Знания, умения, навыки, привычки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания, умения, навыки, привычки.



Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

 

 

24. Профессиональная деятельность врача, психологическая характеристика.

 

Принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер

(принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов.

 

Общение, его функции и виды. Значение общения в профессиональной

Деятельности врача.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, особая форма взаимодействия.

Человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнерами по общению информации (вербальной или невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания.

 

Характеристика общения. Функции.

1. Содержание общения

- передача от человека к человеку информации;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка партнерами друг друга;

- взаимовлияние;

- взаимодействие;

- управление групповой или массовой деятельностью.

2. Манера

- поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность);

- тон (спокойный, властный, взволнованный);

- дистанция (зависит от темперамента, интра-, экстраверсии, от культуры):

· Интимная - 15-45см (негромкий голос, тактильный контакт)

· Личная – 45-120см (общение обыденное, зрительный контакт)

· Социальная – 120-360см (общение в офисе, в кабинете)

· Общественная – 360см и более (аудитория).

1. Стиль – индивидуальные типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле находят выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или человеком, психологическая или социальная индивидуальность человека, особенности партнера по общению.

· Деловой,

· Публичный,

· Дружеский,

· Творческо-продуктивный,

· Требовательный.

· Позиционный.

Функции общения

Выделяют в соответствии с содержанием общения 4 – основных и 3 – дополнительных функции общения.

1. инструментальная – общение выступает как механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия

2. синдикативная – общение оказывается средством объединения людей

3. самовыражения – общение выступает как форма взаимопонимания

4. трансляционная - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

5. экспрессивная – взаимопонимание эмоциональных состояний

6. социальный контроль – регуляция поведения и деятельности

7. социализация - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.01 с.)