Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гормоны, которые делают возможным и обеспечивают линейный рост тела и физическое развитие↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы: Группа гормонов, которые делают возможным и обеспечивают психическое, физическое развитие, линейный рост тела, половое развитие занимает важное место в профессиональной подготовке врача-стоматолога, потому что своевременное выявление гипо- или гиперфункции эндокринных желез может дать возможность улучшить или нормализовать состояние нарушенных функций ротовой полости и целостного организма. 2.Учебные цели: Ø Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о состоянии механизмов регуляции процессов линейного роста тела, физического, психического и полового развития с участием гормонов. Ø Делать выводы о состоянии физиологических функций организма и его систем и органов при изменении концентрации гормонов передней доли гипофиза (СТГ), щитовиднойїжелезы (Т3 – Т4). Ø Анализировать возрастные особенности функций организма, связанные с деятельностью эндокринных желез. 2.Базовый уровень подготовки Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию 4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию
4.2. Теоретические вопросы 1) Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных желез. 2) Роль гормона аденогипофиза соматотропина (СТГ) в обеспечении физического развития организма и линейного роста тела. 3) Роль гормонов щитовидной железы тироксина, трийодтиронина в обеспечении психического и физического развития организма, регуляции метаболизма, функций висцеральных систем. 4) Роль половых гормонов в регуляции полового и физического развития, половых функций организма. Практические работы 1) Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм). 2) Исследование влияния избытка тиреоидных гормонов в эксперименте (видеофильм) Содержание темы Роль гормона роста (СТГ) в регуляции линейного роста тела и физического развития СТГ по химическому строению является полипептидом, который является гомологом плацентарного лактогена и гормона пролактина у человека. СТГ выделяется передней долей гипофиза (аденогипофизом). Регуляция секреции СТГ: o существует суточный (циркадный) биологический ритм секреции гормона; o секреция увеличивается во время сна, стресса, физической работы, гипогликемии, концентрация его більша в молодом воздасте до половой зрелости; o секреция уменьшается под влиянием соматостатина - ингибирующего гормона (СТГ-ИГ) гипоталамуса, соматомединов (гормоны, образующиеся в печени под влиянием СТГ), ожирении, гипергликемии, беременности. 1) Гипоталамическая регуляция секреции СТГ (смотреть схему контура регуляции):
§ Соматолиберин, образуется в гипоталамусе и транспортируется с кровью к аденогипофизу, где стимулирует синтез и секрецию СТГ § Соматостатин так же образуется в гипоталамусе, транспортируется с кровью к аденогипофизу и угнетает секрецию СТГ аденогипофизом. § Регуляция секреции СТГ происходит благодаря каналу отрицательной обратной связи: - под влиянием СТГ в клетках-мишенях - в гепатоцитах образуются гормоны соматомедины, которые стимулируют секрецию соматостатина в гипоталамусе и тем самым угнетают секрецию СТГ аденогипофизом, а так же непосредственно угнетают секрецию СТГ в аденогипофизе, - СТГ и соматолиберины сами так же угнетают секрецию самих себя через влияние на гипоталамус - СТГ угнетает секрецию самого себя, стимулируя секрецию соматостатина в гипоталамусе. Механизмы действия СТГ o В печени (в гепатоцитах) под влиянием СТГ образуются соматомедины (інсулино-подобные факторы роста: ИФР-1), которые действуют непосредственно на клетки-мишени; o В клетках-мишенях, на которые действуют соматомедины, есть рецепторы, которые имеют тирозин-киназную активность, как и инсулиновые рецепторы. 1.3.Дествие СТГ через соматомедины, которые увеличивают: 1) синтез белков в хондроцитах и тем самым- линейный рост тела, 2) синтез белков в мышцах и тем самым – увеличивают массу тела, 3) синтез белков в большинстве внутренних органов и тем самым – увеличивают размеры внутренних органов. 1.4.Непосредственное действие СТГ на клетки-мишени: 1) увеличивает концентрацию глюкозы в крови 2) увеличивает липолиз 3) стимулирует синтез белков в мышцах и тем самым увеличивает массу тела. Роль тиреоидных гормонов Участие в регуляции роста
2.3.2.Участие в развитии психических функций в перинатальном периоде и у взрослых людей Перинатальный период o Развитие психических функций ЦНС полностью зависит от тиреоидных гормонов в перинатальном периоде. o При гипосекреции этих гормонов развивается умственная отсталость - кретинизм У взрослых
2.3.3. Действие на автономную нервную систему Тиреоидные гормоны увеличивают влияние симпатической нервной системы и катехоламинов (адреналин, норадреналин) на клетки-мишени, которые имеют адренорецепторы (преимущественно бета-адренорецепторы), так как эти гормоны увеличивают синтез новых белков - адренорецепторов. Поэтому увеличение частоты и силы сокращений сердца под влиянием тиреоидных гормонов является следствием увеличения влияния симпато-адреналовой системы на бета-адренорецепторы кардиомиоцитов. 2.3.4. Действие на основной обмен Основной обмен – это энергетические затраты организма, которые характеризуют интенсивность метаболизма и определяются в стандартных условиях (натощак, при температуре комфорта, лежа, во время физического и психического покоя) Тиреоидные гормоны увеличивают интенсивность метаболизма, поэтому основной обмен увеличивается. Причиной увеличения интенсивности метаболизма является увеличение в клетках-мишенях синтеза новых белков, а именно – фермента Na+-K+-АТФ-азы, которая увеличивает гидролиз АТФ и тем самым увеличивает скорость действия натрий-калиеєвих насосов мембран, насосы нуждаются в энергии АТФ, потому увеличивается количество митохондрий в клетках-мишенях. Следствием отмеченного и является увеличение интенсивности метаболизма, что сопровождается увеличением потребления кислорода организмом, а это приводит к увеличению вентиляции легких, минутного объема крови (увеличение частоты и силы сокращения сердца). Потребление кислорода увеличивается во всех тканях благодаря стимуляции интенсивности метаболизма за исключением мозга, половых желез и селезенки. Увеличение интенсивности метаболизма приводит к увеличению теплопродукции, что влияет на процессы терморегуляции. Люди, которые имеют увеличенную концентрацию гормонов, плохо переносят жару. 2.3.5. Другие метаболические эффекты Увеличение потребления кислорода отображает увеличение интенсивности метаболизма в целом, в частности, имеет место при действии стрессовых факторов, при действии которых происходит увеличение: o всасывания глюкозы в пищеварительном канале o гликогенолиза, глюконеогенеза, окисления глюкозы o синтеза и деградация белков, преобладает катаболизм
Изменения в ротовой полости (для студентов стоматологического факультета): 1) При гипотиреозе щитовидной железы- недостатка гормонов у беременной матери во второй половине беременности после рождения ребенка наблюдаются: а) задержка прорезывания зубов; б) аномалии развития эмали. 2) Становление функции щитовидной железы происходит раньше других у человека в эмбриогенезе и совпадает с периодом формирования зачатков молочных зубов: - на 10 неделе образуются амелобласты - на 12 неделе образуются одонтобласты - на 16 неделе начинается период дентино- и амелогенеза - на 17 неделе – начало развития постоянных зубов. · В эксперименте на животных доказано, что после резекции щитовидной железы у матери у плода возникают следующие изменения: · а) ускоряется начало функционирования щитовидной железы · б) возникает системная гипоплазия – недостаточное образование элементов ткани зубов и задержка срока их прорезывания; · в) изменения структуры дентина, гиперцементоз, патологическое стирание зубов. 3) При гипотиреозе щитовидной железы у взрослого человека возникают в ротовой полости характерные изменения:
· При гипертиреозе щитовидной железы: a. у взрослого человека изменения в полости рта неспецифические и связанные с общими изменениями висцеральных систем в организме b. у ребенка после рождения имеет место ускоренное прорезывания зубов. Материалы для самоконтроля 6.1. Дайте ответы на вопрос: 1) Какие гормоны обеспечивают психическое развитие ребенка? Можно ли своевременно обнаружить их недостаток и предотвратить возникновение умственной отсталости? 2) Какие гормоны обеспечивают физическое развитие и линейный рост тела у человека? Можно ли своевременно обнаружить их недостаток и предотвратить последствия их отсутствия. 3) Почему пигмеи маленького роста? Назовите возможные причины. 4) Какие половые гормоны преобладают у женщин, назовите их роль. 5) Какие половые гормоны преобладают у мужчин? Назовите их роль. 6.2.Нарисуйте схему контура регуляции: 1) Выделения гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина) и поддержания постоянства их концентрации. 2) Выделения соматотропина (СТГ) и поддержания его концентрации. 3) Выделения женских половых гормонов и поддержания их концентрации. 4) Выделения мужских половых гормонов и поддержания их концентрации 5) Нарисуйте схему взаимодействия трийодтиронина и тироксина с клетками-мишенями
Описание практических работ Работа 1. Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм) Цель работы: установить влияние трийодтиронина и тироксина (Т3, Т4) на рост, поведение, интенсивность метаболизма. Ход работы: в видеофильме показаны исследования поведения, роста, вентиляции легких и поглощения кислорода у козленка после удаления щитовидной железы. Такие же исследования были проведены у козленка с нормальной функцией щитовидной железы (интактный козленок). Результаты: в видеофильме показано, что козленок после удаления щитовидной железы по сравнению с интактным козленком 1) отставал в росте, 2) был вялым, мало двигался, 3) вентиляция легких у него была увеличена, увеличено потребление кислорода. Выводы______________________________________________________________________ Литература Основная
Дополнительная
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы: Группа гормонов, которые делают возможным и обеспечивают психическое, физическое развитие, линейный рост тела, половое развитие занимает важное место в профессиональной подготовке врача-стоматолога, потому что своевременное выявление гипо- или гиперфункции эндокринных желез может дать возможность улучшить или нормализовать состояние нарушенных функций ротовой полости и целостного организма. 2.Учебные цели: Ø Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о состоянии механизмов регуляции процессов линейного роста тела, физического, психического и полового развития с участием гормонов. Ø Делать выводы о состоянии физиологических функций организма и его систем и органов при изменении концентрации гормонов передней доли гипофиза (СТГ), щитовиднойїжелезы (Т3 – Т4). Ø Анализировать возрастные особенности функций организма, связанные с деятельностью эндокринных желез. 2.Базовый уровень подготовки Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию 4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию
4.2. Теоретические вопросы 1) Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных желез. 2) Роль гормона аденогипофиза соматотропина (СТГ) в обеспечении физического развития организма и линейного роста тела. 3) Роль гормонов щитовидной железы тироксина, трийодтиронина в обеспечении психического и физического развития организма, регуляции метаболизма, функций висцеральных систем. 4) Роль половых гормонов в регуляции полового и физического развития, половых функций организма. Практические работы 1) Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм). 2) Исследование влияния избытка тиреоидных гормонов в эксперименте (видеофильм) Содержание темы Гормоны, которые делают возможным и обеспечивают линейный рост тела и физическое развитие К гормонам этой группы относят гормон роста (СТГ), который образуется в аденогипофизе, а так же гормоны щитовидной железы тироксин и трийодтиронин, гормон поджелудочной железы инсулин, полове гормоны. Роль гормона роста (СТГ) в регуляции линейного роста тела и физического развития СТГ по химическому строению является полипептидом, который является гомологом плацентарного лактогена и гормона пролактина у человека. СТГ выделяется передней долей гипофиза (аденогипофизом). Регуляция секреции СТГ: o существует суточный (циркадный) биологический ритм секреции гормона; o секреция увеличивается во время сна, стресса, физической работы, гипогликемии, концентрация его більша в молодом воздасте до половой зрелости; o секреция уменьшается под влиянием соматостатина - ингибирующего гормона (СТГ-ИГ) гипоталамуса, соматомединов (гормоны, образующиеся в печени под влиянием СТГ), ожирении, гипергликемии, беременности. 1) Гипоталамическая регуляция секреции СТГ (смотреть схему контура регуляции):
§ Соматолиберин, образуется в гипоталамусе и транспортируется с кровью к аденогипофизу, где стимулирует синтез и секрецию СТГ § Соматостатин так же образуется в гипоталамусе, транспортируется с кровью к аденогипофизу и угнетает секрецию СТГ аденогипофизом. § Регуляция секреции СТГ происходит благодаря каналу отрицательной обратной связи: - под влиянием СТГ в клетках-мишенях - в гепатоцитах образуются гормоны соматомедины, которые стимулируют секрецию соматостатина в гипоталамусе и тем самым угнетают секрецию СТГ аденогипофизом, а так же непосредственно угнетают секрецию СТГ в аденогипофизе, - СТГ и соматолиберины сами так же угнетают секрецию самих себя через влияние на гипоталамус - СТГ угнетает секрецию самого себя, стимулируя секрецию соматостатина в гипоталамусе. Механизмы действия СТГ o В печени (в гепатоцитах) под влиянием СТГ образуются соматомедины (інсулино-подобные факторы роста: ИФР-1), которые действуют непосредственно на клетки-мишени; o В клетках-мишенях, на которые действуют соматомедины, есть рецепторы, которые имеют тирозин-киназную активность, как и инсулиновые рецепторы. 1.3.Дествие СТГ через соматомедины, которые увеличивают: 1) синтез белков в хондроцитах и тем самым- линейный рост тела, 2) синтез белков в мышцах и тем самым – увеличивают массу тела, 3) синтез белков в большинстве внутренних органов и тем самым – увеличивают размеры внутренних органов. 1.4.Непосредственное действие СТГ на клетки-мишени: 1) увеличивает концентрацию глюкозы в крови 2) увеличивает липолиз 3) стимулирует синтез белков в мышцах и тем самым увеличивает массу тела.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.009 с.) |