Билет 42Несов-ая кон-ция и ее виды. Показатели монопольной власти. Гос регулирование монополии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 42Несов-ая кон-ция и ее виды. Показатели монопольной власти. Гос регулирование монополии.



Несов-ая кон-ция – это рынок на кот не выполняются даже одно из условий сов. Кон-ции

- монополия

-монопсония

Монополия – один продавец на рынке, выполняются след. Требования:

Наличие барьеров входа выхода

Ассиметричность информ.

Отсудствие заменителей

Не важно сколько покупателей, спрос есть

Показатели мон-ой власти (кол-ые и кач-ые)

Кол-ые

Коэф. Герфиндаля Хиршмана (ННI)

- поставить в ряд по степени убывания фирмы на рынке

- суммируем V продукции → общий V рынка

ФОРМУЛА

Si – доля продукции

N – кол-во фирм

1фирма=1. 2 фирма = 0,5. 3фирма = 3. N фирмы = →∞

Нормальным для кон-ции явл показать <1000, если индекс > 1800 – ситуация ненормальная для кон-ции, но при этом интервал от 1000 до 100 если на рынке 10 и более фирм и 1 фирма занимает не более 31% рынка, 2 фирм 44%. 3 фирма не более 54%, 4 фирма не более 63%

Коэ-ф Лернара

Показывает степнь коэф-а на рынке

Ii = P- MC/P P=MC [0;∞]

Чем веше индекс тем выше мон-ая власть. Это величина обратная к эл-ти спроса.

Гос-ое регулирование:

Для регулировании монополии обр-ся федеральные органы испол власти

Ценовое регул (установление цен пред уровня)

Контроль за сделками, в результате кот-х м. приобретают право собствнности или пользования

Контроль за инвестициями в произ-во

Контроль за продажей, сдачей в аренду

Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информ субъектами монополии

Защита прав юрид лиц при осуществлении гос контроля ( в рамках законад-ва РФ)

Внеплановая проверка ( срок регистрации, жалобы)

Субъекты должны вести учет доходов и расходов

Защита интересов потреб и доступ возможной информ

 

Билет №43

Характеристика монополии. Ценовая и не ценовая дискриминация. Барьеры входа и выхоа

Монополия – это рынок, который определяется по сле.коитериям:

Характеристика: наличие барьеров входа выхода, отсутствие заменителей, ассиметричность информ.

Монополии – естественные. (формируются вокруг ресурсов или обеспечиваются высокими ид входа на этот рынок. Искусственные ( создаются по воле, желанию, необходимости).

Виды монополии:

Искусственные

Случайные (не продолжительны по жизни)

Устойчивые (крупные предприятия с развито сетью)

Всеобщие (разновидность междунар-ой)

Международные ( транс-ые карты)

Барьеры вход и выхода

Б. входа – это факторы объективного или субъективного характера из –за которых новым фирмам трудно или невозможно начать свое дело.

Б. выхода – это факторы объективного или субъективного характера, кот. Не позволят фирмам покинуть рынок.

Выходные барьеры:

Социально- политические (вмешательство правительства, профсоюзная позиция)

Экономические (необходимость списания крупных инвестиций, большие затраты на ликвидацию пред пр-а)

Эмоциональные (нежелание утратить свой имидж, чистолюбие менежера, протесты поставщиков клиентуры и диллеров)

Входные барьеры:

Стратегические ( сберегающие инновации, долгосроч-ые контакты с пост. , получение патентов) и нестратегические ( диверсификация деятельности на фирме, диверсификация продукции, эл-ть и темпы роста барьеров, иностранная кон-ция, институцианальный барьер формальный и не формальный, положительная отдача от масштаба и минимально эф-ый вклад)

Объективные ( естественные, изд в создании монополии) и искусственные ( субъективными, постановленные кем-то)

Экзогенные (вне компании) эндогенные ( внутри компании)

Легальные (офиц) и скрытные (взяткки)

Ценновая и неценовая дискриминация

Монополист может не только определять объем произ-ва, но и назначать цену Р>MR цена принимает пред. Доход.

В общем виде: 1) когда спрос эл-ен, ↓Р ведет к ↑совок вн р 2) когда спрос не эл-н ↓ Р ведет в ↓ совок вн р

Поэтому рационально мыслящий продавец старается избрать наэл-ого участка кривой спроса

Монопольные цены – самые высокие.

ГРАФИК определение цены в условиях монополии. Способы ↑ прибыли явл ценовая дискриминация т. е. продажа блага по различ ценам разным покупателям при этом разница в ценах связаны с изд произ-ва и доставки товара на рынок необходимым условиям изд явл невозможность перепродажи блага.

Дискриминация первой степени называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса. Если продавцу это удается то кривя отраслевого спроса становится для него кривой предел дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции. Какой был реализован в условиях соверш прибыли. Осуществить ценовую дискриминацию первой степени удается редко.

Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии в этом суть ценовой дискриминации второй степени.

Ценовую дискриминацию третьей степени можно осуществить тогда, когда отраслевой спрос представлен перед продавцом в виде отдельных групп покупателей с различными фун-ями спроса. В этом случае задача монополиста установить такие цены для каждой группы покупателей, кот максимизируют общую прибыль.

Проведение ценовой дискриминации позволяет сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.

 

Билет № 44

Понятия и харак. Черты монополистической конкуренции. Определение цены и объема пр-ва. Издержки мон. Кон-ции. Неценовая конкуренция.

Мон- ая кон-ция – это рын. Структура несов. Кон-ции для кот. Характ.. след. Черты.

- несколько крупных продавцов – конкурентов

- кол-во покупателей безгранично

-продукция дифференцируема, имеет близких заменителей, не уникальна

- вход и выход существуют малые ограничения.

- существуют ограничения в распр-ти информ. но они объективные

Мон-ая кон-ция: традиционные и альтернативные (связывают продуктные группы)

Сущ. 2 вида кр. Спроса

Более эласт. (выбор одной фирмы)

Менее элат. (общий спрос)

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монопол-аа кон-ция менее эф-на, чем совершенная. При мон-ой кон-ции Р>АС

ГРАФИК

Рn = АС – явл платой за дифференциацию продукции или круче угол наклона кр спроса, тем дольше сдвигается объем произ-ва от оптимальных размеров кот достигаются в точке минимума АС.

Неценовая кон-ция:

Реклама должна быть жесткая, а ценовые изменения дают пользы:Реклама, Бонусы, Гарантия, Бренд, Рассрочка

Ена и объем произ-ва:

В условиях моноп кон-ции объем прои-ва фирмы меньше чем при сов кон-ции, а средние совокупные изд и цена, как правило выше.

Диф-я продукта отражает отражается в диф- ции цены. Потребитель не сразу откажется от привышения товара даже при небольшом росте цен

ГРАФИК

Отр-ый наклон спроса означает, что в м. к. произ-ся меньше продукции. При м. к. производится Qm по цене Рm. Спрос в м. к. менее эл-н чем с сов кон-ции.

 

Билет № 45

Понятие и распространение олигополии. Рыноч поведение предприятия. Картелирование. Согласование без соглашения. Модели олигополии. Олигополия и эконом эф-ть.

Олигополия – рыноч структура при кот доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высок барьерами

- немногочисленности фирм в отрасли

- высокий барьеры для вступления в отрасль

- всеобщая зависимость фирм

Рыноч поведение

Некооперативное: к. продавец самост. Решает проблему определения цены и объема выпуска

Кооперативные

Ценовая война – это цикл постепенного сниж. Существенного уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Сниж до тех пор пока цена не упадет до Р =МС=АС

ГРАФИ К

Кортелирование – объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объектов продукции так как если бы они слились в чистую монополию. Действуют как правило в рамках одной отрасли.

Установление единых цен повышает выручку, но достигается путем сниж Q

Согласование без соглашения.

Тайный ловар – это не гласное соглашение о ценах разделение рынков и других способах огранич кон-ции, кот преследуется законом

Однако т. е. не может быть прочным длит время ↑ уровню прибыли и моно-ая Р привлекат новых производителей – конкурентов.

Модели (теории) олигополии

Модель Курно:

Анализ дуаполии: на рынки и фирмы; фирма принимает свое решение, считает P и Q конкурента постоянными

Фирмы А и Б. если Б приостановит производство, то спрос перейдет А. фирмы – дуаполисты конкурируют друг с другом и коллективно намечают Q

Ценовая кон-ция. А и Б. ценовая война

Теория игр.

Наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях связанных с принятием решений

Олигополия и эконом эф-ть

Традиц точка зрения :очень часто фирмы – олигополисты действуют сообща . объем произ-ва в условиях олигополии меньше оптимального, а цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях с. к. В форме картелей олигополии крайне не эф-на фактически воспроизводится групповая монополия. Сложнее дело обстоит с др. моделями олигополии, где конкуренции все- таки существует, но этим моделям свойственны все недостатки несов. К.

Теория шумпетера – Гэлбрейта. Крупные фирмы – олигополисты, распространяющиеся значительными финансовыми, тех, интеллектуа ресурсами способны обеспечить научно-тех прогресс. Барьеры входа гарантируют длительное получение прибыли. На данный момент не сложилось единой точки зрения.

 

БИЛЕТ 46

Ущность спроса на ресурсы. Оптимальное соотношение ресурсов.Правило наим.изд.и макс-я прибыли.Особенности предложения на рынке ресурсов.

В современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если из-

вестен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов.

Правило наименьших издержек (least cost combination rule of resources) — это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар (марка, рубль и так далее), затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу — одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя.

Это правило применимо для любого количества факторов производства

ФОРМУЛА

 

 

Правило максимизации прибыли (profit-maximizing rule)на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. Поэтому, согласно теории предельной производительности, каждому фактору производства полагается тот доход, который он создает.

Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Если правило минимизации издержек отражало, что

 

ФОРМУЛА

То правило максимизации прибыли, утверждает что это соотношение равно единицы для всех i=1,2,…,n

ФОРМУЛА

 

Чтобы достичь оптимального соотношения ресурсов, фирма должна увеличить объем используемого труда и сократить объем используемого капитала. В таком случае с ростом объема используемого труда предельный продукт труда сократится (в соответствии с законом убывающей предельной производительности); а с сокращением объема используемого капитала предельный продукт капитала увеличится. Данную политику следует продолжать до тех пор, пока равенство отношений предельных продуктов к ценам ресурсов не будет восстановлено.

Каждая последующая единица ресурсов добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, то стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом случае фирмы присваивают дополнительную прибыль.

ФОРМУЛА

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

Предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же, особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки

 

билет 47

Рынок труда – это система экономических методов, механиз­мов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически актив­ного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы (услуг труда) как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействи­ем спроса и предложения

 

БИЛЕТ48

Капитал в широком смысле слова — э то любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ.

Различают: физический (машины, здания, сооружения,сырье и т. д.) и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт и т. д.).

Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал,куда относятся реальные активы длительного пользования, такие,как здания, сооружения, машины, оборудование, и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов труда.

Ценность капитала зависит от того, что капитал может произвести в будущем. Для производства дохода владелец капитала должен отказаться от текущего потребления в надежде получить более высокое вознаграждение в будущем. Поток будущего дохода должен стимулировать создание сегодняшнего запаса. Чтобы создать этот запас, в свою очередь, необходим поток сбережений.

Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, если собственник капитала передаст его для производительного использования предпринимателю (или сам станет предпринимателем). При этом капитал, ссужаемый на время, должен вернуться с приращением. Этот прирост, возвращаемый собственнику капитала, и называется процентом.

Ссудный процент — это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его средств в течение определенного периода времени.

Для увеличения капитала необходимы вложения денежных средств — инвестиции. Инвестирование — это процесс создания или пополнения запаса капитала.Обычно под процессом инвестирования понимают приток нового капитала в данном году.

Валовые инвестиции — это общее увеличение запаса капитала.Валовые инвестиции сравниваются с затратами на возмещение. Возмещение — это процесс замены изношенного основного капитала.Чистые инвестиции — это валовые инвестиции за. вычетом средств, идущих на возмещение.

Валовые инвестиции — Возмещение.= Чистые инвестиции

Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заёмных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений

Различают:

Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученног окредита.

Реальная ставка — это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности (или нецелесообразности) инвестиций.

в развитой рыночной экономике существует широкий диапазон ставок. Величина ставки процента зависит от степени риска

Дисконтирование. Текущая дисконтированная приведённая стоимость- это нынешняя стоимость 1$, выплаченного через определённый период времени. Если этот период равен n лет:

PDV=1/(1+I)

Оценка будущих доходов играет важную роль при принятии решений по инвестициям. Для этого используют понятие чистой дисконтированной стоимости

NPV = /(1 + i) + /(l+ i) +... + /(l+ i) — I

где I — инвестиции; — прибыль, получаемая в n-м году; i — норма дисконта (норма приведения затрат к единому моменту времени).

Величина чистой дисконтированной стоимости должна быть больше нуля: NPV > 0. Это означает, что приведенная прибыль, ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, необходимо инвестировать тогда и только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.

 

Билет № 49

Рынок земли. Рента, арендная плата и земельный налог. Цена земли.

Землей в эконом теории наз. Все естественнее ресурсы. Ограниченность

Земля- фактор про-ва или про-венный ресурс созданный самой природой. Этот вид ресурса приносит собственнику доход в вие ренты.

Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение кот ограничено по причине их невоспроизводимости

- абсолютная рента (точно получают все землевладельцы независимо от качества земли)

- дифференциальная рента (соответственно по место положению и качеству земли)

Арендная плата – равновесная цена услуг земли включающую ренту, амортизацию земли и сооружении, процент на вложенный капитал

Рынок земли уникален, т. к. земли не может быть заменена другим ресурсом. Рынок земли явл. Необходимым элементом эконом системы

Главой особенностью рынка земли явл то что рыночный спрос выступает единственным фактором определяющим цену земли и ренту: если снижается цена на продукции агросферы, то спрос на землю тоже ↓. Это обусловлено сниж арендной платы.

Если сокращ доля с/х в структуре национал дохода, это отражается в спросе на землю.

Рыноч спрос явл важнейшим элементом ценообразования: для предпринимателей спрос на землю должен совпадать с размерами получаемого предельного продукта т к наклон кр спроса означает постепенное убывание дохода.

Цена на землю определится путем капитализации ренты. Цена участка – это определение альтернативная стоимость для собственника земли. Цена должна представлять сумму денег положив кот в банк, собственник получал бы аналогичные % на вложенный капитал

ФОРМУЛЫ

Земельный налог – уплачивают организации и физ лица, обладающие земельным участком на праве собственности прав пользования или наследования. З.н явл листным налогом. Все ср-ва от него поступают в бюджет города, на тер-ии кот находится земельный участок. З. н устанавливается кодексом и нормативно- правовыми актами.

 

Билет № 50
Свойства общест благ:
1) Не исключаемость
2) Нет конкуренции

Проблема: недофинансирование, недопроизводство. Решения нет. Гос-во просто передает часть своих полномочий частным лицам, что бы не решать проблемы сомастоятельно.
Общественные от частного отлич:
1)В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении.
2) отличие от частного блага общественное благо неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое кол-во.
Госрегулирование:
1. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. К нему относятся законодательная защита прав собственника, предпринимателей и предпринимательской деятельности, прав потребителей, разработка законов о предприятиях, банках и акционерных обществах и др.
2. Стабилизация макроэкономических колебаний путем проведения антициклической политики. Во время кризисов и депрессий государство стимулирует спрос на товары и услуги. В периоды же длительного и быстрого подъема экономики задача государственного регулирования – затормозить рост спроса, чтобы сократить перепроизводство товаров.
3. Регулирование занятости – поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу.
4. Регулирование денежного обращения (борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики).
5. Регулирование платежного баланса (путем воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышения и понижения курсов национальных валют, торговой политики и участия в международной экономической интеграции). Состояние платежного баланса является объективным показателем уровня развития экономики.
Внешние эффекты:
1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.
Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды.
2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.
Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.014 с.)