Российская экономика после кризиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская экономика после кризиса



Отправив в отставку правительство С. В. Кириенко, президент Ельцин повторно выдвинул на пост премьера В. С. Черномырдина, однако Дума дважды не утвердила его кандидатуру. Лишь в третий раз президент предложил Думе кандидатуру министра иностранных дел Е. М. Примакова, который был охотно утвержден думским большинством. В правительство Е. М. Примакова вошли представители левой оппозиции. Пост первого вице-премьера по экономике занял представитель КПРФ Ю. Д. Маслюков. Однако вопреки первоначальным планам кабинет Е. М. Примакова не изменил экономический курс: не стал предоставлять обширные кредиты промышленным предприятиям и колхозам, не пошел на ускоренную денежную эмиссию, что усилило бы инфляцию. Правительство даже провело через Думу почти те же законы, принятия которых тщетно добивался С. В. Кириенко накануне августовского кризиса. Правительство Е. М. Примакова добилось снижения инфляции, стабилизации рубля и принятия сбалансированного бюджета. Однако рост промышленного производства, который наметился к весне 1999 г., был в основном следствием девальвации, предпринятой еще предыдущим правительством. Отечественные товары стали значительно дешевле импортных, поэтому спрос на них увеличился (произошло импортозамещение). Удешевление российских товаров позволило также увеличить их экспорт.

В мае 1999 г. президент Б. Н. Ельцин отправил Е. М. Примакова в отставку. Причины этой отставки были связаны в большей степени с борьбой за власть, нежели с экономикой, но определенную роль сыграл и отказ правительства от радикальных реформаторских шагов. Следующее правительство – С. В. Степашина – продержалось всего три месяца. Новым премьером стал В. В. Путин. 31 декабря 1999 г. Ельцин ушел в отставку и передал В. В. Путину президентские полномочия. В марте 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом России.

Россия в начале XXI в.

В 2000–2004 гг. в экономической и политической жизни России была достигнута определенная стабилизация. Высокие цены на нефть, установившиеся на мировом рынке, позволили добиться устойчивого экономического роста. В 2001–2003 гг. среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) превысили 5%. Значительно возросли золотовалютные резервы России, уменьшился отток денег за границу. В 2003 г. президент В. В. Путин выдвинул задачу к 2010 г. удвоить ВВП страны. Улучшению экономической ситуации способствовало принятие ряда важных законов.

В 2000 г. были приняты дополнения к Налоговому кодексу, установившие «плоскую» шкалу подоходного налога – 13%. Это позволило вывести «из тени» значительную часть доходов граждан, значительно повысило собираемость налогов и доходы бюджета. Вместе с тем «черные» зарплаты сохраняются, поскольку работодатели вынуждены платить высокий единый социальный налог на оплату труда своих работников.

С принятием в октябре 2001 г. нового Земельного кодекса в России официально появилась частная собственность на землю. Это должно способствовать привлечению инвестиций (до сих пор инвесторы опасались вкладывать средства в капитальное строительство, поскольку не становились собственниками земли под построенными объектами). Правда, купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения регулируется законами субъектов федерации.

Несколько улучшилась ситуация на рынке труда. Предприятия, в том числе относящиеся к оборонным отраслям, стали восстанавливать производство и вновь заполнять рабочие места. Безработица в 2001–2002 гг. сократилась с 7,1 до 6,3 млн чел.

Улучшение экономической ситуации позволило государству увеличить расходы на образование и науку, повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, сократить задолженность по выплате зарплаты.

Началось осуществление пенсионной реформы, нацеленной на переход к накопительной пенсионной системе. В будущем каждый пенсионер будет получать гарантированную минимальную пенсию и накопительную пенсию, которая будет формироваться за счет средств, накопленных на персональном пенсионном счету работника. Пенсионные накопительные счета могут открываться как в государственных, так и в частных управляющих компаниях. Частные компании предлагают более высокие пенсионные выплаты, но это обусловлено более высоким риском в случае неудачных действий компании по распоряжению доверенными ей средствами накопительных счетов.

Тем не менее, несмотря на очевидные улучшения, социально-экономическая ситуация в России остается сложной. Уровень жизни большинства россиян крайне низок, а социальное расслоение продолжает расти.

Изменилась система государственного управления. В мае 2000 г. президентским указом был создан институт полномочных представителей президента в 7 федеральных округах: Северо-Западном, Центральном, Южном, Поволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном. Каждый федеральный округ включает несколько субъектов Федерации. Губернаторы и главы законодательных собраний субъектов федерации лишились постов в Совете Федерации. Членами верхней палаты Федерального собрания РФ стали теперь представители органов исполнительной и законодательной властей регионов. Президент получил право отстранять избранных глав администрации регионов в случае несоответствия регионального законодательства федеральному. Таким образом было усилено влияние центра на региональную власть, а возможности губернаторов влиять на политику федеральной власти резко сократились.

В декабре 2000 г. Федеральное собрание утвердило законы о государственной символике (гербе, флаге, гимне). Гербом Российской Федерации признано изображение двуглавого орла в короне, со скипетром и державой. Флаг РФ представляет собой бело-сине-красное полотнище (цвета названы сверху вниз). Больше всего дискуссий вызвало принятие гимна на музыку Александрова, которая у многих ассоциировалась с гимном СССР. Новый текст российского гимна написал С. В. Михалков, автор гимна СССР.

В 2000–2003 гг. отношения власти с крупным бизнесом развивались неровно. Ряд крупных предпринимателей («олигархов») лишились прежнего влияния на политику государства, а некоторые (Б. А. Березовский, В. А. Гусинский) вынуждены были эмигрировать. Под контроль государства перешли принадлежавшие им средства массовой информации, особенно телевидение (каналы НТВ, ОРТ, ТВ-6). Усиление государственного контроля над СМИ вызвало у части российской общественности опасения за свободу слова. В 2003 г. возбуждены уголовные дела по обвинению в неуплате налогов против акционеров и высших менеджеров одной из крупнейших нефтяных компаний России – «ЮКОСа». Крупнейший акционер «ЮКОСа» М. Б. Ходорковский оказался в тюрьме, другие руководители компании либо были арестованы, либо выехали за границу. Однако большинство аналитиков считают, что дело «ЮКОСа» не означает наступления на рыночные отношения в России.

Началась разработка административной реформы, целью которой было провозглашено создание более благоприятных условий для развития рыночной экономики, сокращение бюрократического аппарата, борьба с коррупцией. Пока высокий уровень коррупции и рост преступности остаются одними из самых сложных проблем в стране.

Важной целью является военная реформа, прежде всего – переход к профессиональной армии. На данном этапе решение этой задачи находится в начальной стадии. Ведется эксперимент по комплектованию исключительно военнослужащими-контрактниками в Псковской воздушно-десантной дивизии, принят закон об альтернативной службе. Однако полный отказ от призыва в ближайшие годы едва ли возможен.

Много споров вызывает реформа образования, особенно введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2002–2004 гг. ЕГЭ проводится в ряде российских регионов, число которых постепенно возрастает. Основные цели ЕГЭ – преодоление коррупции при приеме в вузы и расширение возможности поступления в престижные вузы для школьников из провинции.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу РФ. Победу одержала поддерживавшая президента партия «Единая Россия», набравшая 35,57% голосов. Вместе с депутатами, избранными от одномандатных округов, «Единая Россия» получила в Думе более 300 голосов, что обеспечило конституционное (достаточное для внесения поправок в Конституцию) большинство. Лидером фракции «Единая Россия» в Государственной думе является Б. В. Грызлов (ранее – министр внутренних дел РФ). Значительно сократилось представительство КПРФ (12,61%). Зато 9,02% получил левопатриотический блок «Родина», лидер которого С. Глазьев в ходе предвыборной кампании выступал за необходимость изъятия природной ренты у нефтяных компаний путем значительного повышения налога на сверхприбыль. Увеличилось до 11,45% представительство ЛДПР. Демократические партии – СПС и «Яблоко» – не преодолели 5-процентный барьер и не прошли в Думу.

В президентской предвыборной кампании традиционные кандидаты (Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский) предпочли не выставлять свои кандидатуры. Кандидатом от КПРФ стал Н. М. Харитонов, от ЛДПР был выдвинут ранее неизвестный как политик О. А. Малышкин. «Яблоко» призвало к бойкоту выборов. СПС не принял единого решения об отношении к выборам. Часть его руководителей призывала голосовать за В. В. Путина, часть поддержала кандидатуру И. М. Хакамады. С. Ю. Глазьев стал самовыдвиженцем (в блоке «Родина» вскоре после парламентских выборов начались разногласия, в результате накануне президентских выборов блок фактически раскололся). Председатель Совета Федерации С. М. Миронов, выдвинутый от «Партии жизни», видел свою задачу в том, чтобы не дать оппозиционным кандидатам сорвать выборы, сняв свои кандидатуры.

14 марта 2004 г. президент В. В. Путин был переизбран на второй срок, получив в первом туре выборов 71,2% голосов. Второе место занял Н. М. Харитонов (13,7%), третье – С. Ю. Глазьев (4,1%), четвертое – И. М. Хакамада (3,9%), пятое – О. А. Малышкин (2%), шестое – С. М. Миронов (0,8%).

Еще до выборов президент отправил в отставку правительство М. М. Касьянова. Новым премьер-министром был назначен М. Е. Фрадков. До этого он в течение года работал представителем РФ при ЕС, а ранее возглавлял налоговую полицию. Структура правительства изменилась: вместо 30 министерств осталось 14. Министерства сохранили за собой правоустанавливающие функции, функции правоприменения и контроля перешли к федеральным службам, а предоставление государственных услуг бизнесу и населению – к федеральным агентствам. Перестройка правительства должна была ускорить административную реформу.

 

Современная Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.011 с.)