Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в изучение истории РоссииСтр 1 из 2Следующая ⇒
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РОССИИ учебно-методические материалы
Краснодар Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РОССИИ
учебно-методические материалы
издание семнадцатое, дополненное и переработанное
Краснодар УДК 947(075.8) ББК 63.3(2)я73 И 907
Рецензент: доктор исторических наук, профессор Б.А. Трехбратов
И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.
Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов. Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений. УДК 947(075.8) ББК 63.3(2)я73
Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Представлено кафедрой истории и культурологии
ПРОГРАММА Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества. Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Раздел 9. Советский Союз в 1945–1991 годах Восстановление экономики, социальное развитие, общественно-политическая жизнь культура страны в послевоенное время. Изменение геополитического положения в мире после Второй мировой войны. Создание ООН. «Холодная война», ее характер и последствия. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Реформы Н.С. Хрущёва, их положительное и отрицательное влияние на развитие СССР. Внутренняя и внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Л.И. Брежнев и его роль в истории страны. Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и политической сферах, их объективные и субъективные причины. Советский Союз в 1985–1991 гг. Политика «ускорения и перестройки» в СССР: от попыток совершенствования социализма к смене социально-политического строя. Роль М.С. Горбачёва и его окружения в «демонтаже социализма сверху». Возникновение партий и общественных движений. Суверенизация советских республик. Попытки сохранить СССР. События августа 1991 г. и их последствия. Беловежские соглашения. Распад СССР. Образование СНГ. Культура СССР во второй половине XX в. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Введение в изучение истории России 1. Историческое сознание, его сущность, формы и роль в жизни человека и общества. Периодизация истории. 2. История России как учебная дисциплина. Цель, задачи и значение ее изучения. Исторические школы. 3. Особенности исторического развития России.
Занятие 1. 1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. 2. Возникновение государственности у восточных славян. Новгородско-Киевская Русь. Отношения с Византией, странами Европы и Азии. Принятие христианства. 3. Феодальная политическая раздробленность. Монгольское нашествие. Русь и Золотая Орда: характер, особенности и проблемы взаимоотношений. Занятие 2. 1. Особенности возникновения и развития Московского княжества в XIV в. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
2. Россия в XV в. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Создание единого централизованного государства. 3. Достижения культуры Новгородско-Киевской Руси.
Занятие 1 1. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Либеральные реформы Александра I. 2. Отечественная война 1812 г. Ее внутрироссийское и международное значение. 3. Начало революционного движения в России. Декабристы. 4. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война.
Занятие 2 1. Александр II и его реформы 1861–1874 гг. Контрреформы Александра III. 2. Экономическое развитие России в пореформенный период. 3. Основные направления идейной и общественно-политической борьбы во второй половине XIX в. 4. Развитие русской культуры в XIX в.
Гражданской войн Занятие 1. 1. Россия на рубеже XIX–XX вв. Николай II. Русско-японская война. 2. Революция 1905–1907 гг.: ее причины, характер и результаты. 3. Политические партии России: их генезис, классификация, программы, стратегия и тактика. 4. Столыпинская аграрная реформа: цели, ход, итоги. 5. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Занятие 2. 1. Великая российская революция. События февраля 1917 г. 2. Деятельность Временного правительства и Петросовета. Двоевластие. 3. Октябрьские события 1917 г. Установление Советской власти в России. 4. Гражданская война и интервенция. Причины, характер и последствия.
Занятие 1 1. Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. 2. Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР. Причины поражений Красной Армии в начальный период войны. Битва под Москвой. 3. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы. Занятие 2 1. Изгнание фашистских захватчиков с территории СССР в 1944–1945 годах. Битва за Берлин. 2. Разгром Германии и Японии. Источники и уроки Победы в Великой Отечественной войне. 3. Роль тыла в достижении Победы. 4. Международные конференции 1945 г. Их итоги и значение.
Занятие 1 1. Восстановление экономики в СССР в послевоенные годы. 2. Изменение геополитического положения в мире после Второй мировой войны. «Холодная война», ее инициаторы, сущность и последствия. 3. Общественно-политическая жизнь страны в 1945–1953 гг. Занятие 2 1. СССР в 1953-1964 гг. Преобразования в экономике. Понятие «оттепели». Н.С. Хрущев. 2. Достижения, противоречивость и трудности социально-экономического развития СССР в 1960–1980-е гг. Л.И. Брежнев. 3. Внешняя политика СССР в 1960–1980-е гг. Достижения и просчеты.
Занятие 3 1. Политика «ускорения и перестройки» в социально-экономической и политической жизни СССР (1985–1991 гг.). М.С. Горбачев. 2. Обострение экономических, социальных, межнациональных проблем внутри страны. 3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ. 4. Развитие культуры в СССР в 1950–1980-гг.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РОССИИ учебно-методические материалы
Краснодар Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РОССИИ
учебно-методические материалы
издание семнадцатое, дополненное и переработанное
Краснодар УДК 947(075.8) ББК 63.3(2)я73 И 907
Рецензент: доктор исторических наук, профессор Б.А. Трехбратов
И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.
Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов. Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений. УДК 947(075.8) ББК 63.3(2)я73
Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Представлено кафедрой истории и культурологии
ПРОГРАММА Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества. Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Раздел 1. Введение в изучение истории России История России как научная и учебная дисциплина. Объект, предмет и содержание курса. Исторические знания как фактор формирования мировоззрения человека, его гражданской позиции. Место истории в системе общественных наук. Методы познания исторической действительности. Научные принципы изучения и оценки исторических явлений и фактов: историзм, объективность, системность. Вспомогательные исторические дисциплины. Понятие исторического источника. Научная и прикладная значимость изучения истории России.
Зарождение и развитие системы исторических знаний в России. Исторические школы. Научно-просветительская деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова. Советская историческая школа, особенности ее формирования и развития: Н.М. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский. Современный уровень исторической науки в России. Научная полемика о месте и роли России в мировой истории. Раздел 2. От древней руси – к единому российскому государству (IX–XV века) Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Геополитическое положение и природный фактор: их влияние на направление и характер исторического развития Древней Руси. Возникновение государственности у восточных славян. Общественный идеал в Древней Руси и его реализация. Вечевая демократия. Новгород, Киев и другие политические центры Руси. «Повесть временных лет». Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Норманская теория. Особенности формирования Древнерусского государства. Первые русские князья. Боярство. Дружина. Принятие христианства. Византийское влияние на формирование русской государственности и культуры. Роль церкви в общественно-политической жизни Древней Руси. «Русская Правда». Международные связи Новгородско-Киевской Руси. Взаимоотношения с Византией и Степью. Возникновение удельной системы. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Новгородская феодальная республика и Владимиро-Суздальское княжество. Католическая экспансия с Запада и ее роль в истории России. Невская битва. Ледовое побоище. Монгольское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений и взаимовлияния. Образование Московского княжества. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Роль Ивана Калиты и его наследников в усилении Московского княжества. Отношения Москвы с ордынскими ханами. Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве и ее роль в образовании Московского государства. Преемники Дмитрия Донского: Василий I и Василий II Темный. Период феодальных войн. Начало распада Золотой Орды: образование Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Отказ Москвы присоединиться к Флорентийской унии. Территориальный рост московских владений и «собрание власти» в руках московского князя. Эпоха Ивана III. Рост территории Московского государства. Начало борьбы с Литвой за западнорусские области. Присоединение Новгорода. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Отношения с Западом. Первый Судебник. Возвышение власти московского государя. Софья Палеолог и наследие Византии. Московия.
Культура Древней и Средневековой Руси. Декоративно-прикладное искусство: чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль. Складывание местного летописания в Киеве, Владимире, Пскове, Новгороде. Архитектура. София Киевская, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, София Новгородская. Церковь Покрова на Нерли. Развитие жанровой литературы: устное народное творчество, Жития святых, героический эпос, переводные произведения. Живопись: иконопись, фреска, мозаика. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.90.21 (0.044 с.) |