Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера

Поиск

 

Основные угрозы террористического характера. Терроризм и его виды*. Основные меры и мероприятия по противодействию террористической деятельности. Способы действий террористов.

Преступления террористического характера, связанные с применением взрывных устройств. Характерные признаки взрывчатых устройств*. Меры личной безопасности при обнаружении взрывных устройств. Преступления террористического характера, связанные с захватом заложников. Правила личного поведения при захвате заложников, при угрозе захвата в заложники, при захвате в заложники родных, близких, знакомых.

Нападение на особо опасные объекты (АЭС, объекты с ядерными реакторами и т.д.)*. Меры антитеррористического характера на предприятиях*.

Техническое обеспечение антитеррористических мер*.

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельную работу обучающихся обеспечивают следующие документы:

1. Рабочая программа по дисциплине

2. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета в АНО ВПО МГЭИ и его филиалах.

3. Положение о промежуточной аттестации обучающихся АНО ВПО МГЭИ и его филиалов.

4. Положение о текущем контроле успеваемости обучающихся АНО ВПО МГЭИ и его филиалов.

5. Положение об организации самостоятельной работы студентов

6. Методологические и методические подходы к организации научно-исследовательской работы обучающихся (методические рекомендации).

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

При изучении курса организуется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в виде зачета, с целью оценивания окончательных результатов теоретических знаний и практических навыков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Зачет входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Перечень компетенций Проектируемые результаты освоения дисциплины и показатели формирования компетенций (по этапам) Контролируемые разделы (темы) дисциплины Наименование оценочного средства[*]
Знать Уметь Владеть
ОК-5 ОК-7 ОК-9 ОК-10 знать основные понятия и инструменты безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды уметь решать поставленные задачи для обеспечения безопасности человека и окру-жающей среды, проводить их анализ и делать соответствующие выводы владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека Тест
Управление безопасностью жизнедеятельности Тест
Основы физиологии труда и комфортные условия жизни реферат
ОК-5 ОК-7 ОК-9 ОК-10 Природные и техногенные опасности и защита от них Тест
Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности реферат
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий реферат
Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях реферат
Основы личной безопасности от преступлений террористического характера реферат

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Аварийно химически опасные вещества. Основные поражающие факторы и способы защиты.

2. Антропогенные опасности и защита от них.

3. Биологическое оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты.

4. Виды ответственных должностных лиц

5. Виды правил и инструкций по охране труда. Системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности.

6. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях.

7. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

8. Воздействие естественных опасностей на человека.

9. Вредные и опасные факторы бытовой среды.

10. Документы, регулирующие правовые вопросы по безопасности жизнедеятельности. Нормативные акты по охране труда.

11. Задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России.

12. Зажигательное оружие. Поражающее действие и защита от него.

13. Защитные сооружения гражданской обороны и их классификация.

14. Ионизирующее излучение. Понятие и источники ионизирующего излучения.

15. Категории помещений и зданий по пожарной и взрывной опасности.

16. Классификация вредных веществ в зависимости от их воздействия на человека.

17. Классификация несчастных случаев.

18. Классификация основных форм трудовой деятельности.

19. Классификация условий труда.

20. Классификация условий трудовой деятельности.

21. Меры личной безопасности при обнаружении взрывоопасных предметов и взрывных устройств.

22. Новые виды оружия массового поражения.

23. Общественный контроль по безопасности труда. Внутриведомственный контроль.

24. Организация и порядок проведения эвакуации.

25. Основные источники опасностей в техносфере, действующие на человека.

26. Основные правила безопасного поведения в метро.

27. Основные правила безопасного поведения в наземном городском транспорте.

28. Основные правила поведения заложника.

29. Основные правила поведения при дорожно-транспортных происшествиях.

30. Основные правила поведения при лесных пожарах.

31. Основные правила поведения при эвакуации.

32. Основные причины техногенных аварий.

33. Основные этапы деятельности по созданию жизненного пространства, отвечающего требованиям безопасности жизнедеятельности.

34. Основы государственного регулирования деятельности в области гражданской обороны.

35. Основы государственного регулирования деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

36. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

37. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.

38. Понятие и виды опасностей. Потенциальная, реальная и реализованная опасность.

39. Понятие и задачи гражданской обороны. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» – общая характеристика.

40. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

41. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Способы контроля за существующими опасностями техносферы.

42. Понятие оружия массового поражения. Современные средства поражения.

43. Понятие предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе населенных мест.

44. Понятие химически опасного объекта.

45. Понятия биосферы, техносферы и среды обитания.

46. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» – общая характеристика.

47. Правила поведения при захвате в заложники знакомых, близких и родственников.

48. Предназначение и характеристика индивидуальных средств защиты кожи.

49. Предназначение и характеристика индивидуальных средств защиты органов дыхания.

50. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

51. Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03)» – общая характеристика.

52. Применение общеизвестных и особых мер защиты людей от существующих в техносферных зонах опасностей.

53. Производственный травматизм. Определение терминов «несчастный случай» и «профессиональное заболевание».

54. Пути реализации права человека на безопасную жизнь.

55. Совокупное действие вредных факторов при работе на компьютере.

56. Способы защиты от чрезвычайных ситуаций.

57. Средства защиты от поражающих факторов оружия массового поражения и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

58. Структура и задачи объектовых формирований гражданской обороны.

59. Терроризм и способы его проявления в современном мире.

60. Характеристика взаимодействия негативных факторов на человека в городских условиях.

61. Характеристика труда учащихся и обучающихся.

62. Цель, предмет и область исследования науки о безопасности жизнедеятельности.

63. Чрезвычайные ситуации биологического характера.

64. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера.

65. Ядерное оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты. Химическое оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты.

7.Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

А) Основная литература:

1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012 – 354 с.

2. Никифоров Л. Л., Персиянов В. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник. – М.: Издательство Дашков и К°, 2015 – 496 с. – электронное издание - http://ibooks.ru/reading.php?productid=342351

 

Б) Дополнительная:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2007.

2. Лукьянова Т.В., Сувалова Т.В., Ярцева С.И. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. – М.: Проспект, 2012. – 72 с.

3. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Превентивные меры / пер. Т. Гутман. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 312 с.

4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб.пособие. Серия «Высшее образование». – Ростов–на-Дону: «ФЕНИКС», 2010.

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г., № 237.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

4. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года № 35-ФЗ // Российская газета, 10 марта 2006 года, № 48.

5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

9. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

10. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. № 643 «О гражданской обороне».

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины

 

Сайт МЧС России - http://www.mchs.gov.ru/

Сайт Главного управление МЧС России по Воронежской области - http://36.mchs.gov.ru/

Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь - http://0bj.ru

Центр охраны труда, радиационной и экологической безопасности СО РАН - http://sbras.nsc.ru/cotreb

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Основная цель самостоятельной работы обучающегося при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе лекционных и практических занятий.

Самостоятельная работа обучающегося в процессе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя:

1. Изучение основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины;

2. Изучение перечня ресурсов информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»;

3. Изучение информационных технологий используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

4. Подготовку к практическим занятиям (для обучающихся очной формы обучения)

5. Выполнение контрольной работы (для обучающихся заочной формы обучения);

6. Подготовку к зачету;

7. Индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.

 

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

1.Ознакомьтесь с планом практического занятия и списком рекомендованной к нему литературы.

2.Изучите рекомендованную литературу. Начинайте с оглавления. Выберите в нем темы, непосредственно относящиеся к проблеме практического занятия. Изучите их.

3.Обдумайте ответы на вопросы, выносимые на практическое занятие. Используя дополнительную литературу, а также другие информационные источники, найдите примеры, подтверждающие варианты Ваших ответов.

Методические указания по подготовке к текущему контролю знаний и промежуточной аттестации (зачет)

1. Внимательно изучите перечень вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию. Обратите внимание на то, что они находятся в полном соответствии с контрольными мероприятиями, которые Вы выполняли после каждой темы.

2. В рабочей тетради составьте план-конспект ответа на каждый из вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию.

Методические указания по написанию контрольных работ (рефератов)

 

Из предлагаемого перечня тем контрольных работ выберите наиболее интересную для себя. Подберите литературу, ознакомьтесь с ней, обдумайте информацию, составьте план и постарайтесь его раскрыть. Контрольная работа состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Введение раскрывает актуальность темы, основная часть раскрывает ее содержание, в заключении делается резюме. Список использованной литературы оформляется по ГОСТу. Работа должна иметь правильно оформленный титульный лист. Важнейшее требование к работе - самостоятельность выполнения. Если в процессе рецензирования обнаружится списывание - работа не будет зачтена.

Темы рефератов

 

1. Общая классификация опасностей.

2. Источники возникновения опасностей.

3. Основные понятия, действующие в системе «человек – среда обитания».

4. Потоки жизненного пространства, воздействующие на человека.

5. Понятие и виды опасностей. Потенциальная, реальная и реализованная опасность.

6. Предмет, задачи и цели науки о безопасности жизнедеятельности.

7. Задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Существующие виды оружия массового поражения.

9. Возможные новые виды оружия массового поражения.

10. Биологическое оружие. Основные поражающие факторы и способы защиты.

11. Химическое оружие. Способы защиты.

12. Ядерное оружие. Поражающие факторы и способы защиты.

13. Зажигательное оружие. Способы защиты.

14. Понятие и задачи гражданской обороны.

15. Структура и задачи объектовых формирований гражданской обороны.

16. Естественные опасности и их виды.

17. Последствия техногенных опасностей.

18. Причины возникновения антропогенных опасностей.

19. Способы защиты от чрезвычайных ситуаций.

20. Эвакуация. Организация и порядок ее проведения.

21. Защитные сооружения гражданской обороны и их классификация.

22. Индивидуальные средства защиты. Средства защиты кожи и органов дыхания.

23. Приборы радиационной, химической разведки и контроля радиоактивного облучения.

24. Безопасное поведение в городских условиях.

25. Основные правила поведения заложника.

26. Основы безопасного поведения в городском транспорте.

27. Основы безопасного проживания в доме (в квартире).

28. Способы и пределы самообороны граждан при нападении преступника в условиях города.

29. Аварийно химически опасные вещества. Способы защиты от них.

30. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.

31. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

 

1. Демонстрация учебных и дидактических материалов дисциплины через проектор.

2. Текущий контроль обучающихся с использованием электронно-тестовой системы «Ассистент 2».

3. Справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант».

4. Программное обеспечение OpenOffice, включающее текстовый процессор Writer, табличный процессор Calc, программу подготовки презентаций Impress.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оборудованных видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющих выход в сеть Интернет.

Практические занятия проводятся в помещениях, оборудованных учебной мебелью, оснащенных мультимедийными средствами обучения, и компьютерных классах с выходом в Интернет.

Для организации самостоятельной работы обучающихся предусмотрены компьютерные классы и библиотека, имеющие рабочие места, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.


* Изучаются самостоятельно.

[*] Шкала оценивания находится в Фонде оценочного средства дисциплины по каждому виду оценочного средства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.012 с.)