Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как высшая форма психического отражения.

Поиск

Представления о личности и ее структуре в западной психологии.

В западных теориях личности зрительную роль играют теория З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.

Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации.

В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»).

З. Фрейд занимался проблемами неврозов, разработал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий, расширяя сферу применения психоанализа.

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из «я» и «оно». Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

 

 

Сущность и составляющие трехмерной структуры личности по К.К.Платонову

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Этапы формирования личности

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая

формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в

определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но

постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости

и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы

изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд

стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого

возраста, а задачи выдвигаются обществом.[15] Но решение задач определяется

уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной

атмосферой общества, в котором человек живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она

кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка

формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости

кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка

спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать

придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от

матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем

приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и

независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при

выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к

аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он

личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения

миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое

закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует

инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми

посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память,

мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют

внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка,

способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал

возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к

знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои

силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к

закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния,

потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма

эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,

озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое

профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые

встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о

самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск

спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей

социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою

идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,

сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия

идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется

изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие

идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей,

особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы

этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о

детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы

эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек

переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о

прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь,

осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость,

отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Сознание как высшая форма психического отражения.

Сознание и его характеристики
Психика как отражение действительности характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при постоянном общении (с помощью речи) с другими людьми. Следовательно, сознание - это общественный продукт. Характеристики сознания. 1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний о мире. В структуру сознания входят познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление и др.), с помощью которых человек подлинно обогащает знания о мире и о самом себе. 2. Вторая характеристика сознания - отчетливое различение Я и "Не-Я". Человек выделвшийся из окружающего мира, продолжает сохранять мир в своем сознании и осуществлять самосознание. Человек производит сознательную оценку себя, своих мыслей, поступков. 3. Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагания. В функции сознания входит формирование целей, при этом сравниваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход реализации целей. 4. Четвертая характеристика - включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир его чувств, в нем представлены эмоции оценки межличностных отношений. В целом сознание характеризуется 1. Активностью (избирательностью), 2. интенциональностью (направленностью на предмет), 3. мотивационно-ценностным характером. 4. Различными уровнями ясности.

 

Главное, что отличает групповое поведение животных от общественной жизни человека - подчиненность ее исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности.
Производительный труд стал возможным благодаря использованию орудий. Поэтому орудийная деятельность животных рассматривается как одна из биологических предпосылок антропогенеза. Животные однако не могут изготавливать орудия с помощью другого орудия. Изготовление орудий с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда. Изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания. Оно предполагало разделение труда, т.е. установление социальных отношений на основе небиологической по своему содержанию деятельности. Наконец, оно означало материализацию опыта трудовых операций (в форме орудий) с возможностью хранения этого опыта и передачи его последующим поколениям.
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики.

 

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания

По В. П. Зинченко: I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: - биодинамические свойства движений, опыт действий, - чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:
- Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия. - Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движен^. и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображения, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:
1) отражательная, 2) порождающая (творчески - креативная), 3) регулярно-оценочная, 4) рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: • отражение мира, • мышление о нем, • способы регуляции человеком своего поведения, • сами процессы рефлексии, • свое личное сознание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.01 с.)