ТОП 10:

Промышленная политика и развитие мануфактуры



Начиная с первой четверти XVIII в., основным направлением отечественного экономического развития стала промышленность как главный источник богатства страны. Именно здесь при Петре I произошли наиболее значительные изменения. И хотя по-прежнему удовлетворение основных потребностей в изделиях массового спроса осуществлялось через городское и сельское ремесло, а также домашние промыслы, все большую роль стало играть мелкое товарное производство. Его крупнейшие центры сложились в текстильной (Московская, Владимирская, Костромская губернии), металлургической (Новгородское наместничество, Тульско-Серпуховский, Нижегородский, Ярославский и другие районы) промышленности, в обработке металлов (Москва, Новгород, Псков), в кожевенной (Ярославль, Казань, Кострома, Чебоксары), деревообрабатывающей, кирпичной, мукомольной и других отраслях. Постепенно этот тип производства стал перерастать в кооперацию либо в мануфактуру. Учрежденные Петром I (1722) цехи в отличие от европейских не сыграли решающей роли в развитии российского мануфактурного производства. Они не сумели оградить от конкуренции, не регламентировали производство и сбыт. Многие ремесленники вообще трудились вне цехов.

И все же наиболее важным итогом преобразований Петра I стало создание за короткий период многочисленных мануфактур. Их природа была своеобразна и порою противоречива отражая характер применяемого труда. Прежде всего, отсутствие в России пока еще значительных капиталов обусловило строительство мануфактур на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Поражает их количественный рост. Если в конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, то к 1725 г. их число превысило 200. Из них, 69 — в черной и цветной металлургии, 18 — лесопильных, 17 — пороховых, 15 — суконных, среди других — кожевенные, стекольные, писчебумажные и др.

На этом этапе государство сыграло решающую роль в формировании отечественной промышленности. Так, Петр I поддерживал и поощрял особый Рудный приказ (1700), а с 1719 г. горной и металлургической промышленностью стала ведать Берг-коллегия. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Правительство Петра I в целях привлечения к промышленному предпринимательству и строительству отечественного флота наиболее богатых купцов, вельмож и землевладельцев создавало компании. В их распоряжение направлялись ссуды и предоставлялись всевозможные льготы. Позднее казенные мануфактуры зачастую безвозмездно поступали в руки авторитетных и опытных предпринимателей, особенно из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

Россия славилась своими мастерами и умельцами. Внедрение в крупную промышленность передовой техники, повышение качества производимых изделий всемерно вознаграждались и поощрялись. Контроль за изучением и внедрением мирового технического опыта возлагался на Мануфактур-коллегию.

Расширялась география российского промышленного производства. Наряду с ростом металлургии в центре страны (Тула, Калуга, Кашира), Карелии (Олонецкий завод), в Петербурге (Сестрорецкий завод) сложился крупнейший, общеевропейской значимости металлургический центр на Урале. (Екатеринбургский, Нижне-Тагильский, Невьянский и другие заводы).

Кроме 11 больших казенных заводов здесь работали и частныепредприятия, принадлежавшие бывшему тульскому мастеру Никите Демидову и др. На Урале выплавлялось 2/3 общего объема чугуна и 9/10 меди. По производству железа Россия сделала гигантский скачок: с 0,8 млн. пудов в 1718 г. до почти 5 млн. пудов в 1767 г., обогнав Англию и Швецию —лидеров в области металлургии того времени.

Военный арсенал пополняли государственные мануфактуры,изготовлявшие порох, канаты, парусину и пр. На обеспечение армии работали также текстильные и кожевенные предприятия — Московский суконный двор, мануфактуры в Ярославле, Воронеже, Казани и др.

Петр I — создатель отечественного флота. Были построены судостроительные верфи в Петербурге, Воронеже и Архангельске.

В обеих столицах сформировались новые отрасли: производство бумаги и шелкопрядение, фаянсовое и стекольное производство и пр.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.003 с.)