Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности



 

Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философское научное мышление, или "мыслящее, рациональное мировоззрение", характеризуется иными чертами:

· Авторитет традиций здесь замещается авторитетом разума.

· Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.

· Происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.

· Ставится задача не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.

· На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

 

Возникновению этого нового типа мышления соответствовали качественные изменения в психическом мире человека, происходящие, согласно К. Ясперсу, в VIII-III вв. до н.э. - на этапе исторического развития, названном им "осевым временем" и определяемом как переход от мифологического, архаического человека к человеку такого типа, "который сохранился и по сей день" (Ясперс К., 1987. С. 32) На этой стадии исторического развития происходит переход от "человека религиозного", архаического к человеку "политическому" и рассудочному. Достигнутый к этому моменту уровень эволюции психики позволяет человеку осознавать "бытие в целом, самого себя и свои границы…

Кроме вышеназванных преобразований в психической сфере человека, можно выделить еще ряд факторов, определивших зарождение научных рациональных психологических воззрений в период античности:

· Развитие социально-экономического и политического строя древней Греции как важного стимула возникновения рационального знания (быстрый подъем производства, сельского хозяйства, базирующихся на рабском труде; рост торговли и связей с внешним миром; появление крупных городов-полисов как центров общественной жизни, в ряде которых утверждается демократический строй).

· Расцвет культуры - поэзии, музыки, архитектуры, литературы (Гомер, Гесиод, Архилох и др.).

· Изучение, осмысление и творческая переработка психологических идей, накопленных в древневосточном мире.

· Относительная антирелигиозность античной культуры и отсутствие религиозных запретов как основа свободного развития научной мысли (Олимпийские боги царствуют, но они не всесильны; они не устрашают человека, а являются эталонами, которым люди следуют, предметом восхищения и подражания; боги близки людям, они общаются с людьми, участвуют в их жизни, представляя собой, по сути, облагороженных, "улучшенных" людей, отличающихся от других только бессмертностью). Попадая на почву антирелигиозной античной культуры, древневосточные психологические мифологические идеи обретали рациональное звучание.

· Возникновение науки как сферы общественного сознания с ее критериями и требованиями познания и изложения материала (доказательность, логичность, систематизированность), а также связанной с этим тенденции рассмотрения человека и его души не в русле мифологических традиций, а на основе объективных данных (математических, медицинских, анатомо-физиологических, биологических).

 

Психологическая мысль античности, развивающаяся на почве указанных инноваций в социально-культурной и психологической сферах, в целом приобретает глубоко рациональный характер. Люди, обретшие способность мыслить, объяснить рационально все то, что ранее было необъяснимым, пугало, наполняло их жизнь непознаваемостью, возвеличили и воспели разум, возвели его на пьедестал. Утверждается, что богоподобие человека определяется развитием его умственных способностей (Зенон, Хризипп, Панетий), что ум - высшая божественная часть души (Платон, Аристотель), принцип организации человека (Анаксагор), источник его развития и совершенствования (Гераклит, Сократ, Платон), очищения души (Платон), что рациональное познание - единственно истинное (Демокрит, Платон). Сам Бог рассматривается как ум (Фалес) или нус (Анаксагор), как Логос (Гераклит). Вражда и любовь выступали как источники возникновения мира (Эмпедокл).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.01 с.)