Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностейСодержание книги Поиск на нашем сайте
Помогать, но не делать вместо... ОШИБКА № 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и в конечном счете при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно, и их желанием сделать информацию о ребенке более "объективной" и "объемной". Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс. ОШИБКА № 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию". Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, онначинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени. ОШИБКА № 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио. Мол, процесс формирования портфолио - сугубо личное дело самого ребенка, и не следует вмешиваться в этот процесс: "Он уже большой, вот пусть и проявляет самостоятельность на деле". Разумеется, ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку... Что собирать? ОШИБКА № 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д. Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик. ОШИБКА № 2. Формальный подход к портфолио - "соревнование за количество". Другая опасность возникает, когда начинается соревнование за максимальное количество документов и материалов, помещаемых в презентационную папку ученика. Следует помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения? ОШИБКА № 3. Собираем только документы "с печатями". Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы "с печатями" (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное - способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью. ОШИБКА № 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка. Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным. ОШИБКА № 5. Сбор материалов только последнего времени. Другая крайность — это когда школьник собирает документы и материалы исключительно за 9 класс или даже за последние месяцы девятого класса. Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь идет о сложном механизме выбора профильного обучения? Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения. Псевдопортфолио ОШИБКА № 1. Когда вместо портфолио - "зачетная книжка". Это довольно распространенное "рацпредложение", вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода "зачетная книжка", одинаковая для всех детей. Книжка, где все уже заранее разграфлено и школьнику остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее портфолио -это собственный выбор хозяина: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых зачетных страниц. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы - неотъемлемая составляющая идеи портфолио. ОШИБКА № 2. Когда вместо свободного портфолио - характеристика от классного руководителя или педагогического совета. Еще один способ упрощения идеи портфолио - вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио - дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио. ОШИБКА № 3. Вместо систематической работы над портфолио - разовая акция. В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений. ОШИБКА № 4. Акцент на форме, а не на содержании. Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления. Как оценить? ОШИБКА № 1. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах. В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить балл -ведь часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Но это в корне противоречит замыслу портфолио - тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д. Лишь сертифицированные документы портфолио школьника (первый раздел портфолио, который называется "Официальные документы") можно оценивать в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д. ОШИБКА № 2. Завышение удельного веса портфолио. Иногда происходит значительное завышение удельного веса портфолио: его итоговый балл в некоторых регионах превышает результаты сданных государственных экзаменов. Например, при двадцати максимально возможных баллах за четыре государственных экзамена вес портфолио оказывается равен 20 или даже 30 или 40 баллам. Однако портфолио - важный, но лишь дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый нами вес портфолио должен составлять от пяти до десяти баллов. ОШИБКА № 3. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. В ряде территорий отсутствуют необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. В этом случае соответствующее управление образования должно разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения. Задание 2. «Школьная оценка» Цель – выполнив это задание вы познакомитесь с государственным стандартом оценок в российской школе, узнаете о разных формах альтернативного оценивания, познакомитесь с международным опытом в оценивании, научитесь сравнивать качественную и количественные оценки, сумеете разработать собственные подходы к оценке. Задание: Попробуйте разработать свою альтернативную систему оценивания. Методическая подсказка: 1. Ознакомьтесь с государственным стандартом оценок в российской школе. Обобщите, по каким параметрам выставляется отметка. Сравните с образцом (текст №1) 2. Попробуйте проанализировать предложенные многомерные оценочные шкалы. (текст №2) Какие из них Вам кажутся более информативными? Смогли ли бы Вы использовать какую-либо из альтернативных шкал? 3. Ознакомьтесь с опытом финского подхода к оцениванию достижений (текст №3). Выделите «5 принципов финской оценки» 4. Попробуйте разработать свою альтернативную систему оценивания и ее перевод в 5 балльную систему. Критерии оценки выполнения задания: · Полнота и объективность критериев оценки · Аргументированность отличий в оценке различных видов деятельности. · Конвертируемость авторской оценки в 5 балльную оценку. · Оригинальность изложения своего подхода к оценке.
Текст№1 Необходимо помнить, что существует государственный стандарт оценок в школе, согласно которому пользуются следующими критериями: "отлично" - оценивают знания ученика, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно логически стройно его излагающего, в ответе тесно увязывающего теорию с практикой; при этом ученик не затрудняется с ответом на видоизмененное задание, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ; "хорошо" - оценка за твердое знание материала, грамотное и конкретное его изложение, без существенных его неточностей, правильное применение теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач, владение необходимыми навыками и приемами; "удовлетворительно" - оценка ученику, который знает общие положения основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки; нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических задач; "неудовлетворительно" получает ученик, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задания. Итак, оцениваются следующие параметры:
Текст№2
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.008 с.) |