Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тринадцать сокровищ британии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В мифологии валлийских кельтов — приданое для Олвен (см. главу 24).
ТРИНОВАНТЫ
Тринованты — название племен бриттов, которые, по преданию, были древнейшими обитателями Лондона и земель к северу от него во времена второго вторжения римлян во главе с Юлием Цезарем, имевшего место в 54 г. до н. э.
ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
«Тристан и Изольда» — известный цикл средневековых легенд, основанных на кельтских мифах. Тристан — племянник короля Марка Корнуолльского. Тристан сопровождал Изольду в Корнуолл, в замок своего дядюшки, короля Марка, с которым она была обручена. Тристан и Изольда выпили любовный напиток, думая, что это — ядовитое зелье; и хотя долг обязывал Изольду стать женой Марка, любовь в ней вспыхнула с такой силой, что она не в силах была скрывать это. Марк понял это и нанес Тристану смертельную рану. Верный слуга отнес Марка в замок в Бретани, и там умирающему явилась Изольда. Увидев любимую, он затрепетал от радости и, собрав последние силы, умер на руках Изольды. Изольда, поняв, что теперь их любовь может продлиться только за гранью смерти, покончила с собой. Можно провести параллели между этой историей и легендами о Диармайде и Грайне, а тайке Дейрдр и Наоизе (см. главу 23).
ТРИСТРЕМ, ТРИСТАН
В легендах Артуровского цикла — вариант имени Тристан.
ТРОИЧНАЯ СИМВОЛИКА
Число три играло важную роль в культуре и верованиях кельтов. Широкое распространение получили всевозможные триады; в особенности часто встречались триипостасные боги и богини. Так, такими троичными богинями были Морриган, а также Маха.
ТУАН МАК КЭЙРЕЛЛ
В мифологии ирландских кельтов Туан Мак Кэйрелл — сын Старна, брат Парталона. По преданию, только он один сумел пережить мор (чуму), погубившую всех соплеменников Парталона, и в новой жизни принял облик оленя. Затем он рождался еще несколько раз, в том числе — орлом и лососем. Будучи лососем, он был съеден собственной женой. После этого она родила его на свет, уже в облике человека. По другой легенде, Туан Мак Кэйрелл был реинкарнацией Туан Мак Стерна, приходившего Парталону племянником (см. главу 6).
ТУАН МАК СТЕРН
см. ПАРТАЛОН; ТУАН МАК КЭЙРЕЛЛ
ТУАТХА ДЕ ДАНААН
В мифологии ирландских кельтов боги дохристианской Ирландии носили общее название Туатха Де Данаан, что означает «племя богини Дану». Прибыв в Ирландию, Туатха Де Данаан были вынуждены участвовать в двух великих битвах. В первой из них они сражались с прежними захватчиками острова, кланом Фир Болг (см. главу 6), а во второй — с фоморами (см. главу 9). В первой битве при Маг Туиред боги Туатха Де Данаан нанесли сокрушительное поражение клану Фир Болг, и те были вынуждены уступить им верховную власть в Ирландском королевстве. Однако король Нуада, потерявший руку в этом сражении, был вынужден отречься от престола. Вместо него королем и предводителем был избран Брес, однако его правление оказалось на редкость неудачным, и трон вновь занял Нуада, успевший обзавестись искусственной серебяной рукой. Брес тем временем бежал к фоморам и собрал против Туатха новое войско. Новым главой Туатха Де Данаан стал Луг, ибо Нуада сам отрекся от трона в его пользу. После этого произошла вторая битва при Маг Туиред, в которой на поле боя встретились Туатха Де Данаан во главе с Лугом и полчища фоморов под предводительством Бреса. Исход битвы был решен в поединке между Лугом и великаном Балором. Луг одержал победу, угодив камнем из пращи Балору прямо в его единственный глаз, так что камень, пробив голову великана насквозь, убил еще несколько воинов-фоморов. Однако впоследствии сами Туатха Де Данаан были разгромлены войсками Мил Эспэйна (см. главу 10), после чего бывшие боги получили во владение подземную часть Ирландии.
ТУИРЕАНН, или ТУЙРЕНН
В мифологии ирландских кельтов Туиреанн — отец Бриана, Иухара и Иухарбы, и, возможно, богини Бригит (см. главу 8).
ТУИС
В мифологии ирландских кельтов — король Греции, у которого сыны Туиреанн должны были заполучить поросячью кожу (см. главу 8).
ТЬЕРНА ИЗ КЛОНМАКНУА
Тьерна — хронист и аббат (настоятель) Клонмакнуа, обширного монастырского и образовательного центра в средневековой Ирландии. Тьерна скончался в 1088 г.
У
УАИТНИ
В мифологии ирландских кельтов Уаитни — арфа Дагды. Этот инструмент считался волшебным и мог играть только в том случае, если его просил об этом сам Дагда. Арфа эта была похищена фоморами, но Дагда обнаружил пропажу, следы которой вели в пиршественный зал его врагов. Те попросили инструмент сыграть им что-нибудь, но арфа наклонилась и упала, убив девять фоморов, а затем заиграла песню, воспевающую мужество Дагды. Имя Уаитни носил также арфист Дагды, игравший на ней.
УАЙТ МАУНТ
Согласно мифологии кельтов Британии, голова Брана Благословенного была погребена Манавиданом фаб Лиром, Придери и прочими его спутниками на Уайт Маунт [160], одном из крупнейших святилищ друидов на территории Лондона. Там же был похоронен и Брут, легендарный основатель Лондона. По преданию, король Артур приказал выкопать из могилы голову Брана, чтобы она стала единственным стражем Британии — роль, на которую претендовал сам Бран. Помня об этом, он приказал вновь похоронить голову Брана лицом в сторону Франции — потенциального агрессора и врага Британии (см. главу 20).
УГЭЙН МОР
В мифологии ирландских кельтов Угэйн Мор — Верховный король острова, правивший в VI до н э, не исключено, что это — реальное историческое лицо Как предполагается, был правителем Ирландии и земель Западной Европы, в частности, Галлии После смерти Угэйна Ирландия была поделена между его детьми на двадцать пять частей, и такое административное деление сохранялось на протяжении трех веков.
УИГРЕАНН
В мифологии ирландских кельтов Уигреанн враждовал с Кумаллом, отцом Финна Мак Кумалла из-за того, что тот похитил Муирне. Впоследствии был убит Кумаллом, и его сыновья, по легенде, вознамерились отомстить за смерть отца. По разным источникам, каждый из сынов Уигреанна бросил в Кумалла свое копье, и таким образом они убили убийцу своего отца.
УИСНЕХСКИЙ ХОЛМ
В мифологии ирландских кельтов — место, в котором сходятся границы всех пяти провинций Ирландии. В древности носил название Балоров холм.
УЛАИД
Первоначальным ирландским названием Ольстера было Улаид. Границы этой провинции примерно совпадали с территорией современного Ольстера. Столицей ее была Эмайн Маха.
УРДДАВЛ БЕН
По— валлийски «Достопочтенная голова». В мифологии валлийских кельтов -голова Брана Благословенного, о которой рассказывает Талесин.
УРИЕН
Уриен — реальное историческое лицо, король Регеда. Правивший в VI в. Уриен разгромил англосаксов в битве при Аргоед Ллвифайн. По преданию — отец Овэйна. Был предательски убит (см. главу 23).
УРИЕНС, УРЬЕНС
Два варианта имени, под которыми Уриен фигурирует в легендах Артуровского цикла.
«УСМИРИТЕЛЬ ВОЛН»
В мифологии ирландских кельтов — челнок (лодка), принадлежавший Мананнану Мак Лиру. Мананнан передал его Лугу, который, в свою очередь, отдал его сынам Туиреанна (см. главу 8).
УСНА
см. НАОИЗ.
УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ
Кельтские предания, естественно, передавались из уст в уста, и лишь в первые века после появления христианства на землях кельтов кельты начали записывать на собственном языке различные тексты, будь то легенды, поэзия, история или законодательные акты. Столь неуклонная приверженность устной традиции объясняется не недостатком образованности у кельтов, а специфической религиозной традицией. О том, что кельты умели пользоваться письменностью, свидетельствуют различные надписи, сохранившиеся на надгробных камнях и выполненные буквами латинского и греческого алфавитов, найденные в Италии и Испании и связанные с кельтской культурой. Юлий Цезарь в своих «Записках» с удивлением отмечал огромное количество текстов, которые кельты хранили в памяти, объясняя это тем обстоятельством, что у кельтов, вероятно, бытовало поверье, запрещающее записывать те или иные тексты. Такое недоверие к письменному слову могло быть связано с их религиозными взглядами. Разумеется, кельты были весьма озабочены сохранением своих знаний в тайне. Считается доказанным, что, когда греки решали, как им назвать этот народ, они просто перевели самоназвание кельтов, которое в переводе означает «люди, живущие скрытно». Устная традиция неизбежно служит источником разочарования для историков, поскольку она усугубляет ореол тайны и мистики, окружающий историю кельтов, и еще больше затрудняет получение хоть каких-то сведений об этих племенах. Большинство преданий и исторических сведений, обычно зафиксированных в письменных источниках, передавались из уст в уста как минимум тысячу лет, подвергаясь неизбежным изменениям и искажениям.
УСЫНОВЛЕНИЕ
Усыновление и удочерение было заметным явлением в культуре кельтов. Начиная с семилетнего возраста дети часто воспитывались в доме друида, вождя, ученого или монаха, чтобы получить подобающее воспитание и образование. Так, они изучали поэзию, музыку и литературу, а нередко и навыки военного дела.
УТЕР БЕН
В мифологии валлийских кельтов «Удивительная голова», голова Брана Благословенного, о которой рассказывает Талесин.
УТЕР ПЕНДРАГОН, или БЕНДРАГОН
В легендах Артуровского цикла Утер Пендрагон считается отцом Артура. Иногда отождествлялся с Браном Благословенным. «Дракон» «dragon» — это не часть его имени, а титул, означающий «предводитель, военачальник».
Ф
ФАЙЛИНИС
В мифологии ирландских кельтов — щенок короля Иоруаидха, которого должны были раздобыть сыны Туиреанна (см. главу 8)
ФАЛГА
В мифологии ирландских кельтов — старинное название острова Мэн.
ФАЛИАС
В мифологии ирландских кельтов Фалиас — один из четырех крупнейших городов богов Туатха Де Данаан, где они жили перед прибытием в Ирландию. Именно в Фалиасе находился знаменитый Камень Судьбы. Тремя другими городами были Финиас, Гориас и Муриас.
ФАЛЛОС
Фаллос в кельтской культуре играл роль символа мужского начала и плодовитости. Кельтские боги часто изображались с чрезмерно большими детородными членами — свидетельство особой важности символики плодородия для кельтов. В северных районах Британии боги-воители часто изображались с рогами и огромными эрегированными фаллосами.
ФАНД
В мифологии ирландских кельтов Фанд — дочь Аэд Абрата и сестрой Ли Бан. Она была женой Мананнана Мак Лира, который покинул ее, и она вступила в связь с Кухулином (см. главу 14).
ФАХТНА
В мифологии ирландских кельтов Фахтна — король Ольстера и супруг или возлюбленный Нессы. По некоторым источникам, он был отцом Конхобара Мак Нессы.
ФЕБАЛ
В мифологии ирландских кельтов Фебал был отцом Брана (1).
ФЕДЛИМИНД
В мифологии ирландских кельтов Федлиминд — бард при дворе короля Конхобара.
ФЕНИУС ФАРСА
В мифологии ирландских кельтов — первый ирландец (см. главу 10).
ФЕРГУС МАК ЛЕДА
В мифологии ирландских кельтов Фергус Мак Леда — король Ольстера во времена Иубдана. Его жена отправилась из Фэйлинна с визитом в Ольстер, чтобы собственными глазами убедиться в том, что на свете действительно существует племя великанов (см. главу 13).
ФЕРГУС МАК РОТ
В мифологии ирландских кельтов Фергус Мак Рот — король Ольстера. Он согласился на год уступить свой трон Конхобару Мак Нессе, но по истечении этого года Конхобар отказался вернуть трон его законному владельцу, ибо за это время успел стать весьма популярным в народе правителем. Поначалу Фергус служил Конхобару, но затем разочаровался в нем, когда Конхобар нарушил слово, данное Наоизу, и поклялся в верности Медб, королеве Коннахта, встав на сторону мужей Коннахта в их распре из-за Донна Куальгне. Фергус Мак Рот был воспитателем и приемным отцом Кухулина и сдержал свое слово никогда не сражаться в бою против своего приемного сына, покинув ряды войска Медб (см. главу 12).
ФЕРГУС
В мифологии ирландских кельтов Фергус — один из двоих сыновей Финна. Он стал бардом и посланником фианов.
ФЕРДИЯ
В мифологии ирландских кельтов — друг Кухулина, выступивший на стороне Медб, королевы Коннахта, и убитый Кухулином в поединке (см. главу 12).
ФЕРРЕКС
В мифологии кельтов Британии Феррекс был сыном Горбодука и Джудон и братом Поррекса. Поррекс и Феррекс поспорили из-за того, кто из них должен стать наследником, и Поррекс составил заговор против Феррекса. Однако Феррекс узнал о его планах и попытался бежать в Галлию, чтобы собрать там войско. Однако его попытка спасти свою жизнь оказалась тщетной, ибо Поррекс убил брата сразу же по возвращении того в Британию. Услышав о смерти Феррекса, Джудон лишилась рассудка и изрубила Поррекса на куски. Таким образом, после смерти Горбодука у него не оказалось наследников по мужской линии, и трон, как предполагают, перешел к Бруту.
ФЕР-СИДХЕ
см. СИДХ
ФИАНХУИВЕ
В мифологии ирландских кельтов Фианхуиве — остров, находящийся в море, которое в наши дни именуется Ирландским. Сыны Туиреанна должны были раздобыть вертел у одной из женщин, живших на этом острове (см. главу 8).
ФИАНЫ
В мифологии ирландских кельтов фианы — сообщество воинов, составлявших военную элиту, охранявшую Верховного короля Ирландии. Одно время их предводителем был знаменитый Финн Мак Кумалл (см. главу 15).
ФИАХА(1)
В мифологии ирландских кельтов Фиаха — воин, изгнанный из Ольстера и сражавшийся на стороне мужей Коннахта в войне из-за Бурого Быка из Куальгне (см. «Бык»).
ФИАХА(2)
В мифологии ирландских кельтов — сын Конхобара.
ФИАХАДХ
см. РЫЦАРИ
ФИАХТРА
В мифологии ирландских кельтов Фиахтра — дочь Аобх и Лира Она была одной из четверых детей Лира, которых их мачеха, Аоифе, превратила в лебедей (см. главу 11).
ФИДХЕЛЛ
В кельтских легендах — настольная игра типа шахмат, часто выступающая в качестве средства решения споров, конфликтов и т. п. И хотя ее название чаще всего переводится как «шахматы», по-ирландски ее название фидхелл, она представляет собой доску наподобие шахматной, которая, по преданию, была изобретена Лугом. Валлийский аналог названия этой игры звучит как гвиддбвилл.
ФИЛИ
см. БАРД
ФИНДАБАЙР, или ФИНДАБАР, или ФИНДБАЙР
В мифологии ирландских кельтов Финдабайр — дочь Медб и Эйлилла. Ее рука и брак с ней были наградой богатырю, который смог бы победить Кухулина. Но это не удалось никому из мужей Коннахта, и Финдабайр умерла со стыда.
ФИНЕГАС
В мифологии ирландских кельтов Финегас был друидом, поймавшим лосося познания (см. главу 15).
ФИНИАС
В мифологии ирландских кельтов Финиас — один и четырех главных городов богов Туатха Де Данаан, где они жили от отплытия в Ирландию. Именно из Финиаса происходил знаменитый огромный меч Нуады. К числу трех других городов относились Фалиас, Гориас и Муриас.
ФИНН МАК КУМАЛЛ
В мифологии ирландских кельтов Финн Мак Кумалл, иногда называемый Финн Мак Кул — один из наиболее прославленных героев. Его история изложена в главах 15 и 16 нашей книги.
ФИННБЕНАХ
В мифологии ирландских кельтов Финнбенах — Белорогий Бык из Коннахта. Он появился на свет в стаде, принадлежавшем королеве Медб, но затем перебрался в стадо, которое принадлежало ее мужу, Эйлиллу. Гордая Медб не могла смириться с мыслью о том, что столь прекрасный бык принадлежит не ей, и решила во что бы то ни стало раздобыть знаменитого Донна Куальгне, огромного Бурого Быка из Ольстера, чтобы тем самым сравняться с мужем. Она с войском вторглась в Ольстер, и началась война, описанная в знаменитой саге «Похищение быка из Куальгне» (см. главу 12).
ФИОННБХАР
В мифологии ирландских кельтов — один из богов Туатха Де Данаан, которому Дагда даровал Сидх Меадха (Кнокма) после того как клан Туатха Де Данаан потерпел поражение от сынов Мил Эспэйна. У Фионнбхара и его жены Оонаг было семнадцать сыновей. По ходу дальнейшего развития кельтской мифологии Фионнбхар и Оонаг превратились в короля и королеву фей.
ФИОНУАЛА
В мифологии ирландских кельтов Фионуала — старший ребенок и первая дочь Лира и Аобх. Вместе со своими братьями Аэдом, Фиахтрой и Конном была превращена собственной мачехой, Аоифе (1), в лебедь (см. главу 11).
ФИР БОЛГ, или ФИРБОЛГ
В мифологии ирландских кельтов Фир Болг — общее название вождей племени, вторгшегося в Ирландию после немедийцев. Название это в переводе означает «носильщики мешков», и они, по преданию, получили такое имя в связи с тем, что еще в бытность рабами, во всей вероятности, — во Фракии, их заставляли переносить в мешках землю из плодородных долин в каменистые, бесплодные места. Согласно другим источникам, их название происходит от имени бога Булг. По легенде, Фир Болг разделили Ирландию на четыре провинции. Боги Туатха Де Данаан положили конец владычеству Фир Болг над Ирландией, нанеся им поражение в первой битве при Маг Туиред. Изгнанные Фир Болг, по преданию, отправились в Аран, согласно другим источникам, боги Туатха Де Данаан оставили им во владение провинцию Коннахт (см. также главу 6).
ФОЛЛАХ
см. ТАЙГЕРНМАС
ФОМОРЫ, или ФОМХОРЫ, или ФОММОИРИ, или ФОМОРИАНЕ
В мифологии ирландских кельтов фоморы, название которых сохранилось в нескольких фонетических вариантах, считались расой демонических существ, бывших полулюдьми-получудовищами. Это название переводится как «морские чудища» или «подводные демоны», ибо их родина, по преданию, находилась на дне морском. Они сражались против Парталона, когда его войско вторглось в Ирландию, и были разбиты им, после чего Парталон отправил их в изгнание, предположительно — на Гебридские острова и остров Мэн. Однако после высадки в Ирландии Немхеда они возвратились на остров. Они покорили немедян (немедийцев) и обложили их громадной данью. Немедяне подняли восстание, но были разбиты, и немногие оставшиеся в живых бежали, вероятнее всего, в Грецию или Фракию. Таким образом, Фир Болг вполне могли быть потомками этих изгнанников. Следующим соперником фоморов в Ирландии стали боги Туатха Де Данаан. Первоначально клан Туатха Де Данаан и фоморы мирно уживались в Ирландии, причем фоморы занимали совсем небольшую часть острова. Однако затем между Туатха Де Данаан и фоморами вспыхнула вражда, и между ними произошла вторая битва при Маг Туиред (см. главу 9). Обе стороны понесли тяжелые потери, но Туатха Де Данаан в конце концов одержали победу, и остатки фоморов были изгнаны из Ирландии. ФОРГАЛЛ В мифологии ирландских кельтов Форгалл — отец Эмер, ставшей женой Кухулина. Форгалл не хотел выдавать свою дочь замуж за Кухулина и поставил условие, что тот должен покинуть Ирландию и отправиться изучать воинское искусство к царице Скатах (см. главу 12).
ФОТЛА
Одно из древних названий Ирландии, в нынешней своей форме (Эйре) происходящее от имени богини Эриу. Два других древних названия — Банба и Эрин.
ФЭЙЛИНН
В мифологии ирландских кельтов фэйлинны — племя карликов, которыми правил король Иубдан (см. главу 13).
Х
ХАЙ-БРЕЗАЛ, или ХАЙ-БРЕЗИЛ, или ХАЙ-БРАЗИЛ
В мифологии ирландских кельтов Хай-Брезал — остров у западного побережья Ирландии, который можно увидеть над водой только один раз в семь лет. По легенде, остров останется на поверхности воды навсегда, если его коснется огонь. Тогда он станет земным раем. По той же легенде, правителем волшебного острова считался Брезал. Как и все прочие легенды, различные варианты кельтских легенд с веками перепутались друг с другом, и по одной из них виновником того, что Хай-Брезал опустился в волны морские, считается не кто иной, как Мананнан Мак Лир, сын Лира. Легенды часто вольно обращаются с фактами, хотя сам факт порой и можно угадать. Так, в них подчеркивается, что Хай-Брезал — это вполне реальное место. Когда мореплаватели в старину достигли берегов Бразилии, они сочли, что открыли Хай-Брезал, однако ранние картографы были убеждены, что остров этот находится у юго-западного побережья Ирландии, то есть именно там, где он и расположен согласно легенде.
ХАЛЛЬШТАТТ
Халльштатт, селение в Верхней Австрии, расположен на берегу озера в провинции Зальцкамергут, столицей которой является знаменитый Зальцбург. Зальцкамергут в переводе с немецкого оначает «месторождение хорошей соли», а Зальцбург — Солеград, что указывает на особую важность соли в этом регионе. По мнению ученых, соль в районе Зальцбурга добывают вот уже более двух с половиной тысяч лет, и одними из первых соледобытчиков были кельты: дело в том, что слово халль означало на кельтском «соль». Австрия была одним из наиболее ранних регионов расселения кельтов в Европе, а окрестности Халльштатта — один из главных центров кельтов в Австрии. Во второй половине XIX в. здесь были проведены широкие археологические раскопки (см. ХАЛЛЬШТАТТСКИЕ РАСКОПКИ), после которых Халльштатт стал не только местом, знаменитым своим кельтским прошлым, но и термином, определяющим один из ключевых этапов развития цивилизации и культуры кельтов в далеком прошлом (см. ХАЛЛЬШТАТТСКИЙ ПЕРИОД).
ХАЛЛЬШТАТТСКИЕ РАСКОПКИ
В 1846 г. Георг Рамзауэр, директор Халльштаттских государственных соляных копей, обнаружил на холме, ввозвышающемся над селением Халльштатт, холм, на котором находилось обширное доисторическое кладбище, состоящее из погребений, над которыми были устроены необычной формы насыпи или курганы. Рамзауэр провел раскопки многих из этих древних погребений, общее число которых превышало две с половиной тысячи. Результаты его исследований вызвали пристальный интерес Венской академии наук. В 1876 г. в Халльштатт была направлена группа профессиональных специалистов в этой области, которые приступили к раскопкам в окрестностях селения. Сделанные ими открытия позволили, так сказать, нанести кельтов на карту древней Европы, поскольку до сих пор на ней безраздельно господствовали цивилизации дрвених греков и римлян. Халльштаттские раскопки познакомили ученый мир с неизвестной дотоле цивилизацией, представители которой вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и торговлей. Эти данные напомнили историкам, что древнегреческие и римские источники упоминают о торговых связях с неким народом, жившим на землях Центральной Европы и именовавшимся ими по-гречески келтои (keltoi). Предметы материальной культуры, извлеченные из погребений в Халльштатте, показали, что на том этапе своего развития кельты уже владели искусством обработки железа, то есть были людьми, переступившими порог Бронзового века. Перед глазами ученых предстали изящно украшенные сосуды, оружие и элементы конской упряжи, сделанные из железа, а также клочки изделий из кожи, черепки древней керамики, деревянная утварь и посуда и даже остатки пищи. Данные Халльштаттских раскопок имеют огромное значение как бесценный источник сведений о культуре столь древнего народа, как кельты. Результаты раскопок оказались настолько важными, что скромная австрийская деревня дала имя целой исторической эпохе — Халльштаттскому периоду, или Халльштаттской культуре, занимающей ключевое место в развитии кельтской цивилизации вообще.
ХАЛЛЬШТАТТСКИЙ ПЕРИОД, или ХАЛЛЬШТАТТСКАЯ КУЛЬТУРА
Эти термины не просто указывают на случайную связь между историей кельтов и названием австрийского селения Халльштатт. По традиционным правилам археологического этикета они являются стандартным обозначением определенной стадии развития и существования цивилизации кельтов, получившей благодаря этим находкам географическую локализацию. Стиль артефактов найденных во время Халльштаттских раскопок, стал своего рода эталоном для оценки возраста и уровня развития цивилизации древнекельтских поселений. Другим эталонным критерием считается культура Ля Тэн, название которой дало селение на берегу одного из озер в Швейцарии. Вообще весьма трудно указывать точный возраст памятников материальной культуры, созданных столько веков назад, и ученые в известной мере расходятся в вопросе о датировке Халльштаттского периода. Большинство склонны полагать, что его временными границами следует считать 750-450 гг. до н. э.
ХАММЕР, БОГ
Бог Хаммер [161] — одно из наиболее значительных божеств кельтов Галлии. Его образ донесли до нас многочисленные каменные монументы и бронзовые статуэтки. Чаще всего Хаммер изображался с особой формы молотом на длинной рукоятке, головой в форме молотка и небольшим сосудом, например, горшком или кубком. Нередко Хаммер предстает бородатым мужем, одетым в короткую рубаху, подпоясанную широким ремнем, и тяжелый плащ. Иногда он изображается один, иногда — вместе с кем-либо еще. Хаммеру приписывалось несколько разнообразных функций. Согласно одной из них, он был врачевателем, и его статуи часто ставились возле целебных источников. Кроме того, в некоторых районах Галлии, в частности в Бургундии, образ Хаммера ассоциировался с вином и виноградом. Кроме того, он ассоциировался с Солнцем и всевозможным земным процветанием и изобилием.
ХАФГАН
В мифологии валлийских кельтов Хафган, имя которого означает «Ясный как лето», выступает в роли соперника Аравна, короля Аннвна (см. главу 19).
ХВИСС
Хвисс — древнекельтское королевство, располагавшееся на землях нынешних графств Глочестершир и Уорчестершир. Его столицей был Дирхерст [162].
ХЕЙЛИН
В мифологии валлийских кельтов Хейлин — один из семи бриттов, уцелевших в ужасной войне Брана Благословенного против Матолвха. По легенде, Хейлин открыл волшебную дверь, через которую семеро выживших сумели бежать с острова Гвэлс, после чего еще целых восемьдесят лет добирались из Ирландии в Британию из того злополучного похода (см. главу 20).
ХЕЙНИН
В мифологии валлийских кельтов Хейнин — глава бардов при дворе короля Артура, когда туда только что прибыл Талесин.
ХЕЛИГ АП ГЛАННОВГ
В мифологии валлийских кельтов Хелиг — правитель некоего королевства, живший в VI в. По преданию, королевство это находилось в открытом море примерно в десяти милях от залива Колвин Бэй. Начиная с XIX в. стали регулярно появляться сообщения о развалинах дворца Хелига, которые путники якобы видели в тех местах.
ХЕФЕЙДД ХЕН
Хефейдд в валлийской мифологии считался отцом Рианнон, супруги Пвилла. Он был известен и под прозвищем Хен, то есть «старый» или «древний», что указывает на его почтенный возраст (см. главу 19).
ХИР АТРИМ И ХИР ЭРВН
В мифологии валлийских кельтов Хир Атрим и Хир Эрвн фигурируют в легенде о Куллвхе и Олвен (см. главу 24). Это два брата, обладавшие поистине ненасытным аппетитом. Они могли съесть огромное количество провизии, припасенной для них, опустошая все окрестные земли.
ХОЛМЫ, СТОЯНКИ НА НИХ, или ТОРЫ
В древности многие племена, в том числе и кельты, часто использовали холмы для проведения всевозможных религиозных ритуалов. Чаще всего объектом их поклонения было Солнце, и холм являл собой идеальное место, откуда можно было наблюдать за восходом и заходом солнца. Впечатление от этого зрелища еще более усиливалось, если окружающие земли вокруг холма представляли собой плоскую равнину. Именно в этом кроется причина того, почему кельтов и другие древние народы так привлекали холмы или курганы, возвышающиеся посреди плоских равнин юга Британии. Холмы и курганы играли в восприятии древних кельтов настолько важную роль, что некоторые из них, как оказалось, построены руками человека. Пример такого сооружения — огромная стоянка на холме возле Силбери Хилл в Уилтшире. Это самый большой рукотворный курган в Западной Европе; по оценкам ученых, его возраст превышает четыре тысячи лет. Другие стоянки на холмах были устроены на вершинах естественных холмов, несколько «доработанных» руками древних строителей. Некоторые стоянки на холмах, связанные с определенными религиозными ритуалами, были окружены каменными оградами или оборонительными террасами. Для объяснения этого феномена учеными предлагались различные объяснения. Так, по одной из гипотез, такие ограды представляют собой остатки доисторических лабиринтов для процессий, по которым почитатели местного культа поднимались на вершину холма. Согласно другой гипотезе, эти ограды — напоминание об архаических способах земледелия. Одна из наиболее хорошо сохранившихся стоянок — знаменитый Гластонбери Тор.
ХОЛМЫ, УКРЕПЛЕНИЯ НА НИХ
В Британии во времена Железного века излюбленным местом поселения кельтов было укрепление на вершине холма. Такое местоположение позволяло жителям укрепления просматривать окрестности и еще издали замечать приближение опасности, например, шайки разбойников и мародеров. Некоторые из укреплений на холмах возникли задолго до появления кельтов на Британских островах. Целый ряд укреплений, широко использовавшихся кельтами, существуют еще с эпохи неолита, и кельты предпочли дополнительно укрепить их, вместо того чтобы возводить на их месте новые. Вместо возведения обычных для той эпохи деревянных стен-изгородей, ограждающих поселение, защищая его от врагов, кельты предпочитали возводить огромные земляные валы, которые и сегодня можно увидеть в тех районах Британии, где в старину селились кельты. Некоторые наиболее сохранившиеся из кельтских укреплений на холмах расположены в западной и южной Британии. Особенно внушительное впечатление производит замок Мэйден Касл [163], находящийся неподалеку от Дорчестера в Дорсете. Мэйден Касл, площадь которого составляет свыше 40 акров [164], — самое древнее кельтское укрепление на холме, датируемое эпохой Железного века. К счастью, целый ряд кельтских укреплений на холмах сохранились до наших дней в сравнительно хорошем состоянии. В качестве другого примера таких укреплений можно назвать дун, или дон (что по-кельтски означает форт), в Эггардоне, расположенный на самой кромке гряды известняковых скал, пересекающей южную Англию. Благодаря ему историки и любители древностей могут составить наглядное представление о том, как на самом деле выглядели кельтские форты (укрепления). Входом в укрепление на холме, как со всей определенностью показывают развалины Мэйден Касл, служила лабиринтообразная вереница подземных ходов, прорытых в земле, чтобы запутать и ввести в заблуждение потенциальных агрессоров. Впрочем, эти уловки мало что дали в борьбе против римских легионов, вторгшихся в Британию в 43 г. н. э. Кельты возводили свои укрепления на холмах по соседству с источниками воды, в частности — небольшими озерами. Защита и оборонительные функции тоже, разумеется, были важными факторами, учитывавшимися при возведении кельтских укреплений на холмах, но нет никаких сомнений, что они выполняли роль не просто и не только оборонительных сооружений. Укрепления на холмах служили, если так можно выразиться, своего рода штаб-квартирами и резиденциями клана, занимавшего эти земли, они выполняли как мирные, так и военные функции. Кроме того, на них возлагались и функции религиозно-культовых центров, и римские интервенты часто с удивлением отмечали, что региозно-ритуальные собрания кельтов на вершинах холмов происходили и после того, как они, римляне, заняли саму крепость. Римляне старались не трогать местных святынь, по-видимому, опасаясь мести со стороны кельтских божеств. Во многих случаях укрепления на холмах использовались и в качестве центров, где кельтские ремесленники обучались всевозможным ремеслам и даже производили свои товары.
ХОУЭЛЬТСКИЙ КРЕСТ
Хоуэльтский крест — один из образцов кельтского креста. Находится в окрестностях Ллангвит Мэджор.
ХОХДОРФ
Селение Хохдорф [165] расположено на юге Германии, неподалеку от Шварцвальда (Черный Лес). Широкую известность в связи с историей кельтов ей принес тот факт, что именно здесь в конце 1970-х гг. доктор Йорг Биль, археолог из земли Баден-Вюртембург, обнаружил и исследовал древнее кельтское захоронение. В кургане, насыпанном над захоронением, была открыта обширная погребальная камера, устроенная для некоего кельтского князя, похороненного в ней предположительно ок. 550 г. до н. э. Раскопки в окрестностях Хохдорфа имели огромное значение для изучения истории ранних кельтов, что объясняется и масштабами находок, и хорошей сохранностью многих памятников материальной культуры, ибо на месте захоронения не было найдено никаких следов грабителей. Кельты, как и большинство древних народов, верили, что умершему могут понадобиться разные предметы, и снабжали его всем необходимым для загробной жизни. Археологи нашли не только бытовые вещи, но даже остатки изящно выполненной повозки, положенной в могилу вместе с князем. Все эти вещи, как считалось, могли понадобиться князю в загробной жизни. К их числу относились домашняя утварь, роги для питья, оружие и огромный бронзовый котел для хмельного меда, а также множество прочих вещей и одежд, традиционно присутствующих в могилах знатных кел<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.014 с.) |