Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жертвоприношения человеческиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует очень немного археологических находок, свидетельствующих, что у кельтов практиковались человеческие жертвоприношения. Правда, найдено немало, так сказать, аномальных типов захоронений, но необходимо провести четкую грань между людьми, умершими естественной смертью и лишь после этого подвергшимися тем или иным религиозно мотивированным обрядам, и теми, кто был ритуально убит, то есть собственно принесен в жертву. Найдено достаточно много аномальных захоронений, но пока еще не вполне ясно, имеем ли мы дело с останками людей, умерших естественной смертью, или с жертвами массовых человеческих жертвоприношений. Так, например, дети, погребенные под основаниями жервенников и святилищ, как правило, обезглавлены, но трудно с уверенностью утверждать, умерли ли они, или были сначала ритуально умерщвлены. Человек из Линдоу, молодой мужчина, которому перерезали горло, нанесли смертельную рану копьем и задушили, а затем сбросили в торфяник, считается убедительным свидетельством существования у кельтов ритуальных убийств, однако ритуальное убийство могло могло играть и роль наказания (смертная казнь), а вовсе не обязательно являлось человеческим жертвоприношением. Но хотя археологические данные не дают достаточных оснований для того, чтобы утверждать о бытовании у кельтов практики человеческих жертвоприношений, тексты и сообщения многих античных авторов прямо указывают на такую практику, особенно распространенную среди друидов. Так, древнегреческий писатель Страбон описывает существовавшую у друидов практику: наносить раны жертвам и, наблюдая за их предсмертными мучениями, составлять пророчества на будущее.
ЖИВОТНЫЕ
В мифологии и воззрениях кельтов весьма важную роль играли животные — как домашние, так и дикие. Превращения, вообще изменение облика — характерная черта кельтских легенд, и очень часто люди и боги поневоле или по собственному желанию принимали облик разных животных. Так, например, племянники Финна Мак Кумалла были превращены в псов. Особенно важное место в культуре кельтов занимали олени и кабаны. Основными домашними животными считались лошади, свиньи, овцы, быки и собаки, в особенности — охотничьи гончие псы. Археологические раскопки показали, что кельты приносили животных в жертву различным божествам (см. также главу 27).
З
ЗАКЛЯТИЕ
см. ГЕЙС
ЗАЧАРОВАННАЯ СТРАНА
В мифологии валлийских кельтов — название Дифеда.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
см. ТИР ТАИРНИГИРИБ
ЗМЕЯ
В мифологии и воззрениях кельтов змея ассоциировалась с плодородием и врачеванием, а также с Потусторонним миром. Так, Сирона, богиня кельтов Галлии, ассоциировавшаяся с врачеванием, изображалась со змеей, обвившейся вокруг ее руки. Благодаря своим изививающимся движениям змея часто ассоциировалась с текущей водой. В одной из легенд о герое Финне Мак Кумалле рассказывается, что он учился убивать водяных змей. В мифологии кельтов бытовали различные легенды, связанные со змеями. Самая известная из них повествует о Мейхе, сыне Морриган. Существовало пророчество, что он принесет Ирландии беды и несчастья. Он родился с тремя сердцами в груди, по одному на каждую ипостась характера своей матери, и в каждом из этих сердец гнездилась змея. Это обнаружилось, когда он был убит и Диан Кехт, бог врачевания, вскрыл его тело. Две змеи были немедленно сожжены, а третья, по одной легенде, сумела спастись и стала со временем огромным змеем, которого впоследствии убил тот же Диан Кехт. Так удалось предотвратить исполнение пророчества о бедах и несчастьях для всей Ирландии.
И
ИАЛОН (ИАЛОНУС)
В мифологии кельтов Галлии Иалон — божество, ассоциируемое с нивами и вообще с возделываемыми полями. Существует предположение, что оно ассоциировалось и с полянами, поскольку слово иало означает «поляна».
ИАНУАРИЯ
В мифологии кельтов Галлии Иануария — женское божество, богиня, культовым центром почитания которой было святилище Бейр-ле-Шатель в Бургундии. О ее корнях и роли известно очень мало, хотя до нас дошла небольшая каменная статуэтка, изображающая молодую девушку с вьющимися волосами. Статуэтка эта, считающаяся изображением богини, была найдена в святилище. Девушка, высеченная из камня, облачена в складчатое одеяние и держит в руке несколько труб. Последний факт дает основание предполагать, что Иануария могла ассоциироваться с музыкой, хотя не менее убедительной представляется и версия о ее связи с целительством, поскольку святилище в Бейр-ле-Шатель посвящено именно целительству.
ИАТХ Н'АНАНН
Иатх н'Аннан — древнейшее название Ирландии, происходящее, по всей видимости, от Ану, или Ана, — альтернативного варианта имени Дану, богини-праматери.
ИБЕРИЯ
Предполагается, что в древности, приблизительно ок. 900 г. до н. э. в Иберии, в состав которой входили нынешние Испания и Португалия, существовали многочисленные поселения кельтов. Согласно ирландской легенде, кельты, колонизовавшие Ирландию, прибыли на остров из Испании. Кельты, жившие в Иберии, оказались втянутыми в войну между Карфагеном и Римом и заплатили ужасную цену за свое участие в ней. Карфагенский полководец Гамилькар Барка вторгся на южное побережье Иберии, а его сын, знаменитый Ганнибал, решил высадиться в Иберии, чтобы напасть на Рим, обойдя его с тыла по землям кельтов. Кельты заключили союз с Ганнибалом, и римляне после падения Карфагена в 197 г. до н. э. жестоко отомстили им за этот сговор. Римские легионы захватили и колонизовали земли иберийских кельтов, которых они преследовали с особой жестокостью. Сервий Сульпиций Гальба в 151 г. до н. э. даже приказал умертвить всех кельтов, сдавшихся в плен. Война между кельтами и римлянами в Иберии продолжалась вплоть до середины I в. до н. э. После этого оставшиеся в живых кельты постепенно ассимилировались и усвоили римский уклад жизни.
ИВЕРИАДД
В мифологии валлийских кельтов Ивериадд — одна из двух жен Ллира. Другой была Пенардун.
ИДРИС
В мифологии валлийских кельтов Идрис — великан, по преданию, обладавший обширными познаниями в поэзии, астрономии и философии. Его обиталищем считалась гора Кадайр Идрис в Гвинедде.
ИЗАЛ
В мифологии ирландских кельтов — царь Золотых Столбов, у которого сыны Туиреанна должны были заполучить семерых поросят (см. главу 8).
ИЗОБИЛИЕ
см. КАМЕНЬ ИЗОБИЛИЯ
ИЗОЛЬДА
см. ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА
ИКЕНЫ
Икены — одно из племен древних бриттов, игравшее ключевую роль на землях англов. Особую известность икенам принесла одна из их королев, знаменитая Будикка. Она была женой вождя Прасутага. Икены заключили союз с триновантами и, объединившись с ними, напали на римских интервентов. Во главе икенов встала Будикка, и под ее предводительством восставшие одержали три важные победы над римлянами, но в конце концов были разбиты и рассеяны.
ИКОВЕЛЛАВНА
В мифологии кельтов Галлии Иковеллавна — богиня, пользовавшаяся особым почитанием на землях в окрестностях Меца и Трира (современная Германия). По легенде, она покровительствовала целебному источнику Саблон в Меце и, таким образом, ассоциировалась с врачеванием. Каких-либо изображений богини не сохранилось.
ИЛБРЕХ
В мифологии ирландских кельтов Илбрех — сын Мананнана. После того как Дагда утратил свою власть над богами клана Туатха Де Данаан, Илбрех стал одним из пяти главных претендентов на опустевший трон. В ходе вспыхнувшей вслед за этим войны он сражался на стороне Каоилте против Лира (см. главу 12).
ИЛЛАН ПРЕКРАСНЫЙ
В мифологии ирландских кельтов Иллан — один из сыновей Фергуса Мак Рота, вместе с отцом и братьями преследовавший Дейрдр и Наоиза (см. главу 14).
ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Иллюминированные Евангелия [150] — книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создавались кельтскими монахами на протяжении длительного времени; они считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. Монахи, разумеется, использовали для красок только натуральные пигменты, получая удивительные по насыщенности и глубине синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Три наиболее ярких примера таких Евангелий — Келлская Книга, а также Линдисфарнское и Дурроуское Евангелия.
ИМБАС ФОРОСНАЙ
В мифологии ирландских кельтов — особый ритуальный обряд, основанный на поверье о том, что тот, кто съест кусочек сырого мяса с собственного большого пальца, обретет дар всеведения и мудрости. По легенде, так поступил Финн Мак Кумалл после того, как обжег большой палец руки, когда готовил лосося познания и мудрости, и таким образом получил дар всеведения и мудрости.
ИМБОЛК, или ИМБОЛГ
Имболк у кельтов — один из четырех ежегодных праздников, наряду с праздниками Самхейн, Белтейн и Лугнасад. Он отмечался 1 февраля и ассоциировался с началом дойки овец. Этот праздник был связан и с ирландской богиней Бригит. Впоследствии этот языческий праздник был адаптирован христианской церковью и включен ею в число своих календарных праздников, превратившись в день св. Бригитты.
ИММРАМ
Иммрам — название одного из двух главных жанров древнеирландской литературы; второй именовался эхтрай. Иммрам — это история, повествующая о каком-нибудь долгом странствии; обычно это — описание фантастического путешествия на некое островное королевство, населенное людьми или сверхъестественными существами. Классический пример такого путешествия — странствия Мэл Дуина (см. главу 17). Эхтай же — история, описывающая путешествие одного или нескольких героев в фантастическую страну, лежащую далеко за морями, или страну-невидимку, попасть в которую можно только пройдя через сидх или надмогильный курган.
ИНАВАГ
В мифологии валлийских кельтов Инаваг — один из семи оставшихся в живых спутников Брана Благословенного в его походе против Матолвха, тогдашнего короля Ирландии. Бран отправился в этот поход, чтобы вызволить Бранвен. Инаваг со своими уцелевшими друзьями привез в Британию голову Брана и предал ее земле на горе Уайт Маунт в Лондоне (см. главу 20).
ИНГКЕЛ
Согласно легенде ирландских кельтов, Ингкел — чудище с одним глазом, в котором умещались сразу три зрачка. Ингкел считался сыном короля Британии. Он был отправлен в изгнание в Ирландию и там объединил свои силы с приемными братьями верховного короля Конэйр Мора и некоторыми другими «диссидентами». Они устраивали грабительские набеги на Ирландию и Британию, и в одном из таких рейдов убили отца, мать и братьев Ингкела. Ингкел и шайка мародеров напала на приют Да Дерги, и во время этого нападения был убит Конэйр (см. главу 11).
ИНДЕХ
В мифологии ирландских кельтов — сын Домну и царь фоморов, отец Октриаллаха. Он был убит во второй битве при Маг Туиред (см. главу 9).
ИНИС ВИТТРИН
см. ГЛАСТОНБЕРИ ТОР
«ИНТЕРПРЕТАЦИО КЕЛЬТИКА»
Термин, используемый для описания своеобразного слияния кельтских и римских религиозных культов. Определенное число римских богов было включено в верования кельтов. Иногда римским богам давались какие-нибудь чисто кельтские эпитеты-прозвища, например Юпитер Таранис. Была у этого процесса и обратная направленность, когда уже римляне принимали в свой пантеон отдельных кельтских богов, становившихся составной частью римской культуры. Так, например, римляне назвали кельтскую богиню Сулис, культовым центром которой был Бат, Сулис Минерва, что можно считать оборотной стороной этого процесса, известной под названием «Интерпретацио Романа» — термин, используемый Тацитом.
ИОЛДАНАХ
В мифологии ирландских кельтов — эпитет-прозвище Луга, означающий «Повелитель всех искусств».
ИОРУАИДХ
В мифологии ирландских кельтов Иоруаидх — королевство, правитель которого был хозяином пса, коего невозможно было одолеть в бою. Пес этот мог схватить любого дикого зверя, попадавшегося ему на глаза, и, кроме того, превращал в вино любую воду, стоило ему только искупаться в ней. Поймать этого пса и привезти его в Ирландию — одна из задач, возложенных на сынов Туиреанна в качестве наказания за убийство Киана. Братья захватили короля Иоруаидха в плен и предложили освободить его только при условии, что он отдаст им волшебного пса (см. главу 8).
ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
По преданию, христианство появилось в Британии в I в. после прибытия туда Иосифа Аримафейского, который, согласно апокрифической легенде, был дядей Иисуса Христа. Предполагается, что Иосиф привез с собой чашу, в которой Иисус Христос благословил вино во время Тайной вечери и которая впоследствии получила широкую известность в качестве Святого Грааля и стала объектом постоянных поисков. По преданию, Иосиф основал в Гластонбери христианскую общину и спрятал в тайном месте чашу Тайной вечери. Кроме того, в Гластонбери растет знаменитый терновник, разросшийся из веточки от тернового венца Спасителя, посаженной Иосифом Аримафейским.
ИРЛАНДСКАЯ АРФА
см. АРФА
ИСПАДДАДЕН ПЕНКАВР
В мифологии валлийских кельтов у Испаддадена, имя которого означает «Повелитель великанов», были настолько огромные и тяжелые веки, что их приходилось поднимать прочными металлическими подпорками, чтобы он мог хоть что-то увидеть. Испаддаден был отцом Олвен, руки которой так упорно добивался Куллвх (см. главу 24).
ИСТОЧНИКИ
Вода играла у кельтов весьма заметную роль, но особенно важное значение имели источники и родники, которым приписывались целебные свойства. Так как источники и родники по самой своей природе изливают воду из-под земли, это давало основание наделять их сверхъестественными свойствами; так, считалось, что они служат связующим звеном между миром смертных и Потусторонним миром. В романо-кельтскую эпоху культ целебных источников получил еще более широкое распространение. Именно в это время кельтская богиня Сирона, ассоциировавшаяся с врачеванием, превратилась в спутницу античного бога Аполлона. Одна из интереснейших особенностей культа целебных источников в романо-кельтский период — широкая практика жертвенных даров в виде больных органов и частей тела. Таким образом, если в жертву источнику приносилось серебряное или какое-либо иное изображение руки, это означало, что даритель надеется получить от духа источника исцеление больной руки.
ИТАЛИЯ
В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли Северной Европы.
«ИТИНИЭРАРИУМ КАМБРИАЭ»
«Итиниэрариум Камбриаэ» — книга, написанная норманнско-валлийским хронистом и клириком Гиралдусом Камбрензисом (ок. 1146 — ок.1223) после его путешествия по Уэльсу в 1188 г. вместе с архиепископом Кентерберийским. Эта книга — важный источник для изучения валлийских легенд, ибо автор, не утруждая себя разбором, записывал буквально все, что слышал от местных жителей.
ИТХ
В одной из легенд ирландских кельтов Итх — один из сынов Мил Эспэйна, которые стали первыми смертными — правителями Ирландии. Как показывает само название, пришельцы были выходцами из Испании, и в той же легенде рассказывается, что Итх перым увидел Ирландию с вершины одной из башен в Испании и решил отправиться на остров (см. главу 10).
ИУБДАН
По легенде ирландских кельтов, Иубдан — король эльфов Фэйлинна и супруг королевы Бебо. Он с женой посетил Ольстер, чтобы собственными глазами повидать тамошних жителей, ибо Эйсирт, его собственный бард, наложил на короля заклятие, предписывающее совершить этот визит (см. главу 13).
ИУХАР
По легенде ирландских кельтов, Иухар — сын Туиреанна, брат Бриана и Иухарбы. Трое братьев убили Киана, сын которого, Луг, решил отомстить им (см. главу 8).
ИУХАРБА
По легенде ирландских кельтов, Иухарба — сын Туиреанна, брат Иухара и Бриана (см. главу 8).
К
КАДЕР ИДРИС
Буквально — «трон Идриса», горная цепь в Гвинедд. По старинной легенде, тот, кто отважится в одиночестве провести ночь на этом «троне», наутро либо обретет дар вдохновения, либо сойдет с ума.
КАКМВРИ
В легендах Артуровского цикла — слуга Артура.
КАЛАТИН
В мифологии ирландских кельтов Калатин и его двадцать семь сыновей пали от руки Кухулина. После его смерти его жена родила шестерых сыновей-уродов, а Медб взяла их на воспитание и обучила разным магическим чарам, чтобы они помогли ей одолеть Кухулина. Позднее они воспользовались своим колдовским искусством в сражении с Кухулином, в котором он и погиб (см. также главу 12).
КАМБЕР
В мифологии кельтов Британии Камбер — сын Брута, брат Локринуса и Альбанактуса. После смерти своего отца Камбер стал королем Уэльса, Локринус сделался королем Англии, а Альбанактус — королем Шотландии. Камбер помог Локринусу разбить гуннов [151] после того, как они убили Альбанактуса.
КАМЛУАН
В легендах Артуровского цикла — место мифической битвы, в которой Артур был ранен (см. главу 22).
КАОИЛТЕ
В мифологии ирландских кельтов — герой фианов и кузен Финна (см. главу 15).
КАРАДАВК
В мифологии валлийских кельтов Карадавк считался сыном Брана Благословенного. Когда его отец отправился в Ирландию, чтобы покарать Матолвха за жестокое обращение с Бранвен, сестрой Брана, он поручил Карадавку вместе с шестью мужами управлять королевством в его, Брана, отсутствие. Когда же до подданных его королевства дошли слухи о смерти Брана Благословенного, Касваллан сверг Карадавка и захватил трон. Вскоре Карадавк и его советники были убиты по приказанию Касваллана (см. также главу 20).
КАРАКТАК
см. КАРАТАК
КАРАТАК, или КАРАКТАК
Каратак был вождем катувеллавнов — племени британских кельтов. Он возглавил борьбу против римских интервентов, но Картимандуа, королева племени бригантов, выдала его римлянам. По преданию, его отвезли в Рим, и император Клавдий помиловал его.
КАРАЮЩИЙ
В мифологии ирландских кельтов — меч, принадлежавший Мананнану Мак, меч, разивший без промаха.
КАРМАРТЕНСКАЯ ЧЕРНАЯ КНИГА
Одна из «Четырех древних валлийских книг»; написана в конце XII в. Включает в себя текст поэмы, посвященной Гвин ап Нудду, считавшемуся богом войны и смерти, у которого принц по имени Гвидни Гаранир искал покровительства, а также хотел узнать, где находятся места погребения валлийских богов и полубогов; кроме того, в ее состав входят и другие истории (см. главы 16, 20, 21). К числу трех других древних валлийских книг относятся Книги Аневрина и Талиесина, а также Гергестская Книга.
КАРРИДВЕН
см. КЕРРИДВЕН.
КАРТИМАНДУА
По преданию, Картимандуа была королевой племени бригантов, которая выдала Каратака римлянам.
КАСВАЛЛАН
В мифологии валлийских кельтов Касваллан возглавил мятеж против Карадавка (см. главу 20).
КАТБАД, или КАТБАДХ
В мифологии ирландских кельтов Катбад, чье имя сохранилось в нескольких фонетических вариантах, был друидом при дворе Конхобара Мак Нессы. По преданию, Катбад был отцом Дехтире и, таким образом, приходился дедом Кухулину. Именно Катбад, по преданию, изрек пророчество, что Дейдр будет прекрасной девой, но красота ее принесет Ирландии горе и гибель (см. также главы 12, 15).
КВМ-КАВЛВИДСКАЯ СОВА
В мифологии валлийских кельтов — птица, обладавшая даром всеведения (см. главу 24).
КВН АННВН
В мифологии валлийских кельтов квн Аннвн — «псы из преисподней», принадлежавшие Аравну.
КЕЛЛСКАЯ КНИГА
Распространение христианства у кельтов ассоциируется с изящно украшенными, так называемыми иллюминированными Евангелиями, создававшимися монахами-кельтами. Наиболее известными из них являются Келлская Книга, находящаяся ныне в библиотеке Тринити Колледжа в Дублине, где она хранится со времени правления Кромвеля. Свое название Келлская Книга получила от одноименного монастыря в графстве Мет. По преданию, Келлская Книга создана на острове Айона и была впоследствии перевезена в Келлский монастырь из опасения, что ее могут похитить викинги, совершавшие грабительские набеги на Айону, но первое письменное упоминание о ней содержится в «Анналах Ольстера» под 1006 г. В этом тексте сказано, что книга была похищена из монастыря, а спустя несколько месяцев возвращена, но все золото из нее пропало. Книга датируется концом VII в., и в ее роскошном убранстве присутствуют символы, характерные не только для кельтов (знаменитый орнамент «переплетающиеся линии»), но и для пиктов и англосаксов. Кроме того, в ее оформлении заметны следы влияния Византии. Как и другие иллюминированные манускрипты, Келлская Книга содержит множество красочных иллюстраций в синих, зеленых, желтых и красно-коричневых тонах, выполненных с использованием натуральных пигментов [152]. Келлская Книга — один из наиболее выдающихся шедевров кельтского искуства.
КЕЛЬТОИ
Древние греки и римляне называли кельтои (keltoi) северные племена варваров, постоянно угрожавшие им вторжением из различных регионов Западной и Центральной Европы. По всей вероятности, от этого слова и происходит этноним «кельты».
КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ
Кельтский крест — широко известный артефакт кельтской культуры. Сохранилось несколько примеров таких крестов, находящихся в Британии и Ирландии, в частности — на островах Айона и Айлей в Шотландии, в Килмалкедаре в Ирландии и Лланнтвит Мэджор в Уэльсе (см. ХОУЭЛЬТСКИЙ КРЕСТ). По мнению ученых, возраст некоторых из этих отдельно стоящих крестов превышает двенадцать веков. Наиболее ранние кельтские кресты были плоские и лишенные каких бы то ни было украшений, но более поздние украшены богатой резьбой. Для этой резьбы характерен переплетающийся орнамент, типичный для кельтской культуры, изображения переплетающихся спиралей и рельефных элементов, причем последние, по-видимому, выступали в роли символов Солнца — одного из главных объектов поклонения у древних кельтов. В числе других символических сюжетов и мотивов таких резных украшений — животные, мифические существа и сценки из Библии. Кельтские кресты часто воздвигались в местах массовых собраний, нередко — на территории монастырских конгрегаций, а отнюдь не в качестве надгробного памятника.
КЕЛЬТСКИЙ ЯЗЫК
Кельтские языки составляли целую группу, представлявшую собой одну из ветвей индоевропейской семьи языков. Иногда эту группу делят на континентальный кельтский, исчезнувший в наше время язык, на котором говорили примерно с 500 г. до н. э. до 500 г. н. э. на землях от Черного моря до Иберии, и островной кельтский, который подразделялся на бриттский (язык кельтов о. Британия) и гойдельский-гэльский, или ирландский кельтский. Гэльский язык филологи часто обозначают как Q-кельтский, а бриттский — как P-кельтский, поскольку в языке бриттов звук "к" уступает место "п". Сравним, для примера, ирландское слово «кинн» и валлийское «пен». И то и другое слово имеют значение «голова». Предполагается, что эти две языковые группы начали развиваться независимо друг от друга около двух с половиной тысяч лет тому назад. Гойдельский кельтский лег в основу ирландского и шотландского гэльского, а также почти забытого теперь мэнкского гэльского.
КЕЛЬТЫ
Слово «кельты» впервые встречается у древнегреческих авторов. Греческое слово кельтои означало «люди, живущие скрытно». Ассоциации со скрытным образом жизни, по видимому, возникли благодаря тому факту, что, хотя эти племена и были знакомы с письменностью и даже оставили в древности отдельные надписи, в частности, на надгробных камнях и керамике, они упорно не посвящали никого в тайны своих легенд и преданий и вплоть до VI в. н. э. никогда не записывали их. По всей вероятности, у кельтов существовало нечто вроде наложенного на них друидами запрета на запись любых сведений. Таким образом, на письменность распространялось строжайшее табу. Предполагается, что родиной кельтов была Центральная Европа, точнее — земли в бассейне Дуная, в Альпах и части Франции и Германии, и сложились они как группа племен ок. 1200 г. до н. э. Первоначально они занимались земледелием, но стали первооткрывателями железа. Около VI в. до н. э. они, вероятно, расселились в Испании и Португалии. Спустя еще несколько веков они обосновались в Британии, северной Италии, Греции и на Балканах. В отличие от римлян кельты не создали единой мощной империи, сохраняя родоплеменной уклад. В I в. до н. э. они были вытеснены с континента римлянами и германскими племенами, и земли их обитания ограничились Ирландией, Англией и Уэльсом. Римское вторжение на о. Британия в 43 г. н. э. еще больше сократило ареал кельтов, а появление в V в. англосаксов вообще оттеснило их на отдаленные окраины Британии. Таким образом, под натиском римлян и в результате экспансии германских племен цивилизация кельтов была практически уничтожена. Наиболее стойкие ее остатки сохранились в Ирландии, не знавшей римского владычества.
КЕНН КРУИАХ
см. ТАЙГЕРНМАС КЕРМЭЙТ В мифологии ирландских кельтов — одно из имен Огмы.
КЕРРИДВЕН, или КЭРРИДВЕН
В мифологии валлийских кельтов Керридвен — мать ужасно уродливого сына, Афагдду, и прелестной дочери, Крирви. Чтобы хоть как-то вознаградить Афагдду-за его отталкивающую внешность, Керридвен решила наделить его дарами мудрости, вдохновения и всеведения, сварив для этого магический напиток в волшебном котле. Однако эти дары из-за небрежности стража перешли к Талесину (см. главу 23). По преданию, Керридвен, в наказание за эту оплошность, отправила стража, охранявшего котел, в котором варился магический напиток вдохновения и познания, в подземное царство. В легендах ассоциируется со свиньей и плодовитостью.
КЕТЕ
В мифологии ирландских кельтов — один из сыновей Диан Кехта (см. главу 8).
КЕТЕЛЕНН
В мифологии ирландских кельтов — жена Балора.
КИАН
В мифологии ирландских кельтов Киан был сыном Диан Кехта, бога врачевания. У Киана была волшебная корова, которую похитил Балор, и Киан отправился за ней на остров Тори. Оказавшись на острове, он сумел найти дорогу к Стеклянной Башне, в которой Балор держал в заточении собственную дочь, Этэйн, чтобы никто из мужчин не мог даже приблизиться к ней. Таким путем Балор стремился избежать исполнения пророчества о том, что он падет от руки своего собственного внука. Киан, как гласит легенда, полюбил Этлинн, и она родила ему сына, получившего имя Луг, который действительно убил Балора (см. также главы 8, 13).
КИАРАН, СВ.
см. АЙЛЕЙ
КИГФА
В мифологии валлийских кельтов Кигфа была женой Придери. Она вместе с Придери пережила различные приключения; их спутниками были Манавидан и Рианнон (см. главу 20).
КИЛ КОЭД
см. ЛЛВИД
КИЛГВРИЙСКИЙ ЧЕРНЫЙ ДРОЗД
В мифологии валлийских кельтов — древняя птица, обладающая мудростью и всеведением (см. главу 23).
КИЛДАЛТОНСКИЙ КРЕСТ
см. АЙЛЕЙ
КИЛИДД
В мифологии валлийских кельтов Килидд считался супругом Голейддидд и отцом Куллвха.
КИЛЛАРАУС
По легенде ирландских кельтов, Киллараус — гора в графстве Килдаре, с которой Мирддин перенес каменное кольцо, известное как Кольцо Великанов. По преданию, он вновь воздвиг это кольцо в знаменитом Стоунхендже.
КИЛЛМОЛИС
После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; к числу таких существ относились и киллмолисы.
КИЛЛМАКЕДАР
В Киллмакедаре на полуострове Дингл в Керри, Ирландия, сохранился кельтский крест достаточно необычной формы. Вершина креста имеет форму квадратной головы, а сам крест получил название Крест — солнечные часы, поскольку в старину бытовало поверье, что он выполнял роль примитивных солнечных часов. Возраст креста датируется примерно концом VII — началом VIII вв.
КИЛХОНАН
см. АЙЛЕЙ
КИНДДЕЛИГ
В мифологии валлийских кельтов Киндделиг — провожатый на охоте на вепря Тврх Трвита (см. главу 24).
КИНЕДИР ВИЛЛТ
В мифологии валлийских кельтов Кинедир Виллт — предводитель охотников, участвовавших вместе с Мабоном в охоте на вепря Тврх Трвита (см. главу 24).
КЛАН БАОИЗГНЕ
В мифологии ирландских кельтов — семейство, во главе которого стоял Кумалл, отец Финна. Клан Баоизгне потерпел поражение в битве при Кнухе (сегодня — Каслкнок, неподалеку от Дублина) от клана Морна, возглавляемого Голлом. В этой битве Кумалл пал от руки Голла Мак Морна. Клан Баоизгне, во главе которого встал Финн, долго преследовал Диармайд, но в конце концов был вновь разбит в решающей битве при Габре (см. главу 15).
КЛАН МОРНА
В мифологии ирландских кельтов — семейство, возглавляемое Голлом Мак Морна и одержавшее победу над кланом Баоизгне в битве при Кнухе. Клан Морна защитил Диармайда от преследования со стороны Финна и нанес поражение клану Баоизгне в битве при Габре (см. главу 15).
КЛИОДНА
В мифологии ирландских кельтов Клиодна — королева Мунстера.
КЛУД
В мифологии ирландских кельтов Клуд, по всей вероятности, была богиней реки Клайд и матерью Гвавла фаб Клуд.
КЛЮЧ
Ключ присутствует на изображениях некоторых кельтских богинь. Предполагается, что ключ символизировал способность данной богини открывать врата, ведущие в Потусторонний мир, и тем самым — способность позволять своим почитателям свободно переходить из одной жизни в другую.
КНИГА АНЕВРИНА
см. АНЕВРИНА КНИГА
КНИГА БАЛЛИМОТСКАЯ
см. БАЛЛИМОТСКАЯ КНИГА
КНИГА БУРОЙ КОРОВЫ
Название, данное в XI в. книге, в составе которой до нас дошла знаменитая сага «Похищение быка из Кульгне». По преданию, Книга Бурой Коровы была написана на коже любимой коровы, принадлежавшей св. Киарану. Написал же ее писец Маэл Муйре (Мэлмуири), погибший в 1106 г. от рук грабителей (см. также главу 12).
КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ
см. ЛИБХАР ГАБХАЛА ЭЙРЕАНН
КНИГА ЛЕЙНСТЕРСКАЯ
см. ЛЕЙНСТЕРСКАЯ КНИГА
КНИГА ЛЕКАНСКАЯ
см. ЛЕКАНСКАЯ КНИГА
КНИГА ЛИСМОРСКАЯ
см. ЛИСМОРСКАЯ КНИГА
КНИГА ТАЛИЕСИНА
см. ТАЛИЕСИН
КНОУТ
Доисторический погребальный курган в окрестностях Дрогхеды в графстве Лут, составная часть так называемого Бруг-на-Бойн (см. главу 11).
КОБЛИНЫ
После принятия христианства кельтская мифология постепенно угасла, превратившись в своего рода сборище фей, эльфов и т. п.; коблины, в частности, были гномами рудников (см. также главу 26).
КОЗЕЛ
В мифологии и воззрениях древних кельтов козел считался символом плодородия. Козла часто изображали рядом с римско-кельтским богом Меркурием, причем козел в некоторых аспектах был взаимозаменяемым символом с бараном, также считавшимся олицетворением плодородия. Как и баран, козел неизменно ассоциировался с агрессивностью, в частности — сексуальной. Рогатые боги — не редкость в культуре кельтов. Нередко такие рога напоминали бараньи, а еще чаще — оленьи; иногда на головах божеств красовались и козлиные рога.
КОЛЕСНИЦЫ
Колесницы имели для кельтов огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто изображают мчащимися на колеснице. Для доказательства того, насколько заметную роль играли для кельтов колесницы, достаточно привести тот факт, что умерших представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погребальный костер вместе с колесницами, повозками или тележками. Особенно характерно это для Халльштаттского периода.
КОЛЕСО
В романо— кельтский период колесо считалось солярным символом, по всей видимости, потому, что оно, будучи круглым, внешне напоминает солнце, а его спицы похожи на солнечные лучи. Кельты нередко клали в могилу маленькие модели колеса, видимо, полагая, что эти солнечные символы будут освещать умершему путь в Потусторонний мир.
КОЛУМБА, СВ., или КОЛУМКИЛЛ
см. АЙОНА; АЙЛЕЙ и главу 17.
КОНАЛЛ КИРНАХ, или КЕРНАХ
В мифологии ирла<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.015 с.) |