II. Моторные или Двигательные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Моторные или Двигательные.



III. Ассоциативные.

 

I. Сенсорные или чувствительные зоны.

Сюда приходят сигналы, после переключения в таламусе, от рецепторов органов чувств, внутренних органов, кожи, опорно-двигательного аппарата. При возбуждении нейронов этих зон, как правило, возникают специфические ощущения. В этих участках коры наиболее развит четвертый слой и соответственно связанные с ним верхние три слоя. Эту кору часто называют гранулярная кора.

Сенсорные зоны:

· Зрительная зона находится в затылочной доле.

· Слуховая зона находится в височной доле.

· Зона кожно-мышечной чувствительности (общей чувствительности) находится в постцентральной извилине теменной доли. Здесь прослеживается топическая организация данной зоны, т.е. организованна следующим образом: сигналы от определенного участка тела приходят в строго определенный участок коры, поэтому условно на поверхности коры образуется проекция тела человека. Только пропорции этой проекции очень сильно искажены, т.к. это зависит от плотности рецепторов.

Видимость проекции в мозгу по рецепторам описана человечком Перфильда (чувствующий гомункулус). Причем сигналы от правой половины тела поступают в постцентральную извилину левой полушария и наоборот.

· Зона вкуса находится в островке.

· Обонятельная зона это участки древней коры на медиальной поверхности височной доли: крючок гиппокампа, передняя часть парагиппокампальной и параобонятельной извилины.

II. Моторная или двигательная зона.

Располагается в прецентральной извилине лобной доли. В этой эфферентной зоне наиболее развиты пятый и шестой слои коры. В пятом слое лежат гигантские пирамиды Бетца (до 140 микрометров). Аксоны этих пирамид образуют пирамидные (кортико-спинальные) тракты.

Здесь точно такая же топическая организация коры. Большое количество нейронов управляет языком, мимической мускулатурой, губами и т.д., движением кисти и небольшое количество нейронов управляет телом и конечностями. Двигающийся гомункулус.

Моторная зона правого полушария через перехлест пирамид управляет левой половиной тела и наоборот.

 

III. Ассоциативная зона.

У человека они занимают большую площадь. Они располагаются между сенсорными, моторными зонами. Считается, что именно они являются субстратом высших психических функций. Эти зоны делят на три группы по функциям:

1. Зона ТПО. Теменно-височно-затылочная область (кора), которая находится между сенсорными зонами (на стыке сенсорных зон).

Эта зона обеспечивает высшие сенсорные функции:

·Сборка полимодальных (полисенсорных) образов и построение сенсорной модели мира.

·Построение схемы (образа) тела.

·Слуховой центр речи. Формируется речевая модель мира. Это основа абстрактнологического мышления.

2. Лимбическая кора. Это группа извилин, которая окружает мозолистое тело на медиальной поверхности полушария.

Функции:

·эмоции,

·мотивации,

·память,

·высший вегетативный центр,

·нейроны импатий (сопереживания).

3. Префронтальная кора. Высший психический центр. Лобная доля за исключением моторных зон.

Функции:

·Вырабатывается стратегия поведения, на основе всех внутренних процессов и информации из внешней среды.

·Формирование программы поведение. Ее запуск и коррекция при необходимости.

·Высшие психические функции это то, что позволяет произвольно контролировать все свои собственные функциональные состояния, осуществлять контроль за ситуацией, за поведение других людей и все что связано с произвольностью.

В этой зоне (задняя треть нижней лобной извилины). Здесь находится зона Брака – это зона артикуляции (речедвигательный центр).

 

У человека существуют специфические отношения между полушариями, и называется это межполушарное функциональная асимметрия, т.е. неравномерная распределение функций между полушариями и в первую очередь это касается ассоциативных зон.

Локализация центров речи у большинства людей ассиметрична, и с этим связана приоритетность глаза, руки, ноги и слуха.

У большинства людей это 95% праворуких и 75% леворуких, поэтому большинство людей левополушарных.

У большинства людей левое полушарие, в котором расположен центр речи. Оно в основном связано с абстрактнологическим мышлением и воспринимает информацию поэтапно – последовательно (сукцессивно). Правое полушарие, где нет центра речи преимущественно связано с образным мышлением. Именно оно играет ведущую роль восприятия и распознавания эмоций, ориентация в пространстве.

Онтогенез нервной системы.

 

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента образования зиготы (оплодотворения) и до смерти. В основе онтогенеза генетическая программа, в которой четко определенно время место и характер процессов индивидуального развития. В том числе смерть генетически запрограммирована. Организм ни когда не существует в не окружающей среды, поэтому генетическая программа реализуется в определенных условиях среды. Эти условия могут быть благоприятными и тогда она реализуется полностью, а иногда не благоприятными и тогда она реализуется не полностью, бывают различные дефекты в развитии.

 

У живых организмов выработалось в ходе эволюции два механизма адаптации к изменениям внешней среды:

- интенсивное размножение, из которого много погибает, выживают единицы, вот они дают потомство в большой рождаемости.

- развитие нервной системы (способность к обучению, способность модифицировать свое поведение).

 

Появилась способность мозга, когда он рождается с не очень большим количеством врожденных механизмов поведения, но в ходе индивидуального развития он способен приобретать новые формы поведения, т.е. обучаться.

Пока мозг не обучен он беспомощен. Период развития называется – детством. Чем более сложные формы поведения мы можем приобретать в ходе индивидуального развития, тем более беспомощным мозг рождает на этот свет.

 

Индивидуальный процесс развития начинается с оплодотворенной яйцеклетки, который называется зигота.

Весь период развития человека разбивают на два этапа:

· эмбриональный период

· постэмбриональный период

 

Оплодотворение и образование зиготы происходит в половых путях яйцеводах. И далее в течении недели за счет сокращения путей яйцеводов, зигота перемещается в матку.

Эмбриональная индукция:

Ø На протяжении этой недели начинается первый этап, который называется дробление зиготы.

За эту неделю образуется зародыш, который называется бластома. Шаровидная структура, которая имеет два вида клеток: трофобласт и эмбриобласт. Дальше зародыш имплантируется в стенку матки.

Ø Попав в стенку матки, зародыш переходит ко второму этапу развития, который называется – гаструляция.

Клетки не просто делятся, а перемещаются внутри зародыша. На этом этапе появляются три слоя клеток (три зародышевых листка), которые называются: эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Эктодерма – наружный зародышевый листок.

Мезодерма – средний слой между ними.

Энтодерма – внутренний зародышевый листок.

Ø Нейруляция (гисто и органогинез) – третий период эмбрионального развития, на третий неделе развития. Образуются определённые ткани и органы. Первое что начинает формироваться это нервная трубка. В зависимости от того где эта трубка будет формироваться зависит построение всего тела зародыша. Потому что те клетки, которые уже вступили на путь дифференцировки (определили курс своего развития), они влияют на соседние клетки зародыша, определяя их пути развития.

Зародыш, который внедрился в стенку матки, он уже знает, где у него верх, а где низ, где брюшка, а где спинка.

На спиновой стороне зародыша начинает формироваться зачаток хорды.

Клетки энтодермы – будущая кишка, клетки мезодермы – будущий зачаток хорды.

В начале нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых далее будет развиваться отделы головного мозга. (Это к 8 неделе).

Из заднего мозгового пузыря дифференцируется задний и продолговатый мозг.

Из среднего мозгового пузыря дифференцируется средний мозг.

Из переднего мозгового пузыря дифференцируется конечный и промежуточный мозг.

К концу второго месяца жизни мозг состоит из пяти отделов. На шестой недели происходит мужской тип развития, когда включается Y хромосома, в будущей области гипоталамуса отключаются женские области поведения (полового, родительского) под влиянием андрогенов и идет дифференциация развития мужского организма.

 

Постэмбриональный период:

К рождению мозг полностью сформирован. Все нервные клетки расположены там где им положено быть. Все стволовые центры, которые обеспечивают врожденного (младенческого) поведения сформированы (бульбарные рефлексы). В коре головного мозга нейроны расположены по слоям.

На первом году жизни основной процесс, который происходит в нервной системе называется – синаптогинез: нейроны которые заняли свои места начинают активно формировать синапсы и одновременно происходит миелинизация. Миелинизация завершается к 10 годам, а окончательно к 22 – 25 годам.

 

Основные принципы онтогенеза:

I. Принцип гетерохроности созревания разных структур. Разные части зародыша и разные части нервной системы созревают асинхронно. И поэтому на разных этапах развития разные структуры находятся в разных стадиях формирования:

a. Соматическая нервная система созревает раньше вегетативной системы.

b. В вегетативной нервной системе, дифференцировка и созревание симпатического отдела опережает эти процессы в парасимпатическом отделе. Проблема, которую мы фиксируем своим родительским поведением, блуждающий нерв, который иннервирует все органы грудной и брюшной полости и фактически управляет метаболизмом и пищеварением, он окончательно созревает к 6-7 годам. До этого периода, не какие механизмы автономной саморегуляции не являются автономной. Детеныш живет в том режиме, который мы ему задаем. Здесь задается, то что он любит и не любит есть, ритуальность и так далее.

c. Созревание отделов: сначала созревают спиной и продолговатый мозг, далее выше лежащие ядра ствола, затем базальные ядра, далее мозжечок и потом кора (с полноценными связями появляется к 5-6 годам). Самые нежные и чувствительные это тормозные интернейроны они созревают только к 10 годам, отсюда проблема с возбуждением и самоконтролем.

II. Принцип поддержания гомеостаза и адаптация к внешнему воздействию. Только с разным уровнем сложности реакций и разной эффективностью. Детеныш поддерживает гомеостаз теми механизмами, которые ему доступны.

III. Опережающего обеспечения функций. Сначала формируется структура нервной системы к определенному периоду онтогенеза, а потом формируется функция, которую эта структура может выполнять. У новорожденного детеныша должен быть сформирован рефлекс сосания и глотания, соответственно волокна лицевого нерва, в первую очередь, которые управляют мышцами, соответствующими лица, они к моменту рождения не только сформированы, но уже и миелинизированы. Эта функция обеспечивается на все 100%.

IV. Принцип надежности обеспечения функции. В ходе онтогенеза количество элементов нейронов и контактов между ними, формируется больше чем это необходимо для обеспечения каждой функции. Многие элементы они дублируют друг друга, не на 100%, но хотя бы отчасти. И поэтому при повреждении нервной системы онтогенеза, оставшиеся не поврежденными, элементы берут на себя выполнения функций. Но на 100% эти функции уже ни когда не будут обеспечены.

V. Совершенствования выполняемых функций и адаптивных возможностей организма в ходе онтогенеза. Структуры более высокого уровня созревают больше. Чем больше структур вовлекаются в реализацию функций, тем больше возможностей у мозга к обучению, большее количество нейронных связей, которые ни чем не обремлены изначально какими-то специфическими задачами, и поэтому все больше и больше буфер нейронов способен формировать новые связи – обучатся. Соответственно адаптивность организма возрастает.

Онтогенез разбивают на следующие этапы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.018 с.)