Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика как объект социологического анализа.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Политика – одно из основных понятий ПС. Множество значений, в которых оно употребляется, невозможно отразить в единой формулировке. 1) Политика – человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Т.е. политика – это действия людей в сфере власти и властных отношений. 2) Согласно Веберу, политика обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. 3) политика может иметь самые различные объекты, на которые направляется полит деятельность. В этом плане понятие политика употребляется в смысле управления, когда следует указание на объект и область действия (например, экономическая политика, социальная, демографическая…). 4) Политика есть творческая деятельность человека, она включает в себя свободу выбора субъекта целей и средств ее реализации. В практическом отношении понимание политики включает в себя представления о ней как об «искусстве возможного», «искусстве управления». Политика обычно отождествляется с оказанием влияния, борьбой за власть, конкуренцией между индивидами и группами по поводу распределения внутри общества вознаграждений, ценностей и благ.
Власть – это возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению. Это определение подразумевает наличие определенной социальной связи между двумя субъектами и указывает на существование неравенства, которое состоит в том, что один из субъектов, совершающих действие, может навязывать свою волю другому. Властные отношения, возникающие между субъектами, регулируются определенными социальными нормами общества, к которому они принадлежат. В веберовском определении подчеркиваются основные черты власти: власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними; власть должна определяться в терминах вероятности, возможности; основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения; власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей. иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект Б, чтобы он сделал то, что никогда бы не стал делать по своей собственной воле. Понятие «господство» - одно из центральных в соц теории Вебера: оно «означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Господство предполагает наличие определенной соц связи между субъектами и выполнение ими определенных ролевых функций (господина и подчиненного). Оно предполагает также определенное ожидание. По Веберу – господство не тождественно власти. Власть есть отношение, в котором приказ не является законной необходимостью, а подчинение не обязательный долг. Господство есть подчинение, основанное на признании приказа теми, кто им подчиняется. Подчинение приказу может иметь различную мотивацию: Вебер выделяет возможные типические мотивы повиновения и в соответствии с ними – типы господства. 1. Легальный (рациональный) тип: мотив признания – соображения целесообразности или интереса; основывается на вере в обязательность легального установления и в легальность носителей власти, осуществляющих господство; индивиды подчиняются не личности, а установленным законам; в качестве управляющих – чиновники, образующие аппарат управления (обязаны действовать строго по закону => по рациональным правилам) => в основе этого типа лежит формально-правовой принцип. Необходимый элемент – развитая бюрократия. 2.Традиционный тип: обусловлен привычками к определенному поведению; господство основано не только на вере в законность, но даже в определенную священность существующих порядков и властей; чистейший вид – патриархальное господство; аппарат управления – лично зависимые от господина слуги, друзья, вассалы; личная верность и преданность – основание для продвижения по службе; знание и компетентность почти не имеют значения; отсутствие формального права; характер отношений в любой сфере носит четко выраженный личностный момент. 3.Харизматический тип: основывается на аффектном типе соц действия; опирается на необычное, сверхъестественное в жизни; прямая противоположность традиционному господству; сила этого типа особенно ярко проявляется в лишенном динамизма традиционном обществе. Вебер подчеркивал, что легальный тип имеет самую слабую легитимизирующую силу.
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому соц неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита. Парето говорит о круговороте элит, об их постоянной смене, и называет историю кладбищем элит (привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами). Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам, ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем. Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к соц равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных Парето элементами. Выделял 4 главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере – функция психологии. Парето различает 2 вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении полит власти, и неправящую, далекую от непосредственного принятия властных решений. Элита – малочисленный класс, удерживаемый у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. Парето писал: «политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы (это видимо к стабильности полит системы).
5. «Железный закон олигархии» Р. Михельса. «железный закон олигархии» - принцип теории элит, впервые сформулированный Р.Михельсом в 1911г. Он состоит в том, что любая форма соц организации, вне зависимости от ее первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных – олигархию. Он пришел к выводу, что стремление к олигархии заключено в самой природе организации. Причинами существования этого закона Михельс считал объективную необходимость лидерства, стремление лидеров ставить во главу угла свои собственные интересы, доверие толпы к лидерам и общую пассивность масс. (Понятие масс у Михельса интерпретируется как совокупность психических свойств массового обывателя: полит индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей. Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.) Из железного закона олигархии следует, что демократическое управление невозможно в сколько-нибудь крупных сообществах индивидов. Чем больше организация – тем меньше в ней элементов демократии и больше элементов олигархии. По этой причине Михельс отошел от социализма и стал поддерживать Муссолини (стал сторонником фашизма сначала в Италии, а затем в Германии), считая олигархическое управление не только не порочным, но даже благотворным для общества в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.009 с.) |