Техническая характеристика машины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническая характеристика машины



В конце проектирования должна быть составлена техническая характеристика разработанной машины, содержащая потребительские (эксплуатационные) показатели оборудования иметоды их контроля. В состав технической характеристикидолжны входить следующие сведения: назначение оборудования с краткой характеристикой условий его эксплуатации; краткая характеристика технических показателей с указанием допустимых для них отклонений; перечень технических показателей, которые подвергаются различным видам контроля и испытаний; указания об условиях и методике определения технических показателей; технический ресурс и гарантийный срок службы оборудования; условия упаковки, транспортировки и хранения оборудования.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИПА РАБОТЫ

Этот раздел должен содержать назначение машины и описание принципа ее работы в целом. При этом необходимо использовать схемы (технологическую, кинематическую, вакуумную, электрическую и др.) и чертежи общего вида.

Следует указать направление и способы передачи движения от первого элемента кинематической цепи к последнему, ссылаясь на обозначения в схемах и указывая основные параметры передаточных звеньев. Целесообразно отметить согласованность работы отдельных механизмов по циклограмме и описать систему управления машиной.

При работе над дипломным проектом важно помнить о том, что значительное внимание на защите дипломного проекта перед Государственной экзаменационной комиссией уделяется самостоятельным разработкам дипломанта, поэтому особое его внимание должно быть направлено на увеличение удельного веса самостоятельных разработок в предъявляемом к защите проекте. Проведенная в проекте модернизация машины обязательно должна быть отражена в графической части дипломного проекта.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Дипломный проект имеет научно-исследовательский характер, если в нем содержатся результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных студентом в годы учебы и непосредственно связанных с темой работы. Объем научно-исследовательской части должен составлять 20…30%. В некоторых случаях, по решению кафедры, дипломный проект может носить полностью научно-исследовательский характер, при этом в записке приводятся методы аналитических исследований, выводы или расчеты основных зависимостей и формул. Приводятся описание или схема алгоритма расчета, текст программы на соответствующем алгоритмическом языке, результаты расчета. В графической части проекта приводятся схемы эксперимента, матрицы планирования эксперимента и его результаты в виде графиков и диаграмм, а также результаты аналитических исследований и компьютерного моделирования.

ОФОРМЛЕНИЕ Выпускной работы бакалавра

Оформление дипломного проекта выполняется в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) [51…58]. Обязательным является выполнение конструкторских документов с помощью компьютера. При этом допускаются отдельные отклонения от ЕСКД, вызванные особенностями различных систем автоматизированного проектирования, специализированных программ или устройств для вывода изображения на бумагу [51].

16.1. Требования к графической части

Чертежи выполняются на листах формата А1 (по указанию руководителя проекта могут использоваться и другие основные и дополнительные форматы по ГОСТ 2.301-68) в соответствии со стандартами ЕСКД.

Графическая часть проекта может включать в себя: схемы; чертежи общего вида; сборочные чертежи; рабочие чертежи деталей; демонстрационные листы (диаграммы, графики, таблицы показателей и т.п.).

Схема - технический документ, на котором с помощью условных изображений показаны составные части изделия и машины, связи между ними. Стандартом установлены восемь типов схем. Структурная схема определяет состав и взаимосвязь основных элементов машины. Функциональная схема показывает процессы, протекающие в машине и её частях. Принципиальные схемы определяют полный состав элементов изделия и связи между ними. Монтажные схемы показывают соединения составных частей машины и элементов этих соединений. Схемы подключения - внешние подключения машины. Общие схемы - составные части комплексов в процессе эксплуатации. Схема расположения - относительное расположение частей оборудования.

В зависимости от элементов и связей, отображаемых на схеме, различают одиннадцать видов схем. Виды и типы схем, а также буквенно-цифровые коды для их обозначения приведены в табл. 1.

Общим для всех схем является то, что они выполняются без соблюдения масштаба, в виде развёртки на плоскость чертежа с использованием условных графических обозначений.

На структурной кинематической схеме изображают в виде простых геометрических фигур все основные функциональные части изделия и основные взаимосвязи между ними. Внутри геометрических фигур указывают наименование функциональных частей изделия. Допускается (при использовании ЭВМ) графическое изображение функциональных частей и связей между ними заменять аналитической надписью.

На функциональной кинематической схеме изображают в виде простых геометрических фигур все функциональные части изделия, участвующие в процессе, иллюстрируемом данной схемой, и связи между ними. Внутри каждой геометрической фигуры указывают соответствующее обозначение или надпись. Обозначения функциональных частей располагают в последовательности их функциональной связи. Допускается, если это не нарушает наглядности представления процессов, учитывать действительное расположение функциональных частей.

Кинематическая принципиальная схема механизма с помощью условных графических обозначений или упрощенных контурных очертаний показывает совокупность кинематических элементов и их соединений. Схема показывает, как осуществляется регулирование, управление и контроль заданных движений исполнительного органа. Как правило, кинематическую принципиальную схему выполняют без применения масштаба в виде развертки на плоскость. Допускается вписывать ее для наглядности в контур изделия (толщина линий контура изделия равна s/3, элементов s/2) или строить в аксонометрии (см. прил. 5). Толщина линий, изображающих валы, оси, стержни, шатуны, кривошипы, равна s. Разрыв в местах пересечения валов не допускается. Разрешается условно повертывать валы, оси.

Невидимый участок вала изображают штриховой линией s/2. Толщина линий, изображающих контуры зубчатых колес, червяков, звездочек, кулачков и других элементов, равна s/2. На проекциях, перпендикулярных их оси вращения, эти элементы изображают штрих пунктирной линией.

Таблица 1

Виды схем Типы схем и их обозначение
Структурные Функциональные Принципиальные Соединений Подклю-чения Общие Расположения Объединенные
Электрические Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э0
Гидравлические Г1 Г2 Г3 Г4        
Пневматические П1 П2 П3 П4        
Кинематические К1 К2 К3          
Оптические Л1 Л2 Л3          
Вакуумные В1 В2 В3 В4        
Газовые Х1 Х2 Х3 Х4        
Автоматизации А1 А2 А3          
Энергетические Р1 Р2            
Комбинированные С1 С2 С3 С4        
Деления Е1 Е2 Е3          

Для механизма, собираемого отдельно и регулируемого самостоятельно, контур обводится сплошной тонкой линией s/3. Схема его изображается как выносной элемент I. Такую схему можно выполнить отдельным документом со ссылкой на него в основной схеме.

Для обозначения функциональных частей применяют буквенные коды (табл. 2).

При наличии одинаковых механизмов можно выполнить схему только одного из них. При глухом соединении зубчатого колеса с пустотелой осью – крестик находится на образующей этой оси.

Расположение механизмов на принципиальной схеме соответствует положению исполнительных органов – исходному, среднему или рабочему. Можно применять поясняющие надписи, а также изображать крайнее положение элемента штрих пунктирной линией.

Для упрощения чтения схем допускается перемещать элементы механизма за пределы его контура и поворачивать элементы вместе с валом. При переносе сопряженные элементы соединяют штриховой линией s/2. Если связь проходит через некинематические (энергетические) участки, проводят двойную штриховую линию, а для указания расчетной связи - тройную.

Каждому кинематическому элементу схемы присваивают порядковый номер, начиная от источника движения, и буквенно-цифровые позиционные обозначения. Покупной или заимствованный механизм (редуктор, вариатор и др.) нумеруют одним номером, без разбивки на элементы (см. продолжение прил. 5). Валы нумеруют римскими цифрами. При наличии в схеме изображений кинематических элементов групп настройки их изображают отдельно и нумеруют сменные элементы латинскими строчными буквами. Порядковые номера таким элементам не присваивают. Характеристики всего набора сменных элементов указывают в таблице, которую помещают на схеме или выполняют на отдельных листах.

Таблица 2

Буквенные коды групп Группы элементов механизма Примеры элементов
А Механизмы, общее обозначение -
В Валы -
С Элементы кулачковых механизмов Кулачек, толкатель
Е Разные элементы -
Н Элементы механизмов с гибкими звеньями Ремень, цепь  
К Элементы рычажных механизмов Коромысло, кривошип, кулиса, шатун
М Источник движения Двигатель
Р Элементы мальтийских и храповых механизмов -
Т Элементы зубчатых и фрикционных механизмов Зубчатое колесо, зубчатая рейка, червяк
Х Муфты, тормоза -

Таким образом, на схеме указывают: для каждой кинематической группы ее наименование; для кинематических элементов – основные характеристики, определяющие, в конечном счете, исполнительные движения рабочих органов.

Общий вид машины должен давать представление о составных частях изделия, перечень которых приводится непосредственно на чертеже.

Сборочные чертежи узлов должны содержать все необходимые проекции, главные и вспомогательные разрезы, показывающие взаимное расположение и связи составных частей, соединяемых по данному чертежу, и обеспечивающее возможность сборки и контроля сборочной единицы; размеры, предельные отклонения и другие параметры и требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы по данному сборочному чертежу; указания о характере сопряжения собираемых деталей, а также указания о выполнении неразъемных соединений (сварных, паяных и др.); номера позиций составных частей, входящих в изделие; габаритные размеры изделия; установочные, присоединительные и другие необходимые справочные размеры; техническую характеристику изделия (при необходимости); координаты центра масс (при необходимости).

При указании установочных и присоединительных размеров на сборочный чертеж должны быть нанесены: координаты расположения, размеры с предельными отклонениями элементов, служащих для соединения с сопрягаемыми изделиями; другие параметры.

На сборочном чертеже допускается изображать тонкой штрих пунктирной линией с двумя точками перемещающиеся части изделия в крайнем или промежуточном положении с соответствующими размерами. Сплошной тонкой линией можно изображать пограничные (соседние) изделия - «обстановку» и размеры, определяющие их расположение.

На сборочном чертеже все составные части сборочной единицы нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации этой сборочной единицы. Номера позиций наносят на полках линий - выносок, проводимых от изображений составных частей. Выноску и полочку проводят сплошной тонкой линией. Номера позиций располагают вне контура изображения и выполняют шрифтом, размер которого на один-два номера больше, чем у размерных чисел. Номер позиции, как правило, наносят на чертеже один раз.

Все чертежи должны иметь основную надпись (штамп) по [53]. Над основной надписью сборочного чертежа приводят технические требования к сборке, регулировке и контролю сборочной единицы (см. прил. 10).

На каждую сборочную единицу составляется спецификация на отдельных листах формата А4. Спецификация (см. прил. 4) состоит из разделов, которые располагают в следующей последовательности: документация на специфицируемую сборочную единицу; комплексы; сборочные единицы; детали; стандартные изделия; прочие изделия; материалы; комплекты. Все спецификации подшиваются в конце пояснительной записки после приложений, но в содержании ПЗ не указываются.

В рабочих чертежах на детали (см. прил. 8) проставляются все размеры и их предельные отклонения, виды термообработки, шероховатость поверхностей, их покрытия, материал детали и особые технические требования. Массу детали в графе основной надписи проставляют в килограммах без указания единицы измерения. Допускается указывать массу в других единицах с их проставлением, например: 10 г.

На весь дипломный проект составляется "Ведомость дипломного проекта", в которую записывают все конструкторские документы, разработанные для данного проекта, и их буквенно-цифровые обозначения.

В самом общем случае обозначение состоит из шести прописных букв кириллицы и девяти арабских цифр, разбитых на группы. В связи с учебным характером дипломного проекта обозначение (например, ПД.123456.000 СБ) формируется следующим образом. ПД – означает проект дипломный; 123 – три последние цифры номера зачетной книжки студента; 456 – номер сборочной единицы; 000 – номер детали в сборочной единице; СБ – сборочный чертеж.

Ведомость дипломного проекта состоит из трех разделов. В первый раздел «Документация общая» вносят конструкторские документы, относящиеся к проектируемому оборудованию в целом, во второй – документы по сборочным единицам, в третий – по деталям (см. прил. 3).

16.2. Требования к пояснительной записке дипломного проекта

Расчеты должны сопровождаться расчетными схемами и эскизами выбранной конструкции узлов и механизмов, эпюрами нагрузок, напряжений и деформаций рассчитываемых деталей. Не допускается произвольный выбор исходных данных для расчетов, отсутствие расчетных схем и эпюр, которые выявили бы наиболее напряженные места деталей. Не допускаются небрежность оформления расчетов, отсутствие критического подхода к своей работе. За ошибки в расчетах ответственность несет студент.

Оформление пояснительной записки дипломного проекта выполняется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Рекомендуется текст ПЗ готовить на компьютере с помощью какого-либо текстового редактора. Распечатку текста ведут на листах белой бумаги формата А4 без рамок шрифтом № 12. Для размещения утверждающих и согласующих подписей первые листы основных разделов ПЗ (пункты 7*…13* на стр. 4) должны содержать основную надпись (или быть напечатаны на готовых форматках).

Разделы ПЗ должны иметь порядковые номера в пределах всей записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с отступом слева. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Подразделы делятся на пункты. Дальнейшая рубрикация текста на подпункты не рекомендуется. Разделы и подразделы должны иметь заголовки, которые следует печатать с прописной буквы без точки в конце. Номера и заголовки разделов и подразделов с соответствующими номерами страниц включаются в содержание ПЗ.

В тексте ПЗ не допускается применять обороты разговорной речи и жаргонные слова, а также применять сокращения слов, кроме установленных стандартом ГОСТ 2.316-85, а также заменять слова математическими и другими символами.

Математические уравнения и формулы должны использовать символы латинского и греческого алфавитов. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой с указанием единиц измерения. Формулы рекомендуется нумеровать в пределах каждого раздела.

Пояснительную записку вместе со спецификациями переплетают типографским способом в жесткий переплет, на внешней стороне которого наклеивают этикетку размером 150 ´ 150 мм (см. прил. 6).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.016 с.)