Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фразеологизм: его лексическое значение, функция в предложении и тексте

Поиск

Фразеологизм можно заменить одним словом, например: зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова.
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей; у фразеологизма непочатый край (в значении «много») есть фразеологизм-антоним раз-два и обчелся (в значении «мало»).
Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу, например, выражение бить баклуши в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т. е. делать несложное, нетрудное дело.
Многие фразеологизмы родились из песен, сказок, притч, пословиц русского народа, например: добрый молодец, горючими слезами обливаться, молочные реки.
Часть фразеологизмов связана с профессиональной речью: через час по чайной ложке — из медицинской лексики; сойти со сцены — из речи артистов. Появлялись фразеологизмы/и в процессе заимствования. Всем известны заимствованные фразеологизмы из Библии, например: блудный сын, валаамова ослица. Много фразеологизмов пришло из древнегреческой и древнеримской мифологии: ахиллесова пята, прокрустово ложе. Многие цитаты, крылатые слова из зарубежной классической литературы стали фразеологизмами, например: быть или не быть (из трагедии В. Шекспира «Гамлет»).
Фразеологизм характеризует все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга); личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
В предложении фразеологизм является одним членом: подлежащим, сказуемым, дополнением или обстоятельством — в зависимости от того, какой частью речи он может быть заменен, например, в предложении Ребята работают засучив рукава фразеологизм засучив рукава можно заменить наречием хорошо (старательно). Следовательно, данный фразеологизм будет выполнять роль обстоятельства образа действия.
Фразеологизмы встречаются в текстах художественного стиля: в русском фольклоре как пословицы, поговорки, крылатые слова (в ногах правды нет), в изречениях литературных героев (ставить точки над и; золотая середина), в афористичных фразах (свежо предание, а верится с трудом — из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»), в оборотах разговорной речи (во всю Ивановскую, с гулькин нос).
Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, делают ее богаче, красивее.

 

 

7 Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однородных слов. Слова с одним и тем же корнем называются одно-коренными: "зима, 'зимовка, "зимовать, 'зимний.
Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слов: фонарщик, стилист. В слове может быть не один, а несколько суффиксов: читатель, расчетливость.
Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать — ^бежать — прибежать — "забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь — ^лететь).
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставоч-но-суффиксальный, бессуффиксальный.
Приставочным способом образуются имена существительные (удача — "неудача), имена прилагательные (важный — преважный), местоимения (что — кое-что), глаголы (готовить — приготовить), наречия (где — "нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный, белеть черно). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа} присоединяется суффикс -тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом -ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка под1- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, "настольный, приморский, "набело.
Бессуффиксальный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый] — зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\тъ\ — отлёт). Таким образом, основная функция приставки и суффикса — словообразование. Кроме окончания, к словоизменительным служебным морфемам относят также, формообразовательные суффиксы. Например, суффиксы причастий (гово- рящий, читающий, сделанный, молотый, упавший), суффиксы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, наречий, а также формообразовательные постфиксы (высочайший, более, нездоровится). Формообразовательные суффиксы так же, как и окончания, могут быть нулевыми: нес — несла, сох — сохли, пек — пекла.

 

 

8 Основные способы образования слов в русском языке

В русском языке новые слова могут образовываться путем прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным. Например, прибавляя (присоединяя) приставку за1- (со значением «начало действия») к производящей основе (готовить) образуем слово ИЗгото-вить; наречие "поменьше образовано также с помощью приставки Но1-, присоединенной к основе (меньше).
Образование слов с помощью суффикса называется суффиксальным способом. Например, прилагательное аленький образовано путем прибавления к основе (ал)(ый) суффикса -еньк- с уменьшительно-ласкательным значением. Существительное переплетчик образовано с помощью суффикса -чик- (со значением «профессия»), присоединенного к основе (переплет} (переплетчик — тот, кто умеет переплетать); слово выключатель образовано с помощью суффикса -тель-(со значением «предмет»), соединенного с основой (выключав (выключатель — предмет, с помощью которого можно выключать); глагол столярничать (т. е. выступать в роли столяра) образован с помощью суффикса -нича-, соединенного с основой (столяр}; прилагательное болотистый («похожий на болото») образовано с помощью суффикса -ист-, соединенного с основой (болот}; существительное работник образовано с помощью суффикса -ник- и основы (работ)(а).
Новые слова могут образовываться путем прибавления приставки и суффикса одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суф-фиксальным. Например, прилагательное заграничный («находящийся за границей») образовано с помощью приставки за1- (со значением «за пределами чего-то») и суффикса -н- (значение признака); наречие засветло (в светлую пору) образовано с помощью приставки за1- (со значением «начало») и типичного суффикса наречия -о.
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зелен\ый] —» зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повтори1ть\ -» повтор). Способ сложения заключается в том, что новые слова образуются путем соединения слов (диван-кровать), сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, физкультура, пол-Европы) или с помощью соединительных гласных (снегопад, землепашец, пятидневка, тепловоз, языковед), с помощью соединительных гласных (интерфиксов) one, соединяющих часть слова с целым словом (новостройка, морозоустойчивый, декоративно-прикладной), сложением основ с присоединением суффикса (головокружительный, пятилетка), сокращенной основы и слова (Сбербанк).
Имена существительные в русском языке имеют и только им присущие способы образования, с помощью которых создаются сложносокращенные слова: сложение слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), профком (профсоюзный комитет); сложение названий начальных букв словосочетания: АТС — произносится [атээс] (автоматическая телефонная станция), РФ — [эрэф] (Российская Федерация); сложение начальных звуков словосочетания: ООН — [оон] (Организация Объединенных Наций), НИИ — [н'ии] (научно-исследовательский институт); смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком): главк (главный комитет).
Грамматический род сложносокращенных слов определяется по главному слову словосочетания: МГУ (Московский государственный университет) начал прием студентов.
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз (высшее учебное заведение) — вузовец (учащийся вуза), колхоз (коллективное хозяйство) — колхозник (человек, работающий в коллективном хозяйстве).
Перечисленные способы образования слов называют морфологическими. Кроме них, есть лексико-семантический способ — образование омонимов (ячмень — зерновая культура, ячмень — воспаление глазного века); морфолого-синтаксический способ — переход из одной части речи в другую мороженое (отглагольное прилагательное) молоко — вкусное мороженое (имя существительное); лексико-синтаксический способ — образование слова из словосочетания (вечно + зеленый = вечнозеленый, тот + час = тотчас).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.160 (0.009 с.)