Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «Конкретная экономика и маркетинг»↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Конкретная экономика и маркетинг»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА» для студентов, обучающихся по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление»
МОСКВА АБИК ББК 65.290-2я73 У91
Утвержден на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление» Протокол № 1 от 29 августа 2011 года
ã Академия бюджета и казначейства, 2011 ã Колесникова О.В., 2011 ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой совокупность методических материалов, способствующий эффективному освоению студентами учебной дисциплины «Основы маркетинга». УМК поможет студентам ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, разделах и требованиях к уровню ее освоения. УМК даст возможность студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой. УМК предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». 1. Цели и задачи дисциплины Программа курса «Основы маркетинга» представляет собой специально организованный образовательный инструментарий для активизации самостоятельной, групповой, интеллектуальной и творческой работы с целью помочь студентам выстроить собственные представления и понимание развития маркетинговых процессов и технологий. Предметом курса «Основы маркетинга» являются теоретические и методологические основы маркетинговой деятельности. Программа дает целостное представление о характере и специфике маркетинговой работы организации и собственно деятельности маркетолога. Цель курса – показать роль маркетинга в процессе управления деятельностью организации, изучение инструментария маркетинга, применение теории маркетинга для решения ситуаций. Основными образовательными задачами курса являются: 1. Изучение комплексной деятельности организации, действующей на принципах маркетинга с учетом внешней и внутренней среды. 2. Получение навыков в разработке и реализации стратегии и тактики целевого маркетинга. 3. Изучение элементов комплекса маркетинга и управление ими. 4. Овладение навыками использования маркетингового инструментария. 5. Подготовка специалистов, способных на основе полученных знаний творчески, оперативно, обоснованно принимать обоснованные решения по маркетинговым вопросам. Содержание курса находится в логической связи с такими дисциплинами как «Экономическая теория», «Экономика», «Статистика» «Менеджмент» и др. Для успешного освоения требуется знание общепрофессиональных дисциплин как «Экономика организации (предприятия)», «Мировая экономика», «Право», «Социология». 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Основы маркетинга» студенты должны: знать: § сущность, содержание, цели, принципы и функции маркетинга; § цели, объекты, виды, способы и средства проведения маркетинговых исследований; § принципы, подходы, стратегии и методы формирования товарной, ценовой и сбытовой политики; § особенности установления эффективных маркетинговых коммуникаций с деятелями рынка и потребителями; § приемы и методы стратегического маркетингового планирования; § особенности маркетинговой деятельности на международных рынках. уметь: § организовывать и проводить маркетинговые исследования рынка; § выявлять и удовлетворять требования потребителей товара; § определять товарную, ценовую и сбытовую политику организации, анализировать факторы, влияющие на их формирование; § разрабатывать стратегии маркетинговых коммуникаций по товарным линиям и отдельным продуктам и оценивать их эффективность; § оценивать конкурентоспособность организации и повышать ее; проектировать организационные структуры управления маркетингом, позволяющие добиться коммерческого успеха на выбранном рынке. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплин и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Целью проведения семинарских и практических занятий является закрепление основных теоретических положений и понятий дисциплины, а также применение теории маркетинга для решения ситуаций взятых из практики работы отечественных и зарубежных организаций (предприятий) на российском рынке. При этом обязательным является самостоятельная работа студентов с использованием рекомендованной литературы. III. Маркетинг-тест.
IV. Маркетинг-тест. Основная литература:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под общ. ред. Багиева Г.Л. – Спб.: «Питер», 2007 г. 2. Котлер, Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с англ. / Ф. Котлер. - 4-е изд. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2007. 3. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб..- 6-е изд., стер..- М.: Омега-Л, 2005.- 656 с.: ил., табл..-(Высш. эконом. образование: Гильдия маркетологов).
Дополнительная литература: 1. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 496 с..-(Высш. образование) 2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб..- 3-е изд., стер..- М.: КНОРУС, 2007.- 669 с. 3. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: учеб./ под ред. Л.А. Данченок.- М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.- 758 с..-(Унив. серия). IV. Маркетинг-тест.
Основная литература:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под общ. ред. Багиева Г.Л. – Спб.: «Питер», 2007г. 2. Котлер, Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с англ. / Ф. Котлер. - 4-е изд. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2007. 3. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб..- 6-е изд., стер..- М.: Омега-Л, 2006.- 656 с.: ил., табл..-(Высш. эконом. образование: Гильдия маркетологов).
Дополнительная литература: 1. Долан, Р. Дж. Эффективное ценообразование / Р. Дж. Долан, Г. Саймон. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 2. Салимжанов, И. К. Ценообразование / И. К. Салимжанов. - М.: Изд-во «КноРус», 2007. 3. Ценообразование / Под ред. Г. А. Тактарова. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2007. 4. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова. - СПб.: Издательство «Питер», 2007.
Семинар по теме «Политика товародвижения и организация сбыта»
I. Вопросы для обсуждения: 1. Объясните сущность понятий «товародвижение» и «сбыт». 2. Что такое канал распределения? Что означает уровень канала распределения? 3. Какие виды сбытовых стратегий Вы знаете? 4. Какова роль оптовой и розничной торговли в распределении товаров? 5. Какие известные корпорации имеют фирменную сбытовую сеть, которая обеспечивает им узнаваемость и устойчивый интерес со стороны покупателей? За счет каких фирменных элементов достигается это преимущество? 6. Дайте характеристику прямых продаж, выделите ее специфические особенности. 7. Перечислите основные каналы реализации потребительских товаров. 8. Перечислите основные каналы распределения промышленной продукции? 9. Какие Вы знаете виды вертикальных маркетинговых систем? 10. Какие функции выполняют посредники? В чем их преимущества? Дайте характеристику основных типов посредников. II. Обсуждение: 1. Выбора каналов поступления товаров в регион на примере 2. Деловых и личностных характеристик персонального продавца. 3. По каким оптовым и розничным каналам концерн «Проктер энд Гэмбл» мог бы организовать товародвижение новой марки своего стирального порошка? ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»
В данном практикуме представлены практические задачи для решения их на семинарских занятиях по дисциплине «Основы маркетинга», а также в ходе подготовки к ним. Задачи сгруппированы по основным темам семинарских занятий.
Задача 1. Проведите сегментацию рынка персональных компьютеров. Охарактеризуйте выделенные сегменты.
Задача 2. Заполните таблицу, впишите наиболее значимые для потребителей компьютеров факторы и для каждого сегмента рынка укажите значимость каждого фактора по 5-ти бальной шкале (от 1 - мало значим до 5 – очень значим).
Задача 1. Фирма производит товары А, Б, В и Г с удельным весом в объеме продаж соответственно 40%, 25%, 13% и 2%. Товары А и Б по своему основному назначению являются взаимозаменяемыми. Товар Г выступает в качестве дополнения к товару А. Товар В выступает в качестве сборочного элемента (компонента) для товаров А и Б, но имеет и самостоятельный спрос. Товары А, Б, В и Г находятся соответственно в следующих стадиях своего жизненного цикла на рынке: «зрелость», начало «спада», «рост» и «внедрение». Кроме указанных товаров, фирма производит также товар Д с удельным весом 20% процентов и реализует его на основе долгосрочного контракта с крупной корпорацией. Длительность жизненных циклов товаров А и Б составляет в среднем 5 лет, товаров В и Г – 3 года. Контракт с корпорацией о поставках товара Д только что продлен на следующие 5 лет. Товары приносят следующие доли в общей массе прибыли: А – 60%, Б – 10, В – 10%, Г – 0%, Д – 20%. Задания: 1. Структурируйте данные в таблицу:
2. Предложите свой конкретный вариант ассортимента фирмы, отвечающий условиям задачи. 3. Постройте и сравните кривые жизненных циклов товаров, используя прием наложений кривых ЖЦТ. 4. Сформулируйте возможные варианты маркетинговых стратегий для каждого товара в зависимости от стадии жизненного цикла, на котором он находится. 5. Каковы Ваши предложения по совершенствованию ассортиментной политики фирмы?
Задача 2. Возьмите упаковку от какого-либо товара и проведите детальную оценку по следующим критериям: 1. Цельность образа: Соответствие принципу – «держись простоты и краткости». Сочетание изображений на упаковке и названий. Сочетание изображений на упаковке и вида продукта. Ограничение количества цветов и элементов. 2. «Честность» упаковки. 3. Индивидуальность упаковки. 4. Информация на упаковке. Выделение главной информации. Читаемость основной информации о товаре на упаковке с расстояния. 5. Соответствие принципу концентрации внимания. 6. Анализ цветовых решений упаковки. Тональный разбор. Цвета и форма. Характер линий. 7. Возможность внесения изменений в дизайн упаковки.
Задача 1. Себестоимость равна 465 тыс. руб.; приемлемая рентабельность составляет 30%; ставка акциза - 15%; ставка НДС - 18%. Представьте полную структуру отпускной цены.
Задача 2. Себестоимость равна 174 руб.; норматив рентабельности составляет 15%; НДС - 18%. По какой цене будет осуществляться закупка?
Задача 3. Себестоимость равна 368 руб.; приемлемая рентабельность составляет 12%; ставка акциза - 30%; торговая надбавка - 25%. Каков уровень розничной цены?
Задача 4. Себестоимость равна 1275 руб.; рентабельность составляет 14%; ставка акциза - 25%; НДС - 10%; надбавка посредника - 33%; торговая надбавка - 50%. Представьте полную структуру розничной цены. Задача 5. Себестоимость равна 206 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20%; НДС - 18%; акциз - 10%. Устроит ли вас отпускная цена с НДС в размере 300 руб.?
Задача 6. Себестоимость равна 490 руб.; свободная отпускная цена с НДС составляет 799 руб.; НДС - 18%. Представьте полную структуру свободной отпускной цены. Задача 7. Себестоимость равна 405 руб.; свободная отпускная цена с НДС составляет 879 руб.; НДС - 18%; акциз - 10%. Какова структура отпускной цены?
Задача 8. Объединение реализует продукцию по свободной отпускной цене 12 тыс. руб. за единицу продукции с НДС при себестоимости 6 тыс. руб. и ставке НДС 18%. Как изменится прибыль от реализации единицы продукции, если органами власти будет установлен предел норматива рентабельности 10%?
Задача 9. Постоянные затраты на производство продукта при объеме до 9000 ед. составляют 250 000 руб. в год. Если объем будет выше, то они составят 320 000 руб. в год. Переменные затраты составляют 60 руб. за единицу. Предварительные расчеты продаж при разных ценах показывают:
Какая цена будет установлена производителем, если он хочет получить максимальную общую прибыль? Задача 10. Фирма собирается вывести на новый рынок свой товар. Максимальная цена, определяемая спросом, на товар фирмы составляет 1800 рублей. Постоянные издержки за анализируемый период по предприятию в целом составляют 5 000 000 руб, переменные издержки на весь выпуск в размере 10 000 единиц товара составляют 7 000 000 руб. Для обеспечения нормальной песперебойной работы предприятия уровень прибыли должен составлять не менее 10%. Цена на аналогичный товар у конкурента равна 1600 рублей, но качество товара ниже. Однако конкурент работает на рынке уже более длительное время и его продукция пользуется спросом. Определите исходную цену товара и укажите какую ценовую стратегию Вы предложили бы использовать.
Практические задачи по теме «Политика товародвижения и организация сбыта»
Задача 1. Внутри канала сбыта бытовых холодильников установлены специальным соглашением следующие фиксированные претензии на прибыль со стороны участников канала товародвижения, в зависимости от цены, по которой они продают свой товар: - производитель – 25%; - оптовый торговец – 20%; - розничный торговец – 15%. Продажная розничная цена на холодильник составляет 16 000 рублей. Издержки обращения составляют следующий удельный вес в цене продажи каждого участника товародвижения: - оптовый торговец – 5%; - розничный торговец – 10%. Рассчитайте абсолютные размеры прибыли с единицы товара каждого участника товародвижения. Какова себестоимость изготовления каждого холодильника? Будет ли правомерным выравнивание претензий на прибыль всех участников товародвижения в относительном выражении?
Задача 2. Примите решение по выбору канала товародвижения по критерию эффективности, исходя из следующих данных (млн.руб.): - канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150; издержки обращения – 100; прибыль от реализации – 500; - одноуровневый канал: издержки обращения – 75; прибыль 100; - двухуровневый канал: издержки обращения – 40; прибыль 120.
Задача 3. Определите, каким будет объем входного материального потока для оптовой базы по следующим данным: - разгрузка железнодорожных вагонов – 7450 т/год; - выгрузка контейнеров – 3270 т/год; - перемещение грузов на участок приемки – 3050 т/год; - загрузка автомобильного транспорта – 4200 т/год;
Задача 4. План производства продукции А на следующий год 500 тыс.т., остатки на начало года составили 20 тыс.т. Планируемый остаток на конец года 30 тыс.т. Отпускная цена за тонну 7200 руб. Маркетинговый бюджет составляет в планируемом году 30% объема продаж. Определите: 1) планируемый объем продаж в стоимостном выражении; 2) маркетинговый бюджет планового периода.
Задача 1. Затраты на рекламу составили 500 000 рублей. В результате проведенной рекламной акции объем продаж фирмы за анализируемый период увеличился на 75 000 единиц товара. Цена единицы товара составляет 3000 руб., себестоимость – 2500 руб. Определите эффективность рекламы?
Задача 2. Общий сбыт продукции фирмы в городе А, выбранного в качестве объектов испытания рекламы, составлял 4500 контейнеров продукции в год до начала рекламы и 7500 контейнеров после ее проведения. В «контрольном» (не подвергшемся рекламе) городе Б объем продаж составлял 5000 в первом периоде и 6000 – во втором. Расходы на рекламу составили: телереклама – 850 000 рублей; радиореклама – 75 тыс. рублей; адресная рассылка буклетов – 25 тыс.рублей. Продажа каждого дополнительного контейнера, не включая затраты на рекламу, дает фирме дополнительную прибыль в размере 500 рублей. Какова общая эффективность рекламной компании?
Задача 3. Рассчитайте экономический эффект от дегустации новой марки вина в ресторане «Созвездие». Торгово-посредническая компания «Ридинг» затратила на рекламную презентацию 1 320 000 руб. Торговая наценка на вино была принята 30%. Информация о товарообороте приведена в таблице:
Задача 4. Необходимо охватить рекламой аудиторию численностью 38 000 человек. Коэффициент обращения газеты, где публикуется реклама, составляет 1,9. Каков должен быть тираж газеты? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какой из перечисленных видов спроса удовлетворяет производителя? а) чрезмерный б) полный в) иррациональный г) потенциальный
2. Как называется ситуация при которой величина спроса превосходит предлагаемое количество товара? а) избыток товара б) дефицит товара в) избыточный спрос г) объем равновесия
3. При каком состоянии спроса фирма использует Демаркетинг? а) негативный спрос б) потенциальный спрос в) колеблющийся спрос г) чрезмерный спрос
4. Потребители приобретают больше товаров по низким ценам, чем по высоким при прочих равных условиях». Какой это закон? а) закон спроса б) закон предложения
5. Формирование сегмента рынка по профессиям к какой группе факторов относится? а) демографические б) географические в) социальные г) психографические д) поведенческие
6. Сотрудники службы маркетинга установили, что для товара фирмы лучше использовать целевой сегмент рынка. Для какого товара проводилось исследование? а) туалетное мыло б) стиральный порошок в) зубная паста д) духи
7. Вы создали малое предприятие, предполагаете выпускать кресла для дачных участков. Какая стратегия маркетинга наиболее предпочтительна? а) недифференцированный маркетинг б) дифференцированный маркетинг в) концентрированный маркетинг
8. Маркетинговая информационная система является исходной базой для выполнения маркетинговых исследований, разработки стратегии и тактики поведения фирмы на рынке. а) да б) нет
9. Цель маркетингового исследования вытекает из стратегических установок деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений. а) да б) нет 10. К внутренним источникам кабинетного исследования относятся: а) отчеты о состоянии рынков и сбыте, исходящие от сбытовых подразделений; б) годовые отчеты компании и отчеты руководителей; в) аналитические данные бухгалтерии, дающие представление о структуре цены продукции, ее рентабельности; г) материалы государственных органов; д) публикации в периодических изданиях; е) материалы торговых палат, банков, специализированных агентств.
11. К полевым методам сбора информации относятся опрос, наблюдение, эксперимент. а) да б) нет
12. Назовите элементы товарной политики в маркетинге? а) ассортимент; б) сервис; в) товарный знак; г) цена
13. Характеристики ассортимента товаров: а) широта; б) затраты; в) глубина; г) объем
14. Цели ценообразования: а) увеличение прибыли; б) рост объемов продаж; в) повышение квалификации персонала; г) покрытие затрат
15. Стратегии ценообразования: а) снятие сливок; б) бенчмаркинг; в) вхождение в нишу; г) брендинг
16. Факторы, влияющие на установление цены: а) поведение конкурентов; б) государственное регулирование; в) состояние складских запасов; г) издержки производства
17. Канал распределения – это: а) способ распространения рекламы; б) совокупность организаций и лиц, способствующих перемещению товара к потребителю; в) способ транспортировки товара; г) отдел сбыта на предприятии.
18. Система товародвижения – это: а) комплекс услуг, связанных с сервисным обслуживанием клиентов; б) комплекс организаций или лиц, обеспечивающих перемещение грузов от производителя до потребителя в пространстве и времени; в) система стимулирования сбыта готовой продукции; г) транспортная система в стране и регионе.
19. Какой посредник выступает на рынке от имени и за счет продавца: а) брокер; б) торговый дом; в) комиссионер; г) агент.
20. Директ-мейл отражает коммуникации стимулирования продаж с использованием: а) средств электронной связи; б) выставочно-ярмарочной торговли; в) средств почтовой связи; г) средств телевидения и компьютеров.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
В ходе изучения дисциплины «Основы маркетинга» предусмотрено: итоговая аттестация – экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………….………………….……..3 Тематический план курса «Основы маркетинга» ………… ……………...3 Содержание курса ……………………………………………………………...8 Семинарские занятия ………………………………………………………...15 Практикум по дисциплине «Основы маркетинга» ………………………...26 Список источников и литературы по курсу «Основы маркетинга» ……...35 Контрольные вопросы для подготовки по курсу «Основы маркетинга»…………………………………………………………………..39 Тесты для самоконтроля..................................................................................42
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.012 с.) |