Основные направления урегулирования конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления урегулирования конфликта.



1. Профилактическое (выявление устранения объективных предпосылок возникновения конфликта, и устранение субъективных причин:

- учет особенностей участников конфликта;

- неадекватная самооценка субъекта;

- стремление доминировать;

- ригидность мышления;

- изменения принципов и прямолинейность;

- тревожность;

- упрямство, агрессивность;

- пол, возраст;(разногласия)

- соц. – псих. грамотность (знание основных понятий в общении)

И др.

2. Анализ действий личности по решению конкретных конфликтов. Объективация конфликта – выявление структуры конфликта.

-ситуация-противоречие

- и его осознание

-активность-инцидент(действие сторон)

-негативные последствия(подавление, подчиние)

 

 

Ролевые теории личности

Становление самосознания, формирование самости личности связано, таким образом, с целою совокупностью выполняемых ею социальных ролей. Эти роли определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя, по определению Р. Мертона, своеобразный "ролевой набор", обозначающий совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Вследствие этого социальные по своему генезису требования роли, усвоенные индивидом в качестве норм, диктуемых ему обществом, становятся структурными компонентами человеческой личности. Структура и сущность личности связаны с выполняемыми ею ролями не только внешними, поверхностными связями наподобие маски на лице клоуна, но и весьма глубокими, коренящимися в самости человека.

 

Я-концепция Бернс. В современной психологии рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

 

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2.Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

 

Диспозиции личности

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Г.Оллпорт определяет ее как структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. То есть, черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое значение.

В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:

1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк;

2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);

3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).

Диспозиции личности характеризуются интенцией — направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.).

 

 

Социальная установка.

 

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт).

 

Социальная установка имеет 3 компонента:

-Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;

-Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);

-Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.

 

четыре ключевые функции

Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери.

Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации.

Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами.

Методы измерения

Исследование установок методом прикладной социологии — шкалированием. Шкала самооценки, ее конструирование, возможности использования. Шкала ранжирования, ее конструирование, возможности использования. Метод парных сравнений: его сущность, использование при измерении «социальных дистанций». Шкала Богардуса, ее конструирование и возможности использования. Шкала Терстоуна, ее конструирование и возможности использования. Методика исследования социальных установок М. Рокича. Шкалограммный анализ Л. Гуттмана. Анализ системы личностных диспозиций В. Ядова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.007 с.)