Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа и методические указания по темам курса↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа Методические указания и контрольные задания для студентов заочного обучения, по направлению 280100 (656500) - Безопасность жизнедеятельности, специальность 280101 - Безопасность жизнедеятельности в техносфере специализация - Промышленная безопасность Пермь 2011 УДК 614.8.084
Рецензент канд. тех. наук, доцент А.Д. Овсянкин (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Методические указания утверждены на заседании кафедры протокол №2 от 21.09.11г.
Шевченко А.Е Ш-37 Безопасность труда:Методические указания и контрольные задания для студентов заочного обучения, по направлению 280100 (656500) - Безопасность жизнедеятельности, специальность 280101- Безопасность жизнедеятельности в техносфере специализация - Промышленная безопасность /А. Е Шевченко, ПНИПУ, Пермь, 2011. - 35 с.
Приведены общие методические указания при изучении курса «Безопасность труда», список основной и дополнительной литературы, подробная программа, методические указания и вопросы для самопроверки по темам курса. Представлены вопросы и задачи с методиками их решения для выполнения контрольной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие методические указания ……………………………………....3 2. Программа и методические указания по темам курса ……………..4 4. Методические указания по выполнению контрольной работы……16 5. Вопросы для контрольной работы………………………………..…31 6. Литература……………………………………………………………34 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Настоящие методические указания составлены по примерной программе дисциплины «Безопасность труда» для студентов заочного обучения, по направлению 280100 - Безопасность жизнедеятельности, специальность 280101- Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Для изучения курса «Безопасность труда» необходимы: настоящие методические указания; рекомендованная учебная литература; нормативные акты по безопасности жизнедеятельности, утвержденные государственными, федеральными и т.п. органами (ГОСТ, Правила, Положения, Нормы и т.д.). При работе с литературой и нормативными актами рекомендуется вести конспект, который поможет систематизировать получаемые знания, окажет помощь при выполнении контрольной работы, сдаче экзаменов и выполнении выпускной квалификационной работы. Немалую помощь при изучении курса может оказать чтение журналов «Безопасность жизнедеятельности», "Безопасность труда в промышленности", "Охрана труда и социальное страхование". Изучать курс необходимо в той последовательности, которая приведена в методических указаниях. Контроль своих знаний по каждой теме производится путем ответов на вопросы самопроверки. Ответы должны быть полными, конкретными, при необходимости сопровождаться расчетными формулами, рисунками и примерами. Эти ответы в университет не высылаются! При возникновении сомнений в правильности ответа или сам по себе вопрос непонятен, можно обратиться в университет за консультацией. Консультацию можно также получить и у работников службы охраны труда предприятия, где Вы работаете. После изучения всего теоретического курса студентом выполняется контрольная работа, которая высылается в университет на проверку (рецензию). Основная задача контрольной работы - оказание помощи студенту при самостоятельном изучении учебного материала. В рецензии или личной встрече преподаватель указывает студенту, на что необходимо обратить внимание. В течение учебного года и (или) в период экзаменационно-лабораторной сессии в университете организуется чтение лекций по курсу. Лекции являются обзорными или на них подробно освещаются отдельные темы (вопросы) курса. Поэтому посещать лекции необходимо уже после самостоятельной проработки всего материала по настоящим методическим указаниям. Количество выполняемых студентом лабораторных работ определяется учебным планом, исходя из того, что на каждую лабораторную работу отводится два академических часа. Выбор лабораторных работ производится кафедрой «Безопасности жизнедеятельности», учитывая профиль подготовки инженера.
Примерный перечень лабораторных работ:
Экзамен (зачет) принимается у студента при условии представления контрольной работы и положительной рецензией на нее, а также зачета (допуска) по лабораторным работам. На экзамене (зачете) к студенту предъявляются требования в объеме программы, приведенной в настоящем методическом указании. Во время экзамена (зачета) студент должен показать глубокие знания по всем теоретическим и прикладным вопросам и умение самостоятельно применять эти знания к решению инженерных вопросов по обеспечению безопасности труда.
Тема 3. Источники опасности Общая характеристика и классификация производственных источников опасности. Параметры источников опасности. Допустимые значения параметров источников опасности. Санитарно-гигиеническое нормирование параметров источников опасности. Оценка безопасности источника опасности. Методические указания Уяснить связь источника опасности с проявлением энергии (классификация опасности). Уяснить причины проявления энергии. Обратить внимание на классификацию источников производственной опасности согласно ГОСТ ССБТ 12.0.003-76г. «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация». Постараться практически определить названия параметров различных групп опасных и вредных производственных факторов. Научится оценивать безопасность источника опасности по параметрам. Понять состояния параметров источника опасности с необходимыми и достаточными условиями ЧС.[5] Вопросы для самопроверки 1. Источники опасности и энергия их проявления 2. Как источники опасности воздействуют на организм человека? 3. Как классифицируются источники опасности? 4. Как оценить источники опасности по единым параметрам? 5. Что означают допустимые значения параметров источников опасности? 6. Как производится оценка безопасности источника опасности? 7. Что означает состояние системы в зависимости от необходимых и достаточных условий? Задача 1 Рассчитать сопротивление заземляющего устройства, при использовании защитного заземления для защиты человека от поражения электрическим током в случае перехода напряжения на корпус электроустановки. Исходные данные: а) рабочее напряжение установки Uл = 380 В; б) удельное сопротивление грунта - , Ом · м; в) заземлители - вертикальные круглые стержни диаметром d = 10 мм и длиной , м; г) стержни размещаются по контуру. Численные значения и принять по таблице 2.
Таблица 2
Указания к решению задачи. 1. Определение расчетного удельного сопротивления грунта с учетом климатического коэффициента : = . Вместо в формулу можно подставлять значение измеренного удельного сопротивления грунта в конкретном месте расположения заземляющего устройства. Значение коэффициентов принимается в зависимости от климатических зон России, вида и длины заземлителей. Для данной задачи примем : = 1,25. 2. Определение сопротивления одиночного вертикального стержневого заземлителя, заглубленного ниже уровня земли на t0 = 0,5 м по формуле: , Ом, где t = t0+0,5 - глубина заложения стержневого заземлителя, м Если сопротивление одиночного заземлителя окажется больше требуемого сопротивления заземляющего устройства Rи, т.е. если R > Rи или R > Rз при отсутствии естественных заземлителей, то необходимо использовать несколько соединенных между собой заземлителей. Величину Rз для данной задачи согласно ПУЭ принять равной 4 Ом. 3. Определение потребного количества заземлителей n без учета их взаимного экранирования: . 4. Определение необходимого количества заземлителей n э с учетом их взаимного экранирования: , где - коэффициент использования заземлителей, учитывающий их взаимное экранирование и зависящий от количества n и расстояния между заземлителями. Определяется по таблице и для вариантов 1, 2, 7, 8 и 0 данной задачи может быть принят равным 0,45, а для остальных вариантов - 0,65. Учитывая то, что заземлители соединяются между собой стальной полосой, которая является дополнительным заземлителем, количество заземлителей можно уменьшить. 5. Определение расчетного, сопротивления при принятом числе заземлителей nэп: . 6. Определение сопротивления соединительной стальной" полосы: , Ом где Lсп = 1,05L nэп - общая длина соединительной полосы, м; L = l - расстояние между вертикальными заземлителями, м; b = 40 мм - ширина соединительной полосы. 7. Определение расчетного сопротивления соединительной полосы с учетом взаимного экранирования: , Ом, где - коэффициент использования соединительной полосы. Определяется по таблице, с учетом количества и длины заземлителей и расстояния между ними. Для вариантов 1, 8 принять равным 0,19. А для вариантов 2, 3, 7 и 0 - 0,23, для остальных -0,36. 8. Определение общего расчетного сопротивления заземляющего устройства: , Ом. Если R0 расч > Rз , то принятое количество nэп необходимо увеличить и снова определить R0 расч. ЗАДАЧА 2 Определить потенциал на поверхности цистерны, сопротивление заземляющего устройства и время полного разряда цистерны при сливе из нее бензина. Исходные данные: а) скорость электризации q = 10 -8 А۰мин на 1 л продукта; б) электрическая емкость цистерн, применяемых в практике для слива - налива нефтепродуктов, может быть в среднем принята равной С = 10 -9 Ф; в) объем перекачиваемого продукта М, л; г) скорость слива продукта V, л/мин. Численные значения M и V принять по таблице 3. Указания по решению задачи 1. Определить полный заряд, передаваемый электризованным бензином цистерне: Q = q М, Кл, Таблица 3
где q - скорость электризации или заряда в кулонах на 1 л электризуемого продукта; М - количество перекачиваемого продукта, л. 2. Определить потенциал на изолированной цистерне при указанной электрической емкости: U = Q / C, B. 3. Определить тепловую энергию искры при найденном потенциале: Е = 0.5C U2, Дж 4. Сравнить энергию искры с энергией, необходимой для воспламенения бензина (равной 10 -3 Дж). Для снижения потенциала (при превышении энергии воспламенения бензина) до какой-то величины необходимо устройство токопроводящего соединения с сопротивлением: R = U1 T / Q, Ом, где U1 - величина, потенциала, до которой его необходимо снизить (принимается студентом); Т - время слива бензина из цистерны, определяется: Т = M / V, мин. 5. Определить время полного разряда цистерны: t = 3 С R, c. Для ограничения опасных потенциалов, возникающих на резервуарах и цистернах при сливе и наливе светлых нефтепродуктов, требуется малое сопротивление заземляющего устройства. Практически величина сопротивления может быть порядка 1 МОм. Методика решения задачи заимствована: Садов А.И., Охрана труда на предпри- ятиях автомобильного транспорта (практические расчеты) / Под.ред. А.И. Салова. - М.: Транспорт, 1997. -183с. ЗАДАЧА 3 Для предотвращения травм от стружки и поступления пыли в рабочую зону, образующихся при обработке материалов на металлорежущих станках, устанавливаются пыле стружка отсасывающие устройства. Рассчитать объем воздуха Lв, необходимый для транспортирования стружки и пыли в этих устройствах и определить требуемое сечение трубопровода. Исходные данные: а) вид обрабатываемого материала; б) вид обработки материала; в) плотность обрабатываемого материала , г/см3; г) подача S: при точении в мм /об, при фрезеровании в мм/мш; д) глубина резания t, мм; е) скорость резания V, м/мин; ж) скорость витания стружки Vв, м/с. Вид и численные значения исходных данных принять по таблице 4. Таблица 4
Указания к решению задачи. 1. Определение массы снимаемой стружки и пыли GC: а) при точении: г/мин или , кг /ч, б) при фрезеровании: г/мин или , кг /ч, где В -ширина фрезерования, мм. Принять для всех вариантов В=6мм. 2. Определение объема воздуха LB, необходимого для непрерывного удаления стружки и пыли от режущего инструмента: , кг/ч где - µ концентрация смеси, кг/кг (отношение массы перемещаемого материала к массе воздуха, транспортирующего этот материал). Для алюминия и текстолита µ ≤ 0,5, для остальных материалов µ ≤ 1. 3. Определение площади поперечного сечения трубопровода ST для удаления стружки и пыли: , м2 где VT >2,5VB – транспортнаяскорость удаляемой смеси, м/с-1 При этом следует принимать во внимание конструктивные соображения, размер транспортируемой элементной стружки, стандарты на трубы и др. Для станков среднего размера, и тем более крупных, не следует принимать трубопроводы внутренним диаметром менее 50 мм. Задача 4 Определить дневную дозу шума оператора машины и допустимое время работы, если шум широкополосный и постоянный, а уровень звука (дБА) при допустимом уровне звука дБА. Численные значения фактического уровня звука принять по таблице 5. Таблица 5
Указания к решению задачи 1.Определяем допустимое значение звукового давления , действующего в течение всей смены , Па, где - допустимый уровень звука в течение восьмичасового рабочего дня, дБА. 2. Определяем допустимую дозу шума Ддоп за восьмичасовой рабочий день 2 T, Па2 ч, где Т- продолжительность рабочего дня, ч. 3. Определяем фактическое значение звукового давления , действующего в течение всей рабочей смены . 4.Определяем фактическую дозу шума Дф за восьмичасовой рабочий день . 5.Определяем допустимое время работы в фактических условиях шума Тдоп . Задача 5 Рассчитать общее равномерное люминесцентное освещение, исходя из норм СНиП 23-05-95. Исходные данные: а) система освещения – общее равномерное; б) высота помещения H = 6,0 м; в) величина свеса hе = 0,5 м; г) напряжения питания осветительной сети 220В; д) коэффициенты отражения: потолка ρn =70%, стен ρc =50%; е) размеры помещения А*В в м. Размер объекта различения в мм. Показатель ослепленности Р и коэффициент пульсации Кn принять по таблице 6. Таблица 6
Указания к решению задачи. 1. По справочной литературе выбрать светильник. Помещение не взрывоопасно, выделений пыли нет, капельной влаги и брызг нет. 2. Расчетная высота подвеса светильника определяется по формуле: где: hp = 0.8 м - высота рабочей поверхности; hc - 0.5 м - свес светильника. 3. Оптимальное расстояние между светильниками при многорядном их расположении, определяется по формуле: , м 4. Необходимое количество ламп рассчитать по формуле: , шт. 5. Составить эскиз плана цеха с поперечным разрезом и расположением светильников с указанием всех необходимых размеров. Задача 6 Рассчитать местное освещение, исходя из действующих норм СНиП 23-05-95. Исходные данные: а) светильник типа СМО - 100М; б) источник света - лампа накаливания; в) напряжение питания - 36 В; г) h и d - соответственно высота подвеса светильника и расстояние от проекции центра источника света на рабочую поверхность до точки рабочей зоны с наименьшей требуемой освещенностью, см; д) размер объекта различения, мм; показатель ослепленности Р,коэффициент пульсации Кn и коэффициент запаса Кз. Численные значения исходных данных принять из таблицы 6. Таблица 6
Указания к решению задачи. 1. Рассчитать световой поток лампы по формуле: , лм, где, Е - нормируемая освещенность на рабочей поверхности, составляющая не менее 0.9 от нормируемой освещенности при комбинированном освещении, но не менее 200 лк при разрядных лампах и 75 лк при лампах накаливания (выбрать по табл. 1 СНиП для условий варианта). 2. Условную освещенность е определить по графику условных горизонтальных изолюкс для светильника СМО-100М (Рисунок 1) Рисунок 1 – условные горизонтальные изолюксы для светильника СМО - 100 3. Составить расчетную схему и эскиз светильника, показать защитный угол светильника. 4. По рассчитанному значению светового потока лампы из таблицы 7 выбрать источник света с ближайшим большим световым потоком. Таблица 7 - Характеристики источников света
Литература. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. – М.: Минстрой РФ, 1995. – 35 с. Задача 7 Провести следующие расчеты, связанные с безопасностью при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Задача состоит из трех заданий. Задание 1. Компрессор подает воздух с давлением P2, кПа при начальном давлении сжимаемого воздуха P1 = 98 кПа и температуре T1 = 288° К. В компрессоре применяется компрессорное масло марки 12(М) с температурой вспышки не ниже 216° С. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздуховодов разница между температурой вспышки масла и температурой сжатого воздуха должна быть, не менее 75° С. Определить температуру сжатого воздуха и сделать заключение о возможности эксплуатации компрессора без охлаждения.
Задание 2. Воздухосборник компрессора имеет объем V, м3, и рассчитан на давление Р2, кПа. Определить мощность взрыва этого воздухосборника, принимая время действия взрыва t =0,1 с. Численные значения V и Р2 принять по таблице 8.
Задание 3. Произошел взрыв баллона с ацетиленом. Определить, при каком давлении произошел взрыв баллона, если: толщина стенки баллона S = 4 мм; внутренний диаметр баллона Dв = 200 мм; материал - сталь 20. По действующим нормам предельное рабочее давление (Р) в баллоне должно быть 2942 кПа. Указания к решению задачи Задание 1. Конечная температура сжатого воздуха определяется по формуле: , где T1 - абсолютная температура воздуха до сжатия, ° К; T2 - абсолютная температура после сжатия, ° К; m - показатель адиабаты (для воздуха m - 1,41). Таблица 8.
Полученный результат сопоставить с температурой вспышки компрессорного масла и сделать заключение о необходимости охлаждения компрессора. Задание 2. Мощность взрыва воздухосборника определяется по формуле: кВт, где А - работа взрыва при адиабатическом расширении газа, которая находится по формуле: , Дж, где P1 - конечное (атмосферное) давление воздуха, Па; m - показатель адиабаты (для воздуха m = 1,41). Задание 3. Давление, при котором произошел взрыв баллона, определяется по формуле 1: , см, где Р - давление, кПа; ср - допустимое сопротивление стали на растяжение, Па; f = 1 - коэффициент прочности для бесшовных труб; С - прибавка на минусовые допуски стали, см. Задача и методика ее решения заимствованы из источника: Охрана труда: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников машиностроительных специальностей /Б.Н.Филиппов. - М.: Высш. школа, 1983. - 39с. Задача 8 На кислородном баллоне редуктор прямого действия отрегулирован на давление 0,5 МПа. За время работы давление в баллоне снижается с 15 до 2,5 МПа. Определить необходимость дополнительной регулировки редуктора, если давление кислорода, подаваемого в горелку, будет менее 0,4 МПа. Необходимо учесть, что давление менее 0,4 МПа недопустимо из-за возможности обратного удара. Исходные данные: а) Площадь сечения клапана редуктора f1 = 0,4 см2 б) Рабочая площадь мембраны f2 = 30 см2; в) Усилие, создаваемое нажимной пружиной Q1 = 1000 Н; г) Усилие, создаваемое возвратной (запорной) пружиной Q2 = 100 Н; д) Усилие пружина считать постоянным. Указания к решению задачи 1. Рабочее давление газа в магистрали определяется из уравнения равновесия давлений для редуктора прямого действия P1 f1 + Q1 = P2 f2 + Q2 Принять Р1 = 2,5 МПа, т.е. наименьшее давление в баллоне. 2. Если в результате расчета будет Р2 < 0,4 МПа, то возможен обратный удар. Для предупреждения обратного удара необходима дополнительная регулировка редуктора. 3. Определить остаточное давление, на которое следует провести дополнительную регулировку редуктора. Это давление P1 определяется из того же уравнения равновесия при P2 = 0,4 МПа.
Задача взята из книги / Салов А.И. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта (практические расчеты). Под ред. А.И.Салова. - М.: Транспорт, 1977. - 183с. Задача 9 Рассчитать потребное число баллонов с диоксидом углерода (СО2) и внутренний диаметр магистрального трубопровода установки пожаротушения по методике, изложенной в СНиП 2.04.09-84. Пожарная автоматика зданий и сооружений. Исходные данные: а) горючий материал - керосин; б) размеры защищаемого помещения а ∙ b ∙ h (ширина, длина и высота помещения), м; з) суммарная площадь постоянно открытых проемов А2, м2; г) длина магистрального трубопровода по проекту , м. Численные значения исходных данных принять по таблице 9. Таблица 9
Указания к решению задачи. 1. Определение объема помещения V: V = а ∙ в ∙ h, м3. 2. Определение основного запаса диоксида углерода m: m = 1,1 k2 [ k3 (A1 + 30 A2) + 0,7 V], кг, где k2 - коэффициент, учитывающий вид горючего вещества, материала, определяемый по таблице 1 СНиП, для керосина k2 = 1; k3 - коэффициент, учитывающий утечку диоксида углерода через неплотности в ограждающих конструкциях, принимается равным 0,2 кг/м2; A2 определяется по рисунку 1 СНиП в зависимости от объема защищаемого помещения. Для заданных объемов помещения A2 определены и приведены в таблице 9 задания; A1 - суммарная площадь ограждающих конструкций защищаемого помещения (м2), определяемая по формуле: A1 = 2 h ∙ (а + в) + (а ∙ в). 3. Определение расчетного числа баллонов для установки из расчета вместимости в 40-литровый баллон 25 кг диоксида углерода. 4. Определение среднего расхода диоксида углерода Qm, кг/c по формуле: Qm = m / t где t - время подачи диоксида углерода в защищаeмoe помещение, с, зависящее от соотношения суммарной площади открытых проемов и принимается: при A2 /A1 < 0,03 не более 120 с и при A2 /A1 > 0,03 не более 60 с. 5. Определение внутреннего диаметра магистрального трубопровода d i, м, по формуле: d i= 9,6 · 10 -3 · (k4-2 ·Qm · ) 0,19, где k4 - множитель, определяемый по таблице 2 Приложение СНиП в зависимости от среднего (за время подачи) давления в изотермической емкости. При хранении диоксида углерода в баллонах k4 - 1.4.
Задача 10 В помещении в качестве растворителя применяется ацетон (СНзСОСНз). Допускается, что в этом помещении произошла авария, в результате чего ацетон разлился по полу и вентиляция перестала работать. Определить, к какой категории по взрывопожарной и пожарной опасности необходимо отнести это помещение. Исходные данные: а) масса разлитого ацетона m, кг; б) радиус лужи ацетона r, см; в) свободный объем помещения Vсв, м3; г) молекулярная масса ацетона М = 58,08 кг ∙ кмоль. Численные значения m, r и Vсв принять по таблице 10. Таблица 10
|