Тема 9. Наука как социальный институт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Наука как социальный институт.



Перспективы научно-технического прогресса.

1. Становление науки как социального института. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

2. Эволюция способов трансляции научных знаний.

3. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

4. Современная наука и перспективы научно-технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм.

5. Наука и техника в контексте глобальных проблем.

Литература

Авдулов А.Н., КулькинА.М. Власть, наука, общество. Сис­тема государственной поддержки научно-технической дея­тельности: опыт США. М., 1994.

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев ЕА. Наука и инно­вационное предпринимательство в современном обществе: Социокультур. подход. Изд-во Ин-та археологии и этногра­фии СО РАН, 2000.

Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях / Пер. с англ. яз. М: Прогресс, 1973.

Коммуникация в современной науке / Сб. перев. с англ. яз.; под ред. Э.М. Мирского и В.Н.Садовского. М.: Прогресс, 1976.

Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.: Университет, гуманит. лицей, 2000.

Научная деятельность: структура и институты / Сб. пе­рев. с англ. и нем. яз.; под ред. Э.М. Мирского и Б.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1980.

Проблемы деятельности ученого и научных коллекти­вов. Междунар. ежегодник. СПб., 1969 — 2002. Вып. 1 - 13.

Современная западная социология науки. Критический анализ / Отв. ред. В.Ж. Келле, Е.З. Мирская, А.А. Игнатьев. М.: Наука, 1988.

Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Карпинская Р. С, Лисеев Т. К., Огурцов А. П. Философия приро­ды: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Степин В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и тех­ники. М., 1996.

Степин В. С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Федотова В. Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии) // Вопросы фило­софии. 2003. № 11.

Философия техники: история и современность. М., 1997.

 

Тема 10. Философия техники.

1. Природа технического знания. Техника и наука. Техника и искусство.

2. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в. (Э. Капп, В. Ратенау, О. Шпенглер, Э. Юнгер, Ф. Г. Юнгер, Х. Плеснер, А. Гелен).

3. Генезис «технократической концепции» и ее критика в западной философии. (Т. Веблен Дж. Бернхейм У. Ростоу, Д. Белл). Технократия и технофобия. Человек как объект конструирования (Дж. Оруэлл).

4. Вопросы философии техники в отечественной философии первой половины ХХ в. (П. Энгельмейер, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б. Вышеславцев, Н. Федоров, П. Флоренский).

5. Гуманитарная составляющая современной философии техники и ее представители. (Л. Мамфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль, Г. Марсель, Э. Фромм).

Литература

Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)//Вопросы философии. 1985. № 2.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. М., 2000.

Горохов В.Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. Инженер–механик и философ техники.

Мамфорд Л. Миф машины. Техника в развитии человечества. М., 2001.

Митчам К. Что такое философия техники? М., 1995.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике//Избранные труды. М., 1997.

Роль орудий в развитии человечестваю М., 1925.

Сидорина Т.Ю. Философия техники // Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Технократическая волна на западе. М., 1985.

Философия техники в ФРГ. М., 1989.

Философия техники, история и современность, М., 1997.

Флоренский П.А. Органопроекция// Декоративное искусство СССР. 1969. № 12.

Шпенглер О. Человек и техника//Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. СПб., 2002.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

дублируют вопросы к семинарским занятиям

Примерная тематика рефератов

1. Взаимосвязь науки и вненаучных форм знания в современной культуре.

2. Наука и искусство: точки соприкосновения и перспективы взаимодействия.

3. Наука и религия: о противостояния к диалогу.

4. Техника и искусство: общее и особенное.

5. Преднаука и ее особенности.

6. Понимание техники в архаической культуре, миф как зародыш проекта.

7. Становление первых форм теоретического знания в античности.

8. «Метафизика» и «физика» Аристотеля как образцы построения научного знания

9. Античное понимание техники.

10. Соотношение науки и техники в эпоху эллинизма. Творчество Архимеда.

11. Наука в эпоху христианского и арабо-мусульманского средневековья.

12. Взаимосвязь умозрения и опыта в эпоху средних веков.

13. Новое понимание технической деятельности у мастеров–инженеров–художников–ученых эпохи Возрождения. Феномен Леонардо да Винчи.

14. «Новый органон» Ф. Бэкона и становление нового метода научного познания

15. Начала философии техники в трудах мыслителей Нового времени. Соотношение «естественного» и «искусственного» у Г. Галилея.

16. Методология науки в трудах Р. Декарта. «Рассуждение о методе».

17. Концепция научного знания в философии И. Канта.

18. Классификация наук в философии Г.В.Ф. Гегеля.

19. Классическое естествознание и его методология.

20. Стадии становления инженерной практики и научной техники. Формирование научно-технических дисциплин.

21. Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки.

22. В.И. Вернадский о научном мировоззрении.

23. Учение о биосфере и ноосфере в трудах В.И. Вернадского.

24. Философские идеи К.Э. Циолковского в контексте развития науки и техники.

25. Феномен техники в философской рефлексии русских мыслителей конца XIX – начала ХХ вв.

26. Концепция научного знания К. Поппера.

27. Философско-методологические идеи И. Лакатоса.

28. Концепция развития науки Т. Куна.

29. Проблема получения новых знаний и научные открытия в концепции пролиферации теорий П. Фейерабенда.

30. Идеи синергетики и становление постнеклассической картины мира.

31. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

32. Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности.

33. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

34. Философская герменевтика и гуманитарное знание.

35. Соотношение истины и ценности в социально-гуманитарном знания.

36. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера

37. Развитие философии техники в работах немецких мыслителей ХХ в.

38. Осмысление феномена техники в современной западной философии.

39. Технократическая концепция и социальной утопии ХХ века.

40. Наука и техника в зеркале современного общественного сознания: сциентизм и антисциентизм.

41. Анализ глобальной проблематики и переоценка технического прогремма в проектах Римского клуба.

42. Формирование нового образа науки и техники под влиянием экологических угроз.

43. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика в контексте проблемы риска и безопасности современной техники.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.008 с.)