Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
урока
Кол-
во часов
Элементы
содержания
Виды
учебной деятельности
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Внутрипредметные и межпредметные связи
Вид
контроля
Домашнее
задание
Сроки
проведения
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
В дорогу
зовущие, или
Литература
открывает мир
Литература как
художественное отражение
жизни. Книга и
ее роль в жизни
человека. Художественное
произведение и ее автор
Рецептивная:
чтение статьи
учебника
В.Б.Шкловского
«В дорогу зовущие», высказывании о книге
А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период
Знать: о роли книги
в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
Русский язык:
словарная работа
(кругозор, хороший
вкус, верность суждении, широта интересов, интеллектуально развитый
человек, культура общения). Литература: стихотворения о книге И.Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости...», Л. Мартынова «Мечтают взять книгу в руки...», С. Щипачева «Есть мудрые книжные полки...», В. Тушновой «Открываю томик одинокий...».
Ответить на вопросы: почему
автор статьи В.
Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый
ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли»
Подготовить
устный рассказ
на темы (по
выбору): «Книга, которая по-
могла мне понять самого
себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях
Рецептивная:
прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы;
продуктивная: выразительное чтение;
поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;
уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
Музыка: песни обрядового фольклора: «Коляда ходя, бродя...»: содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам дома. Каким образом это пожелание выражено? Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лапта, серп, жать, долговая, постать и др.). ИЗО: иллюстрация «Масленица» худ. Б. Кустодиева, репродукция «Хоровод. Лубок»: какие обряды изображены художниками? Чем народная обрядовая поэзия привлекает художников?
Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен
Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен, соблюдая манеру их исполнения. Продумать, какие из них предполагают при исполнении дополнительные средства выражения содержания (приплясывание, инсценирование).
Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстрацию. Подготовить её защиту
Пословицы и поговорки
Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики
Рецептивная:
чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
Литература:
малые жанры фольклора, пословица, поговорка, средства художественной выразительности: постоянный эпитет, метафора, художественное сравнение, антитеза. Источники пословиц и поговорок
Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка»
Выполнить задания (на выбор): составить устный рассказ, используя следующие поговорки: «ни свет ни заря», «час битый», «с минуты на минуту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «Дорого, да мило, дешево, да гнило», «Близок локоток, да не укусишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видит око, да зуб неймет»
Р.Р. В чем красота и мудрость русского
фольклора?
Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров
Продуктивная, творческая: выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен,
связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по пословицам;
поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств (живопись, музыка)
Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
Музыка: обрядовые песни в исполнении ансамбля «Веретенце»; исполнение учащимися русских обрядовых песен. ИЗО: иллюстрации и репродукции художника Б. Кустодиева
Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций.
Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц.
Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора?
Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси» («Читаем, думаем, спорим...»: дидактический материал по литературе: 6 класс). Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»
Древнерусская
литература.
Русская летопись и история
её возникновения. Люди
Древней Руси.
Отражение в
летописи исторических событий и народных
идеалов (патриотизма, ума,
смелости, отваги, находчивости). Связь
древнерусской
литературы с
устным народным творчеством
Рецептивная:
чтение статьи
Д.С. Лихачева в
учебнике, прослушивание тек-
ста сказания по
фонохрестоматии; репродуктивная: связный
рассказ, ответы
на вопросы, крат-
кий пересказ статьи с опорой на
план; поисковая: самостоятельный
поиск ответа на
проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
Знать: определение понятий «древ-
нерусская литера-
тура», «летопись»,
«летописание»,
«летописец», «сказание», исторические сведения о
принятии на Руси
христианства, характерные черты
литературы Древней
Руси, содержание
статьи учебника;
понимать значение летописи в
формировании
всей русской литературы, насколько
интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
История: принятие
князем Владимиром христианства
на Руси (988 год).
ИЗО: репродукция
картины
В.В.Васнецова
«Нестор-
летописец»: опираясь на статью
учебника, план и
цитату из «Повести
временных лет»,
рассказать о русском летописании.
Фреска «Поклонение волхвам»: описать фреску.
Русский язык:
словарная работа
(печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси и др.)
Подготовить вы-
разительное чтение фрагмента
сказания, пере-
давая интонационно величественную простоту
речи летописца и
чувства, переживаемые участниками событий.
Письменно ответить на вопросы
(по выбору): в
чем заключается
мудрый совет
старца; какой
двойной смысл
заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли».
Какие наставления (уроки) содержит сказание?
Письменно ответить на вопрос: почему
рассказ о част-
ном, не самом
выдающемся
эпизоде нашей
истории стал
восприниматься как широкое
обобщение,
событие, значение которого
важно для всех
времен?
Групповые задания: прочитать и подготовить устные
сообщения
«Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья», «Царское Село», «Мой первый друг...», используя учебник, дополнительные материалы книги «Читаем, думаем, спорим...»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов)
А.С.Пушкин.
Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
Лицейские годы
и лицейская
лирика
А.С.Пушкина.
Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания
Рецептивная:
чтение статьи
учебника, дополнительных мате-
риалов по теме, прослушивание стихотворения;
репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения;
продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста
Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его
творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
ИЗО: литография
«Царское Село»
(гл. «Литературные
места России»),
репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», гравюра А.Фаворского «Пушкин-юноша».
Словарная работа (благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить.
Эпитеты, обращения
Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Выучить стихотворение наизусть.
Прочитать черновой вариант стихотворения «Узник». ответить на вопрос: почему Пушкин изменил черновой вариант стихотворения?
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина.
Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией.
Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.
Литература: текст первоначального стихотворения: какие строки поэт изменил? Как при этом изменился смысл стихотворения?
Русский язык: почему в первых двух четверостишиях глаголы и глагольные формы «махая», «клюёт», «трогает», «зовет», «вымолвить хочет» создают впечатление замкнутости, а всего один глагол движения «гуляем» в последней строфе – ощущение стремительного полета?
Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление со стихотворением «Зимняя дорога»
Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
Русский язык: словарная работа (друг прелестный, открой сомкнуты негой взоры, вьюга злилась, луна, как бледное пятно, северной Авроры, прозрачный лес, предадимся бегу нетерпеливого коня). Подберите синонимы к словам: нега, взор, лежанка.
ИЗО: иллюстрация к стихотворению.
Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?
Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро»
Поэты пушкинской поры.
Родная природа в стихотворениях Е. Баратынского. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лирического героя
Рецептивная:
прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её;
уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихо творений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
Русский язык:
словарная работа (лазурь, древа, заздравный гимн; чудный, ветр, созданья поэтической мечты, посторонняя суета). Выписать из стихотворений слова, которые не встречаются или редко встречаются в современном языке
Ответить на вопросы: как поэт («Чудный град...»), а вслед за ним и чтец, передают легкость, зыбкость, изменчивость картин, создаваемых движением облаков? Меняются ли интонации при чтении строк о легких облаках, о бурной реке и ледоходе, о песне незримого жаворонка? Какой литературный прием помогает поэту сделать поэтические картины живыми, а все видимые предметы одухотворенными?
Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения...» Дать ответ на этот вопрос
Р.Р. Двусложные размеры стиха.
Двусложные
размеры стиха:
ямб, хорей.
Ритм. Слоги
ударные и без-
ударные, четные и нечетные. Стопа. Стих
Рецептивная:
чтение статьи
учебника;
продуктивная,
творческая: оп-
ределение размера стихотворения;
исследовательская: литературоведческий анализ текста
Знать: определе-
ние понятий: «ямб»
и «хорей», «уда-
рение», «ритм»,
«слог», «стопа»,
«стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения
Выполнить зада-
ния: расставить
ударения в от-
дельной строке
стихотворения;
определить ударные и безударные слоги; составить схему расположения ударных и безударных слогов в строках; установить стихотворный размер
Найти по одно-
му примеру
стихотворений,
написанных
ямбом и хоре-
ем. Доказать правильность своего выбора, используя алгоритм. Прочитать 1-4 главы романа А.С.Пушкина «Дубровский». Прочитать в учебнике статью «О романе «Дубровский». Инд. задание: подготовить краткий рассказ об истории создания романа («Читаем, думаем, спорим...»)
Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения.
Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста
Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.
История: исторический комментарий (споры помещиков за право владения землей).
Литература: история помещика Островского.
ИЗО: репродукция Кустодиева «Дубровский» и Шамаринова «На псарне у Троекуова».
Русский язык: словарная работа (подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, надменный, холоп, притязание, земский судья)
Работа с вопросами к 1-4 гл.
Прочитать 5-11 гл., составить план событий, пересказ эпизода «Обед в Покровском»
Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.
Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста.
Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.
ИЗО: иллюстрации художников Кустодиева и Шамаринова.
Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы.
Читать главы: 12-19. художественный пересказ эпизода с кольцом.
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.
Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа.
Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы.
Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»
Сюжет и композиция романа «Дубровский»
Композиция и сюжет.
Источники, послужившие основой сюжета романа
(фольклор, литература прошлого и т.д.)
Репродуктивная: осмысление сюжета художественного произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: обсуждение плана, воспроизведение событий по плану, защита сочинения «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос
Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;
уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе
Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия. Ответить на вопрос: какова их связь с развитием конфликта, лежащего в основе сюжета? В чем заключается особенность сюжета романа?
Письменный ответ на вопрос: как бы мог развиваться сюжет романа, если бы в сцене на псарне не было Па-рамошки и на дерзкие слова Дубровского Троекурову пришлось бы отвечать самостоятельно (глава 1)? Записать основу возможного сюжета. Инд. задание: нарисовать герб Троекуровых и герб Дубровских
Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает 0 своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения
Продуктивная, творческая: подготовка к сочинению
Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
Сочинение -сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Дописать сочинение дома. Решить кроссворд
«А.С. Пушкин. «Дубровский» («Читаем, думаем, спорим...»). Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А.С. Пушкина«Барышня-крестьянка». Групповое задание: подготовить инсценировка эпизодов
В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»
«Повести Белкина» - книга (цикл)повестей. Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей (от слов «Позвольте мне сегодня...» до «...веселое свое предположение»; сцена между Лизой и Алексеем (от слов «Лиза испугалась и закричала...» до «Молодые люди расстались»; сцена между Иваном Петровичем Берестовым и Алексеем (от слов «ИванПетрович менее беспокоился об успехе своих намерений...» до «...если отец заберет что себе в голову, то...не вышибешь»; финальная сцена_(от слов «На другой день Алексей, твердый в своем намерении...» до конца повести
Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов
Знать: сюжет и героев повести Пушкина,
понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
Русский язык:
словарная работа (благопристойность, благоразумие, благовоспитанны, благословение; равнодушие, дружелюбие): дать толкование, раскрыть значение составных частей слова.
Музыка: П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс»: как музыка помогает понять характеры героев?
Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.)
Инд. задания: подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове (детские годы поэта в Тарханах, жизнь Лермонтова в Москве), используя учебник и дополнительный материал книги «Читаем, думаем, спорим...»
М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника
Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения
Рецептивная:
прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие;
репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;
уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
Русский язык:
словарная работа (странники, лазурная, изгнанники, тяготит, клевета, наскучили, чужды). Выписать эпитеты вместе с определяемыми словами: как в них отразилось настроение автора?
Музыка: П.И. Чайковский. Симфония №5 (фрагмент): как композитор средствами музыки изобразил мотив неволи, узничества, настроение одиночества и глубокой грусти?
Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?
Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию). Подготовить выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Три пальмы»
Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация
Рецептивная:
прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во прос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки;
исследовательская: анализ текста -
Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
Музыка: А. Хачатурян: концерт для скрипки с оркестром, колыбельная из балета «Гаяне». Как композитор средствами музыки передает философскую мысль поэта о дисгармонии природы и человека? Русский язык: словарная работа (аравийская земля, студеная влага, зеленая куща, роптать на Бога, колеблемы ветром, благосклонный, походные шатры, очи, стан худощавый, фарис, караван, питомцы столетий, урочный путь, Пророк): какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?
Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером стихотворения? Групповые задания: проследить, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актера, когда он читает: описание оазиса в аравийской пустыне (1 строфа); роптание пальм (2 строфа); описание движущегося каравана (3 строфа); гарцевание арабского всадника (5 строфа), встречу гостей в оазисе
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.02 с.)