ТОП 10:

Организационно – методические указания.



Институт заочного обучения

 

Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии

 

 

Программа и контрольные задания

по учебной дисциплине

 

«Политология»

 

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

 

Москва – 2010.

 

 

Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «Политология»

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ

кандидат исторических наук, доцент

В. М. Пчела

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент С.П. Костриков

ОБСУЖДЕНЫ

на заседании кафедры истории и политологии

Протокол № 9 от «7» апреля 2010 г.

ОБСУЖДЕНЫ И ОДОБРЕНЫ

на Совете по гуманитарному образованию ГУУ

Протокол № 32 от «7» мая 2010 г.

 

 

Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ.

(изучение дисциплины – 84 часа)

 

Наименование Темы. Объем работы студентов (час.)
Всего часов Срок обучения
Срок обучения 4 года Срок обучения 6 лет
Аудиторные Самост Аудиторные Самост
Лекц цц Конс Лекц Конс
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.        
Тема 2. Основные этапы развития политической науки и современность.        
Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе.        

Продолжение таблицы.

Тема 4. Политические системы и политические режимы.        
Тема 5.Государство как центральный институт политической системы.        
Тема 6. Политические партии, общественно-политические движении, группы интересов и группы давлении в политике.        
Тема 7.Политические элиты и политическое лидерство.        
Тема 8.Политические отношения и политические процессы в обществе.        
Тема 9.Политические конфликты и способы их разрешения.        
Тема 10.Политическая культура общества: понятие, типология, функции.        
Тема 11.Мировая политика и международные отношения.        
Тема 12.Национальная безопасность: понятие и содержание.         6-8
Всего часов на освоение учебного материала. 6-12 2-4 76-78
Формы контроля: промежуточный – контрольное задание, итоговый – экзамен.

Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ.

(изучение дисциплины – 112 часов)

Наименование темы. Объем работы студентов (час.)
Всего часов 3.5 года 4 года 6 лет
Аудитор- ные Са- мост Аудитор- ные Са- мост Аудитор- ные Са- мост
Лекц Конс Лекц Конс Лекц Конс
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.              

Продолжение таблицы.

Тема 2. Основные этапы развития политической науки и современность.              
Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе.              
Тема 4. Политические системы и политические режимы.              
Тема 5. Государство как центральный институт политической системы.              
Тема 6. Политические партии, общественно-политические движении, группы интересов и группы давлении в политике.              
Тема 7.Политические элиты и политическое лидерство.              
Тема 8.Политические отношения и политические процессы в обществе.              
Тема 9.Политические конфликты и способы их разрешения.              
Тема 10.Политическая культура общества: понятие, типология, функции.              
Тема 11.Мировая политика и международные отношения.              
Тема 12.Национальная безопасность: понятие и содержание.              
Всего часов на освоение учебного материала.      
Формы контроля: промежуточный – контрольное задание, итоговый – экзамен.

Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ.

(изучение дисциплины – 114 часов)

Наименование темы. Объем работы студентов (час.)
Всего часов 3.5 года 4 года 6 лет
Аудитор- ные Са- мост Аудитор- ные Са- мост Аудитор- ные Са- мост
Лекц Конс Лекц Конс Лекц Конс
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.              

Продолжение таблицы.

Тема 2. Основные этапы развития политической науки и современность.              
Тема 3. Власть и политико-властные отношения в обществе.              
Тема 4. Политические системы и политические режимы.              
Тема 5. Государство как центральный институт политической системы.              
Тема 6. Политические партии, общественно-политические движении, группы интересов и группы давлении в политике.              
Тема 7.Политические элиты и политическое лидерство.              
Тема 8.Политические отношения и политические процессы в обществе.              
Тема 9.Политические конфликты и способы их разрешения.              
Тема 10.Политическая культура общества: понятие, типология, функции.              
Тема 11.Мировая политика и международные отношения.              
Тема 12.Национальная безопасность: понятие и содержание.              
Всего часов на освоение учебного материала. 2-8 102-108 4-8 2-6 100-108 6-12 2-4 98-106
Формы контроля: промежуточный – контрольное задание, итоговый – экзамен.

Список литературы

Основная литература

1. Зиновьев А.П., Шевченко В.Н. Политология: Учебно-практическое пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Антология мировой политической мысли. В 5т./ Рук. проекта Г.Ю. Семигин - М., 1997.

3. Гаджиев К.С. Политология: основной курс. Учебник для студентов вузов. - М., 2003

4. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2001.

5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов. – М., 2008.

6. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М., 2004.

7. Политология. Учебник / Л.Ю. Мельвиль и др. – М., 2005.

8. Политология. Учебник для вузов/ Под ред.В.Н. Лавриненко. – М., 2003.

9. Политология: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. М.А. Василика. – М., 2002.

10. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов вузов – М., 2004.

11. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2000.

12. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. – М., 2000.

13. Даль Р. Демократия и её критики. – М., 2003.

14. Дермидов А.И. Учение о политике: философские основания. – М., 2001.

15. Дербишайр.Д., Дербишайр Ян. Политические системы мира. В 2т. Пер. с англ. – М.,2004.

16. Дюверже Морис. Политические партии. Пер. с франц. – М., 2002.

17. Зиновьев А.П., Морозов С.А., Морозова Е.В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. – М., 2003.

18. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия.–М.,2001.

19. Либеральный консерватизм: история и современность./Отв. ред. В.В.Шелохаев.-М.,2001.

20. Костриков С. П. Основы истории международных отношений и внешней политики России: Учебное пособие . – М., 2003.

21. Мухаев Р.Т. Теория политики. - М., 2005.

22. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. – М., 2006.

23. Пантин В.И. Циклы и волны глобализации. Глобализация в историческом измерении. – М.,2003.

24. Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. - М., 2000.

25. Политология: Словарь-справочник. /М.А Василик, М.С Вершинин.-М.,2001.

26. Политическая энциклопедия. В 2т. / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. – М., 1999.

27. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2003.

28. Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. – М.,2002.

29. Справочник по политическому консультированию / Под ред. Дэвида Д. Перламаттера. Пер. с англ. – М., 2002.

30. Трофимов М.И. Политические партии и партийно-политическая палитра современной России. – М.,2009.

 

Дополнительная литература

31. Ашин Г.К. Элитология. – М., 1995.

32. Борисенков А.А. Политическая жизнь. – М.,2004.

33. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы: Учеб. пособие для студ. по курсу “Политология”. – М., 2001.

34. Введение в теорию международных отношений и анализа внешней политики: Учеб. пособие / Отв. ред. Н.А. Ломагин. – СПБ., 2001.

35. Введение в теорию международных отношений: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. / Отв. ред. А.С. Маныкин. - М., 2001.

36. Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: Учеб. пособие для студ. ВУЗов.- / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2002.

37. Голубев.В.И., Пирогов А.И. Политология и политическая жизнь России: Учеб. пособие. – М., 1999.

38. Загладин Н.В. США: общество, власть, политика. – М., 2001.

39. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций для студ. ВУЗов. – Ростов-на-Дону., 1998.

40. Зенькевич Н.А. Самые закрытые люди: энциклопедии биографий. – СПб., 2004.

41. Зиновьев А.П. Политические партии и общественные объединения промышленников и предпринимателей России на рубеже XIX – XX веков: Учебное пособие.- М., 2000.

42. Илларионов С.И. Власть информации-М.,2003.

43. Каменская Г.В., Родионов А.Н.Политические системы современности.-М.,1994.

44. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М., 2002.

45. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. – М., 2000.

46. Костриков С.П. Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие.– М.. 1999.

47. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. – М., 1997.

48. Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция. – Екатеринбург, 2001.

49. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI в. – М.,2000.

50. Медведев Н.П. Политическая регионалистика. Учебник. – М.. 2002.

51. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России.-М.,1999.

52. Нартов Н.А. Геополитика. Учебник для студ. ВУЗов. – М., 2002.

53. Национальная идея России: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. –М., 2002.

54. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. Учебник для студ. ВУЗов. - М., 2002.

55. Политические институты на рубеже тысячелетий. ХХ-ХХI вв. / Отв. ред. К.Г. Холодковский. – Дубна, 2001.

56. Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия. / Отв. редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М.,2000.

57. Политические партии России: история и современность. Учебник для исторических и гуманитарных ВУЗов. / Под ред. А.И. Зевелева. – М., 2000.

58. Политические партии России в контексте её истории: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. / Рук. автор. коллектива С.М. Смагина. -

Ростов – на - Дону, 1998.

59. Политические партии России. Энциклопедия. – М., 1996.

60. Рукавишников В.О. и др. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения.- М., 1998.

61. Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 2000.

62. Фельдман Д.М. Политология конфликта: Учеб. пособие. – М., 1998.

63. Хельд Д. Современная политическая теория. Пер. с англ. - М.,2001.

64. Шабров О.Ф. Политическое управление. Проблемы стабильности и развития. – М., 1997.

65. Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России.- М.,2003

 

 

4. Программа учебной дисциплины.

 

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

 

Возникновение и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Лингвистко-логический анализ термина “политология”. Опыт преподавания политологии в учебных заведениях Запада и России. Предмет, структура и содержание политической науки (главная цель) и предмет политологии.

Общественная потребность в политической науке. Место и роль политологии в системе общественных наук.

Основные категории политологии. Использование в политологии общенаучных категорий и категорий смежных дисциплин.

Функции политической науки. Многообразие методов в политологии. Основное назначение политологии в вузе. Теоретическая и прикладная политология.

 

Литература:1; 3; 5; 6; 7; 8; 10.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое политология и как она соотносится с другими общественными науками?

2. Назовите основные категории и функции политологии.

3. Какие методы использует политология для исследования своего объекта?

4. Зачем нужна политология специалисту вашей специальности?

5. Покажите связь политологии с жизнью. Как Вы представляете свое участие в политике в качестве работника, руководителя и гражданина?

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как мыслители Древнего Мира определяли политическую область знаний?

2. Объясните, что такое «макиавеллизм» в политике?

3. На чем основано представление Ш. Монтескье о разделении властей?

4. Сравните основные принципы правового государства в концепциях И. Канта, Г. Гегеля

5. Раскройте особенности русского либерализма XIX века (на примере взглядов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как связана политика и политическая власть?

2. Что такое легитимность власти, чем и как она обеспечивается?

3. Каковы источники власти, назовите их разновидности?

4. Что означает профессионализм политической власти в современных условиях?

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что принято понимать под политической системой общества?

2. Посредством чего политическая система общества формирует политическое сознание своих граждан?

3. Какие типы политических систем являются более устойчивыми? Почему?

4. Сравните различные типы политических режимов. Что между ними общего и чем они отличаются?

5. Используя Конституцию Российской Федерации 1993г. (главы 1-7), назовите основные элементы политической системы России.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое государство, его основные признаки?

2. Определите место и роль государства в политической системе общества.

3. Назовите основные теории происхождения государства.

4. Каковы основные признаки правового государства?

5. Раскройте проблему соотношения правового государства и гражданского общества.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое политическая партия, каковы причины её создания?

2. Назовите основные исторические этапы формирования политических партий в России.

3. Чем различаются политические партии, общественно-политические движения и общественные организации?

4. Какие партии называются массовыми? Источники финансирования партий.

5. Каковы проблемы и трудности становления многопартийной системы в современной России?

6. Каковы различия между группами интересов и группами давления?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте необходимость и сущность понятия “политическая элита”.

2. Назовите наиболее эффективные направления деятельности элиты в условиях реформирования общества.

3. Что побуждает людей к активной профессиональной деятельности, к политическому лидерству?

4. Культ личности политического лидера – определяется ли режимом власти или чертами, характеризующими лидера?

5. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный политический лидер в России?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия “политический процесс”. Каково его назначение в системе категорий политологии?

2. Каковы основные специфические черты и формы проявления современного этапа мирового политического процесса?

3. Раскройте роль России в мировом политическом процессе.

4. Назовите основные факторы, оказывающие решающее воздействие на политический процесс в современном российском обществе.

5. Какие виды политических отношений характерны сегодня для нашей страны?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия “конфликт”. В чем специфика политического конфликта?

2. Какие силы общества могут входить в состав участников политического конфликта?

3. Почему политическая сфера считается самой конфликтной в богатом спектре общественных отношений?

4. Каковы этапы (стадии) политического конфликта?

5. Каковы технологии урегулирования политического конфликта?

6. Что такое “компромисс” и “консенсус” в политике?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое “политическая культура”, каковы её основные элементы?

2. Какова взаимосвязь политической культуры человека с его общей культурой?

3. Назовите факторы, влияющие на процесс формирования и развития политической культуры общества?

4. Какое место в политической культуре занимают политические мифы и политическая символика?

5. Что такое политические стереотипы? Какие политические стереотипы распространены в современной России?

6. Что представляет собой политическая культура нашего общества сегодня? В каком направлении она развивается?

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое мировая политика?

2. Раскройте понятие “внешняя политика”. Чем отличается этот вид государственной политики от “мировой политики” и международных отношений?

3. Какими факторами определяется внешнеполитический курс государства?

4. Охарактеризуйте приоритетные направления внешнеполитической деятельности России.

5. С какими внешнеполитическими проблемами Россия вступила в XXI век?

 

 

Тема 12. Национальная безопасность: понятие и содержание.

 

Понятия “всеобщая безопасность” и “национальная безопасность”. Сущность и особенности национальной безопасности. Закон Российской Федерации “О безопасности”, объекты и субъекты безопасности. Структура систем безопасности, функции её органов. Основополагающие принципы обеспечения безопасности личности общества и государства от внутренних и внешних посягательств. Новое в концепции национальной безопасности России, принятой в декабре 1995 года. Особенности решения проблем внешнеполитической, внутриполитической, экономической, военной, экологической, информационной, технологической, генетической безопасности.

Военная доктрина – составная часть концепции национальной безопасности. Приоритетные задачи военной доктрины Российской Федерации 2000г. Роль ядерного щита в обеспечении национальной безопасности, обороноспособности России. Сотрудничество России со странами СНГ по обеспечению взаимной безопасности. Взаимодействие государственных структур национальной безопасности России с международными органами обеспечения безопасности.

 

 

Литература:1; 5; 6; 7; 9; 10.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятия “национальная безопасность” и “всеобщая безопасность”.

2. Назовите приоритетные направления национальной безопасности.

3. Дайте оценку сущности современной системы международной безопасности. Каково место Российской Федерации в этой системе?

4. Как Вы представляете себе пути обеспечения национальной безопасности в современных условиях?

5. Каковы, на ваш взгляд, основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации?

 

 

5. Контрольные задания и методические указания к их выполнению.

 

Согласно учебному плану по дисциплине «Политология» студенты-заочники обязаны выполнить контрольные задания. Подготовка этих заданий и их защита является одной из форм закрепления и контроля знаний, получаемых студентами-заочниками в ходе самостоятельной работы.

По дисциплине «Политология» важной формой промежуточного контроля самостоятельной работы студентов является подготовка ими реферата.

После избрания студентом заинтересовавшей его темы прежде всего следует подобрать необходимую литературу: первоисточники, монографии, сборники, различные справочные и периодические издания, которые служат новейшим источником информации. Для этого студент должен в первую очередь внимательно ознакомиться со списком литературы, приведенной в настоящей программе. Студенту, достаточно глубоко изучившему указанную в программе литературу, желательно по своей инициативе привлечь дополнительные источники, которые содержат наиболее свежие факты и цифры.

В ходе работы с литературой (рекомендуется делать выписки из источников на отдельных карточках или листах) составляется рабочий, предварительный план реферата, который уточняется по ее завершению. Уточненный план должен состоять из введения (в нем необходимо показать в краткой форме цель работы, актуальность и степень ее изученности), основной части (обычно в 2-х – 3-х ее главах раскрывается главное содержание темы), заключения (где даются общие выводы работы) и списка использованной литературы.

В реферате могут быть приведены таблицы, схемы, диаграммы и др.

Основной критерий оценки - исчерпывающий ответ на вопросы, поставленные в теме и аргументация сделанных выводов.

Все приведенные в реферате цитаты и статистические данные должны быть подтверждены сносками на источник: автор, название работы, год и место издания, страница. Сноски приводятся внизу страницы или в конце реферата.

Реферат должен быть правильно оформлен. Он должен иметь титульный лист (см. приложение), лист с оглавлением (должен по страницам указывать структуру работы), подпись исполнителя.

Техническое оформление текста реферата желательно осуществлять машинописным способом: на пишущей машинке или принтере. Текст следует располагать на одной стороне листа, отступив от левого края 3-3,5 см. Объем реферата должен составлять 22-25 страниц машинописного текста через 2 интервала. Реферат представляется руководителю на проверку в сброшюрованном виде.

Контрольное задание сдается в учебный отдел ИЗО.

Тему реферата студент выбирает самостоятельно.

ГЛОССАРИЙ

 

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

Абсолютизм – форма государственного правления (неограниченная монархия), утвердившаяся в странах Западной Европы XVII-XVIII вв., а в России в XVIII-XIX веках, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, когда последняя всецело принадлежит одному лицу (монарху).

Артикуляция интересов – одна из функций политической системы, заключающаяся в формировании требований, предъявляемых к структурам принимающим политические решения.

Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Власть – способность и возможность субъекта оказывать сильное, либо определяющее влияние на жизнедеятельность больших групп людей с помощью авторитета, права, воли, принуждения (средств насилия).

Геополитика – политическая концепция, доктрина, фактически отражающая сложную зависимость и связь внешней политики государства с его географическим положением – климатом, природными ресурсами, территорией.

Государство – исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными и политическими процессами в обществе, основной институт политической системы.

Гражданское общество – совокупность самостоятельных негосударственных образований (групп, фондов, ассоциаций), объединённых специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными интересами.

Демократия (demos – народ, kratos – власть, власть народу) – политический режим, характеризующийся следующими признаками: верховенством закона, разделением властей, соблюдением прав и свобод граждан, свободой волеизъявления, плюрализмом мнений, взаимной ответственностью граждан и государства друг перед другом.

Избирательная система – совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Лоббизм (от англ. lobly – кулуары) – целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов.

Партия (partis – часть) – группа – представляет собой политическую организацию, состоящую из наиболее активной и организованной части, класса, социального слоя и выражающая их интересы, ценностные ориентации, реализует взаимосвязь гражданского общества и государства.

Политика (греч. politike) – искусство управления государством – деятельность органов власти, общественных сил и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание определённых интересов и связанная с устремлениями к обладанию и использованию политической власти.

Политическая культура – выработанные в ходе исторического опыта ценности, представления, умения социального субъекта, позволяющие ему создавать и эффективно использовать политические механизмы для выражения и реализации своих целей и строить отношения с другими субъектами политики на основе уважения, учёта их прав, интересов и традиций.

Политическая система - совокупность государственных и негосударственных социально-политических институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование политических процессов, взаимоотношений между социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих политическую стабильность, мир и прогресс общества.

Политический конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Политический процесс – это взаимодействие всех структурных элементов политической системы при достижении каждым из них своих политических целей.

Полития – оптимальная, с точки зрения Аристотеля, форма государственного устройства, синтезирующая в себе черты олигархии и демократии (двух неправильных форм государства) и способная, по мнению учёного, наилучшим образом представить в государственной жизни средние классы.

Политология – система знаний о политике.

Референдум (от лат. referendum – что должно быть сообщено) – всенародное волеизъявление по какому-либо вопросу.

Экстремизм– приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремизм в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Титульный лист контрольного задания

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный Университет Управления

 

 

Институт заочного обучения

 

Институт __________________________________________

(название института)

 

Кафедра __________________________________________

(название кафедры)

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине ___________________________________________

 

вариант (тема) ___________________________________________

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности _____________

специализации _____________

___ курса ___________ группы

№ студенческого билета

(зачетной книжки) ______________________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Проверил преподаватель

 

_________________________________ __________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

Москва - 200 _

 

Институт заочного обучения

 

Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии

 

 

Программа и контрольные задания

по учебной дисциплине

 

«Политология»

 

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

 

Москва – 2010.

 

 

Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «Политология»

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ

кандидат исторических наук, доцент

В. М. Пчела

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент С.П. Костриков

ОБСУЖДЕНЫ

на заседании кафедры истории и политологии

Протокол № 9 от «7» апреля 2010 г.

ОБСУЖДЕНЫ И ОДОБРЕНЫ

на Совете по гуманитарному образованию ГУУ

Протокол № 32 от «7» мая 2010 г.

 

 

Организационно – методические указания.

Программа учебной дисциплины “Политология” предусмотрена учебными планами всех специальностей ИЗО ГУУ и соответствует стандарту высшего государственного образования Российской Федерации. Предлагаемая студентам-заочникам программа разработана с учётом ранее опубликованных в России учебных пособий, опыта преподавания коллективом кафедры истории и политологии ГУУ политической науки студентам всех специальностей очной и очно-заочной форм обучения.

Глубокие социально-экономические и политические преобразования, осуществляемые в нашей стране и во многих зарубежных государствах, приводят к необходимости совершенствования политического образования граждан, являющегося важнейшей составной частью гуманитарной подготовки современных специалистов и особенно юристов, менеджеров, маркетологов, специалистов в области управления персоналом и т.д.

Основными задачами преподавания и, соответственно, изучения политологии являются:

— дать студентам всесторонние и глубокие политические знания, способствовать выработке у них устойчивого иммунитета и взвешенного, критического отношения к различного рода радикалистским идеологиям, не совместными с демократическим строем и стремящихся навязать обществу ту или иную социальную утопию;

— научить студентов анализировать политические процессы, правильно ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других граждан, коллективно решать важные общественные вопросы;

— способствовать формированию у студентов уважения к демократическому порядку в стране: верховенству закона, разделению властей, политическому плюрализму, соблюдению прав и свобод граждан и взаимной ответственности государства и граждан друг перед другом.

При небольшом объеме учебного времени (в зависимости от срока обучения аудиторные занятия составляют от 8 до 16 часов) невозможно одинаково полно охватить и ознакомить студентов-заочников с широким кругом политических проблем. Основное внимание, поэтому уделяется изучению таких “узловых” тем современной политологии, как политико-властные отношения в обществе, политические системы и их компоненты, конфликты и методы их урегулирования, политические элиты и лидерство, место и роль России в решении глобальных проблем современности и в обеспечении собственной национальной безопасности.

Структура программы “Политология” соответствует основным формам обучения, содержит список литературы, контрольные задания и методические указания к их выполнению, глоссарий.

Программа состоит из 12 взаимосвязанных тем, изучение которых следует проводить последовательно.

В конце каждой темы приводится перечень вопросов для самопроверки изученных тем и указывается необходимая литература. Список рекомендуемой литературы начинается с наиболее важных и доступных книг (с 1 по 10 позиции), далее источники располагаются в алфавитном порядке. В программе использован упрощенный вариант ссылок на литературу: первая цифра, набранная полужирным шрифтом, - это порядковый номер книги, приводимый в списке основной литературы, а если источник опубликован в нескольких томах или частях, то следующая после тире цифра означает номер тома или части.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.054 с.)