Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие№4: «человек, его бытие и возможности познания мира».↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: ü Уяснить сущность онтологии, философской антропологии и гносеологии. Задачи: ü Определить философский смысл и основные формы бытия. ü Рассмотреть философское понятие материи и её атрибуты. ü Проанализировать основные законы диалектики и философские категории. ü Разобрать важнейшие философские концепции о природе и сущности человека, смысле его существования. ü Определить сущность и содержание процесса познания. ü Выявить познавательные возможности человека и специфику проявления его сознания.
Вопросы для обсуждения:
В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений: 1. Проблема бытия в истории философии. 2.Человек как центральная проблема современной философской мысли. 3. Место и роль познания в практической деятельности человека. Задания для самостоятельной работы: 1) Отработать материал лекции по темам 3-6. 2) Решить тестовые задания раздела № 3. 3) Ознакомиться с планом семинарского занятия. 4) Изучить рекомендованную учебную литературу. 5) Подготовить научное сообщение. Занятие №5: «Социальная философия и перспективы развития человечества». Цель: ü Обсудить важнейшие подходы философии истории к развитию общества, рассмотреть глобальные проблемы, стоящие перед обществом и существующие современные сценарии их разрешения. Задачи: ü Определить специфику философского осмысления общественной жизни. ü Проанализировать развитие общества как естественно-исторический процесс. ü Выявить происхождение и сущность глобальных проблем человечества и путей их разрешения. ü Обсудить проблемы и перспективы развития современной цивилизации.
Вопросы для обсуждения: 1. Место социальной философии в системе научного знания, её сущность и содержание. 2. Развитие общества как исторический процесс, основные концепции общественного развития в философии истории. 3. Общество и природа. Проблема демографии и экологии в современном мире. 4. Научно-техническая революция ХХ в., ее сущность, проявление и социальные последствия. 5. Происхождение и сущность современных глобальных проблем. 6. Глобальные проблемы человечества, возможные сценарии их разрешения. 7. Философия и футурология: возможности предсказания будущего. 8. Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений: 1. Особенности философского осмысления общественной жизни. 2. Основные концепции философии истории о путях развития человечества. 3. Предсказание будущего: миф или реальность. Задания для самостоятельной работы: 1) Отработать материал лекции по темам 8-9. 2) Решить тестовые задания раздела № 4. 2) Ознакомиться с планом семинарского занятия. 3) Изучить рекомендованную учебную литературу. 4) Подготовить научное сообщение.
Логические проблемы 1. Великий голландский философ Спиноза считал, что во всем сущем наличествует бог и бог – это природа. Гениальный французский философ Декарт в основе бытия выделял субстанции протяженности и мышления. Выдающийся немецкий математик и философ Лейбниц рассматривал множество монад в качестве начал бытия. Оцените позиции этих философов по проблеме бытия. 2. Мыслит мозг и поэтому он порождает сознание. Сознание лишь функция нейрофизиологических процессов, происходящих в мозгу человека. Проанализируйте эти суждения и выскажите свое мнение. 3. Укажите, с какой характеристикой истины вы согласны? a) Истина – объективна, абсолютна, абстрактна. b) Истина – субъективно-объективна, абстрактно-конкретна. c) Истина – субъективна, относительна, конкретна. Выделите в этих суждениях элементы субъективизма, объективизма, догматизма, релятивизма. 4. Существуют такие формы общественного сознания как экономическое, правовое, политическое, моральное, историческое, экологическое, эстетическое, научное, философское, религиозное. - По каким основаниям можно выделить отдельные формы общественного сознания. - Покажите среди них наиболее функционально близкие друг к другу формы общественного сознания. - Попытайтесь расположить в определенном порядке в вертикальном срезе с точки зрения степени непосредственного отражения общественной действительности. 5. Существует множество трактовок культуры. Среди них происходит сведения содержания культуры: - к совокупности материальных и духовных ценностей; - к навыкам и умениям, поведению и действию людей; - к ценностным ориентациям; - к нормам и символам. Ответьте: Во-первых, можно ли свести культуру к одной из вышеуказанных характеристик; во-вторых, почему существует множество определений культуры; в-третьих, является ли культура отдельной сферой в структуре общества. 6. Подумайте над тем, почему бывает так, что человек оказывается свободным в несвободном обществе и несвободным в свободном обществе? 7. Великие мыслители Платон, Сенека, Ницше, Руссо, Толстой так или иначе считали, что движение человечества вперед по пути цивилизации таит в себе смертельную опасность и во имя его спасения необходим возврат рода людского к первоистокам своего бытия (к природе, к патриархальному образу жизни идеального «золотого века»). Считаете ли вы правомерной такую оценку перспективы развития человечества? Возможен ли возврат человечества из настоящего в «золотой век» прошлого? Существовал ли на заре человечества «золотой век»? 8. Прокомментируйте следующее четверостишие знаменитого персидского поэта Омара Хайяма: «Жизнь – пустыня, по ней мы бредем нагишом. Смертный, полный гордыни, ты просто смешон! Ты для каждого шага находишь причину. Между тем он давно в небесах предрешен». 9. Выскажите свое мнение по поводу суждения выдающегося французского философа Монтеня: «Мы хвалим коня за силу и резвость, а не за сбрую. Почему таким же образом не судить вам о человеке по тому, что ему присуще? Он ведет роскошный образ жизни, у него прекрасный дворец, он обладает таким-то влиянием, таким-то доходом, но все это при нем. А не в нем самом. Вы не покупаете кота в мешке. Приторговывая себе коня, вы снимаете с него боевое снаряжение, осматриваете в естественном виде. Почему же оценивая человека, судите вы о нем, облаченном во все его покровы?». 10. Р. Декарт высказал следующее суждение: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены под конец». Объясните это суждение и раскройте методологическую роль философии. Знать и уметь объяснять содержание следующих философских понятий: Абсолют, абстракция, агностицизм, аксиология, анализ, антропология, апория, атрибут, адекватность, антиномия, атом, бессознательное, бытие, вера, верификация, взаимодействие, возможность, воля, время, всеединство, всеобщее, гедонизм, герменевтика, гипотеза, гносеология, гуманизм, движение, дедукция, деизм, действительность, детерминизм, диалектика, добродетель, долг, догма, догматизм, дуализм, душа, единичное, жизнь, заблуждение, закон, знание, идея, идеализм, иерархия, информация, истина, индукция, иррационализм, искусство, индивидуальность, интуиция, идеальное, качество, концепция, количество, космизм, категория, коммуникация, креационизм, культура, личность, логос, ложь, материя, материализм, материальное, метафизика, механицизм, мировоззрение, мера, метод, мнение, моделирование, монада, монизм, мораль, мышление, номинализм, наука, необходимость, неопозитивизм, неотомизм, норма, онтология, общее, общество, объект, объективизм, отдельное, ощущения, принцип, патристика, пограничная ситуация, парадигма, плюрализм, позитивизм, потребность, познание, причина, противоположность, противоречие, психоанализ, покой, практика, пространство, пантеизм, суждение, сущность, самость, смысл, сенсуализм, синтез, скептицизм, случайность, содержание, софия, софистика, социология, структура, структурализм, сублимация, субстанция, субстрат, субъективизм, суждение, сущность, сознание, схоластика, теория, тождество, трансцендентальное, умозаключение, утилитаризм, фатализм, феноменология, форма, функция, цель, ценность, цивилизация, человек, эволюция, этика, экзистенция, эклектика, эксперимент, элемент, эмпиризм, эвтаназия, явление, холизм, редукционизм, критерий жизни, паттерн, организация, автономность, синергетика. Темы философских эссе Темы эссе выбираются студентом самостоятельно, исходя из личных профессиональных интересов, по согласованию с преподавателем.
1. Существует ли противостояние в наше время религиозного (или мифологического) и научного мировоззрения в обществе? 2. Нужно ли сознательное мировоззрение человеку? 3. Почему в Древней Греции не изобрели паровоз? 4. Реализован ли в наше время проект эпохи Просвещения? 5. Философия позитивизма - источник спора "физиков" и "лириков". 6. "Бога нет. А когда будет?" Доказала ли наука правоту материализма? 7. Метафора зрения или Что значит "видеть"? 8. Всякая ли человеческая деятельность суть упорядочивание, и каковы истоки и причины хаоса (беспорядка)? 9. Выгода одного – ущерб для другого. 10. Философия науки: лекарство или яд? 11. Философское измерение научного открытия. 12. Какие проблемы, поднятые в русской философии 19 века, волнуют философов современной России? 13. Гений и злодейство – две вещи несовместные?.. 14. Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?.. 15. Много ли человеку нужно? 16. Нельзя объять необъятного. 17. Бесконечность вглубь и ширь. 18. Смешение: порядок и хаос. 19. После этого, значит по причине этого. 20. Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным? 21. Как мы думаем, так и живем. 22. Плотское условие размножения человека – зло? 23. Секрет счастья. 24. Антикультура — болезнь цивилизации 25. Две крайности в понимании природы человеческих отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.01 с.) |