Раздел 1. Введение в изучение истории России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в изучение истории России



ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИСТОРИЯ

РОССИИ

учебно-методические материалы

 

 

Краснодар


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИСТОРИЯ

РОССИИ

 

учебно-методические материалы

 

 

издание семнадцатое, дополненное и переработанное

 

 

Краснодар

 

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

И 907

 

 

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств

Б.А. Трехбратов

 

 

И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.

 

 

Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов.

Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений.

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

 

Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Кубанского государственного университета

 

 

Представлено кафедрой истории и культурологии

 

 

ПРОГРАММА


Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества.

Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

 

Раздел 9. Советский Союз в 1945–1991 годах

Восстановление экономики, социальное развитие, общественно-политическая жизнь культура страны в послевоенное время.

Изменение геополитического положения в мире после Второй мировой войны. Создание ООН. «Холодная война», ее характер и последствия. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Реформы Н.С. Хрущёва, их положительное и отрицательное влияние на развитие СССР. Внутренняя и внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Л.И. Брежнев и его роль в истории страны. Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и политической сферах, их объективные и субъективные причины.

Советский Союз в 1985–1991 гг. Политика «ускорения и перестройки» в СССР: от попыток совершенствования социализма к смене социально-политического строя. Роль М.С. Горбачёва и его окружения в «демонтаже социализма сверху». Возникновение партий и общественных движений. Суверенизация советских республик. Попытки сохранить СССР. События августа 1991 г. и их последствия. Беловежские соглашения. Распад СССР. Образование СНГ.

Культура СССР во второй половине XX в.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение в изучение истории России

1. Историческое сознание, его сущность, формы и роль в жизни человека и общества. Периодизация истории.

2. История России как учебная дисциплина. Цель, задачи и значение ее изучения. Исторические школы.

3. Особенности исторического развития России.

 

Занятие 1.

1. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Новгородско-Киевская Русь. Отношения с Византией, странами Европы и Азии. Принятие христианства.

3. Феодальная политическая раздробленность. Монгольское нашествие. Русь и Золотая Орда: характер, особенности и проблемы взаимоотношений.

Занятие 2.

1. Особенности возникновения и развития Московского княжества в XIV в. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

2. Россия в XV в. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Создание единого централизованного государства.

3. Достижения культуры Новгородско-Киевской Руси.

 

Занятие 1

1. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Либеральные реформы Александра I.

2. Отечественная война 1812 г. Ее внутрироссийское и международное значение.

3. Начало революционного движения в России. Декабристы.

4. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война.

 

Занятие 2

1. Александр II и его реформы 1861–1874 гг. Контрреформы Александра III.

2. Экономическое развитие России в пореформенный период.

3. Основные направления идейной и общественно-политической борьбы во второй половине XIX в.

4. Развитие русской культуры в XIX в.

 

Гражданской войн

Занятие 1.

1. Россия на рубеже XIX–XX вв. Николай II. Русско-японская война.

2. Революция 1905–1907 гг.: ее причины, характер и результаты.

3. Политические партии России: их генезис, классификация, программы, стратегия и тактика.

4. Столыпинская аграрная реформа: цели, ход, итоги.

5. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

Занятие 2.

1. Великая российская революция. События февраля 1917 г.

2. Деятельность Временного правительства и Петросовета. Двоевластие.

3. Октябрьские события 1917 г. Установление Советской власти в России.

4. Гражданская война и интервенция. Причины, характер и последствия.

 

Занятие 1

1. Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

2. Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР. Причины поражений Красной Армии в начальный период войны. Битва под Москвой.

3. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы.

Занятие 2

1. Изгнание фашистских захватчиков с территории СССР в 1944–1945 годах. Битва за Берлин.

2. Разгром Германии и Японии. Источники и уроки Победы в Великой Отечественной войне.

3. Роль тыла в достижении Победы.

4. Международные конференции 1945 г. Их итоги и значение.

 

Занятие 1

1. Восстановление экономики в СССР в послевоенные годы.

2. Изменение геополитического положения в мире после Второй мировой войны. «Холодная война», ее инициаторы, сущность и последствия.

3. Общественно-политическая жизнь страны в 1945–1953 гг.

Занятие 2

1. СССР в 1953-1964 гг. Преобразования в экономике. Понятие «оттепели». Н.С. Хрущев.

2. Достижения, противоречивость и трудности социально-экономического развития СССР в 1960–1980-е гг. Л.И. Брежнев.

3. Внешняя политика СССР в 1960–1980-е гг. Достижения и просчеты.

 

Занятие 3

1. Политика «ускорения и перестройки» в социально-экономической и политической жизни СССР (1985–1991 гг.). М.С. Горбачев.

2. Обострение экономических, социальных, межнациональных проблем внутри страны.

3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ.

4. Развитие культуры в СССР в 1950–1980-гг.

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

 

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИСТОРИЯ

РОССИИ

учебно-методические материалы

 

 

Краснодар


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИСТОРИЯ

РОССИИ

 

учебно-методические материалы

 

 

издание семнадцатое, дополненное и переработанное

 

 

Краснодар

 

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

И 907

 

 

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств

Б.А. Трехбратов

 

 

И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.

 

 

Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов.

Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений.

УДК 947(075.8)

ББК 63.3(2)я73

 

Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Кубанского государственного университета

 

 

Представлено кафедрой истории и культурологии

 

 

ПРОГРАММА


Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества.

Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.

 

Раздел 1. Введение в изучение истории России

История России как научная и учебная дисциплина. Объект, предмет и содержание курса. Исторические знания как фактор формирования мировоззрения человека, его гражданской позиции. Место истории в системе общественных наук. Методы познания исторической действительности. Научные принципы изучения и оценки исторических явлений и фактов: историзм, объективность, системность. Вспомогательные исторические дисциплины. Понятие исторического источника. Научная и прикладная значимость изучения истории России.

Зарождение и развитие системы исторических знаний в России. Исторические школы. Научно-просветительская деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова. Советская историческая школа, особенности ее формирования и развития: Н.М. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский. Современный уровень исторической науки в России. Научная полемика о месте и роли России в мировой истории.

Раздел 2. От древней руси – к единому российскому государству (IX–XV века)

Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Геополитическое положение и природный фактор: их влияние на направление и характер исторического развития Древней Руси.

Возникновение государственности у восточных славян. Общественный идеал в Древней Руси и его реализация. Вечевая демократия. Новгород, Киев и другие политические центры Руси. «Повесть временных лет». Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Норманская теория.

Особенности формирования Древнерусского государства. Первые русские князья. Боярство. Дружина. Принятие христианства. Византийское влияние на формирование русской государственности и культуры. Роль церкви в общественно-политической жизни Древней Руси. «Русская Правда». Международные связи Новгородско-Киевской Руси. Взаимоотношения с Византией и Степью. Возникновение удельной системы. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Новгородская феодальная республика и Владимиро-Суздальское княжество. Католическая экспансия с Запада и ее роль в истории России. Невская битва. Ледовое побоище.

Монгольское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений и взаимовлияния.

Образование Московского княжества. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Роль Ивана Калиты и его наследников в усилении Московского княжества. Отношения Москвы с ордынскими ханами. Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве и ее роль в образовании Московского государства.

Преемники Дмитрия Донского: Василий I и Василий II Темный. Период феодальных войн. Начало распада Золотой Орды: образование Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Отказ Москвы присоединиться к Флорентийской унии. Территориальный рост московских владений и «собрание власти» в руках московского князя.

Эпоха Ивана III. Рост территории Московского государства. Начало борьбы с Литвой за западнорусские области. Присоединение Новгорода. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Отношения с Западом. Первый Судебник. Возвышение власти московского государя. Софья Палеолог и наследие Византии. Московия.

Культура Древней и Средневековой Руси. Декоративно-прикладное искусство: чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль. Складывание местного летописания в Киеве, Владимире, Пскове, Новгороде. Архитектура. София Киевская, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, София Новгородская. Церковь Покрова на Нерли. Развитие жанровой литературы: устное народное творчество, Жития святых, героический эпос, переводные произведения. Живопись: иконопись, фреска, мозаика. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.90.21 (0.044 с.)