Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инверсия (логическое отрицание)

Поиск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 3. ЛОГИКА

§ 1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИКИ. БУЛЕВА АЛГЕБРА

ИНВЕРСИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ ОТРИЦАНИЕ)

КОНЪЮНКЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ УМНОЖЕНИЕ)

ДИЗЪЮНКЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ)

ИМПЛИКАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ)

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО)

§ 7. ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ

§ 8. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОМУЛЫ. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Упрощение и преобразование формул.

Задачник

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

I. Решение логических задач средствами алгебры логики.

II. Решение логических задач табличным способом.

III. Решение логических задач с помощью рассуждений.

IV. Задачник


ЛОГИКА

§ 1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИКИ. БУЛЕВА АЛГЕБРА

Логика – это наука о формах и способах мышления.

Мышление всегда осуществляется в каких-то формах – понятиях, высказываниях, умозаключениях, логических выражениях и т.д.

Понятие – форма мышления, фиксирующая основные признаки предмета.

Высказывание (суждение) – это предложение, в котором что-то отрицается или утверждается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Логическое выражение – это либо высказывание, либо несколько высказываний, соединенных логическими операциями.

Умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок), можно получить

новое суждение (заключение).

 

Алгебра высказываний (Булева алгебра) была разработана для того, чтобы можно было определять ложность/истинность высказываний, не вникая в их содержание. В соответствие суждению (простому высказыванию)

ставятся логические переменные (прописные буквы латинского алфавита).

Рассмотрим простое высказывание:

A = «Дважды два равно четырем»

B = «Дважды два равно пяти»

Очевидно, что высказывание А – истинно, а высказывание В – ложно. Существуют разные варианты обозначения истинности и ложности переменных:

Иными словами, «А =1, В = 0».

 

В булевой алгебре мы можем также проводить над высказываниями определенные логические операции, в результате которых, получаются новые, составные высказывания. Наиболее часто используются логические с вязки «и, или, не». Они з аменяются логическими операциями «инверсия, конъюнкция, дизъюнкция», соответственно. Это основные логические операции, при помощи которых можно записать любое логическое выражение.


ДИЗЪЮНКЦИЯ (ЛОГИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ)

Если два высказывания соединены союзом " ИЛИ", то полученное сложное высказывание обычно считается истинным, когда истинно, хотя бы, одно из составляющих высказываний.

 

Например, возьмем два высказывания:

«Мел черный» (А), «Доска черная» (В).

Высказывание «Мел черный ИЛИ доска черная» будет истинным, т.к. одно из исходных высказываний (В) истинно.

 

И, напротив, для

«Небо зеленое» (С), «Трава красная» (D)

Высказывание «Небо зеленое ИЛИ трава красная» будет ложным, в силу того, что ложны оба высказывания.

 

Отсюда определение:

Дизъюнкция (логическое сложение) - составное высказывание, образованное логическим сложением,

Обозначения:

A+B, AˇB, А U B

A or B, A или B

 

Дизъюнкция – выражение, истинное тогда и только тогда, когда есть хотя бы одно истинное высказывание, входящее в него:

 

В математике: если каждое выражение совокупности взять за отдельное высказывание то составное высказывание, образованное логическим сложением, будет являться решением этой совокупности.

Пример: пусть высказывание А – х>5, а высказывание В – х>7 тогда это составное высказывание т.е. х>5

 

Итак, высказывание AˇB можно представить в виде объединения множеств А и В:

 

 


ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ

Для каждого составного высказывания (логического выражения) можно построить таблицу истинности, которая определяет его истинность или ложность, при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний(логических переменных).

 

При построении таких таблиц целесообразно пользоваться определенной последовательностью действий:

1. Определить количество строк таблицы по формуле:

Количество строк = 2n, где n – число логических переменных.

2. Количество столбцов = n + число логических операций.

3. Первые n столбцов нумеруем, начиная с нуля.

4. Заполняем столбец №0 нулями и единицами, чередуя их через 1 знак (номер столбца = 0, 20 = 1);

Столбец №1, 21 = 2, чередуем через два знака;

Столбец №2, 22 = 4, чередуем через четыре знака и т.д.

5. Заполняем остальные столбцы таблицы истинности, в соответствии с определенным порядком очереди выполнения логических операций:

1. Инверсия
2. Конъюнкция
3. Дизъюнкция
4. Импликация
5. Эквивалентность
6. Для изменения указанного порядка выполнения операций используются скобки.

Теперь мы можем определить значение логической функции для любого набора значений логических переменных.


§ 8. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОМУЛЫ. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать, то есть заменить логической формулой.

В качестве примера рассмотрим высказывание

"Если я куплю яблоки или абрикосы, то приготовлю фруктовый пирог"

"Если Игорь знает английский или японский язык, то он получит место переводчика".

Оба эти высказывания формализуются в виде (A v B) C.

Как показывает анализ формулы (A v B) C, при определённых сочетаниях значений переменных A, B и C она принимает значение "истина", а при некоторых других сочетаниях — значение "ложь". Такие формулы называются выполнимыми.

Некоторые формулы принимают значение "истина" при любых значениях истинности входящих в них переменных. Таковой будет, например, формула А v A, соответствующая высказыванию

"Этот треугольник прямоугольный или косоугольный".

Эта формула истинна и тогда, когда треугольник прямоугольный, и тогда, когда треугольник не прямоугольный. Такие формулы называются тождественно истинными формулами или тавтологиями.

Высказывания, которые формализуются тавтологиями, называются логически истинными высказываниями.

В качестве другого примера рассмотрим формулу А &A, которой соответствует, например, высказывание

"Катя самая высокая девочка в классе, и в классе есть девочки выше Кати".

Очевидно, что эта формула ложна, так как либо А, либо A, обязательно ложно. Такие формулы называются тождественно ложными формулами или противоречиями.

Высказывания, которые формализуются противоречиями, называются логически ложными высказываниями.

Если две формулы А и В одновременно, то есть при одинаковых наборах значений входящих в них переменных, принимают одинаковые значения, то они называются равносильными.

Равносильность двух формул алгебры логики обозначается символом "=" или «º». Замена формулы другой, ей равносильной, называется равносильным преобразованием данной формулы.

Равносильности формул логики высказываний часто называют законами логики. Знание законов логики позволяет проверять правильность рассуждений и доказательств. Нарушения этих законов приводят к логическим ошибкам и вытекающим из них противоречиям.

Перечислим наиболее важные из них:

Поясним некоторые из них:

1-й закон сформулирован древнегреческим философом Аристотелем. Закон тождества утверждает, что мысль, заключенная в некотором высказывании, остается неизменной на протяжении всего рассуждения, в котором это высказывание фигурирует.

Закон противоречия (непротиворечия) говорит о том, что никакое предложение не может быть истинно одновременно со своим отрицанием.
“Это яблоко спелое” и “Это яблоко не спелое”.

Закон исключенного третьего говорит о том, что для каждого высказывания имеются лишь две возможности: это высказывание либо истинно либо ложно. Третьего не дано. “Сегодня я получу 5 либо не получу”. Истинно либо суждение, либо его отрицание.

Закон двойного отрицания. Отрицать отрицание какого-нибудь высказывания - то же, что утверждать это высказывание.
“ Неверно, что 2 2 4”

Законы идемпотентности. В алгебре логики нет показателей степеней и коэффициентов. Конъюнкция одинаковых “сомножителей” равносильна одному из них.

XÙ Xº X,

XÚ Xº C

Законы коммутативности и ассоциативности. Конъюнкция и дизъюнкция аналогичны одноименным знакам умножения и сложения чисел.
В отличие от сложения и умножения чисел логическое сложение и умножение равноправны по отношению к дистрибутивности: не только конъюнкция дистрибутивна относительно дизъюнкции, но и дизъюнкция дистрибутивна относительно конъюнкции.

Смысл законов де Моргана

(Август де Морган (1806-1871) - шотландский математик и логик) выразил эти законы в кратких словесных формулировках:

- отрицание логического произведения эквивалентно логической сумме отрицаний множителей.

- отрицание логической суммы эквивалентно логическому произведению отрицаний слагаемых.

Доказать законы логики можно:

1) с помощью таблиц истинности;
2) с помощью равносильностей.

Докажем законы склеивания и поглощения с помощью равносильностей:

Закон склеивания:

(C Ú U) Ù ( Ú U) º

º (C + U) × ( + U) º C × + U × + U × U + C × U º

º U × + U + C × U º U × + U (1 + C) º U × + U º

º U ( + 1) º U

Закон поглощения:

C Ù (C Ú U) º C × C +C × U º C +C × U º C (1 + U) º C

 

Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения окружающих объектов.

 


ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Упрощение формул.

Пример 1. Упростить формулу (А+В)· (А+С)
Решение. а) Раскроем скобки
(A + B) · (A + C) º A · A + A · C + B · A + B · C
б) По закону идемпотентности,
A · A + A · C + B · A + B · C º A + A · C + B · A + B · C
в) В высказываниях А и А· C вынесем за скобки А и используя свойство А+1º 1, получим
А+А· С+ B · A + B · C º A ·(1 + С) + B · A + B · Сº A + B · A + B· С
г) Аналогично пункту в) вынесем за скобки высказывание А.
A + B · A + B · С º A (1 + B) + B · С º A + B · С
Таким образом, мы доказали закон дистрибутивности.

2. Преобразования “поглощение” и “склеивание”

Пример 2. А) Упростить выражение А+ A · B
Решение. A + A · B º A (1 + B) º A - поглощение

В) Упростить выражение A · B + A ·
Решение. A · B + A · º A (B + ) º A - склеивание

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач:

· средствами алгебры логики;

· табличный;

· с помощью рассуждений.

Пример 1.

Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок.
— Вот увидишь, Шумахер не придет первым, — сказал Джон. Первым будет Хилл.
— Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, — воскликнул Ник. — А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым.
Питер, к которому обратился Ник, возмутился:
— Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину.
По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?

Решение.

Введем обозначения для логических высказываний:
Ш — победит Шумахер;
Х — победит Хилл;
А — победит Алези.
Реплика Ника "Алези пилотирует самую мощную машину" не содержит никакого утверждения о месте, которое займёт этот гонщик, поэтому в дальнейших рассуждениях не учитывается.
Зафиксируем высказывания каждого из друзей:

Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание:

Высказывание истинно только при Ш=1, А=0, Х=0.

Ответ. Победителем этапа гонок стал Шумахер.

 

 

Пример 2.

В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что:

1. Смит самый высокий;

2. Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

3. Играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

4. Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

 

Решение.

Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.

Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.
Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет" заполним нулями:

Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.
Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями:

Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.

Ответ. Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе.

 

Пример 3.

Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

Решение.

Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение).
Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.

Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:

Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.

 

 

Пример 1.

Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

Решение.

Имеется три утверждения:

1. Вадим изучает китайский;

2. Сергей не изучает китайский;

3. Михаил не изучает арабский.

Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.

Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.
Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ. Сергей изучает китайский язык, Михаил — японский, Вадим — арабский.

Пример 2.

В клубе «Отдых» познакомились 3 любителя клубной музыки видов техно, хаус, рейв. Один говорит: «Вы какую музыку больше любите? Я техно люблю!». Другой ответил, что любит хаус, а третий сказал, что не любит ни техно, ни хаус, но зато обожает рейв. Интересно то, что все они были в банданах и рубашках черного, белого и желтого цветов, но цвет банданы и рубашки совпадал только у любителя техно. А у любителя хаус ни рубашка, ни бандана не были белыми. А любитель рейв был в желтой рубашке. Определите цвет рубашек и бандан каждого из любителей клубной музыки.

Решение.

Заметим, что по условию задачи цвет банданы и рубашки совпадал только у любителя техно. А так как у любителя хауса ни рубашка, ни бандана не были белыми, и любитель рейв был в желтой рубашке, то делаем вывод, что любитель техно может быть в рубашке и бандане только белого цвета.
Получаем граф: Решение сводится к нахождению трех сплошных треугольников с вершинами в разных множествах. Значит у любителя хаус желтая бандана и черная рубашка (т.к. цвет совпадал только у любителя техно по усл.), а у любителя рейв черная бандана.

Ответ. У любителя техно рубашка и бандана белого цвета; у любителя хаус черная рубашка и желтая бандана; у любителя рейв желтая рубашка и черная бандана.

 

Пример 3.

Атос, Портос и Арамис в соревновании по фехтованию заняли три первых места. Какое место занял каждый из них, если Портос занял не второе и не третье место, а Арамис – не третье?

Решение.

Учитывая условия задачи, сразу делаем вывод, что Портос занял первое место.

Ответ. Арамис занял второе место, и Атос – третье место.

 

Пример 4.

Коренными жителями острова являются рыцари света и рыцари тьмы. Рыцари света всегда говорят правду, а рыцари тьмы всегда лгут. Рыцарь А говорит: «Я – лжец». Является ли он уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы?

Решение.

Пусть А сказал правду, значит, он – рыцарь тьмы. Но он не может быть рыцарем тьмы, так как рыцари тьмы всегда лгут. Пусть А сказал ложь, тогда он рыцарь света. Но рыцари света говорят правду. Опять не получается. Значит, А не может быть уроженцем острова рыцарей света и рыцарей тьмы.

Ответ. А не является уроженцем острова.

 

Пример 5.

У короля было три дочери. Янка, Иванка и Бланка. Янка всегда говорила правду. Иванка иногда говорила правду, а иногда лгала, а Бланка всегда лгала. Ко двору короля пришел принц, чтобы просить руки правдивой Янки. Король привел его в зал, где все три принцессы сидели рядом, и сказал принцу, что отдаст ему Янку в жены, если принц сам узнает ее из трех принцесс. При этом принц может задать каждой из принцесс по одному вопросу. Принц задумался и потом задал каждой из принцесс один и тот же вопрос: "Как зовут принцессу, которая сидит в середине? " Принцесса, которая сидела слева, ответила: "Янка". Принцесса, сидевшая посередине, ответила: "Бланка". Принцесса, сидевшая справа, ответила: "Иванка". Выслушав ответы принцесс, принц узнал свою Янку. Где сидела Янка?

Решение.

Справа. Если Янка слева, то она солгала - ведь она не может сидеть в середине. Если Янка посередине, то она опять солгала. Если посередине бы сидела Бланка, то получилось бы, что она сказала правду, а это невозможно.

Ответ. Значит, посередине Иванка, девушка справа сказал аправду, значит она Янка.

Пример 6.

На острове два города, в одном живут Эльфы, говорящие только правду, а в другом – Орки, говорящие только ложь. Встретились три существа А, В и С.
А говорит: «В – Орк».
В говорит: «А и С из одного города».
С – это Эльф или Орк?

Решение.

Рассмотрим два случая.
1) Пусть А говорит правду, тогда В – Орк и он лжец. Так как В – лжец, то A и С не из одного города, поэтому С – Орк.
2) Пусть А говорить ложь, тогда В – Эльф. А так как В говорит правду, то и С – Орк.

Ответ.

В любом случае С – Орк.

 

Задачник

1. Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда, тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств — пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго.
Известно, что:
- Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
- парижанка не снимается в кино;
- та, кто живет в Риме, певица;
- Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис, и какова ее профессия?

 

2. Пытаясь вспомнить победителей прошлогоднего турнира, пять бывших зрителей турнира заявили:
- Антон был вторым, а Борис - пятым.
- Виктор был вторым, а Денис - третьим.
- Григорий был первый, а Борис - третьим.
- Антон был третьим, а Евгений - шестым.
- Виктор был третьим, а Евгений - четвертым.
Впоследствии выяснилось, что каждый зритель ошибся в одном из двух своих высказываний. Каково было истинное распределение мест в турнире?

 

3. В школе, перешедшей на самообслуживание, четырем старшеклассникам: Андрееву, Костину, Савельеву и Давыдову поручили убрать 7-ой, 8-ой, 9-ый и 10-ый классы. При проверке оказалось, что 10-ый класс убран плохо. Не ушедшие домой ученики сообщили о следующем:
- Андреев: «Я убирал 9-ый класс, а Савельев — 7-ой».
- Костин: «Я убирал 9-ый класс, а Андреев — 8-ой».
- Савельев: «Я убирал 8-ой класс, а Костин - 10-ый».
Давыдов уже ушел домой. В дальнейшем выяснилось, что каждый ученик в одном из двух высказываний говорил правду, а во втором ложь. Какой класс убирал каждый ученик?

 

4. Пять школьников из пяти различных городов Брянской области прибыли для участия в областной олимпиаде по математике. На вопрос: «Откуда Вы?» каждый дал ответ:
- Иванов: «Я приехал из Клянцов, а Дмитриев из Новозыбкова».
- Сидоров: «Я приехал из Клянцов, а Петров из Трубчевска».
- Петров: «Я приехал из Клянцов,а Дмитриев из Дятькова».
- Дмитриев: «Я приехал из Новозыбкова, а Ефимов из Жуковки».
- Ефимов: ««Я приехал из Жуковки, а Иванов из живет в Дятькове».
Откуда приехал каждый из школьников, если одно его утверждение верно, а другое ложно?

 

5. На соревнованиях по легкой атлетике Андрей, Борис, Сергей и Володя заняли первые четыре места. Но когда девочки стали вспоминать, как эти места распределились между победителями, то мнения разошлись.
- Даша сказала: "Андрей был первым, а Володя - вторым".
- Галя утверждала: "Андрей был вторым, а Борис - третьим".
- Лена считала: "Борис был четвертым, а Сергей - вторым".
Ася, которая была судьей на этих соревнованиях и хорошо помнила, как распределились места, сказала, что каждая из девочек сделала одно правильное и одно неправильное заявление.
Кто из мальчиков какое место занял?

 

6. Кто из друзей (Иван, Петр, Алексей, Николай или Борис) коллекционирует марки, если известно, что:
- если Борис коллекционирует марки, то их коллекционируют Иван и Николай;
- если их коллекционирует Иван, то Петр тоже коллекционирует марки;
- из двух друзей (Петра и Алексея) коллекционирует марки только один;
- Алексей лишь в том случае коллекционирует марки, если их коллекционирует Николай;
- по крайней мере, Николай или Борис коллекционирует марки.

 

7. На вопрос, кто из трех абитуриентов A, B, C может работать на компьютере, был получен ответ: если может работать B, то может работать и C, но не верно, что если может работать A, то может работать и C. Кто из трех абитуриентов может работать на персональном компьютере?

 

8. На вопрос, какая завтра погода, синоптик ответил: если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя; если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра; если будет пасмурно, то будет дождь и не будет ветра. Подумав немного, синоптик уточнил, что его три высказывания можно записать более лаконично. Попробуйте это сделать!

 

9. На олимпиаде по информатике студенты A, B, C и D заняли первые четыре места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три ответа: D – первый или B – второй; C – первый или A – четвертый; D – второй или B – третий. Как распределились места, если в каждом ответе только одно утверждение истинно?

 

10. Кто из абитуриентов A, B, C и D играет, а кто не играет в шахматы, если известно следующее: если A или B играет, то C не играет; если B не играет, то играют C и B; C – играет. Решить задачу с помощью логических операций.

 

11. В деле об убийстве имеются двое подозреваемых: A и B. Допросили четверых свидетелей. Показания первого таковы: «A не виноват». Второй свидетель сказал: «B не виноват». Третий свидетель: «Из двух показаний по крайней мере одно истинно». Четвертый: «Показания третьего свидетеля ложны». Четвертый свидетель оказался прав. Кто же совершил преступление?

 

12. Аня, Вика и Сергей решили пойти в кино. Учитель хорошо знавший этих ребят, высказал следующие предположения: Аня пойдет в кино только тогда, когда пойдут Вика и Сергей; Аня и Сергей пойдут в кино вместе или же оба останутся дома; чтобы Сергей пошел в кино, необходимо, чтобы пошла Вика. Когда ребята пошли в кино, оказалось, что учитель немного ошибался, из трех его утверждений истинными оказались только два. Кто из названных ребят пошел в кино?

 

13. Костя пригласил свою сестру приехать к нему в гости. После этого он получил от нее три сообщения: я приеду в гости, если только со мной приедет папа; чтобы я приехала, необходимо, чтобы меня сопровождала мама; либо приедем мы с мамой, либо приедет только папа. Когда приехали гости, оказалось, что из этих трех сообщений истинным было только одно. Кто приехал навестить Костю?

 

14. Студенты узнали, что к ним в группу должен придти юноша из другого института. Обсуждая эту новость, студенты высказали ряд предположений: для того, чтобы новичок был добрым, достаточно чтобы он был умным; если новичок силач, то он либо глупый, либо злой; если новичок умный, то для того, чтобы он был добрым, необходимо, чтобы он бы сильным. Преподаватель сказал, что из этих условий выполнено только одно. Кроме того, преподаватель сказал: «Необходимое условие доброты – это ум. Значит, новичок умный, но слабый». Каким был новичок?

 

15. Пятеро друзей.
Пятеро друзей решили записаться в кружок любителей логических задач: Андрей (А), Борис (Б), Виктор (В), Григорий (Г), Дмитрий (Д). Но староста кружка предложил им выдержать вступительный экзамен. «Вы должны приходить к нам по возможности больше вечеров, однако, в разных сочетаниях, соблюдая следующие условия:
а) Если А приходит вместе с Д, то Б должен присутствовать.
б) Если Д отсутствует, то Б должен быть, а В пусть не приходит.
в) А и В не могут одновременно ни присутствовать, ни отсутствовать.
г) Если приедет Д, то Г пусть не приходит.
д) Если Б отсутствует, то Д должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует В. Если же В присутствует при отсутствии Б, то Д приходить не должен, а Г должен прийти.»
Сколько вечеров и в каком составе друзья могли прийти?

 

16. Обед с логикой.
N хотел пригласить на обед по возможности больше соседей: A, B, C, D, E, F, G, H. При этом он столкнулся со следующими трудностями:
1) A никогда не придет, если пригласить B или C или если одновременно пригласить D и E.
2) D придет только в том случае, если будет приглашен и E.
3) E не примет только в том случае, если придет B.
4) F наносит визиты только в сопровождении G.
5) H не будет возражать против присутствия F только в том случае, если будет приглашен и A.
6) Если не будет приглашен F, то H будет против приглашения E.
7) Чтобы пришел G, необходимо пригласить D или H.
8) G откажется от приглашения, если пригласят E без A, а также в случае приглашения B или C.
Какое минимальное число гостей и кого именно мог пригласить N?

 

17. Диагностическая.
Имеются два симптома S1 и S2 двух болезней X1 и X2. Известно:
1) При X2 есть S1.
2) При X1 и отсутствии X2 есть S2.
3) При X2 и отсутствии X1 нет S2.
4) При S1 или S2 есть, по крайней мере, X1 или X2.
Составьте логическое уравнение, позволяющее по «значениям» признаков («есть», «нет») определить «значения» болезней.

 

18. Экономическая.
Менеджер банка должен установить 4 банкомата. В течение каждого дня работы должны выполняться следующие условия:
1) Если работает первый банкомат, то третий банкомат не должен работать, а второй и четвертый должны.
2) Если работает третий банкомат, то первый и четвертый не должны работать, а второй должен.
3) Должен работать по крайней мере один банкомат.
Необходимо определить наибольшее число дней, которое могут работать банкоматы при выполнении этих условий, так, чтобы их назначение ни в один из дней не повторялось, а также указать допустимое расписание на каждый день.

 

19. Для полярной экспедиции из восьми претендентов A, B, C, D, E, F, G, H надо отобрать шесть специалистов: биолога, гидролога, синоптика, радиста, механика и врача. Обязанности биолога могут выполнять E и G, гидролога – B и F, синоптика F и G, радиста – C и D, механика C и H, врача A и D. Хотя некоторые претенденты владеют двумя специальностями, в экспедиции сможет выполнять только одну. Кого и кем следует взять в экспедицию, если F не может ехать без B, D – без H и без C, C не может ехать одновременно с G, а A не может ехать вместе с B?

 

20. Спортивная.
Шесть спортсменов – Адамов, Белов, Ветров, Дронов, Ершов – в проходившем соревновании заняли шесть первых мест, причем ни одно место не было разделено между ними. О том, кто какое место занял, были получены такие высказывания:
1) «Кажется, первым был Адамов, а вторым – Дронов»;
2) «Нет, на первом месте был Ершов, а на втором – Глебов»,
3) «Вот так болельщики! Ведь Глебов был на третьем месте, а Белов – на четвертом»;
4) «И вовсе не так: Белов был пятым, а Адамов – вторым»;
5) «Все вы перепутали: пятым был Дронов, перед ним – Ветров».
Известно, что в высказывании каждого болельщика одно утверждение истинное, а другое ложное. Определите, какое место занял каждый из спортсменов.

 

21. Коробочки
Есть пять коробочек: белая, черная, красная, синяя и зеленая. И десять шариков тех же цветов, что и коробочки, по два каждого цвета. В каждой коробочке лежат по два шарика. При этом:
1) ни один шарик не лежит в коробочке того же цвета, что и он сам;
2) в красной коробочке нет синих шариков;
3) в коробочке нейтрального цвета (белый или черный) лежат один красный и один зеленый шарик;
4) в черной коробочке лежат шарики холодных тонов (зеленые и синие тона);
5) в одной из коробочек лежат один белый и один синий шарик;
6) в синей коробочке находится один черный шарик.
Какого цвета шарики лежат в какой коробочке?

 

22. На десяти карточках написано по одному целому числу от 1 до 10. Пятеро людей вытягивали по две карточки и называли сумму чисел. В итоге известно, что получились следующие суммы:
1) 1 - 11,
2) 2 – 4;
3) 3 – 7;
4) 4 – 16;
5) 5 – 17.
Установить какие числа выпали каждому?

 

23. Среди гостей присутствуют пять офицеров: пехотинец, артиллерист, летчик, связист и сапер. Один из них – капитан, трое – майоры и один – подполковник. Известно, что:
1) у Яноша такое же звание, как и у его друга сапера;
2) офицер-связист и Ференц – большие друзья;
3) офицер-летчик вместе с Белой и Лайошем недавно побывали в гостях у Ференца;
4) незадолго да званного вечера у артиллериста и сапера почти одновременно вышли из строя радиоприемники. Оба в один день обратились к Лайошу с просьбой зайти к ним и помочь связисту установить неисправность и не ошиблись, поскольку с тех пор приемники у обоих работают отлично;
5) Ференц чуть было не стал летчиком, но потом по совету своего друга сапера избрал иной род войск;
6) Янош по званию старше Лайоша, а Бела старше Ференца;
7) пятый офицер, Андраш, накануне вечера был в гостях у Лайоша.
Определите звание каждого офицера и род войск, в котором он служит.

 

24. В библиотеке не хватает пяти книг:
- томика Жюля Верна;
- романа Чарлза Диккенса;
- сборника рассказов Жигмунда Морица;
- поэмы-трилогии Яноша Араня «Тольди»;
- сборника стихов Аттилы Йожефа.
Библиотекарь вспомнил следующее:
1) в библиотеку заходили Андриш, Фери, Илонка, Кати и Шаньи;
2) есть строгое правило выдавать только по одной книге, причем новую книгу выдают лишь после того, как возвращена предыдущая;
3) Фери как-то раз брал Диккенса, но давно возвратил, так что взять эту книгу вторично Фери не мог;
4) у Андриша две литературные привязанности-стихи Аттилы Йожефа и романы Жюля Верна (книги других авторов Андриш взять не мог);
5) Кати отдает предпочтение литературе ХХ века;
6) Илонка читает произведения только венгерских авторов;
7) Шаньи – неизменный почитатель поэзии (всей остальной литературы для него просто не существует).
Все ли правильно вспомнил Пишта?

 

25. Посл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 3334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.016 с.)