Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике



В предыдущем параграфе мы отмечали, что в модели круговых потоков отсутствует такая важная экономическая сила как правительство (государство). Рынки играют огромную роль в ответе на фундаментальные вопросы: кто, что, как, для кого. Тем не менее, не все решения принимаются только домашними хозяйствами и фирмами на рынке. Почему нельзя скоординировать все свои действия при обмене через рынок? Ученые-экономисты предлагают два ответа на этот вопрос. Один из них основан на понятии фиаско рынка, другой - на понятии поиска ренты.

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. В соответствии с таким подходом экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. А, следовательно, каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. С другой стороны, представители такого направления как теория общественного выбора утверждают, что правительственную политику можно лучше понять не в терминах «хорошо» и «плохо» с социальной точки зрения, а с точки зрения тех способов, с помощью которых люди используют правительственные учреждения для достижения личной выгоды. Этот подход известен под названием теории общественного выбора. Эту теорию мы будем изучать в курсе микроэкономики. Здесь же мы только отметим, что одним из ключевых понятий теории общественного выбора является понятие экономической ренты. Под экономической рентой понимается любая плата, приходящаяся на долю некоего фактора производства, превосходящая его альтернативную стоимость. Иногда правительство ставит фирмы в условия, когда они продают свою продукцию по более высокой цене или покупают ресурсы по более низкой цене, и получают прибыль ничем не хуже прибыли, полученной исключительно на началах частных усилий. Получение и защита ренты с помощью действий правительства известны под названием поиска политической ренты или просто поиска ренты, причем политический контекст в данном случае предполагается.

Исторически впервые государственное регулирование начинается тогда, когда в экономической системе возникают силы дестабилизирующие систему, выводящие ее из динамического равновесия. На определенном этапе развития свобода порождает монополию. Возникновение монополий, выросших из свободы продавца и покупателя, т.е. превращение элементов в свою противоположность, недостаточность конкуренции означает необходимость механизма настройки системы. В противном случае она может погибнуть.

Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять государство. Возникает так называемое государственное регулирование в рациональном смысле слова. Это есть четко выраженная начальная граница перехода системы в стадию зрелости. В данном случае рыночная экономика превращается в экономику рыночного типа.

Вмешательство государства в экономику в виде настраивающей системы, разбивающей элементы противоположной системы, отрицающей нашу, начинается впервые в США с принятием серии федеральных законов, получивших впоследствии название а нтитрестовского законодательства (Акт Шермана 1890 г., Акты Клейтона и Федеральной торговой комиссии 1914 г. Акт Робинсона - Патмана 1936 г., поправка Селлера-Кефовера 1950 г., Акт Харта - Скотта-Родино 1976 г.). В дальнейшем антитрестовское законодательство было принято в большинстве стран с рыночной экономикой.

Органы антитрестовского регулирования могут воздействовать на поведение фирм двумя способами: регулирование поведения и регулирование структуры.

Регулирование поведения - это ограничение действий фирмы со стороны государства. Например, если правительство обнаруживает, что фирмы действуют совместно с целью повышения цен, что известно как искусственное взвинчивание цен, то оно может наказывать эти фирмы и вынуждает их прекратить совместные действия.

Регулирование структуры заключается в том, что правительство (государственные органы) могут изменять структуру отрасли с целью сделать ее более конкурентоспособной. Самая крайняя мера регулирования структуры заключается в принудительном дроблении существующей фирмы. Например, такая мера в конце 90-х гг. была применена в США к фирме Microsoft, которая была раздроблена на две компании.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Как правило, цены отражают хотя бы приблизительную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги должны получать цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Тем не менее, в реальной жизни бывают ситуации, когда действия производителей и потребителей оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, не являющихся субъектами данной сделки - продавцами или покупателями. Эти эффекты, которые имеют место, но никак не отражаются в ценах, известны под названием внешних эффектов или экстерналий. Внешние эффекты - это ситуации, при которых поведение одного индивида влияет на благосостояние другого посредством явления, выходящего за рамки существующих рынков.Например, использование пестицидов на полях хозяйств, примыкающих к водоемам, воды которых используются для водоснабжения городов, вредит здоровью людей, убивает растительность. Эти эффекты относятся к внешним затратам на необходимое производство растительной продукции на этих полях, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами, не являющимися ни продавцами ни покупателями. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью альтернативной стоимости производства растительной продукции на этих полях. Они воплощают стоимость факторов производства, которые подверглись нанесению ущерба из-за загрязнения (например, отпуска по болезни, погибшие деревья, трава) или стоимость необходимую для устранения последствий загрязнения (лечение людей, высадка новых деревьев, пересев травы и т.п.)

Существует так же такая проблема как необходимость производства общественных благ. Товары, предлагаемые на рынке о которых речь шла выше (шоколад, хлеб, напитки и т.п.), являются конкурентными. Но существуют и так называемые неконкурентные товары. Понятие «неконкурентный» означает, что получение выгоды одним домашним хозяйством от потребления данного товара не ведет к уменьшению выгод, получаемых другими потребителями этого товара. Иначе говоря, данные товары не обладают свойствами исключительности (они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим) и соперничества (они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без каких-либо дополнительных затрат). Примерами таких товаров являются национальная оборона, правоохранительная система Нельзя защитить одного человека от ядерной атаки, не распространяя эту защиту на всех. Таким образом, общественные блага это блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других и которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Частное благо, наоборот, распределяется среди индивидуумов в зависимости от их возможности и желания его приобрести и приносит выгоду только человеку, который его приобрел. Обеспечением и распределением первого занимается государство, второго - рынок.

Проблема «безбилетных пассажиров» (или «безбилетная езда») всегда возникает в ситуациях с общественными благами и означает, что только правительство может предоставить эти блага. В противном случае они могут быть не представлены вообще. «Безбилетная езда» имеет место тогда, когда человек уклоняется от выполнения действий, требующих затрат, поскольку он уверен, что кто-нибудь другой их обязательно предпримет (что позволяет любителю «безбилетной езды» (безбилетнику) получать выгоды, ничего не вкладывая). Примером такого блага является образование.

Образование как общественное благо «...многие блага, товары и услуги, которые предоставляются за общественный счет, являются общественными благами лишь в незначительной степени, если вообще являются таковыми. Возьмите, например, образование. В первую очередь благами образования пользуются студенты. Нет ничего невозможного в исключении студентов из университета. Лишь незначительное количество высших учебных заведений (как государственных, так и частных) принимают всех желающих. Все остальные отбирают студентов исходя из того, живут ли они по соседству, могут ли платить за обучение исходя из успехов в учебе. Более того, образование имеет очевидное свойство соперничества с точки зрения потребления. Нельзя без дополнительных расходов увеличить число студентов в университете. Чем больше принято студентов, тем больше нужно преподавателей, аудиторий, лабораторий и прочего оборудования. Таким образом, образование соответствует определению общественного блага (если оно вообще ему соответствует) лишь в той степени, в какой приносит некую общую пользу, способствуя формированию добропорядочных граждан». Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992, С.95.

Следующим типом неэффективности рыночного распределения ресурсов и неэффективности рынка в целом является наличие асимметричной информации. Асимметричная информация это ситуация, возникающая тогда, когда одна из сторон экономических отношений обладает большей информацией, чем другие. Например, когда фирма принимает на работу нового сотрудника, последний может значительно больше знать о своих возможностей, а наниматель в этом случае приобретает «кота в мешке». На рынке подержанных автомобилей продавец может знать гораздо больше о недостатках автомобиля, чем покупатель.

Существует два вида информации, которой одна из сторон сделки не обладает, но испытывает в ней потребность. Первый вид информации: когда одна из сторон знает о некоторых своих качествах, не известных другой стороне. Скрытые качества есть то, что одна из сторон в сделке знает о себе, а другая нет, но хотела бы знать. В вышеприведенном примере это есть случай с продажей подержанного автомобиля.

Второй вид асимметричной информации имеет место тогда, когда одна из сторон в сделке может предпринять действия, затрагивающие интересы другой стороны, но остающиеся вне ведения последней. В нашем примере это ситуация по найму работника. Фирма ожидает от него плодотворной работы, а он, возможно, будет бездельником и во время работы будет играть в компьютерные игры. Далее, ситуация, когда Вы страхуете свою жизнь и Вам задают вопрос: курите ли Вы? Вы можете солгать, получив более выгодные условия страховки. А проверить Вас достаточно сложно и дорого (если страховая фирма вздумает сделать это). В этих случаях, когда одна сторона в экономических взаимоотношениях предпринимает действия, за которыми другая сторона не может проследить, следует иметь в и виду о наличии скрытых действий. Скрытые действия это есть действия одной из сторон, которые остаются вне поля зрения другой.

Итак, скрытые качества и скрытые действия - это два вида асимметричной информации, которые могут значительно влиять на рынок.

В этих случаях государство должно использовать определенные рычаги, чтобы оказывать действенную помощь рынкам с асимметричной информацией. Например, в Беларуси при продаже товаров на потребительском рынке каждый предприниматель обязан давать информацию о производителе, сроке годности, ингредиентах, водящих в состав продукции и т.п. Существует также Закон о защите прав потребителей, в соответствии с которым недобросовестные продавцы могут привлекаться к административной ответственности в случае продаже некачественного товара.

Следующая причина, по которой государство должно вмешиваться в рыночный механизм это наличие трансакционных издержек. Что это за издержки? Трансакционные издержки - это издержки, которые часто не поддаются прямому бухгалтерскому учету и, как правило, могут быть оценены лишь приблизительно. Сюда можно отнести издержки поиска, проверки и обработки информации, издержки ведения переговоров, издержки изменения качества и других характеристик благ, подлежащих обмену, издержки, связанные со спецификацией и защитой прав собственности (включая затраты на содержание судов, арбитража и т.п.), издержки оппортунистического поведения могут проявляться в том, что какой-либо агент «имитирует» исполнение обязательств или же условия, препятствующие этому, или завышает оценку своих затрат (ситуация т.н. «скрытого действия»).

Трансакционные издержки могут принимать различные формы: денежных расходов, упущенных возможностей, затрат времени.

Для минимизации их государство также в помощью определенного инструментария вмешивается в действие рыночных механизмов. Например, введение принципа «одного окна», действующий в Беларуси с 2006 г. имеет своей целью сократить затраты времени для получения справок, регистрации предприятий, оформления каких-то документов и т.п., как фирмами, так и частными лицами.

Выше мы отмечали, что кроме теории фиаско рынка, существует теория общественного выбора, которая объясняет необходимость государственного вмешательства, а более точно, использование государственных учреждений для достижения личной выгоды. Это касается, прежде всего, субсидий предприятиям, которые имеют более высокие издержки, чем предприятия с меньшими издержками. Таким образом, разрушается конкуренция. Это же касается таких инструментов как таможенные тарифы, импортные квоты. Всё это ограничивает конкуренцию, ставит иностранные предприятия в невыгодные условия. В такой ситуации на первый взгляд кажется, что правительство действует с благой целью поддержки своего производителя для сохранения рабочих мест. Однако на деле оказывается, что страдают потребители, которые вынуждены оплачивать либо более высокие цены на товары внутренних производителей, либо финансировать за счет налогоплательщиков неэффективность нашего производителя.

Анализируя необходимость и направления государственного вмешательства в экономику, следует отметить, что речь идет главным образом о микроэкономическом регулировании, т.е. регулировании действий фирм, домашних хозяйств. Но большую роль в системе государственного регулирования занимает макроэкономическое регулирование, которое, безусловно, связано, с микроэкономическим, но всё-таки это самостоятельная сфера, требующая своего анализа.

Выше мы отмечали, что государственное регулирование в рациональном смысле возникло тогда, когда рыночная государственно оформленная система стала выходить из состояния динамического равновесия. Это произошло в конце ХIХ века, когда возникли монополии и потребовалось антитрестовское законодательство.

Второе событие, которое наложило отпечаток на систему макроэкономического регулирования это - циклическое развитие национальных экономик в ХIХ - в начале ХХ веков. Именно Великая депрессия - грандиозный кризис 30-х гг. ХХ века, о котором мы будем более подробно говорить в курсе макроэкономики, обусловил необходимость макроэкономического антициклического регулирования, которое существовало на протяжении практически всего ХХ века. Отходить от сложившейся модели государственного антициклического регулирования стали только в 80-х гг. ХХ века. Основы антициклического регулирования были заложены в 30-40 гг. ХХ в. Дж. М. Кейнсом, реализованы в "Новом курсе" президентом США Ф. Рузвельтом и сводились главным образом к бюджетно-налоговому и кредитно-денежному регулированию воспроизводства рыночной системы.

В конце ХIХ - начале ХХ веков возникло так называемое социальное регулирование. Этот блок нашел свое отражение в идеях реформизма и концепции государства благосостояния. Идеи социальной политики получили развитие в начале века в Великобритании, Германии и России, более позже - в США. Однако открытие социальных идей и их реализация принадлежит прежде всего германскому канцлеру О. Бисмарку. Он первый ввел в Германии систему социального страхования как одного из средств защиты от социальных потрясений во второй половине ХIХ в. На уровне государственной политики данные идеи реализовались в Швеции. Рыночная система позволила обеспечить такой экономический рост и увеличение национального дохода, которые дали возможность собственникам капитала поделиться частью создаваемого в обществе "пирога" в обмен на социальный мир. Результат этого - институциональное оформление социальной политики.

Социальное регулирование идет по следующим направлениям - перераспределение национального дохода (различного рода трансферты малоимущим, строительство муниципального жилья и т.п.) и регулирование структуры потребления (регулирование цен на социально значимые товары, выдача субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.п.). Такого рода регулирование имеет место не только в нашей стране, имеющей социальную ориентацию, но и в большинстве промышленно развитых стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.013 с.)