Регуляция дыхательных движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регуляция дыхательных движений



15)

 

Несомненно, язык и речь взаимосвязаны. Это близкие лингвистические понятия, которые зачастую неотделимы друг от друга. Но это не абсолютные синонимы, в чём предлагаю удостовериться вместе со мной.

Язык – это знаковая система, основа человеческого общения. Речь – одна из форм человеческой коммуникации, подчинённая языковым, невербальным, ситуационным и другим правилам и законам.

По общему мнению, сначала появился язык или его подобие, а потом речь, так как под речью мы понимаем осмысленные и интерпретируемые высказывания, существующие в определённой коммуникативной ситуации.

Язык является базой, основой и системой, которая позволяет каждому овладеть речью, быть способным к общению, передаче и восприятию информации. Язык в действительности существует в нескольких формах. Помимо речи, язык проявляется в письменных текстах. Проиллюстрирую: язык, которым пользуются глухие – полноценный язык, однако его нельзя назвать речью.

Также у языка гораздо больше функций, чем у речи. Речевая деятельность едва ли обладает номинативной, идеологической функциями.

Учитывая всё, указанное выше, TheDifference.ru останавливается на следующих отличиях языка от речи:

1. Язык – система, на основе которой строится речь. Речь не может существовать вне языка, тогда как язык без речи может существовать, хотя и будет функционально ограничен при этом.

2. Язык, скорее всего, появился раньше речи.

3. Язык – понятие гораздо более объёмное и сложное, нежели речь. Язык, например, имеет больше функций.

4. Язык отличается от речи тем, что последняя – лишь форма существования языка

16)

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ —два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в разл. формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в к-рых закреплен и обобщен познават. и социально-ист. опыт человечества» («Филос. энциклопедич. словарь», 1983). Процессы мышления проявляются в трех осн. видах, выступающих в сложном взаимодействии,— практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.

17)

Сознание – специфически человеческая социальная по своей сущности форма отношения к объективной действительности. Это отношение опосредовано общественно-исторической деятельностью людей. Сознанию присущи ценностные установки. Сознание, по Л.С. Выготскому, включает интеллект и аффект.

Сознание индивида формируется через присвоение им культуры общества [Леонтьев 1969].

Сознание включает отношение к действительности в форме мышления, а также в иных формах – эмоциональной, эстетической, волевой, конкретно-чувственной и др.

Сознание – это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Знание опосредует отношение человека к действительности. Сознание – это знание, функционирующее в процессе освоения действительности человеком. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась (складывается) такая совокупность (или система) объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через соотношения с этими знаниями.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.

Сознание – это совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы [Философский энциклопедический словарь 2000]. Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание).

18) История возникновения и развития русского языка Краткая история русского языка Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на русском языке около 180 млн. чел. Относится к восточной группе славянских языков. Среди славянских языков русский - самый распространенный. Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи. История происхождения и формирования русского языка История происхождения русского языка уходят в глубокую древность. Примерно во 2-1-м тыс. до н. э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии - примерно в 1-7 вв. - называемый праславянским). Уже в Киевской Руси (9 - начале 12 вв.) древнерусский язык стал средством общения некоторых балтийских, финно-угорских, тюркских, отчасти иранских племён и народностей. В 14-16 вв. юго-западная разновидность литературного языка восточных славян была языком государственности и православной церкви в Великом княжестве литовском и в Молдавском княжестве. Феодальная раздробленность, способствовавшая диалектному дроблению, монголо-татарское иго (13-15 вв.), польско-литовские завоевания привели в 13-14 вв. к распаду древнерусской народности. Постепенно распалось и единство древнерусского языка. Образовалось 3 центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В 14-15 вв. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский и белорусский.

 

История развития русского языка - эпоха Московской Руси Русский язык эпохи Московской Руси (14-17 вв.) имел сложную историю. Продолжали развиваться диалектные особенности. Оформились 2 основные диалектные зоны - северновеликорусское примерно на С. от линии Псков - Тверь - Москва, южнее Н. Новгорода и южновеликорусское на Ю. от указанной линии до белорусской и украинской областей - наречия, перекрывавшиеся другими диалектными делениями. Возникли промежуточные средневеликорусские говоры, среди которых ведущую роль стал играть говор Москвы. Первоначально он был смешанным, затем сложился в стройную систему. Для него стали характерными: аканье; ярко выраженная редукция гласных неударяемых слогов; взрывной согласный "г"; окончание "-ово", "-ево" в родительном падеже единственного числа мужского и среднего рода в местоименном склонении; твёрдое окончание "-т" в глаголах 3-го лица настоящего и будущего времени; формы местоимений "меня", "тебя", "себя" и ряд других явлений. Московский говор постепенно становится образцовым и ложится в основу русского национального литературного языка. В это время в живой речи происходит окончательная перестройка категорий времени (древние прошедшие времена - аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект полностью заменяются унифицированной формой на "-л"), утрата двойственного числа, прежнее склонение имён существительных по шести основам заменяется современными типами склонения и т.п. Язык письменности остаётся пёстрым. В 17 в. возникают национальные связи, закладываются основы русской нации. В 1708 произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавита. В 18 и начале 19 вв. получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и, наконец, стала уделом религиозной обрядности, а её язык превратился в своеобразный церковный жаргон. Бурно развивалась научно-техническая, военная, мореходная, административная и другая терминология, что вызывало большой приток в русский язык слов и выражений из западноевропейских языков. Особенно большое воздействие со 2-й половины 18 в. на русскую лексику и фразеологию стал оказывать французский язык. Столкновение разнородных языковых стихий и потребность в общем литературном языке поставили проблему создания единых национальных языковых норм. Становление этих норм проходило в острой борьбе разных течений. Демократически настроенные слои общества стремились к сближению литературного языка с народной речью, реакционное духовенство пыталось сохранить чистоту архаического "словенского" языка, малопонятного широким слоям населения. В то же время среди высших слоев общества началось чрезмерное увлечение иностранными словами, грозившее засорением русского языка. В современном русском языке наблюдается активный (интенсивный) рост специальной терминологии, что вызвано, прежде всего, потребностями научно-технической революции. Если в начале 18 в. терминология заимствовалась русским языком из немецкого языка, в 19 в. - из французского языка, то в середине 20 в. она заимствуется главным образом из английского языка (в его американском варианте). Специальная лексика стала важнейшим источником пополнения словарного состава русского общелитературного языка, однако проникновение иностранных слов следует разумно ограничивать. О развитии русского языка Начиная с середины 20 в. всё больше расширяется изучение русского языка во всём мире. Сведения на середину 70-х гг.: русский язык преподаётся в 87 государствах: в 1648 университетах; число учащихся превышает 18 млн. чел. В 1967 создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ); в 1974 - институт русского языка им. А. С. Пушкина. норма- складывается в реальной практике речевого общения, отрабатывается и закрепляется в общественном употреблении как узус (лат. usus - пользование, употребление, обыкновение); литературная норма бесспорно базируется на узусе, но она еще и специально опекается, кодифицируется, т.е. узаконивается специальными установлениями (словарями, сводами правил, учебниками).

 

 

19)

термин «норма» по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. Академик В.В. Виноградов ставил изучение норм языка на первое место среди важнейших задач русского языкознания и области культуры речи [1].
В современной лингвистике термин «норма» понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.


20)

Правильность – главное коммуникативное качество речи.

Правильность речи задана самой языковой структурой: достаточно хорошо знать эту структуру, чтобы говорить правильно. Поэтому и развитие навыков хорошей речи должно, прежде всего, опираться на знание норм литературного языка.

Нормированность является важнейшим признаком литературного языка, который проявляется как в письменной, так и в устной речи.

Литературная норма определяется внутренними законами раз­вития языка, с другой стороны, норма обусловливается культурны­ми традициями общества, тем, что одобряется обществом, охраня­ется, и тем, с чем общество борется, что осуждается. Можно принять следующие определения литературной нормы: «Это относительно устойчивый способ (или способы) выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, за­крепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый об­разованной частью общества» [К. С. Горбачевич. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971, с. 19]. Б. Н. Головин указывает, что норма – это исторически приня­тый в данном языковом коллективе (предпочтенный) выбор одного из функциональных вариантов языкового знака. «Норма становит­ся регулятором речевого поведения людей...» [Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980, с. 19].

Таким образом, норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка в определенный период развития литературного языка. Норма не делит средства языка на «хорошие» и «плохие», она указывает на их коммуникативную целесообразность (например, употребление нелитературных элементов нецелесообразно в ситуации делового общения, где требуется официально-деловой стиль речи).

Для чего нужна норма? Для обеспечения целостности и общепонятности литературного языка, она ограждает литературный язык от потока заимствований и нелитературных элементов, тем самым позволяя языку выполнить его основную культурную функцию – обеспечить связь поколений за счет единства, общепонятности кода и принципа передачи информации. Перечислим характерные признаки норм литературного языка: стабильность, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие возможностям языковой системы.

Калькулятор ипотеки для расчета переплаты, реальной процентной ставки теплицы воля. Низкие цены

 

21)

22)

Два понятия, на которых базируется единство речевой культуры – норма – сложное и противоречивое явление. Норма имеет двусторонний характер: объективную и оценочную. Объективность – норма связана с системой языка, опирается на нее. Оценочность – общество выбирает из возможностей системы варианты, которые с точки зрения общества наиболее удовлетворяют его потребностям.

Противоречивый характер нормы: в ней сталкиваются такие свойства языка – языковая система развивается, а норма традиционна и консервативна и не все включает в себя из системы. То, что в ней появилось, не сразу закрепляется в норме.

Норма – это совокупность социально принятых регулярных реализаций возможностей языковой системы.

Пражские лингвисты признавали объективный характер языковой нормы, рассматривался как внутриязыковое явление, ненавязанное извне.


ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение грамматических норм в текстах экзаменационных сочинений. Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования (словообразовательные ошибки), формообразования (морфологические ошибки), норм синтаксической связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также простых предложений в составе сложных (синтаксические ошибки).

 

23)

Тема 1.3. Основные качества хорошей речи.Правильность, точность, уместность (стилевая, ситуативно-контекстуальная и личностно-психологическая), логичность (соблюдениеосновных законов логики, логические ошибки в словоупотреблении и всинтаксических конструкциях), чистота (речевые штампы и канцеляризмы,диалектизмы и профессиональные слова, слова-сорняки), информационнаянасыщенность, богатство (понятие полисемии, умелое использование в речисинонимов, антонимов, паронимов, омонимов), выразительность(фонетические средства выразительности, лексико-фразеологическое исемантическое богатство речи, грамматические ресурсы речевого богатства,стилистические фигуры), доступность.

 

24)

Чистота речи — это качество, исключающее чуждые литературному языку элементы, а также элементы, отвергаемые нормами нравственности.

За пределами литературной лексики остаются:

· диалектизмы – слова и выражения, свойственные местным говорам;

· варваризмы – иноязычные слова и словосочетания, включаемые без всякой надобности;

· жаргонизмы – слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы (молодежный жаргон, уголовный жаргон, студенческий жаргон и т.д.);

· вульгаризмы – слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие-то предметы и явления;

· нецензурные слова и выражения;

· слова-паразиты (так сказать, ну, значит, вот, видите ли, собственно говоря, понятно, понимаете, да и т.д.);

канцеляризмы и речевые штампы – слова которые лишают речь простоты, живости, эмоциональности (наличие, за неимением, во избежание, вышеперечисленный, имеет место и т.п.).

Русские писатели нередко пародировали слог, «украшенный такими канцеляризмами: Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Дм.Писарев).

Такую же отрицательную роль, как канцеляризмы, играют всякого рода речевые штампы, избитые выражения, например: работа по разъяснению, рассмотреть под углом зрения, поставить вопрос, в результате проведенных мероприятий, направленных на осуществление и т.п.

Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники: если критика, то резкая; если поддержка, то горячая; если размах, то широкий; если задачи, то конкретные и т.п.

Необходимо заметить, что вообще-то в языке как таковых слов-паразитов, слов-сорняков нет. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Это производит неприятное впечатление.

Употребление внелитературных слов (исключая нецензурную лексику) допускается в художественных текстах в том случае, если необходимого эффекта нельзя достичь иными средствами.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

 

25)

Богатство (разнообразие) речи определяется тем, сколько языковых единиц (слов, фразеологизмов) находится в словарном запасе говорящего, создается использованием максимального арсенала средств воздействия, свидетельствует о свободном владении говорящим возможностями родного языка.

Богатство речи, во-первых, определяется количеством слов в словарном запасе говорящего. Эллочка Щукина обходилась тремя десятками междометий, а в словаре Пушкина более 21 тысячи слов. Не всем дано быть Пушкиным, но всем нужно стремиться быть подальше от Эллочки. В словарном запасе Ленина было более 37 тыс. слов, минимальным считается 4 тыс. слов, у интеллигентного человека должно быть 7–10 тыс. слов.

Но богатство речи это не только большой запас слов. Часто мы слышим речь человека, обладающего достаточным запасом слов и эрудицией, но это не производит на нас впечатления, и – напротив – человек, лексический арсенал которого более чем скромный, может производить большое впечатление на слушателей. Богатство речи создается в значительной степени за счет уместного использования афоризмов, цитат, пословиц, знания значений многозначного слова. Важно постоянно заботиться о расширении своего словарного запаса, стараться пользоваться богатством своего родного языка.

 

 

26)

содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Важным качеством хорошей речи считается сжатость. Требование «сжатость речи» относятся к употреблению сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи мы чаще используем простые предложения. Использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения. Есть несколько видов пересказа: выборочный, сжатый, творческий. Требование логичности речи относится к последовательности четкости построения речи. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умения не только начать но и закон- чить, завершить высказывания. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи. В задачу учителя входит приучить детей говорить только содержательно и логично. Требование речи – точность, ясность и простота. Под ясностью речи подразумевается её доступность тем людям, к кому она обращена. Вывод: Чтобы речь была точной, ясной, простой, следует слова употреблять в свойственном им значении, избегать лексических ошибок, стилистически не оправданного использования книжных слов, а иногда сорных слов – эмболв. Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. Язык, по меткому выражения Н. Г. Гоголя, живой как жизнь. Уместность речи теснейшим образом связано с её стилем. Употребления языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств в соответствии с задачами общения. «В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно», - говорил Цицерон. Требование правильности речи касается всех сторон языка: произношения, ударения, словообразования, грамматики – а также предполагает соблюдения при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует употреблять в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В художественном произведении образность речи присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи выразительных средств – сравнений, метафор, эпитетов, гипербол. Требование выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль своими словами, воздействовать на людей интонациями, выбором слов, настроением рассказа. Развитие речи включает в себя правильное звукопроизношения слов и фраз, нормальное дыхание, достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные средства выразительности. Применяя этот комплекс требования можно добиться хорошей речи у школьников.

27)

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

28)

Речь, являясь инструментом и неотъемлемой частью общения, связана с целым рядом неречевых систем, определяющих коммуникативные качества речи. Прежде всего речь связана с такими неречевыми системами, как язык, мышление, сознание, а также с действительностью, окружающей человека и отображенной в языке, с условиями общения и адресатом - человеком, к которому обращена речь. Из этой взаимосвязи вытекают такие коммуникативные качества речи, как правильность, чистота, разнообразие (богатство), точность, логичность, образность, выразительность, доступность, действенность, уместность.
Активно засоряют нашу речь и канцеляризмы – слова официально-делового стиля языка: «Хорошо, когда на улице тепло. Совсем иначе дело обстоит в холодное время года», или «Что вы предпринимаете для утепления квартиры?», или «В отношении работы транспорта у меня много претензий».
Вне литературного языка находятся просторечия, в том числе нецензурные, грубые, бранные слова: харя, жрать и т.п. Такие слова мы отвергаем из соображений нравственности.
Нарушают чистоту речи и слова-«сорняки» (слова, неоправданно часто повторяющиеся в речи): ну, вот, значит, так сказать, короче, типа и другие.
Правильность и чистота речи – важный показатель ее культуры.

29)

 

Точность речи – это, во-первых, использование каждого слова в соответствии с его значением, а во-вторых, соблюдение фактов.

Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности, но о точности высказывания должен заботиться говорящий, а ясность оценивает слушатель.

Точность речи – это одно из основных требований, которое предъявляется прежде всего к письменному тексту. Не случайно, существует пословица: «что написано пером – не вырубишь топором». Если в устной речи нам помогают жесты, мимика, сама ситуация общения, то письменная речь лишена таких важных «помощников». В устной речи тоже важно требование точности, также необходим тщательный отбор языковых средств. Ведь «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».

 

30)

Суть техники речи – в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции

 

 

 

31)

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся лишь немногие и многие об этом жалеют, когда "садится" голос, "пересыхает" во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу. Проследим процесс дыхания в организме.

Дыхательная система

Значение дыхания

1. Обеспечение организма кислородом (02) и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Окисление (распад органических соединений с освобождением энергии, необходимой для осуществления процессов жизнедеятельности (физиологических процессов)),

3. Образование и удаление из организма избытка углекислого газа (СОг).

4. Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ. Например: паров воды, сероводорода, аммиака и других газов.

Виды дыхания

Внешнее (газообмен в органах) - по­ступление в организм кислорода и выделение углекислого газа (С02)

Внутреннее (газообмен в тканях) - кислород поступает в клетки тканей, участвует в окислении органических веществ, при этом освобождается энергия, которая используется в процессах жизнедеятельности организмов

Нервная регуляция

Дыхательный центр (центр вдоха и выдоха) находится в продолговатом отделе головного мозга. Работа Дыхательного центра зависит от болевых и температурных воздействий, а также артериального давления, лекарственных средств и других факторов.

Кора больших полушарий головного мозга позволяет произвольно задерживать, изменять ритм и глубину дыхания.

Гуморальная регуляция

При увеличении в крови концентрации углекислого газа (СОг) возбудимость дыхательного центра повышается - дыхание учащается. При уменьшении концентрации С02 возбудимость дыхательного центра снижается.

32)

ГОЛОС - 1) способность интонировать речь или петь;

2) совокупность звуков, разнообразных по высоте, громкости, тембру и длительности, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками;

3) биоакустический феномен, состоящий в том, что звуки, образованные активностью голосовых складок несут информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социо-культурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности.

В лингвистическом смысле голос является дифференциальным признаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безударных слогов, материализует интонацию.

В психологическом аспекте голос, если расширить это понятие включением в него особенностей произношения (дикцию), составляет звуковой облик человека.

Голос является важным средством звуковой (аудио-) коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи.

В коммуникативном плане голос, прежде всего, обеспечивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, голос может быть обращен одномоментно ко многим участникам коммуникации. Кроме того, голос, при известных условиях, позволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаимопонимание.

Голос, используемый в профессиональных целях, отличается большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную голосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Во многих случаях необходимыми атрибутами профессионального голоса являются также полётность, адаптивность, помехоустойчивость и. суггестивность.

ВЫСОТА ГОЛОСА - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.

РОМКОСТЬ ГОЛОСА - субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владение голосом предполагает использование в речи (или пении) множества градаций громкости, большого динамического (громкостного) диапазона.

ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordon) - через все (струны)) - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ГОЛОСА (от лат. intensio - напряжение) - энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса почти никогда не измеряется непосредственно. При помощи микрофона измеряется звуковое давление, а интенсивность, пропорциональная квадрату звукового давления, если это нужно, определяется либо аналитически (по формуле), либо с помощью соответствующей электронной схемы.

ТЕМБР (фр. timbre - колокольчик) - психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра, степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным).

ТЕССИТУРА (ит. tessitura - ряд тонов в диапазоне голоса) - высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса.

ТИП ГОЛОСА - разновидность человеческого голоса (певческого или речевого), выделяемая на основе высотно-тембральных признаков. С точки зрения относительной высоты звучания типологическая классификация голосов имеет следующий вид:

Г О Л О С МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ
Высокий ТЕНОР СОПРАНО СОПРАНО или ДИСКАНТ
Средний БАРИТОН МЕЦЦО-СОПРОАНО  
Низкий БАС КОНТРАЛЬТО АЛЬТ

 

33)

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.77.30 (0.1 с.)