Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды понятий по объему и содержанию.
Понятие. Понятие и слово. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия). Языковыми формами выражения понятия являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия - анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез (соединение в целое частей), Сравнение (установление сходства или различия по признакам), Абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других), Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором понятии). Содержание понятия. Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуемость. .
Объем понятия. Объемом понятия называют совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевается множество всех школьников, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество столиц государств конечно, а множество натуральных чисел бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А Ì. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”). Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а Î А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”. Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А Ì В и В Ì А, что записывается как А º В.
Операция деления понятий.. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. В операции деления следует различать делимое понятие — объем которого следует раскрыть, члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой результат деления), и основание деления — признак, по которому производится деление. Логическая операция деления может быть представлена схемой, где А — делимое понятие, В, С, D — члены деления. (рисуем круг А, от которого вниз идут три круга – В,С,Д). Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды. Так, в приведенном примере делимое понятие «сделка» является родом, а члены деления «многосторонняя сделка», «двусторонняя сделка», «односторонняя сделка» — его видами. Основанием деления является число сторон сделки. Операция деления позволяет правильно распределить предметы по группам, изучить их, а следовательно, глубже познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике. Планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планирования, классификация следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основой логическую операцию' деления понятий. Деление понятия это когда объем делимого понятия распределяется на ряд подмножеств с помощью основания деления. Основание деления - это признак, по которому понятие делят. Члены деления - те подмножества, на которые понятие разбивается. Делить можно по видообразующему признаку - основанием деления является тот признак, по которому образуются видовые понятия "Ядреные взрывы бывают воздушными, наземными, подземными и подводными (в зависимости от среды, где произошел взрыв)". При дихотомическом делении объем делимого понятия делится на 2 противоречащих понятия "вещества делятся на органические и неорганические".
Суждения. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. "Ледоколы существуют". Суждения бывают истинные и ложные (в традиционной логике) и еще неопределенными (в 3-х значной логике). "На марсе есть жизнь" - неопределенное суждение. Сужденеи имеет субъект, предикат, связку и квантор. Субъект (S) - понятие о предмете суждения. Предикат (P) - понятие о признаке предмета, рассматриваемого в суждении. Связка - может быть выражена одним словом (есть, суть, является), группой слов или тире, или простым согласованием слов "собака лает". Квантор - перед субъектом иногда стоит кванторное слово (все, ни один, некоторые) оно указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия или к его части. Эти простые суждения наз-ся ассерторическими. Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения делятся на Атрибутивные (суждения свойства) "у розы приятный запах", суждения с отношениями "протон тяжелее электрона", и суждения существования "Существует атомный реактор в Чернобыле". По качеству связки (есть, не есть) суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Также делятся на общие "Все соболя - ценные пушные звери", частные "Некоторые цветы - розы" и единичные "Везувий - действующий вулкан". Суждение и предложение - суждения выражаются повествовательными предложениями, которые несут какую-либо информацию. Вопросительные предложения не содержат суждения (т.к. ничего не утверждают и ничего не отрицают). Побудительные суждения выражают побуждение к совершению действия. Некоторые побуд. Предложения не содержат суждения "Подожди меня", но предложения-приказы, призывы или лозунги "В атаку, ни шагу назад" выражают модальные суждения. Односоставные безличные предложения "Осень" и некоторые повествовательные "Он - вратарь" являются суждениями только при рассмотрении их в контексте и при уточнении. Если уточнение не сделано, непонятно истинное сужджение или ложное.
Закон тождества. В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к 2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса, когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена понятия, когда во время дискуссии в рез-те отождествления разных понятий спор по существу заменяется спором о словах. Отождествление (идентификация) широко используется в следственной практике при опознании людей, сличении почерков, отпечатков пальцев.
Закон противоречия. Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Противоречием считается утверждение 2-х противоположных суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, и в одном и том же отношении. Формула закона A /\ A. К противоположным суждениям относятся: 1. противные (контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие (контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека обнаружено формально-логическое противоречие, то его мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - ложным. Поэтому в полемике широко используется метод "приведение к абсурду". Эти типы простых суждений не могут быть одновременно истинными: 1."Данное S есть Р " и "Данное S не есть Р" 2. "Ни одно S не есть Р" и "Все S есть Р". 3. "Все S есть Р" и "Некоторые S не есть Р". 4. "Ни одно S не есть Р" и "Некоторые S есть Р". В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными
20. Закон исключительного третьего. Из 2-х противоречащих суждений одно истинно, а другое - ложно, третьего не дано. Контрадикторными (противоречащими) наз-ся такие 2 суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом - отрицается. Они не могут быть одновременно истинными или ложными, всегда одно из них истинно, а другое - ложно.
Полная и неполная индукция. Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее заключение о всех элементах данного класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и иных строгих доказательствах. Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех. 1 вид - Индукция через простое перечисление - на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция через анализ и отбор фактов - стремление исключить случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные по времени, способу получения и т.д. (для определения кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это УМЗ, в котором на основании познания необходимых признаков делается общее заключение обо всех предметах данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на всестороннесть анализа фактов. Понятие. Понятие и слово. Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Признаки предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем предметы сходны и различны друг от друга. В понятие отражаются только существенные признаки (каждый из которых необходим, а все вместе - достаточны для характеристики данного понятия). Языковыми формами выражения понятия являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия - анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез (соединение в целое частей), Сравнение (установление сходства или различия по признакам), Абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение от других), Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором понятии). Содержание понятия. Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуемость. .
Объем понятия. Объемом понятия называют совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевается множество всех школьников, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество столиц государств конечно, а множество натуральных чисел бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А Ì. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”). Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так: а Î А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”. Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А Ì В и В Ì А, что записывается как А º В.
Виды понятий по объему и содержанию. Объем понятия - это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом понятия "животные" подразумеваются все животные, которые существовали, существуют и будут существовать. Класс состоит из множества элементов.По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс "великий русский писатель А.Н.Островский"), общие (число элементов больше 1 "автомобиль, государство"), универсальные (объем которых равен универсальному классу "натуральные числа"), пустые или с 0-вым объемом (объем этих понятий - пустое множество "Бог, дед Мороз и т.п."). Содержание поняти - совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однотипных предметов, отраженных в этом понятии (содержанием понятия "ромб" является совокупность 2-х признаков - "быть паралеллограмом" и "иметь равные стороны). По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях подразумевается какой-либо предмет целиком "дом, свидетель"), абстрактные (в них мыслится не целый предмет, а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета "белизна, честность"), относительными (существование одного предмета невозможно без существования другого "ученик-учитель, дети-родители"), безотносительные (предметы, существующие самостоятельно "дом, человек"), положительные (характеризуют наличие в предмете какого-либо качества или отношения "грамотный человек, отстающий ученик"), отрицательные (означают то, что указанное качество отсутствует в предмете "некрасивый постубок, ненормальный человек"), собирательные (когда группа однородных предметов мыслится как единое целое "полк, стая"), несобирательные (можно отнести к каждому предмету данного класса "дом, река").
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.48 (0.007 с.) |