Раздел I. Фонетика и графика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Фонетика и графика.



Автор - Акимов В. В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Древнееврейский язык – это учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний, умений и навыков, направленных на развитие способности осуществлять чтение и письмо (опосредованное общение) на древнееврейском языке на базе языковых и страноведческих знаний.

Изучение данной дисциплины при подготовке по специальности «Теология» обусловлено тем, что значительная часть Ветхого Завета (первого раздела христианской Библии) написана на древнееврейском языке. Этот же язык, называемый также библейским ивритом, представлен и немногими эпиграфическими памятниками.

Цель дисциплины – научить студентов чтению и грамматическому разбору текстов Священного Писания Ветхого Завета через освоение нормативной грамматики и лексического минимума.

Книги Ветхого Завета признаются священными, богодухновенными книгами в двух мировых религиях – иудаизме и христианстве, и являются важнейшим богословским источником. Усвоение основ древнееврейского языка как языка священных ветхозаветных книг является необходимой составляющей изучения и самих этих книг, и сложившихся на протяжении многих столетий традиций их толкования, и целого ряда богословских дисциплин.

Типовая учебная программа дисциплины «Древнееврейский язык» разработана в соответствии с нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, государственным стандартом специальности «Теология».

В идеале знакомство с древнееврейским языком должно предшествовать изучению Священного Писания Ветхого Завета. Однако в соответствии с учебным планом по специальности «Теология» изучение древнееврейского языка совмещается с изучением Священного Писания Ветхого Завета. Данное совмещение, объясняемое большим количеством часов, отводимых на изучение Ветхого и Нового Завета, вполне допустимо. Само по себе оно может служить дополнительным стимулом для студентов к изучению языка библейского оригинала.

В процессе изучения древнееврейского языка используются не только традиционные упражнения, включающие учебные тексты, но и неадаптированные, оригинальные библейские тексты. Неадаптированные тексты привлекаются уже на начальном этапе изучения, при знакомстве с фонетикой и графикой. Для этой цели избирается наиболее знакомый студентам библейский отрывок (например, 1 глава книги Бытия или один из псалмов). Избранный отрывок прочитывается и анализируется на каждом занятии в соответствии с постоянно обновляемым объемом знаний. При грамматическом разборе текста привлекаются сведения экзегетического характера, полученные студентами при изучении богословских дисциплин (Введение в богословие, Священное Писание Ветхого и Нового Завета).

После изучения темы «Местоимения и местоименные суффиксы» студенты получают ряд последовательных заданий, в соответствии с которыми они должны выучить наизусть несколько отрывков библейских текстов. Среди этих текстов могут быть первые стихи 1 главы книги Бытия (Быт.1:1-5), десять заповедей (Исх.20:1-17), моисеев закон о любви (Втор.6:4-9), псалом 1, псалом 8, а также «Отче наш».

Итоговой формой контроля является зачет, в ходе которого проверяются знания и умения студентов. При проведении зачета используются учебные и неадаптированные тексты, которые рассматривались во время проведения практических занятий.

Непосредственной задачей преподавания «Древнееврейского языка» является формирование у студента соответствующих мировоззренческих и профессиональных компетенций – предметных и операциональных.

Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта специальности «Теология», который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные вехи истории древнееврейского языка.
  • Орфографию и фонетику древнееврейского языка, алфавит и способы обозначения гласных.
  • Основы грамматики (морфологии и синтаксиса) древнееврейского языка
  • Важнейшую лексику древнееврейского языка.

Операциональные компетенции студента заключаются в том, что в результате изучения курса он должен уметь:

  • Читать тест Библии на древнееврейском языке.
  • Определять род, число, состояние имени.
  • Определять видовременную форму глагола, его лицо, число, породу.
  • Разбираться в системе предлогов и суффиксальных местоимений.
  • Переводить отрывки из Ветхого Завета с использованием словаря и грамматических таблиц.
  • Использовать полученные знания при изучении и толковании Священного Писания Ветхого Завета.

К изучению древнееврейского языка студентов подготавливает знакомство с такими дисциплинами, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета (разделы, рассматриваемые на 1 курсе), Введение в богословие, Литургика. В свою очередь знания, полученные в ходе изучения древнееврейского языка необходимы студентам для усвоения учебного материала по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (разделы, рассматриваемые на 2 курсе), Догматическому богословию, Патрологии.

Программа рассчитана на 66 аудиторных часов (66 – практических). Форма контроля – зачет.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Тема занятия Кол-во ауд. часов
Практические, ч. КСР
  Введение в дисциплину «Древнееврейский язык».    
  Раздел I. Фонетика и графика.    
2.1 Древнееврейский алфавит. Согласные.    
2.2 Знаки для обозначения гласных. Слоги.    
2.3 Немые согласные. Горловые согласные.    
  Раздел II. Морфология.    
3.1 Определенное состояние имени. Артикль.    
3.2 Слитные предлоги.    
3.3 Имя (существительное и прилагательное). Род имен.    
3.4 Вопросительные местоимения. Соединительный союз «вав».    
3.5 Выражение падежных отношений. Сопряженное сочетание.    
3.6 Местоимение. Местоименные суффиксы и слитные предлоги «лэ» и «бэ» с суффиксами. Показатель прямого дополнения.    
3.7 Глагол. Перфект.    
3.8 Местоименные суффиксы с существительными ж.р. ед. ч. и предлогами «кэ» и «мин». Указательные местоимения.    
3.9 Причастие действительного залога. Направительный падеж.    
3.10 Местоименные суффиксы с существительными мн.ч. Выражение притяжательности.    
3.11 Имперфект. Повелительное наклонение.    
3.12 Неличные формы глагола. Инфинитив.    
3.13 Причастие страдательного залога. Сеголатные имена.    
3.14 Когортатив и Юссив. Предлоги в форме мн.ч. с суффиксами.    
3.15 Числительные. Служебные слова.    
3.16 «Вав» последовательности.    
3.17 Глаголы состояния.    
3.18 Глагольные породы.    
  Раздел III. Основы синтаксиса.    
  Раздел IV. Перевод неадаптированных библейских текстов.    
5.1 Перевод библейской прозы.    
5.2 Перевод библейской поэзии.    
  Итого:    

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Введение в дисциплину «Древнееврейский язык».

 

Наименования древнееврейского языка. Наименования носителей этого языка. Древнееврейский язык как язык афразийской языковой семьи. Древние семитские языки. Особенности грамматического строя и письма семитских языков. Язык древнееврейской поэзии. Этапы развития древнееврейского языка. Важнейшие памятники древнееврейского языка. История изучения древнееврейского языка иудейскими и христианскими учеными. Грамматики древнееврейского языка на русском языке.

 

Раздел II. Морфология.

 

Тема 7. Глагольные породы.

 

Общее обозрение системы глагольных пород (правильный глагол). Глагольные породы древнееврейского языка, их признаки и значения. Порода Кал. Порода Нифал. Порода Пиел. Порода Пуал. Порода Хифил. Порода Хофал. Порода Хиопаел.

 

Источники

Biblia Hebraica Stuttgartensia.Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997. - 5-е изд. (1-е изд. - 1967) - LXX, 1574 с.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

Учение. Пятикнижие Моисеево. От Бытия до Откровения (перевод, введение и комментарий И. Шифмана). М.: Республика, 1993.

Учебная литература

Грилихес Л., священник. Практический курс древнееврейского языка Ветхого Завета. М.,1996. (Электронный вариант книги находится на сайте www.bible-mda.ru).

Ламбдин Т.О. Учебник древнееврейского языка. М.,1998.

Еврейский и халдейский этимологический словарь / Сост. Штейнберг О.Н. - Вильна,1878. (Электронный вариант книги находится на сайте www.bible-mda.ru).

Демидова Г.М. Грамматика библейско-еврейского языка. СПб.,1999.

Дополнительная литература

 

Гезениус В. Еврейская грамматика. СПб., 1874. (Электронный вариант книги находится на сайте www.bible-mda.ru).

Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. М., 1972.

Дьяконов И.М. Языки Древней Передней Азии. М., 1967.

Языки народов Азии и Африки. М., 1989. Т.IV.

Павский Г., прот. Краткая еврейская грамматика для обучающихся священному языку в духовных училищах. М., 1822. (Электронный вариант книги находится на сайте www.bible-mda.ru).

Троицкий И.Г. Грамматика еврейского языка. СПб., 1908. (Электронный вариант книги находится на сайте www.bible-mda.ru).

 

Автор - Акимов В. В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Древнееврейский язык – это учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний, умений и навыков, направленных на развитие способности осуществлять чтение и письмо (опосредованное общение) на древнееврейском языке на базе языковых и страноведческих знаний.

Изучение данной дисциплины при подготовке по специальности «Теология» обусловлено тем, что значительная часть Ветхого Завета (первого раздела христианской Библии) написана на древнееврейском языке. Этот же язык, называемый также библейским ивритом, представлен и немногими эпиграфическими памятниками.

Цель дисциплины – научить студентов чтению и грамматическому разбору текстов Священного Писания Ветхого Завета через освоение нормативной грамматики и лексического минимума.

Книги Ветхого Завета признаются священными, богодухновенными книгами в двух мировых религиях – иудаизме и христианстве, и являются важнейшим богословским источником. Усвоение основ древнееврейского языка как языка священных ветхозаветных книг является необходимой составляющей изучения и самих этих книг, и сложившихся на протяжении многих столетий традиций их толкования, и целого ряда богословских дисциплин.

Типовая учебная программа дисциплины «Древнееврейский язык» разработана в соответствии с нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, государственным стандартом специальности «Теология».

В идеале знакомство с древнееврейским языком должно предшествовать изучению Священного Писания Ветхого Завета. Однако в соответствии с учебным планом по специальности «Теология» изучение древнееврейского языка совмещается с изучением Священного Писания Ветхого Завета. Данное совмещение, объясняемое большим количеством часов, отводимых на изучение Ветхого и Нового Завета, вполне допустимо. Само по себе оно может служить дополнительным стимулом для студентов к изучению языка библейского оригинала.

В процессе изучения древнееврейского языка используются не только традиционные упражнения, включающие учебные тексты, но и неадаптированные, оригинальные библейские тексты. Неадаптированные тексты привлекаются уже на начальном этапе изучения, при знакомстве с фонетикой и графикой. Для этой цели избирается наиболее знакомый студентам библейский отрывок (например, 1 глава книги Бытия или один из псалмов). Избранный отрывок прочитывается и анализируется на каждом занятии в соответствии с постоянно обновляемым объемом знаний. При грамматическом разборе текста привлекаются сведения экзегетического характера, полученные студентами при изучении богословских дисциплин (Введение в богословие, Священное Писание Ветхого и Нового Завета).

После изучения темы «Местоимения и местоименные суффиксы» студенты получают ряд последовательных заданий, в соответствии с которыми они должны выучить наизусть несколько отрывков библейских текстов. Среди этих текстов могут быть первые стихи 1 главы книги Бытия (Быт.1:1-5), десять заповедей (Исх.20:1-17), моисеев закон о любви (Втор.6:4-9), псалом 1, псалом 8, а также «Отче наш».

Итоговой формой контроля является зачет, в ходе которого проверяются знания и умения студентов. При проведении зачета используются учебные и неадаптированные тексты, которые рассматривались во время проведения практических занятий.

Непосредственной задачей преподавания «Древнееврейского языка» является формирование у студента соответствующих мировоззренческих и профессиональных компетенций – предметных и операциональных.

Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта специальности «Теология», который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные вехи истории древнееврейского языка.
  • Орфографию и фонетику древнееврейского языка, алфавит и способы обозначения гласных.
  • Основы грамматики (морфологии и синтаксиса) древнееврейского языка
  • Важнейшую лексику древнееврейского языка.

Операциональные компетенции студента заключаются в том, что в результате изучения курса он должен уметь:

  • Читать тест Библии на древнееврейском языке.
  • Определять род, число, состояние имени.
  • Определять видовременную форму глагола, его лицо, число, породу.
  • Разбираться в системе предлогов и суффиксальных местоимений.
  • Переводить отрывки из Ветхого Завета с использованием словаря и грамматических таблиц.
  • Использовать полученные знания при изучении и толковании Священного Писания Ветхого Завета.

К изучению древнееврейского языка студентов подготавливает знакомство с такими дисциплинами, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета (разделы, рассматриваемые на 1 курсе), Введение в богословие, Литургика. В свою очередь знания, полученные в ходе изучения древнееврейского языка необходимы студентам для усвоения учебного материала по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (разделы, рассматриваемые на 2 курсе), Догматическому богословию, Патрологии.

Программа рассчитана на 66 аудиторных часов (66 – практических). Форма контроля – зачет.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Тема занятия Кол-во ауд. часов
Практические, ч. КСР
  Введение в дисциплину «Древнееврейский язык».    
  Раздел I. Фонетика и графика.    
2.1 Древнееврейский алфавит. Согласные.    
2.2 Знаки для обозначения гласных. Слоги.    
2.3 Немые согласные. Горловые согласные.    
  Раздел II. Морфология.    
3.1 Определенное состояние имени. Артикль.    
3.2 Слитные предлоги.    
3.3 Имя (существительное и прилагательное). Род имен.    
3.4 Вопросительные местоимения. Соединительный союз «вав».    
3.5 Выражение падежных отношений. Сопряженное сочетание.    
3.6 Местоимение. Местоименные суффиксы и слитные предлоги «лэ» и «бэ» с суффиксами. Показатель прямого дополнения.    
3.7 Глагол. Перфект.    
3.8 Местоименные суффиксы с существительными ж.р. ед. ч. и предлогами «кэ» и «мин». Указательные местоимения.    
3.9 Причастие действительного залога. Направительный падеж.    
3.10 Местоименные суффиксы с существительными мн.ч. Выражение притяжательности.    
3.11 Имперфект. Повелительное наклонение.    
3.12 Неличные формы глагола. Инфинитив.    
3.13 Причастие страдательного залога. Сеголатные имена.    
3.14 Когортатив и Юссив. Предлоги в форме мн.ч. с суффиксами.    
3.15 Числительные. Служебные слова.    
3.16 «Вав» последовательности.    
3.17 Глаголы состояния.    
3.18 Глагольные породы.    
  Раздел III. Основы синтаксиса.    
  Раздел IV. Перевод неадаптированных библейских текстов.    
5.1 Перевод библейской прозы.    
5.2 Перевод библейской поэзии.    
  Итого:    

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Введение в дисциплину «Древнееврейский язык».

 

Наименования древнееврейского языка. Наименования носителей этого языка. Древнееврейский язык как язык афразийской языковой семьи. Древние семитские языки. Особенности грамматического строя и письма семитских языков. Язык древнееврейской поэзии. Этапы развития древнееврейского языка. Важнейшие памятники древнееврейского языка. История изучения древнееврейского языка иудейскими и христианскими учеными. Грамматики древнееврейского языка на русском языке.

 

Раздел I. Фонетика и графика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.026 с.)