Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Наука как социальный институт. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Перспективы научно-технического прогресса. 1. Становление науки как социального института. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 2. Эволюция способов трансляции научных знаний. 3. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. 4. Современная наука и перспективы научно-технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. 5. Наука и техника в контексте глобальных проблем. Литература Авдулов А.Н., КулькинА.М. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. М., 1994. Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев ЕА. Наука и инновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультур. подход. Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях / Пер. с англ. яз. М: Прогресс, 1973. Коммуникация в современной науке / Сб. перев. с англ. яз.; под ред. Э.М. Мирского и В.Н.Садовского. М.: Прогресс, 1976. Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.: Университет, гуманит. лицей, 2000. Научная деятельность: структура и институты / Сб. перев. с англ. и нем. яз.; под ред. Э.М. Мирского и Б.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1980. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Междунар. ежегодник. СПб., 1969 — 2002. Вып. 1 - 13. Современная западная социология науки. Критический анализ / Отв. ред. В.Ж. Келле, Е.З. Мирская, А.А. Игнатьев. М.: Наука, 1988. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. Карпинская Р. С, Лисеев Т. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996. Степин В. С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. Федотова В. Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии) // Вопросы философии. 2003. № 11. Философия техники: история и современность. М., 1997.
Тема 10. Философия техники. 1. Природа технического знания. Техника и наука. Техника и искусство. 2. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в. (Э. Капп, В. Ратенау, О. Шпенглер, Э. Юнгер, Ф. Г. Юнгер, Х. Плеснер, А. Гелен).
3. Генезис «технократической концепции» и ее критика в западной философии. (Т. Веблен Дж. Бернхейм У. Ростоу, Д. Белл). Технократия и технофобия. Человек как объект конструирования (Дж. Оруэлл). 4. Вопросы философии техники в отечественной философии первой половины ХХ в. (П. Энгельмейер, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б. Вышеславцев, Н. Федоров, П. Флоренский). 5. Гуманитарная составляющая современной философии техники и ее представители. (Л. Мамфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль, Г. Марсель, Э. Фромм). Литература Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)//Вопросы философии. 1985. № 2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990. Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000. Горохов В.Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. Инженер–механик и философ техники. Мамфорд Л. Миф машины. Техника в развитии человечества. М., 2001. Митчам К. Что такое философия техники? М., 1995. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике//Избранные труды. М., 1997. Роль орудий в развитии человечестваю М., 1925. Сидорина Т.Ю. Философия техники // Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. Технократическая волна на западе. М., 1985. Философия техники в ФРГ. М., 1989. Философия техники, история и современность, М., 1997. Флоренский П.А. Органопроекция// Декоративное искусство СССР. 1969. № 12. Шпенглер О. Человек и техника//Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. СПб., 2002. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) дублируют вопросы к семинарским занятиям Примерная тематика рефератов 1. Взаимосвязь науки и вненаучных форм знания в современной культуре. 2. Наука и искусство: точки соприкосновения и перспективы взаимодействия. 3. Наука и религия: о противостояния к диалогу. 4. Техника и искусство: общее и особенное. 5. Преднаука и ее особенности. 6. Понимание техники в архаической культуре, миф как зародыш проекта. 7. Становление первых форм теоретического знания в античности.
8. «Метафизика» и «физика» Аристотеля как образцы построения научного знания 9. Античное понимание техники. 10. Соотношение науки и техники в эпоху эллинизма. Творчество Архимеда. 11. Наука в эпоху христианского и арабо-мусульманского средневековья. 12. Взаимосвязь умозрения и опыта в эпоху средних веков. 13. Новое понимание технической деятельности у мастеров–инженеров–художников–ученых эпохи Возрождения. Феномен Леонардо да Винчи. 14. «Новый органон» Ф. Бэкона и становление нового метода научного познания 15. Начала философии техники в трудах мыслителей Нового времени. Соотношение «естественного» и «искусственного» у Г. Галилея. 16. Методология науки в трудах Р. Декарта. «Рассуждение о методе». 17. Концепция научного знания в философии И. Канта. 18. Классификация наук в философии Г.В.Ф. Гегеля. 19. Классическое естествознание и его методология. 20. Стадии становления инженерной практики и научной техники. Формирование научно-технических дисциплин. 21. Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки. 22. В.И. Вернадский о научном мировоззрении. 23. Учение о биосфере и ноосфере в трудах В.И. Вернадского. 24. Философские идеи К.Э. Циолковского в контексте развития науки и техники. 25. Феномен техники в философской рефлексии русских мыслителей конца XIX – начала ХХ вв. 26. Концепция научного знания К. Поппера. 27. Философско-методологические идеи И. Лакатоса. 28. Концепция развития науки Т. Куна. 29. Проблема получения новых знаний и научные открытия в концепции пролиферации теорий П. Фейерабенда. 30. Идеи синергетики и становление постнеклассической картины мира. 31. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 32. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности. 33. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). 34. Философская герменевтика и гуманитарное знание. 35. Соотношение истины и ценности в социально-гуманитарном знания. 36. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера 37. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в. 38. Осмысление феномена техники в современной западной философии. 39. Технократическая концепция и социальной утопии ХХ века. 40. Наука и техника в зеркале современного общественного сознания: сциентизм и антисциентизм. 41. Анализ глобальной проблематики и переоценка технического прогремма в проектах Римского клуба. 42. Формирование нового образа науки и техники под влиянием экологических угроз. 43. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика в контексте проблемы риска и безопасности современной техники.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.008 с.) |