Тема №3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система



ЭКОНОМИКА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

НОВОЧЕРКАССК 2011

ББК 65.01

Рецензенты: док. эконом. наук, проф. О.Г. Андрющенко;

канд. эконом. наук, Е.В. Трушкин

 

 

Составители: Сербиновский Б.Ю., Бакланова Н.А., Водолазский А.А.; Харитонова Е.Л., Елисеев Л.А., Ковалев Ю.А.

 

 

Экономика: Планы семинарских и практических занятий / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011, 45 с.

 

Планы и методические указания составлены в соответствии с новыми образовательными стандартами и учебными планами для технических специальностей ЮРГТУ (НПИ). Даны темы рефератов, контрольные вопросы для проверки знаний студентов и рекомендации по использованию учебной литературы по каждой теме.

Предназначены для студентов технических специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения.

 

Южно-Российский государственный технический университет, 2011

Авторы, 2011

 

 

Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура и функции(2 часа).

1. Предмет и структура экономической теории. Экономическая теория в системе экономических наук.

2. Методология исследования экономической теории.

3. Основные этапы развития экономической науки.

Литература [1-11]

Новые понятия и категории

Экономические отношения и экономические агенты, периодизация истории человечества, человеческие потребности, предмет экономической теории в целом, функции экономической науки, методология исследования экономических отношений, структура экономической науки, этапы развития экономической науки.

Темы рефератов и докладов

1. Функции экономической теории.

2. Экономическая теория и хозяйственная практика.

3. Генезис экономической науки.

4. Методология экономической теории.

5. Взаимодействие экономической теории и хозяйственной практики.

6. Пути формирования современного экономического мышления.

Вопросы для обсуждения

1. Какова роль экономической науки в обществе?

2. Место экономики среди других наук?

3. В чем различие в определении предмета экономикс и марксовой политической экономии?

4. Каковы инструменты экономической науки и методы их использования?

5. Роль человека в рыночной и централизованно-командной экономике?

6. С какой целью используются экономико-математические модели?

7. Какова роль экономического эксперимента в хозяйственной практике?

8. Сформулируйте проблемы макро- и микроэкономики.

9. Дайте характеристику экономической системы и ее элементов.

10. Является ли экономика точной наукой или она носит вероятностный характер?

11. Какова взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики?

12. Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически?

13. Что изучает нормативная экономическая теория?

14. Возможно ли использование достижений западной экономической мысли в нашей стране?

15. Какое значение имеет выработка «правил игры» для хозяйственной практики?

16. Что необходимо для формирования современного экономического мышления?

Тема 2. Общие проблемы экономического развития (2 часа).

 

1. Ограниченность ресурсов и безграничность общественных потребностей. Выбор альтернатив использования ресурсов.

2. Кривая производственных возможностей. Эффективность использования ресурсов.

3. Факторы экономического роста.

4. Возможные модели экономических систем.

Литература [1-11; 18, 19, 21, 24, 30, 36, 41, 47, 51, 52, 54, 58, 62]

Темы рефератов и докладов

1. Основные экономические проблемы общества.

2. Альтернативы использования ресурсов и эффективность.

3. Эффективность использования ограниченных ресурсов.

4. Модели экономических систем.

5. Факторы экономического роста.

Новые понятия и категории

Экономические ресурсы, экономические потребности, занятость ресурсов, кривая экономических возможностей, закон возрастания внешних издержек, главные экономические потребности общества, экономический рост, традиционные системы, командная экономика, рыночная экономика.

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и политической ориентации?

2. Какие разные экономические системы решают основные проблемы экономики?

3. Что такое экономические ресурсы и каковы принципы их классификации?

4. Почему ресурсы ограничены и необходимо решать проблему их выбора?

5. В каждой экономической системе основные фундаментальные вопросы что, как и для кого производить решаются на микро- и макроуровне. Приведите конкретные примеры.

6. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактором ограниченности ресурсов? Как может быть преодолена проблема ограниченности ресурсов?

7. Что означает полное и эффективное использование ресурсов?

8. Как объяснить модель кривой производственных возможностей, каковы ее основные функции в экономическом анализе?

9. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей производительности факторов производства.

10. Какие факторы влияют на производительные возможности общества?

11. Раскройте понятие экономическая эффективность.

12. Студентка во время летних каникул может заработать 5000 ден. ед., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка, в обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

Плата за обучение на курсах 2000 ден. ед.

Плата за учебные пособия на курсах 300 ден. ед.

Расходы на питание 1800 ден. ед.

Расходы на транспорт 600 ден. ед.

Определить альтернативные издержки.

13. По таблице производственных возможностей рассчитайте альтернативные издержки на производство дополнительного миллиона пылесосов, если экономика в данный момент находится в точке С:

Вид продукции А В С D Е
Автомобили млн. шт.
Пылесосы млн. шт.

 

14. Отказавшись от работы токарем с зарплатой 12000 ден. ед. в год или работы референтом с зарплатой 10000 ден. ед. в год, человек поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6000 ден. ед. какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если он имеет возможность в свободное время подрабатывать в магазине за 4000 ден. ед. в год?

15. В таблице представлены данные, характеризующие возможности условной экономической системы.

Возможности А В С D E F
Товары потребления
Инвестиционные товары

Определите, как изменятся альтернативные затраты при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на изготовление первой единицы этой продукции.

Варианты ответа:

а) увеличатся на 20%;

b) уменьшатся на 20%;

c) увеличатся в 5 раз;

d) уменьшаться в 5 раз;

e) останутся неизменными;

f) правильного ответа нет.

16. Допустим, что мастер по ремонту автомобилей получает за каждый час работы по своей специальности 500 ден.ед. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за это сам, то это отнимет у него 30 часов, и при этом он не испытает большого удовольствия от работы. Этот мастер может нанять маляра, заплатив за каждый час его работы 250 ден. ед. Маляр- начинающий и поэтому он потратит 40 часов. Что выгоднее для мастера- сделать ремонт самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами. Что можно сказать об абсолютных и относительных преимуществах мастера по ремонту автомобилей и маляра в малярном деле?

17. Назовите факторы экономического роста?

18. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?

19. Какие факторы и каким образом повлияют на общественное производство:

a) высокие ставки налогов;

b) выдающиеся открытия ученых;

c) выпуск государственных ценных бумаг;

d) падение производства;

e) миграция ученых за рубеж;

f) ошибки в управлении экономикой;

g) высокая сознательность и патриотизм населения;

h) технические катастрофы и аварии;

i) вооруженные конфликты;

j) стихийные действия?

20. Отнесите приведенные ниже операции к одной из фаз производства:

a) утверждение бюджета государства;

b) высокотемпературная перегонка нефти;

c) выплата населению пенсий и пособий;

d) покупка товаров длительного пользования;

e) изготовление деталей в порошковой металлургии;

f) бартерные операции?

 

Темы рефератов и докладов

1. Рынок как экономическая система.

2. Инфраструктура рынка.

3. Систем рынков в экономике.

4. Конкуренция и монополия.

5. Методы рыночной экономики.

6. Собственность - экономическая основа экономической системы общества.

7. Рыночная экономика и отношение собственности.

8. Собственность и формы хозяйствования.

9. Собственность: экономический и юридический аспект.

10.Собственности акционерных форм хозяйствования.

Новые понятия и категории

Рынок, инфраструктура рынка, собственность, владение, пользование, распоряжение, государственная и муниципальная собственность, траст, трансакционные издержки.

Контрольные вопросы

1 . Каково место собственности в экономической системе общества?

2. Дайте определение собственности как экономической категории и как юри­дического отношения.

3. Охарактеризуйте объекты, субъекты отношений собственности, уровни при­своения.

4. Каково значение правового регулирования отношений собственности?

5. В чем экономический смысл владения, пользования, распоряжения?

6. Чем обусловлено многообразие форм хозяйствования в рыночной экономи­ке?

7. Приведите примеры смешанных форм собственности.

8. Дайте характеристику структуры отношений собственности в российской экономике.

9. Каковы последствия изменений в отношениях собственности?

10. Каковы условия существования рынка?

11 . Охарактеризуйте структуру рынка.

12. Какую роль играют звенья рыночной инфраструктуры?

13. Назовите основные направления государственного регулирования рыночной экономики?

Тема №4. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушение равновесия (2 часа)

 

1. Спрос. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса.

2. Предложение. Кривая предложения. Неценовые детерминанты предложения.

3. Равновесная цена. Нарушения равновесия.

4. Эластичность спроса и предложения.

Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 51, 52 ]

Темы докладов и рефератов

1. Спрос и предложение в рыночном ценообразовании.

2. Факторы изменения спроса и предложения.

3. Эластичность спроса и предложения.

4. Рыночное равновесие спроса и предложения.

Новые понятия и категории

Спрос, график или кривая спроса, закон спроса, эластичность спроса, де­терминанты спроса, предложение, шкала (кривая) предложения, детерминанты предложения, равновесная цена, "парадокс Смита", теория потребительского поведения, правило потребительского поведения, кривая безразличия.

Контрольные вопросы

1. Почему график и кривую спроса называют "функцией покупателя". Какова зависимость между ценой единицы товара и количеством его покупок?

2. Дайте интерпретацию "функции предложения товаров" и графического по­ложения кривой предложения.

3. Каковы факторы изменения спроса и предложения?

4. Увеличивается ли спрос во время инфляции? Стимулируют ли инфляцион­ные цены рост производства и предложения товаров?

5. Выполняют ли конкурентные рыночные цены позитивную роль по устране­нию дефицита товаров на рынках?

6. Функция рыночного спроса Р = 10 — 4Р. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функ­цию спроса.

7. Как повлияет в кратковременном периоде на спрос на товар А или на ве­личину спроса при неизменной функций спроса, на предложение или на вели­чину предложения при неизменном предложении, а также на цену и объем про­даж каждый фактор, рассмотренный отдельно от остальных:

а) технический прогресс в производстве товара А;

b) технический прогресс в производстве товара В, являющегося замени­телем товара А;

с) снижение себестоимости производства товара С, являющегося допол­няющим для товара А;

d) сокращение числа фирм, производящих товар А, до одной;

е) ожидание того, что цена товара А снизится;

f) повышение цен на ресурсы для производства товара А; '

g) директивное снижение цен на товар А;

h) предоставление местными органами дотаций в размере 50% цены каж­дого выпущенного товара;

i) расширение рынка сбыта товара А;

j) сокращение ставок налогов с граждан;

к) снижение цены на товар-заменитель;

l) рост цен на ресурсы для производства товара С, являющегося допол­няющим для товара А?

8. Формула спроса О_д= 1 1 - Р, формула предложения С>8 = 2Р-4 :

а) найдите равновесную цену и объем продаж;

b) найдите избыток (дефицит) предложения при цене 4;

с) постройте график.

9. Функция спроса на товар описывается формулой рд = 26-4-Р, а функция предложения

QS=-10+8*P

где 0я, С/ - объем спроса и объем предложения товара, кг/день; Р - цена това-

ра, ден.ед/кг.

Определите:

а) равновесную цену;

b) равновесный объем;

с) равновесный объем продаж в денежном выражении.

Что произойдёт, если государство установит фиксированную цену на товар на уровне 2ден.ед.?; 4уся.ед.?

10. При увеличении цены товара с 5 до 7 ед. спрос на него сократился с 50 до 40 ед. Эластичен ли спрос при цене равной 5 ед.?

11. Спрос на товар при доходах в 20 ед. равен 5, а при доходе 30 ед. равен 8. Цена товара неизменна. К какой категории принадлежит товар?

12. Является ли спрос неэластичным, если известно:

Цена изделия, ден. ед. 1.05 1.15
Величина спроса,тыс.шт

 

13. Найдите эластичность спроса при неограниченном по сравнению со спро­сом предложении, если цена уменьшилась на 10%, а выручка снизилась на 5,5%.

14. На рынке зерна в результате увеличения спроса населения на белый хлеб выросла цена 1тн. пшеницы с 10 до 12 ден.ед. Это вызвало увеличение пред­ложения пшеницы с 500 до 550 т/мес. Определите эластичность предложения.

15. Предположим, что предложение на товар представлено в виде уравнения Р=2+0,3 +С>8, а спрос - Р=5-0,2-(2Д. Определите равновесную цену и равновес­ное количество товара на рынке аналитически и графически. Найдите эластичность спроса и предложения в точке равновесия.

16. Индивид покупает 8 единиц товара X и 4 единицы товара У. Найдите его доход, если известно, что цена товара X равна 2ден.ед., а предельная норма за­мещения - соотношение цен товаров X и У - равно 4.

17. В чем заключается практическая значимость эластичности спроса и эла­стичности предложения? Какова здесь связь с категорией «торговая выручка»?

18. Что происходит при налогообложении продаж, если спрос на товар неэла­стичен? Если спрос эластичен или имеет единичную эластичность?

 

Темы докладов и рефератов

1. Классификация издержек в рыночной экономике.

2. Минимизация издержек: выбор факторов производства.

3. Издержки фирмы и их минимизация.

Новые понятия и категории

Валовые издержки, средние переменные издержки, средние постоянные (фиксированные), предельные; прибыль - валовая (бухгалтерская), нормальная экономическая; доход - валовой, средний, предельный; положительный и отри­цательный эффект масштаба.

Контрольные вопросы

1. Что такое экономические издержки? Какие виды издержек вы знаете? Что положено в основу их классификации?

2. Как изменяются постоянные переменные издержки при расширении произ­водства?

3. Каковы варианты выбора стратегии поведения фирмы на долговременный период?

4. В чем смысл классификации издержек на экономические и бухгалтерские?

5. Почему кривая средних переменных издержек имеет V - образную форму, а кривая средних постоянных издержек наклонена вниз?

6. В чем разница между долговременными и кратковременными периодами функционирования фирмы?

7. Что такое нормальная прибыль? Может ли она рассматриваться как компен­сация за риск владельца фирмы?

8. Как понимать тезис: снижение издержек связано с дополнительными затра­тами? Какую роль в этом играет НТП?

9. Определите средние переменные; средние валовые; средние постоянные из­держки машиностроительного завода, если объем его производства — 10 млн. руб. в месяц, постоянные издержки - 100 тыс. руб. в месяц, а месячное произ­водство- 1тыс. изделий.

Ю.Фирма производит дозиметры. Объем выпуска 10 тыс. приборов в месяц. Ре­альный спрос на дозиметры на конкурентном рынке составляет 10 тыс. шт. в месяц. Какой вариант вы выберете, если постоянные издержки равны 100 тыс. руб., а рыночная цена дозиметра равна 15 тыс. рублей.

11 .Предположим, предприятие находится в условиях современной конкурен­ции. Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от объема выпуска (Q) пред­ставлена в таблице.

 

Объем выпуска в единицу времени(Q),шт
Общие затраты(ТС), ден.ед.

 

12.На рынке установилась цена на уровне 110 ден..ед. Сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли? Для решения задачи следует заполнить таблицу следующего вида:

Q, шт. ТС,ден.ед. МС,ден.ед VC,ден.ед TR,ден.ед П,ден.ед MR,ден.ед

 

а) переменные издержки растут прямо пропорционально выпуску;

б) переменные издержки-при объеме более 2 тыс. приборов начинают застив 1,5 раза быстрее;

в) при переходе на другой тип дозиметра переменные издержки будут расти в 1,3 раза быстрее, чем в варианте а). Рыночная цена прибора при этом остается прежней.

Составьте структуру издержек подготовки специалистов в ВУЗе. Каковы тенденции ее изменения. За исходные возьмите единую сетку оплаты труда преподавателей и стипендию студентов.

13.Какие из следующих выражений представляют предельные издержки?

а) Δ ТVС: Q;

b) Δ TVC: ΔQ;

с) ТFC : Q ;

d) (Р*Q): ΔQ;

е) Δ TFC:Δ Q.

14. В кратковременном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл., средние постоянные из­держки 0,5 долл. Определите общие издержки.

15.Если фирма увеличивает затраты на 10%, а объем производства при этом возрастает на 15%, то в этом случае:

а) наблюдается отрицательный эффект масштаба;

b) наблюдается положительный эффект масштаба;

с) действует закон убывающей производительности;

d) фирма получает максимальную прибыль.

16.Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки?

а) Δ МС ;

b) TVC-TFC;

с) TVC+TFC ;

d) ТVC+TFC+MC;

е) (ТVC+TFC):Q.

При производстве 30 телевизоров издержки составляют 10 000 ден. ед., а при производстве 50 телевизоров - 14 000 ден. ед. Предельные издержки посто­янны. Найти предельные, постоянные и переменные издержки при выпуске 60 телевизоров.

Если цена единицы товара 2000, постоянные издержки - 1800 000, пере­менные издержки (на единицу продукции 1100), то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?

 

Тема №6. Ценообразование на факторы производства (2 часа)

1. Собственность на факторы производства, виды доходов и принципы ресурсопользования. Производственная функция фирмы и ее спрос на рынках факто­ров производства.

2. Собственность на землю и рентные отношения. Виды ренты и арендная пла­та в сфере землепользования.

3. Рынок труда и заработная плата. Закон взаимозамещения и особенности его проявления на рынке рабочей силы. Рыночная цена труда и монопольное влия­ние на уровень заработной платы.

4.Рынок, активов, инвестиционный прогресс и дисконтирование. Процент как доход на капитальные активы. Финансовый рынок. Виды доходов от ценных бумаг.

Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 42, 48, 50, 51, 52, 58, 62 ]

Темы рефератов и докладов

1. Спрос и предложение факторов производства.

2. Виды ренты и арендная плата за землевладение.

3. Рынок земли и рентные отношения.

4. Рынок труда и заработная плата.

5. Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства.

6. Рынок капитальных активов.

 

Основные понятия и категории

Производственный спрос, кругооборот доходов, домашнее хозяйство и фирма, предельный продукт, предельный доход, сдвиг кривой спроса, сдвиг кривой предложения, человеческий капитал, зарплата, уровень жизни, лучшее благо, инфрамаржинальная рента, предельный доход капитала, альтернативные издержки капиталообразования, ожидания, процент как вознаграждение капи­тала, процент как плата за деньги, дисконтирование, аннуитет, динамическая рента, абсолютная рента, дифференциальная рента, производственная функция.

Контрольные вопросы

1. Влияют ли рынки факторов производства на решение вопросов о том, что, как и для кого производить? Аргументируйте ваш ответ.

2. От чего зависит спрос на факторы производства? Почему его называют "производственным спросом"?

3. Что составляет основу рыночного ценообразования на факторы производст­ва?

4. Вследствие каких причин кривая спроса на факторы производства сместится вправо вверх; влево вниз? Почему эта кривая в любом случае имеет отрица­тельный" наклон?

5. Минимизация издержек и максимизация прибыли могут изменить спрос фирмы на факторы производства. Почему?

6. Объясните влияние эффекта замещения и эффекта выпуска продукции на рыночную цену факторов производства.

7. Перечислите способы противодействия тенденциям снижения доходов фир­мы. Приведите числовой

пример снижения предельного дохода фирмы.

8. В каких экономических условиях возможен рост спроса на труд? Имеются ли такие условия в российской экономике в 2000г.?

9. Какие факторы оказывают влияние на определение уровня оплаты труда? 10. Какова роль заработной платы в достижении равновесия спроса и предложе­ния на рынке труда?

11 .Необходимо ли регулирование рынка труда? По каким причинам?

12. Факторы, воздействующие на спрос и предложение денег?

13. В чем экономический смысл рентных отношений?

14. Почему при замещении факторов производства действует закон убывающей отдачи?

15. Почему ставка процента должна учитываться при определении эффективно­сти капитальных вложений?

 

Тема №7. Рыночная структура и несовершенная конкуренция (2 часа)

1. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах,

2. Сравнительная характеристика эффективности рыночных структур.

3. Группирование фирм, ее необходимость и формы. Несовершенная конку­ренция и теория игр.

 

Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 51, 52, 58, 62 ]

Темы рефератов и докладов

1. Механизм функционирования рыночной экономики.

2. Рыночная конкуренция и модели рынка.

3. Реальности функционирования российской экономики.

4. Монополизм в экономике России: причины, следствия, пути преодоления.

Новые понятия и категории

Конкуренция, совершенная и не совершенная конкуренция, монополия и монопсония, олигополия, монополистическая конкуренция, открытая и закры­тая монополия, простая монополия, ценовая монопольная дискриминация.

Контрольные вопросы

1. Можно ли рассматривать рыночную систему как систему со многими пере­менными?

2. Какую функцию в рыночной системе выполняют цена и конкуренция?

3. Дайте оценку современной российской экономике, В чем причины ее кри­зисного состояния?

4. На рынке два покупателя и монополия. При цене 30, 25, 20, спрос первого покупателя равен соответственно 1,2, 3, а спрос второго покупателя соответст­венно - О, 1, 1. Средние издержки монополии постоянны и равны 9. Найдите равновесную цену.

 

Тема №8. Доходы и их распределение (2 часа)

1. Распределение в рыночной экономике и его социально - экономические проблемы в современных условиях.

2. Прибыль и ее различные трактовки.

3. Процент, его сущность. Процентная политика.

Литература [1-11,18, 19, 21, 24, 30, 32, 33, 51, 52, 58, 62 ]

Темы рефератов и докладов

1. Процент на капитал: сущность, динамика, факторы.

2. Динамика процента и его факторы.

3. Процентные ставки в финансовой политике государства.

Новые понятия и категории

Прибыль, норма прибыли, торговый капитал, торговая прибыль, ссудный капитал, ссудный процент, рента, дифференциальная рента, арендная плата, це­на земли, дисконтирование.

Контрольные вопросы

1. Какова экономическая природа прибыли?

2. Возможно ли существование общества без отчуждения части созданного продукта в распоряжение государства? Как можно охарактеризовать процесс уплаты налогов в связи с этим?

3. Как расценивать диплом инженера, который вы получите по окончании вуза - как богатство или как источник дохода? Как дать ему количественную опре­деленность?

4. Ссудный процент - это плата за использование денег, цена их использова­ния. Но ведь деньги ресурсом не являются. Как согласовать эти два утвержде­ния?

5. Почему ставки процента кредита дифференцируются в зависимости от его вида? Что это означает для заемщика?

6. Какие условия приобретения депозитного сертификата в размере 250 ден. ед. на 5 лет выгоднее: под 20% годовых на основе сложного процента или под 22% на основе простого процента с выплатой ровными платежами один раз в год? Сколько средств надо вложить под 10% годовых на основе сложного процента, начисляемого ежегодно, чтобы получить через 3 года 300 ден. ед.? А в случае начисления простых процентов?

7. Какую ставку кредита следует применять для расчетов: номинальную или реальную?

8. В перспективе ЦБР вместе с правительством добьется положительного саль­до федерального бюджета. Эти средства будут использоваться для выкупа го­сударственного долга. Как с теоретических позиций это повлияет на ставку ссудного процента и на инвестиции фирм. Какие практические обстоятельства при этом следует учесть?

 

Тема №9. Предпринимательство. Фирма и ее типы (7 часов)

1. Фирма как основной организационно - экономический элемент рыночной экономики.

2. Организационно — правовые формы фирмы.

3. Бизнес - план и его структура.

4. Система показателей эффективности работы фирмы. Роль отдельных пока­зателей при анализе хозяйственной деятельности фирмы.

Литература [1-11, 13- 19, 21, 24, 30, 32, 33, 51, 52, 58, 62]

Темы рефератов и докладов

1. Сравнительная оценка форм предпринимательства.

2. Показатели работы фирмы.

3. Пути максимализация прибыли фирмы.

4. Бизнес - план - основа деятельности фирмы.

5. Акционерные общества в рыночной экономике.

6. Организация заработной платы на разных типах предприятий.

Новые понятия и категории

Предпринимательство, фирма, акционерное общество, общество с огра­ниченной ответственностью, смешанное товарищество, приватизация, разгосу­дарствление, совместные предприятия, инвестиции, концерн, консорциум, ас­социации, корпорации.

Контрольные вопросы

1. Есть ли различие в понятиях "фирма" и "предприятие"? Если да, то в чем? Почему фирма считается основным организационно - экономическим элемен­том рыночной экономики?

2. Какие организационно - правовые формы предпринимательской деятельно­сти существуют в Российской Федерации?

3. Дайте сравнительный анализ индивидуальной и коллективной форм пред­принимательства.

4. Какое из приведенных целей деятельности фирмы является наиболее важ­ной: получение прибыли; максимизация продаж; повышение качества продук­ции; увеличение заработной платы работников; расширение рынков сбыта то­варов и услуг?

5. При какой форме организации предпринимательской деятельности легче осуществить производство сложной техники: индивидуальное предприятие; хо­зяйственное товарищество; хозяйственное общество; акционерное общество открытого типа; унитарное предприятие?

6. Может ли фирма, выпускающая персональные компьютеры, одновременно заниматься строительством коттеджей?

Тема №10. Система национальных счетов (3 часа)

1 . Система национальных счетов (СНС) - макростатическая модель рыночной экономики.

2. Классификация и группировка хозяйствующих субъектов и экономических операций, применяемых при построении СНС.

3. Роль и назначение производственных, распределительных методов. Метод конечного использования в расчетах ВВП.

4. Направления макроэкономического анализа данных СНС, ее отдельных бло­ков и разделов.

Темы рефератов и докладов

1. СНС: понятие, источники возникновения, задачи.

2. Структура системы национальных счетов.

3. СНС как система показателей.

Новые понятия и категории

Система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой общественный продукт, конечный продукт, национальный доход, чистый про­дукт, баланс народного хозяйства.

Литература [1-11,13-15, 18, 19, 21, 22, 24, 29, 30, 32, 33, 58, 62]

Контрольные вопросы

1. Место системы национальных счетов (СНС) в современной макроэкономи­ческой статистике.

2. Роль СНС в макроэкономическом анализе и управлении экономикой.

3. В чем различие СНС и балансом народного хозяйства, чем они обусловле­ны?

4. Какова общая структура СНС?

5. Каковы принципы согласования счетов в СНС (на примере счетов произ­водства, образования доходов и первичного распределения доходов)?

6. СНС как система взаимосвязанных показателей.

7. Методы расчета валового внутреннего продукта (ВВП) и значение их в ста­тистике и анализе.

8. Как осуществляется переход от показателей ВВП к показателю "чистое кре­дитование / чистое заимствование"?

9. Место счета товаров и услуг в СНС и роль межотраслевого баланса в стати­стике и анализе.

10.Как соотносятся между собой валовой национальный продукт (ВНП) и

национальный доход (НД)?

а) НД превышает ВНП на величину износа средств производства.

b) ВНП превышает НД на величину косвенных налогов, которыми облагаются

товары.

с) ВНП практически равен НД.

d) Если вычесть из ВНП амортизационные отчисления и косвенные налоги, то получится НД.

е) Если прибавить к ВНП амортизационные отчисления и косвенные налоги, то получится НД.

11 .Номинальный ВНП вырос в год на 5 %, а дефлятор ВНП на 10%. Найдите

процентное изменение реального ВНП.

12.Определите ВНП по следующим данным (в трлн. руб.):

 

Показатели Сумма
Экспорт. Личные расходы граждан на товары и услуги. 22,7 310,3
Импорт. Заработная плата. 14,4 275,6 .
Государственные закупки. Налоги с граждан. 90,2 20,4 76,5 10,1
Налоги с предприятий и организаций. Валовые внутренние инвестиции.

 

13.Дефлятор ВНП вырос в год с 1,13 до 1,18. Найдите уровень инфляции для данного года.

14.Предположим, что национальное производство включат два товара: х - по­требительский товар, у - средства производства. В текущем году было произве­дено 500 единиц товара х при цене за единицу 20 ден. ед. и 20 единиц товара у при цене за единицу 100 ден. ед. К концу текущего года 5 используемых еди­ниц средств производства должны быть заменены новыми. Определить величи­ну ЧИП.

 

Тема №11. Макроэкономическое равновесие (2 часа)

 

1. Формирование экономического равновесия системы. Изменения в равнове­сии.

2. Общее равновесие и оптимальность по В. Парето.

3. Экономикс - математические модели рыночной экономики. Модель В. Ле­онтьева и ее содержание, практическая значимость.

Литература [1-11,13-15, 18, 19, 21, 22, 24, 29, 30, 32, 33, 58, 62]

Темы рефератов и докладов

1. Рыночная экономика как состояние реальных экономических систем.

2. Формирование экономического равновесия системы.

3. Экономико-математические модели рыночной экономики.

Понятия и категории

Совокупный спрос, неценовые факторы совокупного спроса, совокупное предложение, неценовые факторы совокупного предложения, равновесный уровень цен, равновесный реальный объем производства, эффект храповика, метод сопоставления совокупных расходов и объема производства, метод изъя­тий и инъекций, запланированные и фактические инвестиции, эффект мультип­ликатора, инфляционные разрывы.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные отличия между состояниями частичного и общего эко­номического равновесия хозяйственной системы.

2. Что представляет нормальное состояние экономики?

3. Приведите примеры того, как несогласованность в механизмах и действиях хозяйственных агентов на одном рынке порождает специфические проблемы развития на другом.

4. Каковы предложения и условия модели общего экономического равновесия Л. Вальраса? В чем ее основные недостатки?

5. Дайте определение совокупного предложения. Что предопределяет конкрет­ный вид кривой совокупного предложения в той или иной национальной эко­номике?

6. Почему равенство сбережений и спроса на инвестиции соответствует со­стоянию общего экономического равновесия? Дайте определение дефляцион­ного и инфляционного разрывов.

7. Определите мультипликатор расходов и мультипликатор налога, если по итогам года известно, что произведенный национальный продукт вследствие увеличения государственных расходов на 100 млрд. руб. вырос на 500 млрд. руб. Предельная стоимость к потреблению составляет 80%. К какому сокраще­нию национального продукта в этой ситуации приведет усиление налогового бремени на 50 млрд. руб.?

8. Возможно ли, чтобы мультипликатор налога был равен 3, мультипликатор расходов - 4, а предельная склонность к потреблению - 70%? Если нет, то по­чему?

9. В каком случае при достижении нового состояния экономического равнове­сия может иметь место сокращение объемов реального ВНП и усиление инфля­ции?-

10.Экономико-математические модели рыночной экономики. Модель В. Леон­тьева, ее содержание, практическая ценность.

Тема №12. Деньги, кредит, банки. Денежно-кредитная система государства(2 часа)

1. Современные деньги и их функции. Наличные и безналичные деньги.

2. Кредитная система государства.

3. Специфика и современное состояние банковской системы России.

4. Коммерческие банки и операции проводимые ими.

Литература [1-11,13-15, 18, 19, 21, 22, 24, 29, 30, 31, 32, 33, 58, 62]

Темы рефератов и докладов

1. Денежно — кредитная политика: теоретический аспект.

2. Денежный рынок.

3. Спрос и предложение денег.

4. Особенности денежно-кредитной политики России.

5. Механизм влияния денежно-кредитной политики на производство.

Новые понятия и категории

Деньги, деньги как результат обмена, золото как деньги, деньги как лик­видность, биметаллизм, монометаллизм, функции денег, уравнение Фишера, количество денег в обращении.

Контрольные вопросы

1. Назовите осн



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.048 с.)