Сущность и составляющие трехмерной структуры личности (А.В. Петровский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и составляющие трехмерной структуры личности (А.В. Петровский)



Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности

А.В.Петровский включает в структуру личности три составляющие: внутри индивидную (темперамент, характер, способности), интериндивидную, находящую свое проявление в области межличностного взаимодействия (самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др.) и надындивидную, которая находит свое воплощение в тех "вкладах" в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности".

А.В. Петровский – автор трехфакторной модели «значимого другого», концепции макро- и микрофаз развития личности в социальных общностях. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений обращала ее создателя к критическому анализу существующих в психологии способов понимания и эмпирического исследования личности («преодоление коллекционерского подхода, при котором производится инвентаризация «черт» и «особенностей» индивида), уточнению представлений о личности как особом качестве включенности индивида в жизнь окружающих его индивидов (разработка концепции персонализации и трехкомпонентной модели «значимого другого»), оформлению его собственных представлений о процессах развития личности (интерпретация развития личности как результате деятельностно-опосредствованного общения индивида со значимыми другими в группах разного уровня развития, разработка модели возрастной периодизации развития личности).

Главный вопрос, волновавший А.В. Петровского как теоретика и экспериментатора в последние десятилетия его жизни, заключался, прежде всего, в том, чтобы выявить конструктивные возможности теории деятельностного опосредствования для понимания личности человека, ее динамики, развития. Эта центральная тема придавала особый смысл тем шагам, которые предпринял А.В. Петровский, совместно В.А. Петровским, в разработке концепции персонализации, трактующей «личность» индивида как его присутствие в жизнедеятельности других людей. ности та деятельностно-опосредствованного общения индивида со значимыми другими

В основе концепции персонализации лежит идея личности человека как его объективной представленности в жизни других людей, включенности одного человека в пространство жизни другого. Вводится представление о «потребности» и «способности» персонализации.

Гипотетическая потребность персонализации (потребность «быть личностью») определялась как стремление индивида быть идеально представленным в других людях, жить в них, что предполагает поиск средств продолжения себя в другом человеке. Отталкиваясь от своей давней идеи – потребность есть сущность, проявляющая себя многообразием мотивов и интересов, трактуемых, в свою очередь, как проявления этой сущности (1964) – А.В. Петровский подчеркивал, тем самым, что потребность в персонализации лежит в основе побуждений, которые ранее рассматривались независимо друг от друга (например, аффилиация, лидерство и др.).

Способность персонализации (способность «быть личностью») это – индиви­дуально-психологические особенности человека, благода­ря которым он совершает социально значимые поступки, обеспечивающие возможность получить идеальную представленность и продолженность в других людях. Та­ким образом, в единстве с потребностью персонализации, являющейся источником активности субъекта, в ка­честве ее предпосылки и результата выступает человече­ская способность персонализации как возможности передать людям черты своей неповторимости, индивидуальное своеобразие.

 

Этапы формирования личности

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Известный психолог Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая

формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в

определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но

постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости

и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы

изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд

стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого

возраста, а задачи выдвигаются обществом.[15] Но решение задач определяется

уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной

атмосферой общества, в котором человек живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она

кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка

формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости

кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка

спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать

придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от

матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем

приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и

независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при

выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к

аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он

личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения

миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое

закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует

инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми

посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память,

мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют

внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка,

способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал

возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к

знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои

силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к

закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния,

потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма

эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,

озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое

профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые

встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о

самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск

спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей

социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою

идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,

сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия

идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется

изоляция, одиночество.

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие

идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей,

особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы

этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о

детях, удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы

эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек

переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о

прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь,

осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость,

отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.234 (0.011 с.)