Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выдуманные барьеры и трамплины в легендахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И сочинениях Трамплины выдуманные, сочиненные. Человеческая мысль на материале истории науки и техники освоилась с тем, что во многих открытиях и изобретениях существенную роль играет подсказка-трамплин. Далее она подметила, что, к сожалению, сами люди это обстоятельство фиксируют далеко не всегда, а только эпизодически, от случая к случаю. Это тем более прискорбно в отношении великих открытий и изобретений, которые во всяком случае должны были бы совершаться при участии подсказки-трамплина. А потому предполагаемую невнимательность самих ученых и изобретателей к механизму их собственного творчества человеческая мысль пытается восполнить специально придуманными легендами. Эти легенды нам важно отметить потому, что они наглядно свидетельствуют о твердой уверенности общечеловеческой мысли в существовании подсказок-трамплипов, которые преодолевают тормозящее действие соответствующих барьеров. Так возникла легенда о падающем яблоке, которое якобы подсказало юному И. Ньютону идею о всемирном тяготении. Оп до этого размышлял будто бы о том, какая причина связывает все тела природы, в том числе и небесные, в единую систему. Вот яблоко-то и подсказало ему ответ. Другой пример аналогичной легенды: мальчик Дж. Уатт наблюдал прыгающую крышку чайника с кипя- щей водой. Это явление навело его на мысль, что если водяной пар может заставить прыгать крышку чайника, то, значит, пар может работать в паровой машине, которая была так нужна зарождавшейся крупной промышленности. Можно еще назвать легенду о том, как был открыт закон Архимеда: опускаясь в ванну, Архимед будто бы обнаружил, что его собственное тело при этом становится легче, причем легче на вес вытесненной им воды. Тут подсказкой-трамплином оказалось наблюдение, что тело становится легче, опускаясь в воду. Характерно, что человеческая мысль придумывает такие легенды, которые говорят не о том, что было на самом деле, а о том, что должно было бы быть. Так возникла легенда о том, что Г. Галилей после своего формального отречения от учения Коперника топнул ногой и воскликнул: «А все-таки она вертится!» Эта легенда выражала уверенность, что никакие ухищрения инквизиции не могли оживить старого птолемеевского барьера, поскольку он уже был преодолен и разрушен открытием Н. Коперника. Приведем еще любопытный случай преодоления барьера в области техники. Н. Лесков рассказывает, что будто бы под Питером на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Необходимо было его удалить. Иностранные инженеры предложили два варианта: взорвать динамитом или увезти в сторону от дороги с помощью огромной тяговой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил простое, легко осуществимое средство: выкопать рядом с камнем глубокую яму и свалить в нее его, а землю разбросать. Барьером здесь служила вера в могущество техники, заслонявшая собой простое решение вопроса — без динамита и без тяговой силы. Теперь отметим, как писатель-фантаст изобразил действие подсказки-трамплина в житейской обстановке. Марк Твен описал дружбу мальчиков с мифическим демоном, который виден только им, но не другим людям. Отец одной девушки находит мешок с золотыми монетами, но нечестный сосед заявляет, что это деньги его и что их у него украли. Идет суд. Молодой адвокат — друг мальчиков и жених дочери нашедшего монеты — представляет защиту. И вот, когда, казалось бы, дело проиграно безнадежно, мальчики видят, как в зале суда их друг-демон незаметно для окружающих входит в адвока- та и адвокат получает подсказку. Он требует проверить дату чеканки найденных монет. И оказывается, что все они были выпущены в свет значительно позже той даты, которую нечестный человек назвал как время мнимого похищения у него этих монет. Когда мальчики спросили адвоката, как это ему пришло в голову проверить дату чеканки монет, он ничего ие мог им ответить на это, ибо то была совершенно случайная подсказка постороннего характера, которую Марк Твен изобразил как незаметное вхождение демона в адвоката. Между дрочим, мне бы казался более чффектным следующий вариант: после вхождения демона в адвоката адвокат случайно взглянул на висящий иа стене календарь пли лежащую на столе газету — их дата подсказала бы ему о дате на монетах. В этом случае вмешательство сверхъестественной силы прошло бы менее заметно, а адвокат мог бы дать мальчикам вполне естественное объяснение. Барьеры восполняющие, направляющие, ориентирующие. Некоторые литературные произведения строятся с таким расчетом, что слушателю навязывается определенный итог. Однако при этом действительный итог оказывается совершенно другим, неожиданным. Приведем пример, построенный на этой психологической основе. В вагоне один пассал;ир задает загадку другому: «Что такое — начинается на букву «о», стоит ночью под кроватью, очень нужная вещь?» Тот не знает. Первый поясняет: «Одна пара туфель». Затем загадывает снова: «Что такое — начинается на букву «д» и тоже очень нужная вещь, стоит там же?» Тот опять ие может отгадать и слышит ответ: «Другая пара туфель». Наконец, в третий раз загадывается нечто совершенно непохожее на обе предыдущие загадки. Но пассажир, которому адресована новая загадка, уже вообще не вслушивается в нее и отвечает наперед, разумеется, невпопад: «Третья пара туфель». Значит, у него искусственно выработался барьер счета: ответы на загадки должны будто бы заключать в последовательность ряда целых чисел — одна пара туфель, две пары, значит, за ними нужно ждать третью Могут быть и совсем короткие незаконченные фразы, когда последнее слово как бы напрашивается само собой, например: «Фото1раф сделал хорошую...» Напрашивается — «фотографию». А оказывается — «коробку». «Док- тор дал больному нужное...» Напрашивается — «лекарство», а имеется в виду — «наставление». И т. д. и т. п. Рассмотренный тип барьера играет большую роль в художественной литературе. Многие рассказы ОТенри построены на его основе. При чтении их читатель ждет одной развязки, которую искусно подготавливает автор, а конец внезапно оказывается совершенно другим, неожиданным, поскольку автор умышленно затемнял, а то и изгонял вовсе признаки готовящейся на самом деле развязки и всячески выпячивал черты ложной развязки. Рассмотрим коротко с этой точки зрения фабулу его рассказа «Свинячья этика». Жулик ищет себе компаньона наивной внешности. Компаньон оказывается более хитрым жуликом и, публикуя в местной газете ложное со- общение о пропаже дрессированной свиньи из цирка, выманивает большую сумму у своего старшего товарища. Последний же до конца рассказа рассчитывает получить от цирка крупное вознаграждение, и только в конце читатель узнает, что жулик сам был обманут. Если такой мастер короткого рассказа, как ОТенри, сумел прославиться своими внезапными развязками, то, значит, барьер ошибочного подразумевания имеет действительные корни в человеческом сознании. т * # Мы рассмотрели в этой главе много самых разных барьеров, даже таких, при знакомстве с которыми у читателя, естественно, может возникнуть вопрос: «Причем тут какие-то барьеры? Это самые обычные анекдоты и выдумки, и добавление слова «барьер» ничего нового не вносит». Между тем нам важно было показать тот общий во всех рассмотренных случаях психологический механизм, действие которого направляет человеческую мысль в запланированную наперед сторону, заслоняя правильное решение того или другого вопроса. Большего, чем удостовериться в искусственном или же естественном возникновении барьеров на пути движения человеческой мысли, мы и не намеревались достичь в этой главе. Нам важно было установить, что если подобного рода барьеры используются в практике литературного или иного сочинительства, то, следовательно, они действительно существуют в сфере нашей духовной жизни, поскольку их можно так ловко и успешно использовать на практике. В этом мы еще раз убедимся, анализируя в следующей главе различного рода задачи и загадки в познавательно-психологическом разрезе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.007 с.) |