Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры для тренировки диспетчерской программы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Замри – отомри
Многие родители жалуются, что их детей надо заставлять делать домашние задания из-под палки. Проблема не в способностях ребенка, а в том, что он не может дать себе внутреннюю команду для выполнения того или иного действия. Достаточно эффективно слабую самостоятельность работы внутреннего диспетчера выявляет старая добрая игра «замри-отомри». Правила ее совсем просты. До команды тренера ребенок может делать что угодно, а после команды он должен замереть и оставаться неподвижным до следующего сигнала. Командами являются слова «замри» и «отомри». Как правило большинство детей без труда справляются с этим простейшим заданием. Теперь усложним условия игры – предложите ему самому себе давать эти команды, но обязательно вслух – так, чтобы их услышали и вы, и он. Казалось бы, почти ничего не изменилось, однако даже неопытный глаз сразу замечает неточность в исполнении приказов. Например, ребенок может еще некоторое время двигаться после собственной команды «замри». Или сначала начать движение, а лишь затем произнести сигнал «отомри». В застывшем состоянии он может шевелить пальцами, крутить головой, моргать, как бы делая себе поблажку или не слишком серьезно относясь к собственным приказам. Несмотря на видимую простоту этой игры, некоторым детям, у которых внутренний диспетчер недостаточно мощный, порой бывает достаточно трудно четко исполнять даже собственные команды. Небольшой цикл тренировочных игр, включающий и игру «замри-отомри», может значительно исправить положение и сделать ребят более самостоятельными.
Держи себя в руках!
Многие дети не в состоянии запретить себе совершать те или иные действия. Некоторым ребятам трудно управлять своими эмоциями, они могут хлопнуть дверью, швырнуть портфель в угол… Они кричат и топают ногами. Такие дети не в состоянии взять себя в руки более спокойно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Нередко отсутствие должного самоконтроля лежит у детей и в основе мелкого воровства. Игру, направленную
на выработку у ребенка умения вовремя сказать себе «стоп», можно условно назвать «Руки прочь!». Кроме того, это упражнение развивает выдержку и самообладание. Его с успехом можно использовать для тренировки диспетчерской программы и в других случаях. Состоит игра в следующем. Вы выступаете в роли тренера и предлагаете встать рядом со столом, на поверхности которого ничего нет. Ребенок должен смотреть на стол не закрывая глаз, при этом ни в коем случае не прикасаясь к нему и не трогать предметы, которые тренер будет выкладывать на стол. Заранее обязательно надо оговорить длительность проведения игры. Ориентировочно всего одна - две минуты. Прежде чем начать игру, следует обязательно сделать две вещи. Во-первых, пусть ребенок скажет вслух «Я готов!». При этом вы можете не принять эту готовность, если почувствуете в его голосе неуверенность. Во-вторых, вы должны четко словесно обозначить начало игры командой: «Внимание, приготовились, начали!». Теперь тренер начинает играть роль искусителя. Он последовательно выкладывает на стол самые разные предметы, и обычные, и соблазнительные с точки зрения ребенка. Желательно, чтобы эти предметы обладали разной формой и фактурой поверхности. При этом тренер словесно пытается сбить ребенка с толку и заставить нарушить правила игры. «Посмотри какое красивое колечко, - шепчет он ребенку на ухо, - возьми его в руку!» Тренер должен заговорить и заболтать ребенка, усыпить его внимание. Ясно, что конкретное содержание подобных уговоров будет зависеть от того, что выложено на стол. Важно, чтобы тон, тембр и интонация вашей речи по-прежнему отличались от голоса тренера, которым вы только что были. Сам тренер берет лежащие перед ним предметы и явно испытывает при этом удовольствие. На первый взгляд, игра представляется совсем несложной, но видели бы вы муки играющих в нее ребят, у которых плохо развита диспетчерская программа. Дети порой хватают одной рукой другую руку, уже готовую потянуться за соблазнительным предметом. Они нервно крутят себе пальцы, начинают ерзать на месте, на их лицах порой отражается настоящая мука. Если ребенок во время игры зажмуривается или отворачивается от стола до истечения оговоренного срока – сделайте ему замечание голосом тренера, напомнив ему про правила: «Отворачиваться нельзя! Глаза закрывает нельзя!». Игра при этом продолжается. Она прекращается, если ребенок прикоснется к любому предмету на столе. Ни в коем случае не говорите, что ребенок проиграл, во всех подобных играх нет проигравших, это просто тренировки, и ребенок должен это осознавать. Скажите: «Ты с собой пока не справился. Ничего, следующая попытка обязательно окажется удачной!». Не пытайтесь повторить игру сразу же после первой неудачи. Если ребенок справился с испытанием, обязательно похвалите его. Закончив тренировку, постарайтесь в подробностях описать, что происходило во время игры – как вы пытались сбить ребенка с толку, и как он героически держался, несмотря на желание взять что-нибудь. Во время тренировок мы учим детей быть хозяевами своих «программ», учим управлять ими по собственному желанию. Ребенок переходит на более высокий уровень, теперь он может выбирать, что ему делать: действовать привычным способом или вовремя остановить себя.
Урок
Нередко ребятам с неразвитой программой внутреннего диспетчера бывает трудно долго слушать пояснения учителя в школе. Они быстро теряют внимание, отвлекаясь на посторонние дела, соседей по парте.
Неумение быть внимательными является у детей прямым следствием слабой работы программы внутреннего диспетчера, в обязанности которой, в частности, входит твердое «отсекание» любых помех, которые могут встретиться по дороге к намеченной цели. Чтобы укрепить «помехоустойчивость» ребенка, можно в игровой манере смоделировать ситуации, с которыми он регулярно сталкивается в школе. При этом сама игра может проходить в любой комнате, где есть стол и стул. Назовем такую игру «борьбой с помехами». Кратко ознакомьте ребенка с правилами игры. Скажите, что мы играем в школу. Перед началом игры он должен выйти из комнаты и через несколько мгновений снова зайти, представив, что он теперь уже в классе. В начальной стадии игры постарайтесь войти в роль учителя, который просит ученика сесть за парту и выполнить определенное задание. Играя с маленькими ребятами, постарайтесь выбирать несложные задания. Важно, чтобы выполнение не слишком сложного задания требовало немедленных действий. Не следует давать им задания, над которыми придется активно думать, физически не двигаясь. Дав задание, наденьте какую-нибудь отвлекающую маску, смените тембр и тон голоса и подсядьте к вашему ученику сбоку или сзади, если вам некого посадить вместо себя. При этом подтвердите репликой, что вы уже не учитель. Ваша задача – действительно создать ученику помехи для выполнения задания. Постарайтесь отвлечь его каким-либо способом. В общем, делайте все, чтобы затруднить выполнение простого задания, которое ребенок легко мог бы выполнить в тишине. Не говорите при первой же оплошности ученика, что он проиграл. Это всего лишь тренировка, где нет проигравших. Обязательно похвалите ребенка за его старания. Еще немного поиграйте в учителя – подиктуйте домашнее задание, которое ребенок должен записать в тетрадь или повторить. После этого скажите: «Урок закончен, собирайтесь домой, до свидания». Игра заканчивается, когда ребенок выходит из класса, сказав до свидания. Как только он вышел из комнаты, снова станьте тренером и сообщите ему, что игра окончена. Пусть в результате нескольких таких игр ребенок сам поймет, что представляет для него большую трудность при выполнении задания. Подобные игры представляют порой известную трудность и для взрослых людей. Непросто вырабатывается умение твердо удерживать свое внимание на предмете размышлений или на выполняемом задании и не думать при этом о постороннем, не смотреть на постороннего, и не слушать постороннего. Для детей подобная игра является серьезным испытанием. Несколько сеансов игры «Борьба с помехами» могут дать прекрасные результаты, особенно, когда ребенок начнет получать удовольствие от своих маленьких, но таких важных побед в борьбе с отвлекающими препятствиями.
Подвиг разведчика
Наименование игры, конечно, условное, но вы можете называть ее именно так. Дети любят игры в разведчиков и лазутчиков, в тайные операции… Игра тренирует у ребят умение концентрировать внимание. Сначала объясните ему о правилах игры. Ребенок отворачивается от стола, на котором тренер раскладывает несколько самых разных предметов, которые отличаются по цвету, форме и объему. Когда ведущий приготовил все необходимое для начала игры, ребенок должен отдать себе команды «я готов!», «внимание!», «приготовились!», «начали!». После этого он поворачивается лицом к столу и в течение 5 секунд смотрит на предметы. Когда время истекло и тренер об этом сообщил, ребенок вновь отворачивается от стола. В это время тренер добавляет или
убирает один предмет. После он просит игрока опять повернуться к столу и сказать, что на нем изменилось. Если ребенок не справляется с заданием и затрудняется дать правильный ответ, сократите количество предметов. Если успехи налицо, игру можно усложнить, либо добавив новые предметы, либо увеличив число изменений. Игра «Подвиг разведчика» тренирует не только диспетчерскую программу, но также визуальный канал и извлечение из памяти, улучшая функциональные связи между правым и левым полушариями мозга.
Игры с мячом
1. Мяч подкидывается и ловится одной рукой 5 раз подряд, когда другая рука находится за спиной, затем происходит смена руки. 2. Мяч подкидывается правой рукой, а ловится левой. Через 5 подкидываний происходит смена рук. 3. Одновременное подкидывание каждой рукой по мячу. Это упражнение также можно пробовать выполнить с закрытыми глазами. 4. Мяч находится в левой руке. Сгибаем левую ногу в колене и подбрасываем мяч из-под нее. Ловим мяч правой рукой. 5. Ребенок сидит на одном конце длинной и широкой скамейки, а тренер на другом конце. Необходимо толкнуть волейбольный мяч так, чтобы он прокатился по скамейке и не упал при этом на пол. 6. Легкий спортивный мяч подбрасывается тренером высоко, а ребенок должен поймать мяч, пока тот не упал. 7. Ребенок должен поймать брошенный тренером мяч, смотря при этом не на тренера, а в пол, потолок или любую другую точку, заранее оговоренную тренером.
Солнышко, заборчик, камушки
Данное упражнение является одной из базовых игр, направленных на разработку не только визуального, аудиального и кинестетического каналов, но и способствующее их скоординированной работе. Игра начинается следующим образом. Тренер показывает три различные позиции пальцев и просит ребенка воспроизвести их вместе с ним. 1. «Солнышко» - пальцы обеих рук растопырены, ладони обращены к зрителям. 2. «Заборчик» - ладони обращены к зрителям, пальцы обеих рук сведены вместе. 3. «Камушки» - пальцы обеих рук сжаты в кулаки, которые постукивают друг о друга. Кулаки находятся на уровне груди, на небольшом расстоянии друг от друга. Теперь взрослый обращается к ученику с инструкцией: «Нужно делать то, что ты видишь, а не то, что ты слышишь». Прежде чем начать тренировку, тренер должен удостовериться, что эта словесная инструкция услышана ребенком в полном объеме и правильно им воспринята. После того, как ребенок четко воспроизвел инструкцию, можно приступать к тренировке. Тренер несколько раз показывает различные позиции рук, правильно их называя. То есть показывает «солнышко» и говорит «солнышко». Потом тренер начинает ребенка путать: говорит одно, а делает совсем другое. Поскольку визуальный канал более мощный, чем кинестетический, дети быстро учатся повторять движения тренера, не обращая внимания на его словесные комментарии.
Катись колбаской
Действительно, жизненный опыт подсказывает, что колбаса плохо катится, даже если ее нарезать кружочками. Пусть с этой загадкой разбираются филологи, а мы пока продемонстрируем вам, как можно научить ребенка «кататься колбаской», тренируя при этом кинестетический канал. Лучше всего проводить ее с несколькими учениками одновременно на большом ковре. Основа игры: ребенок ложится поперек ковра «колбаской» - руки вытянуты вдоль туловища и прижаты к бокам, ноги вместе. В таком положении, не растопыривая ни рук, ни ног, а работая только туловищем, ребенок должен докатиться до конца коврика. Через некоторое время следует закрыть глаза и повторить игру вслепую. Это мощное упражнение для кинестетиков – во время его проведения сигналы поступают практически от всей поверхности тела.
Ловкие ящерицы
Как и для игры «катись колбаской», для данной игры потребуется ковер. Игра веселее проходит в группе. Ребенок должен пару раз проползти по-пластунски от начала ковра и до конца. Важно стараться – не приподнимать ни голову, ни локти, ни лодыжки, ни ягодицы. Некоторые ребята начинают ползти только на руках. Ноги у них при этом болтаются как парализованные. Это неправильно. При выполнении упражнения должны работать все группы мышц, и ног в том числе. Пусть дети постараются представить себе, что они прыткие ящерицы. Теперь нужно проползти через ковер по-пластунски на животе ногами вперед. Потом ползаем на спине. Сначала вперед головой, потом ногами. Это труднее, чем продвигаться вперед на животе, но надо постараться. Опять-таки, надо двигаться не отрывая ни одну часть тела от ковра, змеиться по нему.
Прыжки через газету
Видели, как в цирке акробаты прыгают через обруч, на который натянута папирусная бумага? Психологически выполнить такой трюк непросто. Сознание говорит, что бумага очень тонкая и сразу порвется, а подсознательно все-таки страшно лететь головой прямо в стенку, пусть непрочную и эфемерную. Для выполнения трюка надо научиться преодолевать определенный психологический барьер. Для тренировок в цирк ходить не надо. Упражнение легко выполняется в любой комнате, где есть стул и газета. Тренировка начинается с обычных прыжков. Ребенок должен 2-3 раза прыгнуть вниз со стула или с любого предмета такой же высоты. В месте приземления можно постелить коврик или мат. Затем те же прыжки нужно проделать с закрытыми глазами. Заключительным этапом игры являются прыжки через газету. Для его выполнения тренеру нужен помощник. Вдвоем они растягивают за углы на небольшой высоте от пола газетный лист. Ребенок должен прыгнуть через него на пол. Страшновато! Прыжки через газету развивают не только кинестетический канал. Это достаточно мощное психологическое упражнение, работающее против кинестетических страхов и заставляющее поверить в собственные силы. Справившись с кинестетическим страхом, потом в жизни такие дети становятся гораздо активнее, они не боятся высказывать свою
точку зрения, настаивать на своем, находить новые пути и решения, обычно такие ребята не стесняются рисовать как умеют, петь даже сиплым голосом. Несомненно, во взрослой жизни такие качества пригодятся каждому.
Защитный скафандр
Мы употребляем это слово, подразумевая защитный костюм, в котором человек может находиться даже в открытом космосе при низкой или высокой температуре. Хорошо бы иметь аналогичный психологический скафандр для индивидуального пользования каждому человеку на случай соприкосновения с суровой действительностью жизни. «Скроить» его не представляет особого труда. Для этого надо повысить помехоустойчивость нервной системы. Игра, развивающая такую способность состоит в следующем. Ребенок сидит неподвижно. Лицо его абсолютно спокойно. Глаза открыты. Никаких эмоций, никакой мимики. Тренер пытается, не прикасаясь к ребенку, нарушить это спокойствие. Естественно, тренер заранее договаривается с учеником о том, что он будет его пугать, а задача ребенка – оставаться невозмутимым и не моргать. Тренер свистит и громко хлопает в ладоши у ребенка перед носом. Если эти действия не могут повлиять на безмятежное выражение лица испытуемого – испытание пройдено с честью. К сожалению, в нашей жизни бывает немало ситуаций, когда на человека оказывается мощное психологическое давление. Умение «сохранить лицо», накрыть назойливого собеседника мысленным стаканом, сохранить душевное равновесие – великое благо, овладеть которым может каждый.
Марионетки
Это упражнение направлено на обучение ребенка расслаблению своих мышц. У цивилизованных людей эмоциональная подготовка не всегда заканчивается действиями. Мы – существа разумные, воспитанные, вежливо улыбаемся, когда на самом деле часто хочется сделать совсем иное. У детей такие состояния сплошь и рядом: взрослому не перечь, не дерись, громко не говори, не бегай, не крутись, стой смирно… Чувствуете, все это запреты действий, которые должны были совершиться? Но не совершаются. Что в результате? Мышцы были уже готовы совершить ту или иную работу, но им не позволили. Они так и остались в напряженном состоянии, «не разрядились». Психологи называют такие состояния «мышечными зажимами». Искусство расслабления состоит в том, чтобы снизить напряжение до возможно меньшего уровня. Во время занятий с детьми это делается следующим образом. Ребенок ложится лицом вверх на коврик, свободно раскинув руки и ноги в стороны. Сам он при этом старается максимально расслабиться. Тренер берет его руку, поднимает и немного трясет. Рука ребенка должна быть абсолютно расслабленной – болтается как рука куклы-марионетки. На счет «раз, два, три» тренер отпускает-бросает руку ребенка. Та должна шлепнуться на ковер как медуза на мокрый песок. Опытный тренер по тому, как падает рука, видит, насколько она расслаблена. Точно так же тренер трясет другую руку, обе руки вместе, потом ноги. Когда полностью расслабленный таким образом ребенок некоторое время полежал, ему предлагают медленно встать на счет до семи. Тренированные таким образом дети начинают расслабляться сами, отходя ко сну. Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, но умение расслабляться помогает бороться против многих неосознанных страхов.
Водичка
Мы уже рассказывали, как с помощью упражнения «марионетки» учить детей снимать мышечное напряжение. Вот еще полезный прием, направленный на достижение этой цели. Ведущий стоит перед ребенком и «болтает» своим телом, словно тряпичный паяц на веревочке, которого раскачивают порывы ветра. Работают все мышцы тела. Одновременно шевелятся руки, ноги, спина, шея, кисти, поясница. Ребенок должен стараться повторять движения тренера. Не обязательно в точности. Важен сам характер движений и акценты, которые делаются на отдельных частях тела. Если ваш ученик двигается плохо, скованно, а опытный глаз неестественность пластики сразу замечает, тренер может помочь ребенку. Как мы уже писали, мышечные зажимы могут быть связаны со страхами. Дети с такими зажимами обычно спят, свернувшись калачиком и подтянув колени почти к самому подбородку. Это поза эмбриона в утробе матери. Согласитесь, что свободно спящий человек менее защищен, чем свернувшийся калачиком. Он доверяет миру. Ему нечего бояться.
Черепахи и метеоры
Давайте учить детей двигаться с разными скоростями. Во время движения работают все мышцы. Руки не должны болтаться плетьми вдоль тела, а работать как у космонавта в скафандре или как у птицы во время полета: колебаться, извиваться, махать, но о-о-очень медленно. Хорошо, если тренер вначале будет выполнять это упражнение вместе с ребенком, помогая ему своим примером. Немного походив таким образом, ребенок должен вернуться на место. На все хождение со скоростью черепахи тренер дает ровно минуту. Вторая скорость – обычный шаг. Еще раз подчеркнем – двигаться должны все мышцы, руки работают гораздо более интенсивно, чем при ходьбе. Третья скорость – метеорная. Пусть поносятся. Главное, чтобы по истечении минуты игрок снова стоял на месте старта. Упражнение способствует развитию контроля за собственными движениями, шлифует умение рассчитывать время движения, его скорость и расстояние, то есть работает кинестетический канал и диспетчерская программа.
Кот в мешке
В холщевый мешочек кладутся самые различные предметы небольшой величины. Желательно, чтобы они отличались по форме, размеру, материалу, из которого сделаны. Участник игры запускает руку в мешок и берет любой предмет. После этого он должен описать словами его свойства и качества. Какой он формы, на что похож; округлый, острый, есть ли выступы. Какова фактура его поверхности. Чем подробнее будет описание, тем лучше. Наконец ребенок называет предмет и достает его из мешка. Если предмет не угадан, то он кладется снова в мешочек, в самую гущу оставшихся предметов.
Пошумелки
Подсознательно обучая свой аудиальный канал восприятию разнообразных звуков, и в том числе очень громких, дети порой специально устраивают «пошумелки» - намеренно
гремят чем-то, прыгают по листам жести, врубают на полную громкость приемник. Терпите, взрослые! Идет процесс тренировки аудиального канала. Это ненадолго. Для работы с ребятами мы используем специальный мешок, доверху заполненный различными инструментами, дети с удовольствием их перебирают и пробуют, как они звучат, а заодно и запоминают их названия. Вы, наверное, замечали, что во время увлекательной беседы в шумном помещении вы как бы перестаете замечать шум, лишние звуки, сосредотачиваясь на восприятии голоса собеседника. Прежде чем давать инструменты ребятам, обязательно договоритесь, что они начнут шуметь с их помощью во всю силу, но только по свистку тренера. По свистку это упражнение и заканчивается. Мы неоднократно замечали, как после оглушительно громкого свистка прямо в ухо, у ребенка возникает состояние, похожее на ступор. Диспетчерская программа зарегистрировала «зашкаливание» и отключила на время всю систему. Сама по себе игра «пошумелки» является отличным тренингом аудиального канала и диспетчерской программы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.011 с.) |