужепием сознания, неадекватными поступками, агрессией, сопровождающаяся выраженными вегетативными расстройствами и нередко сменяющаяся эмоциональным ступором.

Дисфория — угрюмое, ворчливо-раздражительное, злобпое и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, ожесточенностью и взрывчатостью. Иногда это озлобленный пессимизм с язвительной придирчивостью, мелочной критичностью, временами со взрывами гнева, бранью, угрозами,, способностью к нападению, насильственным действиям. В других случаях преобладает обвинение окружающих с тупой злобой, бранью, постоянной агрессией. В третьих случаях дисфория проявляется импульсивным бегством, бродяжничеством, пароксизмами бессмысленного разрушения предметов, оказавшихся в поле зрения. К разновидностям дисфории относится moros — мрачное, сварливое, брюзгливое настроение.

Страх — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий, действий и т. п. Может быть выражен в различной степени — от тревожной неуверенности и неопределенного чувства стеснения в груди до состояния ужаса.

В одних случаях страх имеет соматогенное происхождение, па-пример при стенокардии. В других — психическое, витальное, локализуясь в груди, голове, всем теле. Страх также возникает вследствие галлюцинаций, бреда, помрачения сознания. В некоторых случаях интенсивный страх пе имеет определенного содержания и физической локализации и выступает в виде неясного чувства надвигающейся катастрофы.

Эмоциональная слабость — выраженная лабильность-настроения с резкими колебаниями от повышения к понижению. Повышение обычно носит отпечаток сентиментальности, понижение — слезливости. Смена подобных состояний имеет незначительный повод. Чувствительность ко всем внешним раздражениям повышена (гиперестезия). Крайняя степень эмоциональной слабости обзпачается аффективным недержанием.

Апатия — полное равнодушие, безучастность ко всему окружающему и своему положению, бездумность. Ничто пе вызывает интереса, эмоционального отклика. Чувство потери чувств (anaesthesia psychica dolorosa) — мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования.

Паратимия (неадекватный аффект) — аффект, качественно и количественно не соответствующий вызвавшей его причине, неадекватный поводу.

ВОПРОС 36



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.06 с.)