Тема 9. Социологическое исследование: методология и методика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Социологическое исследование: методология и методика



Социологическое исследование: понятие, структура, функции и основные виды. Основные этапы и организация социологического исследования. Социологическое измерение. Специфика измерения социальных характеристик.

Программа социологического исследования, ее методологический раздел: формулировка проблемы; определение целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение гипотез (научных и рабочих).

Методический раздел программы: понятие выборки, ее построение; разработка основных процедур сбора анализа исходных данных; стратегический план исследования. Обработка и обобщение социологической информации.

Количественная и качественная стратегия исследования. Методы сбора социологической информации; изучение документов; социологическое наблюдение; опрос; изучение бюджетов времени; качественные методы в социологии (биографический метод, «фокус-группа», case-study). Необходимость применения в исследовании нескольких методов в рамках количественной и качественной стратегий.

Проблема качества социологической информации. Достоверность и надежность данных.

Роль социологических исследований для менеджмента, практики государственного и муниципального управления.

 

 

Вопросы к контрольной работе по дисциплине «Социология»

1. О.Конт: биография, основные теории и значение его работ для социологии.

2. Социальное действие в теории М.Вебера.

3. П.Сорокин: биография, основные теории и значение его работ для социологии.

4. Теория Э.Гидденса.

5. Теория Р.Мертона.

6. Социометрия Я.Л.Морено.

7. Органическая теория Г. Спенсера.

8. Социальная концепция К.Маркса.

9. Структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса.

10. «Новая социология»Ч.Р.Миллса.

11. Дж.Хоманс - теория социального обмена.

12. Г.Гарфинкель - этнометодология.

13. Г.Мид и Г.Блумер - теория символического интеракционизма.

14. Кодер - теория конфликта.

15. критической социологии и социологии действия в Штатах.

16. Социальная антропология и социология культуры: элементы общности и различия.

17. Основные вехи становления отечественных исследований социологии.

18. Макроисторизм социокультурных проблем в рамках эволюционистской парадигмы бытия.

19. Социокультурная динамика в циклической трактовке.

20. Микродинамика социокультурной жизни по взглядам функционалистов.

21. Культурные основания социальной жизни как системы психологических процессов по взглядам культур-психологов.

22. Социальные аспекты культуры в трактовке структуралистов и постмодернистов.

23. Культурная мотивация и регуляторы специализированной социальной деятельности людей.

24. Культурные регуляторы образа жизни.

25. Императивное и конвенциональное в социокультурных нормах.

26. Личность как продукт, исполнитель и интерпретатор культурных норм.

27. Творчество и социокультурная модернизация.

28. Культурные регуляторы специализированных функций людей.

29. Типы социокультурных общностей и их формообразующие особенности.

30. Народная культура как социально-функциональное явление.

31. Ремесленно-буржуазная культура и ее социальные особенности.

32. Сущностные признаки элитарной культуры.

33. Криминальная культура как защита от чрезмерной стандартизации социального бытия.

34. Сущность и функции культуры с социологической точки зрения.

35. Что такое социальный опыт, откуда он берется и как аккумулируется в общественном сознании?

36. Феномен творчества: от интерпретации к инновации.

37. Социальные цели культурной политики.

38. Инструментарий культурной политики.

39. Социальные функции массовой культуры.

40. Основные формы проявления массовой культуры.

41. Место массовой культуры с точки зрения деления культуры на

42. специализированную и обыденную.

43. Культура как основное содержание социальной жизни людей.

44. Социальный опыт как основа культурной специфики обществ.

45. Культурные механизмы накопления, селекции и осмысления социального опыта.

46. Социальная деятельность и образ жизни: две стороны социокультурного бытия людей.

47. Семья как малая группа и социальный институт.

48. Наука и образование: их роль в формировании социальных отношений.

49. Экономические институты общества.

50. Социальный контроль.

51. Индивид и общество.

52. Средства массовой информации как социальный институт общества.

53. Проблемы стабильности международных отношений.

54. Критерии социального прогресса и его многовариативность.

55. Роль и место России в современном мировом сообществе.

56. Современная российская молодежь: основные ориентиры и интересы.

57. Социальное прогнозирование.

58. Трудовая деятельность как важный элемент социализации.

59. Социализация и воспитание.

60. Религия как социальный институт.

61. Социальные конфликты и методы их решения.

62. Социальная мобильность.

63. Социальная миграция.

64. Личность в группе.

65. Социальная стратификация.

66. Поселенческая стратификация.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1.Кравченко, А.И Введение в социологию. Учебное пособие. / А.И Кравченко. – 3-е изд. дополненное и доработ. М.: Новая школа, 2007. -570с.

2.Култыгин, В. Мировая социология в системе современных наук. // Социално – гуманитарные знания.1999г.№1.

3.Култыгин, В. Специфика социологического знания.// Социс 2000г. №8.

4.Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технология. Уч. для вузов. / Э.А. Капитонов Ростов на/ Дону. 2-е изд.Феникс 2006 г. – 489с.

5.Куликов, Л. Основы социологии и политологии. Уч. пособ. / Л. М. Куликов. – М.: 2005 г. – 650с.

6.Фролов С.С. Основы социологии. / С.С.Фролов. -2-е изд. М.: Юрист. М.: 2007г. – 679с.

7.Российская социологическая энциклопедия. (под. ред. Г.В. Осипова.) НОРМАИНФРА – М. 2005г. – 970с.

8.Социальная энциклопедия. Большая Российская энциклопедия.–М.: 2000г. – 890с.

 

Дополнительная:

1.Словарь-справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996. – 789с.

2.Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. – 589с.

3.Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. / Р. Арон М., 2003. – 376с.

4.Беккер, Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. / Г. Беккер, А. Босков М., 1961. – 674с.

5.Современная западная социология. / П. Монсон. - Спб., 1992. – 567с.

6.Смелзер, Н. Социология. / Н. Смелзер. - М., 1994. – 762с.

7.Спенсер, Г. Синтетическая философия. / Г. Спенсер. - Киев, 1997. – 437с.

8.Шляпентох, В.Э. Социология для всех. / В.Э. Шляпентох. - М., 1970. – 467с.

9.Штомпка, П. Социология социальных изменений. / П. Штомпка М., 1998. -456с.

10.Ядов, В.А. Социологическое исследование. / В.А. Ядов. - М., 1982. -579с.

11. Гидденс, Э. Социология: учебник 90-х годов (Реферированное издание) / Пер. с англ. И науч. ред. Е.В.Грунт; Предисл. Г.Е.Зборовского. – Челябинск, 1991. – 276 с.

12.Староверов, В.И. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. // Социс. 1998, №4.

13.Капитонов, Э.А. Социология ХХ века: история и технологии: учебное пособие для вузов. / Э.А. Капитонов– Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

14.Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 1998, №10.

15.Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания («круглый стол») // Социс. 1998, №12.

16.Лайдинен, Н.В. Образ России в зеркале российского общественного мнения // Социс. 2001, №4.

17.Руткевич, М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социс. 2001, №4.

18.Валлерстайн, И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не меняется? // Социс. 1997., №1.

19.Рабочая книга социолога/ М. Н. Руткевич, В. Г. Андриенков, А. В. Кабыща и др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М,: Наука, 1983. - 477 с.

20.Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. / В. А. Ядов, – М., 1999 – 596 с.

21.Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах \\ Социс. 2000, №10.

22.Веселкова Н.В. Об этикете исследования // Социс. 2000, №8.

23.Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования // Социс. 2001, №9.

 

 

Семинарское занятие №1

Тема: Социология в системе общественных наук (4 часа).

Цель: сформировать представление об основных этапах становления социологии как науки; о специфике предмета социологии; о функциях социологии; о методах социального познания и методике конкретно-социологических исследований.

Основные понятия: социальное, предмет социологии, методы социологии, функция, гносеология, метафизика, онтология, позитивизм, эволюционно-организмизм, социал-дарвинизм, социальная антропология, механистическая школа, географическая школа, инвайронментализм, психологизм, неопозитивизм, инстинктивизм, психоанализ, интеракционизм, бихевиоризм, редукционизм, познание, эксперимент, опрос, анкета, исследование, ранжирование, социометрия, контент-анализ.

ПЛАН:

1. Зарождение и становление социологии как науки.

2.Основоположники социологии (О. Конт и Г. Спенсер, З. Фрейд, Г. Лебон. Г. Тард, Г. Зиммель, Ф. Теннис).

3.Современные социологические теории (Э.Дюргкейм, Э. Гидденс, М.Вебер П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Дж. Мид, Я.Морено, П. Бурдье).

4.Понятие об объекте, предмете и методах социологического исследования

5.Категория «социальное» в предметной области социологии.

6.Основные функции социологии.

7.Методика конкретно-социологических исследований.

Методические рекомендации:

Раскройте особенности социологии как науки. Проведите сравнительный анализ философских и социологических учений об обществе. Выявите особенности социологического познания общества.

 

Рекомендуемая литература:

1. Григорьев, С. Смена научных картин мира и социология.// Социс 2000 г. №9.

2. Ильин, М.В. Что есть политика и что есть наука о политике. // Полис 1991г. №4.

3. Култыгин, В. Мировая социология в системе современных наук. // Социално – гуманитарные знания.1999г.№1.

4. Култыгин, В. Специфика социологического знания.// Социс 2000г. №8.

5. Краснов, Б. Предмет и специфика прикладной политологии.// Социально – политический журнал.1997г. №3.

6. Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технология. Уч. для вузов. / Э.А. Капитонов, Ростов на/ Дону. 2-е изд. Феникс. 2006 г. – 489с.

7. Куликов, Л. Основы социологии и политологии. Уч. пособ. / Л.Куликов, -М.: 2005 г.

8. Фролов С.С. Основы социологии. / С.С.Фролов. -2-е изд. М.: Юрист. М.: 2007г. – 679с.

9. Российская социологическая энциклопедия. (под. ред. Г.В. Осипова.) НОРМАИНФРА – М. 2005г. – 970с.

10. Социальная энциклопедия. Большая Российская энциклопедия.–М.: 2000г. – 890с.

 

Семинарское занятие №2.

Тема: Социальное развитие и общественный прогресс(4 часа).

Цель: сформировать представление о специфике социологического подхода к изучению общества, социальных общностей и групп; о теории социальной стратификации и основных типах стратификационных систем; о видах социальной мобильности.

Основные понятия: общество, признак, социокультурная система; социальный процесс, регресс, социальная общность, социальная группа, социальные и этнонацинальные отношения, эволюция, каста, слой, сословие, страта, стратификация, социальная мобильность, социальные движения.

 

ПЛАН:

1.Социальная реальность как система действий и взаимодействий индивидов. Социальная жизнь и социальное действие.

2. Общество. Ступени развития общества. Основные признаки и уровни организации общества: территория, универсальность, интегративность, автономность. Принципов устойчивого функционирования общества

3.От общины к обществу: изменение типов солидарности. Типы организации социальной жизни: традиционное общество, современное общество.

4. Сферы жизнедеятельности общества: социальная, политическая, духовная, экономическая. Единство и взаимосвязь. Механизмы функционирования общества.

5.Процесс самовоспроизводства общества: динамическое равновесие, нарушение равновесия, новое динамическое равновесие. Концепция культурно-информационного обмена. Общественные роли, поведения человека. Механизмы социализации.

6.Уровни регуляции и контроля социальных взаимодействий. Механизмы институализации. Легитимация результатов социализации и институализации. Развитие общества: основные параметры.

 

Методические рекомендации:

Необходимо знать: признаки общества как социокультурной системы; формы социального процесса; отличительные признаки социальной общности и социальной группы; особенности социальных и этнонацинальных отношений

Рекомендуемая литература.

1. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации. Социологический анализ. / М.К. Горшков, - М.: 2000. 342с.

2. Десять лет системной трансформации в странах Центральной и Восточной Европы и в России: итоги и уроки // Власть 2000, № 2.

3. Дискин, И.Е. Россия: социальная стратификация элиты и мотивация// Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития /Общ.ред Заславской Т.И. и Арутинян Л.А. М. 1994.

4. Кравченко, А.И Введение в социологию. Учебное пособие. / А.И Кравченко. – 3-е изд. дополненное и доработ. М.: Новая школа, 2007. -570с.

5. Култыгин, В. Мировая социология в системе современных наук. // Социално – гуманитарные знания.1999г.№1.

6. Култыгин, В. Специфика социологического знания.// Социс 2000г. №8.

7. Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технология. Уч. для вузов. / Э.А. Капитонов Ростов на/ Дону. 2-е изд.Феникс 2006 г. – 489с.

8. Куликов, Л. Основы социологии и политологии. Уч. пособ. / Л. М. Куликов. – М.: 2005 г. – 650с.

9. Фролов С.С. Основы социологии. / С.С.Фролов. -2-е изд. М.: Юрист. М.: 2007г. – 679с.

10. Российская социологическая энциклопедия. (под. ред. Г.В. Осипова.) НОРМАИНФРА – М. 2005г. – 970с.

11. Социальная энциклопедия. Большая Российская энциклопедия.–М.: 2000г. – 890с.

 

Семинарское занятие №3.

Тема: Личность и общество: типы взаимодействия (4 часа).

Цель:

сформировать представление о специфике социологического подхода к изучению взаимодействия личности и общества; о процессе социализации личности и базисных элементах социальной жизни.

Основные понятия: социальное действие, мотивы и мотивация социального действия, социальная связь, социальный контакт, социальное взаимодействие, интеракция, адаптация, сотрудничество (кооперация), соперничество (конкуренция), социальный конфликт, активность, деятельность, статус, роль, этносы, нация, класс, социальный контроль, норма, девиация, деликвенция.

ПЛАН:

1.Личность как индивид, как субъект деятельности, как индивидуальность. Личность как субъект и объект общественных отношений.

2.Межличностное взаимодействие. Ролевые теории личности. Классификация социальных ролей.

3.Устойчивое и изменчивое в личности. Социальный потенциал личности.

4. Мотивация, социального действия. Типы мотивации. Потребности как основной источник активности личности. Социальная связь, ее признаки и структура.

5.Виды социальной связи: социальный контакт и социальное взаимодействие (интеракция). Социальное взаимодействие как система обменов. Основные формы социального взаимодействия: адаптация, сотрудничество (кооперация), конкуренция, конфликт. Социализация и ее стадии.

6. Установка и реальное поведение. Социализация личности. Агенты и институты социализации и воспитания. Социальное поведение и социальный контроль. Конформное и девиантное поведение.

7. Причины, функции и типология конфликтов, их последствия. Факторы, влияющие на урегулирование социальных конфликтов.

Методические рекомендации:

Знать: основные формы социального взаимодействия; основы регуляции социального взаимодействия; общие положения о причинах, функциях, типологии социальных конфликтов и способах их разрешения и уметь конструировать модель управления конфликтом. Уметь выявлять: общие положения ролевой теории личности; общее понятие о механизме регуляции социального поведения; социальные нормы, типы санкций; содержание категорий личность, социальный статус, социальная роль, социализация, социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, девиация, конформное поведение; Содержание понятия индивид и личность в социологии. Можно ли решить проблему общественных конфликтов? Какие категории чаще попадают в поле девиации?

Список рекомендуемой литературы:

1. Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

2. Куликов, Л. Основы социологии и политологии. Уч. пособ. / Л.Куликов, -М.: 2005 г.

3. Фролов С.С. Основы социологии. / С.С.Фролов. -2-е изд. М.: Юрист. М.: 2007г. – 679с.

4. Российская социологическая энциклопедия. (под. ред. Г.В. Осипова.) НОРМАИНФРА – М. 2005г. – 970с.

5. Социальная энциклопедия. Большая Российская энциклопедия.–М.: 2000г. – 890с.

6. Дойч, М. Разрешение конфликта. // Социально – политический журнал. 1997г. №1.

 

Семинарское занятие №4.

Тема: Социальные институты: сущность и роль (4 часа).

Цель: сформировать представление о специфике и функциях основных социальных институтов: семьи, образования, религии, собственности, государства, культуры.

Основные понятия: социальная потребность, социальный институт, институционализация, образование, религия, церковь, сакрализация, секуляризация, культура, ценности.

Методические рекомендации:

Знать: основные признаки и элементы социального института.

Уметь выявлять: типология и функции социальных институтов. Раскрыть: семья как социальный институт; образование как социальный институт. Проблемы образования в современном информационно-техническом мире. Религиозный социальный институт и его функции. Собственность как социальный институт. Государство и его основные социальные функции. Социальные функции культуры.

 

ПЛАН:

1.Социальные институты в системе структуре общества. Институциональный аспект социальной жизни. Социальные институты – «фабрики социального».

2.Основные признаки институтов.

3.Типология институтов. Формальные и неформальные институты.

4.Экономические институты. Политические институты. Институты культуры и социализации. Институт семьи. Религия как социальный институт.

5.Функции и дисфункции институтов. Явные и латентные функции. Институт как нормативная система.

6.Институт как социальная организация. Изменение социальных институтов. 7.Социально-исторические типы институциональных систем.

8.Институциональная трансформация современного российского общества. Особенности и перспективы современной российской институализации.

Рекомендуемая литература.

1. Дилигенский, Г. Политика и общественное мнение в России. // МЭМО 2001 г. №10.

  1. Кравченко, А.И Введение в социологию. Учебное пособие. / А.И Кравченко. – 3-е изд. дополненное и доработ. М.: Новая школа, 2007. -570с.
  2. Култыгин, В. Мировая социология в системе современных наук. // Социално – гуманитарные знания.1999г.№1.
  3. Култыгин, В. Специфика социологического знания.// Социс 2000г. №8.
  4. Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технология. Уч. для вузов. / Э.А. Капитонов Ростов на/ Дону. 2-е изд.Феникс 2006 г. – 489с.
  5. Куликов, Л. Основы социологии и политологии. Уч. пособ. / Л. М. Куликов. – М.: 2005 г. – 650с.
  6. Фролов С.С. Основы социологии. / С.С.Фролов. -2-е изд. М.: Юрист. М.: 2007г. – 679с.
  7. Российская социологическая энциклопедия. (под. ред. Г.В. Осипова.) НОРМАИНФРА – М. 2005г. – 970с.
  8. Социальная энциклопедия. Большая Российская энциклопедия.–М.: 2000г. – 890с.

10. Ляпина, Г. Самоорганизация населения в трансформирующейся социальной системе. // Общ. и эк. 1998г. №8\9.

11. Назаров, М. М. Социальная справедливость: современный российский контекст. // Социс 1999 г. №11.

12. Оссовский В. Проблема индентификации общественного мнения. // Социс 1999 г. №10.

13. Плисеквич, Н. Российское общество в новых социологических исследованиях. // ОНС 2000г. №2.

14. Социальная трансформация российского общества и социальная теория./ Круглый стол. // Соц.- гум. знания.2001г. №5.

Семинарское занятие №5.

Тема: Социокультурная политика. Основные социальные типы культур (4 часа).

Цель: сформировать представление о социальных целях и задачах культурной политики в обществе. Представить различные варианты и основания для построения социокультурных типологий.

Основные понятия: идеология, культурная политика, принуждение, манипулирование, социальный слой, массы, массовое общество, массовая и элитарная культура.

Методические рекомендации:

Знать: Традиция как латентная форма культурной политики в немодернизированных обществах

Уметь различать типы культур.

ПЛАН:

1. Культура как специфический способ психологического принуждения личности к социально адекватным и приемлемым формам поведения и суждениям.

2. Историческое становление и социальные параметры культуры.

3. Историческое становление и социальные параметры криминальной (маргинальной) культуры (культуры социальных слоев, противостоящих легитимному социальному порядку).

4. Массовая культура как пример реализации социальных функций культуры современными средствами социальной коммуникации, регуляции и инкультурации личности в условиях постиндустриальной стадии развития.

5. Проблемы массовости, технологичности и социальной приемлемости культурных образцов. Культура как система социальных стандартов поведения и сознания. Массовая культура с позиций постмодернистских подходов.

Рекомендуемая литература.

  1. Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума. / Ю.В. Ананьев, Нижний Новгород, 2006 – 432с..
  2. Дридзе, Т.М., Орлова, Э.А. Основы социокультурного проектирования. / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, -М., 2005. – 543с.
  3. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. / Б.С. Ерасов, - М., 1994 (в 2-х тт.), 1996 (в 1 томе) - часть 1.
  4. Култыгин, В. Специфика социологического знания.// Социс 2000г. №8.
  5. Капитонов, Э.А. Социология XX века: История и технология. Уч. для вузов. / Э.А. Капитонов Ростов на/ Дону. 2-е изд.Феникс 2006 г. – 489с.
  6. Куликов, Л. Основы социологии и политологии. Уч. пособ. / Л. М. Куликов. – М.: 2005 г. – 650с.
  7. Фролов С.С. Основы социологии. / С.С.Фролов. -2-е изд. М.: Юрист. М.: 2007г. – 679с.
  8. Российская социологическая энциклопедия. (под. ред. Г.В. Осипова.) НОРМАИНФРА – М. 2005г. – 970с.
  9. Социальная энциклопедия. Большая Российская энциклопедия.–М.: 2000г. – 890с.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

  1. Социология как наука.
  2. Социология в системе общественных наук.
  3. Структура социологии.
  4. Функции социологии.
  5. Специфика предмета социологии.
  6. Понятие «Социальное». Социальная жизнь.
  7. Эволюция социологической мысли. Специфика изучения общества до Х1Х века (О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, позитивизм и гуманитаризм, структурный функционализм, символический интеракционизм).
  8. Социологическая мысль в России на рубеже Х1Х - ХХ веков. Развитие социологии в ХХ столетии.
  9. Общество как объект изучения в социологии.
  10. Социальная структура.
  11. Социальные законы.
  12. Структура социологии.
  13. Социальная группа.
  14. Социальная общность, ее признаки.
  15. Социальные институты.
  16. Типы социальных организаций.
  17. Социальная стратификация.
  18. Расположение страт в обществе (П.Сорокин, Т.Парсонс, М.Вебер, П.Штомка).
  19. Стратификация и система ценностей.
  20. Поселенческая стратификация.
  21. Профессиональная стратификация.
  22. Социальная мобильность, ее типы и каналы.
  23. Типы социальной стратификации.
  24. Стратификация в истории человеческого общества.
  25. Кастовая и сословная стратификация.
  26. Открытое и закрытое общество.
  27. Отличия классовой стратификации. Понятие класса. Классовая теория К.Маркса. М.Вебера.
  28. Классовое деление современных обществ.
  29. Тенденции изменения классовой системы современной России.
  30. Этностратификация. Определение понятия «этнос». Признаки этноса.
  31. Человек – индивид – личность – соотношение понятий.
  32. Социологические концепции личности.
  33. Сущность и этапы социализации.
  34. Девиация как отклонение от групповой нормы.
  35. Социальный контроль: функции, виды.
  36. Социальное управление.
  37. Цели и задачи прикладной социологии.
  38. Возможности социологических исследований.
  39. Виды конкретных социологических исследований.
  40. Программа исследования.
  41. Методы сбора социологической информации.
  42. Этнос и нация – соотношение понятий: различные подходы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.09 с.)