Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая социология в дореволюционной России: основные направления и представители.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление в России СП не было последовательно-линейным и поступательным процессом. Периоды бурного развития сменялись состоянием «анабиоза», связанного с запрещением или тотальным контролем деятельности ПС. В целом можно выделить три периода становления и развития ПС в России: 1. Дореволюционный период (конец 60-х 19в – середина 20-х гг. 20века) 2. Советский этап (сер.20-х – конец 80-х) 3. Постсоветский этап (конец 80-х – конец 90-х). В дореволюционном периоде выделяют два этапа: 1) Возникновение СП (конец 60-х – конец 90-х гг 19в): первые политико-социологические работы (А.Стронин), начало эмпирических исследований полит жизни России (В.Ивановский – местное самоуправление и др.); разработка первых социологических концепций полит институтов и процессов (Чичерин, Ковалевский, Острогорский, Плеханов). 2) Формирование исследовательской проблематики и развертывание основных направлений ПС (конец 90-х 19 века – середина 20-х гг 20 века): дифференциация дисциплины и развитие ее предметного поля; формирование исследовательских направлений – социологии государственной власти и полит институтов; социологии полит партий и общественных объединений; бюрократии и элиты; выборов и электорального поведения; полит изменений (кризисов и конфликтов, революций и реформ) и социологии международных отношений (войны и мира), а также разработка качественных и колич методов политико-социологических исследований (анализ земской и электоральной статистики, полит документов, наблюдение за деятельностью фракций Думы и т.д.). Представители: С.Муромцев, Ю.Гамбаров, М.Ковалевский, Н.Коркунов, В.Хвостов, Б.Кистяковский, М.Острогорский, Г.Плеханов, П.Сорокин и др.
Чичерин – крупнейший теоретик русского консервативного либерализма, сущность которого состоит в «примирении начала свободы с началом власти и закона». В основе теоретических построений Чичерина лежит идея самоценности человеческой личности, составляющая фундамент общественного здания. Истинную природу человека составляет свобода – «это внутренняя движущая сила или идея». Вместе с тем государство для Чичерина, в отличие от западного либерализма, есть не только внешнее учреждение, созданное для охранения прав и безопасности граждан, не только средство для личных целей граждан. Оно само по себе является целью, обладает самостоятельной ценностью. Иными словами, он уравновешивает ценности как государства, так и отдельной человеческой личности: оба начала одинаково важны. Ибо если государство получит перевес над общественной сферой и поглотит последнюю, то полностью уничтожит как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Оптимальной для России формой правления он считал конституционную монархию.
Основные работы Чичерина: «О народном представительстве», «История полит учений», «Философия права».
Ковалевский – один из авторитетнейших русских социологов. В области ПС его интересовали взаимоотношения общества и государства, природы государства, современные формы полит устройства, проблемы демократии. Учение Ковалевского о государстве и праве сложилось под сильным влиянием идей Конта и Спенсера, солидаризма Дюркгейма и Дюги, психологических теорий социологии. Ковалевский считал, что право возникло раньше государства. Договор «соединения» кладет начало обществу, а договор «подчинения» лежит в основе государственной власти. Гос власть характеризуют: непроизводность, самодовляемость, самоопределяемость, бесконтрольность. Каждой из стадий, пройденных обществом, соответствует свое политическое устройство: родовой стадии – племенное княжество, феодальной – сословная монархия, всесословности – сперва царизм, а затем конституционная, парламентская демократия. Ковалевский с симпатией относился к демократии, но для России считал более подходящей конституционную монархию. Источник возникновения власти и государства он усматривал «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству». Поскольку большинству людей свойственно естественное отвращение к напряжению мыслительных способностей, они готовы подчиниться руководству тех, кто обладает большей физической или психической энергией.
Магистральная тема творчества Острогорского – проблемы западной демократии, к изучению которой он подошел с точки зрения механизма ее функционирования, прежде всего – политических партий. Фундаментальный труд – «Демократия и политические партии», в нем впервые показал, что демократия это не решение, а проблема. Острогорский был один из первых, кто угадал опасности, таящиеся на пути демократического процесса. Он показывал, что демократия вовсе не статическое состояние общества, а развитие с постоянным и неизбежным столкновением различных социальных групп, а также интересов, оформленных партийно. Острогорский осуществил попытку понять демократию с точки зрения политических партий, борющихся за власть. Дело в том, что жизнь в конце 19-начале 20 века породила новую реальность – собственно политические партии. Это стало возможным благодаря тому, что в полит процессы на основе всеобщего избирательного права были вовлечены широкие народные массы. Основной предмет научного анализа Острогорского – формирование партийного механизма власти. Расширение избирательных прав населения, включение в политическую реальность новых слоев общества приводит к созданию специальных центров по проведению предвыборной кампании в интересах какой-либо партии. Так возникает «кокус» - первоначальная организационная ячейка партии нового типа, обеспечивающая связь центра (полит руководства) с массами. Со временем кокус становится самостоятельным институтом, занимается мобилизацией масс, подбором и назначением функционеров на руководящие должности по всей вертикали власти. Это означает завершение консолидации партии и начало ее бюрократизации. Кокус представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведения масс. Острогорский рассматривал образование кокуса как явление, опасное для демократии. Низкий уровень политической культуры масс и начилие сильного кокуса создает возможность манипулирования сознанием больших масс людей в интересах партийного руководства. По сути дела, бывшая полит партия превращается в хорошо отлаженную организацию – машину, не имеющую никакой другой цели, кроме собственного роста. Иными словами, главная проблема – это бюрократизация партии, партийный формализм, уничтожающие в человеке всякую волю и самостоятельность. Острогорский полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии, и только тогда, когда демократия наполняется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство.
Власть – одно из центральных понятий современной ПС. Это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от ее основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных/нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, стимулировании и т.д. власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют: командование и исполнение. Функции власти. Поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия; принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества. Другие: коммуникативная, координационная, управленческая, контрольная (те же самые, но другими словами).
Г. Алмонд: в целом полит система понимается как особый тип соц отношений, которые задействованы в принятии властных публичных решений. Она представляет собой совокупность институтов (парламенты, бюрократии и суды), которые формируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества или существующих в нем групп. Субъектами этих системных отношений являются индивидуумы и соц группы общества. Существование полит системы определяется через разделение системы и окружающей среды. В рамках полит системы происходит превращение общественных требований в полит решения, они воздействуют на среду и в ней происходят соответствующие изменения, что в свою очередь влечет изменения в общественном мнении, и процесс конверсии (превращения) повторяется. Этот процесс описывается с помощью понятий «вход-выход» и «обратная связь». Взаимодействие между входом и выходом обеспечивается обратной связью: принятые решения воздействуют на среду, вызывают в ней изменения и, соответственно, обуславливают возникновение новых потребностей, желаний, требований, стремящихся к «входу» в полит систему. Таким образом, политика предстает в виде бесконечного процесса. Отсюда можно сделать вывод: любая полит система является вторичной в том смысле, что она складывается в ответ на требования среды, а ее устойчивость и эффективность определяются способностью адаптироваться к происходящим в среде изменениям. В целом полит система представляет собой совокупность гос и общественных организаций, норм и правил, определяющих их взаимоотношения по поводу власти, и психологических установок и ориентаций индивидов относительно характера осуществления власти в обществе. => основные компоненты (подсистемы), составляющие сущностные характеристики полит системы: институциональная, нормативная, коммуникационная, культурно-идеологическая.
Типы. Полит системы могут классифицироваться по различным основаниям. 1. В зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу) 2. По характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые 3. По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд) 4. По полит режиму: тоталитарные, авторитарные, демократические.
Полит режим – это совокупность методов, приемов и форм осуществления полит отношений в обществе, т.е. способ функционирования его полит системы. Характеризуется методами осуществления полит власти, мерой участия граждан в управлении, отношением гос институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью полит свободы в обществе, открытостью или закрытость полит элит с т.зр. соц мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Полит режим- это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, полит и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный полит порядок данной страны на определенный период. В узком смысле под полит режимом иногда понимают гос режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления гос власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если полит режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества. Типы: демократический и недемократические (тоталитарный и авторитарный). 1. Тоталитаризм. Шесть базовых характеристик (К.Фридрих и З.Бжезинский): централизованное руководство и управление экономикой; всеобщий контроль над поведением индивида в соц сфере; признание руководящей роли одной партии в полит сфере и осуществление ею своей диктатуры; господство офиц идеологии; сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций; концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия. Тоталитарные режимы разделяют на «правые» и «левые»: «народный капитализм» и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР), партия обладает монополией не только на полит, но и на экономическую власть. 2. Авторитаризм. Режим, при котором смысл правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторит режима. В историческом прошлом авторитаризм выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и в форме различных аристократических режимов. Авторит режимы по сравнению с тоталит обладают большими шансами перехода к демократии, т.к. здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которые могут сформироваться полит интересы, а следовательно, существует потенциал для полит самоорганизации гражданского общества. Современные авторит режимы имеют ряд черт переходного режима, занимая промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом.
3. Демократия. Правление народа, избранное народом и для народа (Линкольн). Современная демократия отличается от всех предшествующих исторических моделей либерализмом (уважением и защитой прав человека, в т.ч. права оппозиции, отстаивать свое мнение и критиковать правительство). Включает в себя совокупность демокр институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость полит системы. Основные признаки: 1) суверенитет народа (народ – источник власти, выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет); 2) периодическая выборность основных органов власти (позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти); 3) всеобщее, равное и тайное избирательное право; 4) конституция; 5) принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 6) наличие развитой системы представительства (парламентаризм); 7)гарантия основных прав человека; 8)полит плюрализм; 9) свобода выражения полит суждений; 10)демократическая процедура принятия решений (выборы, референдумы, парламентское голосование); 11) разрешение конфликтов мирным путем. Выделяют прямую, плебисцитарную и представительную.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.013 с.) |