ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Порядок разработки целевых программ

№ п/п Этап Характеристика
1. Выделение проблем Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация
2. Разработка задания на разработку программы   В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.
3. Выделение состава заданий и комплекс мероприятий   Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения
4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей.
5. Заключение Формирование программных документов, согласование и утверждение программы

 

Важное условие разработки целевых программ – правильное определение приоритетов для каждого периода времени и объектов управления разного уровня.

Необходимо отметить, что вопросы разработки документов стратегического развития рассматриваются в нормативно-правовых и иных актах РФ, посвященных разработке концепций развития, а также непосредственно в текстах таких документов (программ, прогнозов, стратегий). Разработка программных документов является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики территорий.

 

Проект концепции развития отрасли животноводства Псковской области

Современная экономическая и политическая ситуация создает для отрасли животноводства Псковской области условия, характеризующиеся девальвацией национальной валюты, удорожанию кредитных ресурсов, падению объема инвестиций, что в конечном счете привело к повышению себестоимости и снижению доходности участников отрасли. Негативные экономические и политические процессы привели к снижению конкурентоспособности всей отрасли животноводства Псковской области, что требует поиска новых резервов ее развития посредством использования программно-целевого метода планирования и управления.

Изучение программно-целевого метода планирования обосновало необходимость включения в разрабатываемый документ следующих разделов:

· анализ современного состояния животноводства в Псковской области;

· проведение SWOT-анализа отрасли животноводства Псковской области;

· цели и задачи концепции развития животноводства Псковской области;

· сроки реализации концепции;

· целевые индикаторы концепции развития отрасли;

· мероприятия по реализации концепции;

· ресурсное обеспечение концепции отрасли животноводства Псковской области.

Каждый из представленных разделов включает в себя ряд подразделов, характеристика которых представлена ниже.

Сроки реализации концепции по развитию отрасли животноводства Псковской области.

Реализация концепции по развитию отрасли животноводства Псковской области намечена на 2016-2020 поэтапно:

- первый этап (2016-2017 гг.): подготовка необходимых условий для реализации мероприятий концепции (формирование соответствующего правового поля, поиск участников и инвесторов);

- второй этап (2018-2020 гг.): непосредственная реализация мероприятий концепции развития отрасли животноводства Псковской области.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Программно-целевой метод планирования и управления: сущность, основные принципы

С целью разработки проекта концепции развития отрасли представляется целесообразным изучения основ программно-целевого планирования, под которым принято понимать метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов - комплексных целевых программ . Программно-целевое планирование построено по логической схеме, представленной на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1. Логическая схема программно-целевого планирования

При этом необходимо отметить, что цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

Также под программно-целевым методом понимают метод разработки плановых решений крупных народнохозяйственных проблем, сущность которого заключается в выборе и обоснованию основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами .

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве. Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Еще одной особенностью программно-целевого планирования является способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система, уже сложившаяся, и ее структура, а элементы программы, которые могут не совпадать с системой (разрабатываются мероприятия по изменению системы).

Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно, среди основных этапов:

1. Разработка общих целей – выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет).

3. Определение путей и средств их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими .

Использование программно-целевого метода планирования и управления предполагает составление программных документов (стратегий, концепций и программ), которые в настоящее время являются основным, и практически единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в РФ.

Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

· направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

· длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций, который позволяет оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические результаты;

· системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

· открытый порядок формирования программ и хода их реализации;

· высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля над эффективностью расходования средств государственного бюджета;

· возможность оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и наличие возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

· возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики;

· ресурсообеспеченность, которая отражает подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;

· действенность (или эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов .

Разработка документов стратегического развития – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей территорий различных уровней. Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации экономической политики государства. В настоящее время в РФ разрабатываются и реализуются федеральные, межгосударственные, программы субъектов РФ, региональные и местные целевые программы. Разработка целевых программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности (таблица 3.1).

Таблица 3.1





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.005 с.)