Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды понятий по объему и содержанию.

Понятие. Понятие и слово.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия). Языковыми формами выражения понятия являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия - анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез (соединение в целое частей), Сравнение (установление сходства или различия по признакам), Абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других), Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором понятии).

Содержание понятия.

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”.

Например, содержанием понятия «преступление» является сово­купность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

.

 

Объем понятия.

Объемом понятия называют совокупность (класс) предме­тов, которая мыслится в понятии.

Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Объективно, т. е. вне созна­ния человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевает­ся множество всех школьников, которые существуют сейчас, су­ществовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называ­ются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество сто­лиц государств конечно, а множество натуральных чисел беско­нечно. Множество (класс) А называется подмножеством (под­классом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А Ì. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”).

Отношение принадлежности элемента а классу А записыва­ется так: а Î А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”.

Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А Ì В и В Ì А, что записывается как А º В.

 

Операция деления понятий..

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называ­ется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие объем которого следует раскрыть, члены деления соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой резуль­тат деления), и основание деления признак, по которому произво­дится деление. Логическая операция деления может быть представ­лена схемой, где А — делимое понятие, В, С, D — члены деления. (рисуем круг А, от которого вниз идут три круга – В,С,Д).

Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое по­нятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяет­ся на соподчиненные виды. Так, в приведенном примере делимое понятие «сделка» является родом, а члены деления «многосторон­няя сделка», «двусторонняя сделка», «односторонняя сделка» — его видами. Основанием деления является число сторон сделки.

Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике. Планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планиро­вания, классификация следственных версий и ряд других следствен­ных действий имеют своей основой логическую операцию' деления понятий.

Деление понятия это когда объем делимого понятия распределяется на ряд подмножеств с помощью основания деления. Основание деления - это признак, по которому понятие делят. Члены деления - те подмножества, на которые понятие разбивается.

Делить можно по видообразующему признаку - основанием деления является тот признак, по которому образуются видовые понятия "Ядреные взрывы бывают воздушными, наземными, подземными и подводными (в зависимости от среды, где произошел взрыв)". При дихотомическом делении объем делимого понятия делится на 2 противоречащих понятия "вещества делятся на органические и неорганические".

 

Суждения.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. "Ледоколы существуют". Суждения бывают истинные и ложные (в традиционной логике) и еще неопределенными (в 3-х значной логике). "На марсе есть жизнь" - неопределенное суждение. Сужденеи имеет субъект, предикат, связку и квантор. Субъект (S) - понятие о предмете суждения. Предикат (P) - понятие о признаке предмета, рассматриваемого в суждении. Связка - может быть выражена одним словом (есть, суть, является), группой слов или тире, или простым согласованием слов "собака лает". Квантор - перед субъектом иногда стоит кванторное слово (все, ни один, некоторые) оно указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия или к его части. Эти простые суждения наз-ся ассерторическими.

Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения делятся на Атрибутивные (суждения свойства) "у розы приятный запах", суждения с отношениями "протон тяжелее электрона", и суждения существования "Существует атомный реактор в Чернобыле". По качеству связки (есть, не есть) суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Также делятся на общие "Все соболя - ценные пушные звери", частные "Некоторые цветы - розы" и единичные "Везувий - действующий вулкан".

Суждение и предложение - суждения выражаются повествовательными предложениями, которые несут какую-либо информацию. Вопросительные предложения не содержат суждения (т.к. ничего не утверждают и ничего не отрицают). Побудительные суждения выражают побуждение к совершению действия. Некоторые побуд. Предложения не содержат суждения "Подожди меня", но предложения-приказы, призывы или лозунги "В атаку, ни шагу назад" выражают модальные суждения. Односоставные безличные предложения "Осень" и некоторые повествовательные "Он - вратарь" являются суждениями только при рассмотрении их в контексте и при уточнении. Если уточнение не сделано, непонятно истинное сужджение или ложное.

 

Закон тождества.

В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к 2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса, когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена понятия, когда во время дискуссии в рез-те отождествления разных понятий спор по существу заменяется спором о словах.

Отождествление (идентификация) широко используется в следственной практике при опознании людей, сличении почерков, отпечатков пальцев.

 

Закон противоречия.

Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Противоречием считается утверждение 2-х противоположных суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, и в одном и том же отношении. Формула закона A /\ A.

К противоположным суждениям относятся: 1. противные (контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие (контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека обнаружено формально-логическое противоречие, то его мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - ложным. Поэтому в полемике широко используется метод "приведение к абсурду".

Эти типы простых суждений не могут быть одновременно истинными:

1."Данное S есть Р " и "Данное S не есть Р" 2. "Ни одно S не есть Р" и "Все S есть Р".

3. "Все S есть Р" и "Некоторые S не есть Р". 4. "Ни одно S не есть Р" и "Некоторые S есть Р".

В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными

 

20. Закон исключительного третьего.

Из 2-х противоречащих суждений одно истинно, а другое - ложно, третьего не дано. Контрадикторными (противоречащими) наз-ся такие 2 суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом - отрицается. Они не могут быть одновременно истинными или ложными, всегда одно из них истинно, а другое - ложно.

 

Полная и неполная индукция.

Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее заключение о всех элементах данного класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и иных строгих доказательствах.

Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. 1 вид - Индукция через простое перечисление - на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция через анализ и отбор фактов - стремление исключить случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные по времени, способу получения и т.д. (для определения кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это УМЗ, в котором на основании познания необходимых признаков делается общее заключение обо всех предметах данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на всестороннесть анализа фактов.

Понятие. Понятие и слово.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия). Языковыми формами выражения понятия являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия - анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез (соединение в целое частей), Сравнение (установление сходства или различия по признакам), Абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других), Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором понятии).

Содержание понятия.

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”.

Например, содержанием понятия «преступление» является сово­купность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

.

 

Объем понятия.

Объемом понятия называют совокупность (класс) предме­тов, которая мыслится в понятии.

Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Объективно, т. е. вне созна­ния человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевает­ся множество всех школьников, которые существуют сейчас, су­ществовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называ­ются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество сто­лиц государств конечно, а множество натуральных чисел беско­нечно. Множество (класс) А называется подмножеством (под­классом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А Ì. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”).

Отношение принадлежности элемента а классу А записыва­ется так: а Î А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”.

Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А Ì В и В Ì А, что записывается как А º В.

 

Виды понятий по объему и содержанию.

Объем понятия - это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом понятия "животные" подразумеваются все животные, которые существовали, существуют и будут существовать. Класс состоит из множества элементов.По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс "великий русский писатель А.Н.Островский"), общие (число элементов больше 1 "автомобиль, государство"), универсальные (объем которых равен универсальному классу "натуральные числа"), пустые или с 0-вым объемом (объем этих понятий - пустое множество "Бог, дед Мороз и т.п.").

Содержание поняти - совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однотипных предметов, отраженных в этом понятии (содержанием понятия "ромб" является совокупность 2-х признаков - "быть паралеллограмом" и "иметь равные стороны).

По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях подразумевается какой-либо предмет целиком "дом, свидетель"), абстрактные (в них мыслится не целый предмет, а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета "белизна, честность"), относительными (существование одного предмета невозможно без существования другого "ученик-учитель, дети-родители"), безотносительные (предметы, существующие самостоятельно "дом, человек"), положительные (характеризуют наличие в предмете какого-либо качества или отношения "грамотный человек, отстающий ученик"), отрицательные (означают то, что указанное качество отсутствует в предмете "некрасивый постубок, ненормальный человек"), собирательные (когда группа однородных предметов мыслится как единое целое "полк, стая"), несобирательные (можно отнести к каждому предмету данного класса "дом, река").

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.48 (0.007 с.)